Развитие познавательного интереса учащихся 5-6 классов при решении текстовых задач

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 12:40, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – теоретически обосновать и экспериментально установить резервы для развития интереса учащихся посредством решения математических задач.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является учебно-познавательная деятельность учащихся 5-6 классов.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – текстовые задачи, обеспечивающие интерес учащихся.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы познавательного интереса
1.1. Сущность познавательного интереса ........................................................ 5
1.2. Роль познавательного интереса в учебном процессе ……………………. 7
1.3. Уровни развития познавательного интереса ……………………………. 8
1.4. Познавательный интерес как средство обучения ………………………. 10
Глава 2. Пути и средства развития познавательного интереса в процессе решения текстовых задач …………………………………………………… 12
2.1. Понятие текстовой задачи ………………………………………………. 13
2.2. Дополнительная работа над задачей как средство развития познавательного интереса учащихся ………………………………………… 15
2.3. Нестандартные методы и приемы решения текстовых задач ………….. 20
2.4. Занимательные текстовые задачи для учащихся 5-6 классов …………. 24
2.5. Описание экспериментальной работы …………………………………… 30
Заключение ……………………………………………………………………. 34
Список литературы ……………………………………………………… ….. 35
Приложения

Работа содержит 1 файл

дипломная работа Алина.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

1.2. Ценность познавательного  интереса в учебном процессе. 

     Итак, познавательный интерес нужно  признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

     В познавательном интересе, как  в своеобразной клетке развития, находит свое выражение ряд значительных для обучения и развития моментов.

     1. В нем выражено единство объективной и субъективной сторон познавательной деятельности.

     Любой учебный предмет и даже  познавательная задача имеют объективные интересные свойства, заключенные в новых фактах, неизвестных явлениях, в связях и закономерностях, заставляющих по-иному рассматривать мир. При этом, поскольку каждый предмет имеет своеобразие, все содержание обучения выступает перед учащимися очень разносторонне, разнообразно и привлекательно.

     2. Другой важной стороной ценности познавательного интереса для процесса обучения, вытекающей из сказанного, является то, что в нем наиболее ощутимо проявляется закономерность перехода внешнего во внутреннее, что составляет суть развивающего  обучения.

     3. В этой связи нужно обратить внимание еще на одну сторону ценности познавательного интереса в процессе обучения, которая связана с психологической структурой самого феномена.

     Анализ психологической структуры  познавательного интереса привел психологов (С. Л. Рубинштейн, А. А. Гордон, А. Н. Леонтьев) к заключению, что это сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором в слитном, органическом единстве представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.

         4. Утверждая ценность познавательного интереса как фактора  процесса обучения, следует обратить внимание и на то, что под его влиянием активизируются не только указанные процессы, он активизирует всю познавательную деятельность, в целом и психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности. 

     Под его влиянием активней  протекает восприятие, острее становится  наблюдение, активизируется эмоциональная  и логическая память, интенсивней работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой.

          Таким образом, внутренняя сторона учебного процесса, представленная познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника.[22,с.30]

1.3. Уровни развития  познавательного  интереса. 

     У школьников одного и того  же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

     Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.

     Более высоким уровнем его является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.

     На этом уровне познавательный  интерес часто связан с решением задач прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого оно происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности. Этот уровень, пожалуй, можно назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных началах. Эта стадия, как показали исследования, характерна для младших подростков, которые еще не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и глубь вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в изучении.

     Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень бывает сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения. На этом уровне в учебном процессе особенно ощутимо движение ученика, который обнаруживает не только схватывание общего смысла, но и глубокое опосредованное осознание самых важных, существенных сторон изучаемого, который способен видеть диалектику явлений, обнаруживать глубокий интерес к познанию закономерностей.

     Указанные уровни познавательного  интереса довольно общо рисуют  нам тенденции его развития. В  реальном процессе путь, проделываемый  познавательным интересом, характеризуется более тонкими  и  сложными  взаимопереходами, в  которых одна стадия как бы проникает в другую, одна вырастает из другой, одна сопутствует другой. Но при всем этом в каждый данный момент учитель все же может видеть, на каком уровне развития интереса к знаниям находится школьник: на уровне фактов и репродуктивной деятельности, на уровне выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности, часто связанной с прикладным ее характером, либо на уровне вскрытия существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей.

     Репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый и творческий характер познавательной деятельности обуславливают собой и уровень познавательного интереса школьника.

     Указанный главный параметр уровней  познавательного интереса— обращенность его к объектам познания (фактам, процессам, закономерностям) сопровождается еще и такими параметрами, как устойчивость, локализованность и осознанность, что следует иметь в виду при анализе роли познавательного интереса в структуре личности школьника.

          Интерес к учению может быть относительно устойчив и связан с определенным кругом предметов, заданий. Относительная устойчивость познавательного интереса к определенной области предметов и явлений позволяет учителю опираться на имеющиеся расположения учеников, использовать их активность и постепенно укреплять и развивать его как мотив учения. Этот уровень  устойчивости  познавательного  интереса  характерен  для большинства учащихся подростков, в которых мотив познавательного интереса как внутренний побудитель их учения еще не настолько силен, чтобы не нуждаться во внешней стимуляции, идущей от средств учебного процесса.  В  этих случаях  очень важно  разглядеть  тенденцию  его  устойчивости:   преобладают ли у ученика внутренние побуждения интереса, или же он нуждается больше во внешних стимулах.

     Наконец, познавательный интерес  школьника может быть достаточно устойчив. Тогда внутренняя мотивация в учении будет преобладать и ученик может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделимое целое с потребностью в познании, когда ученик не просто хочет учиться, а не может не учиться. Прочный познавательный интерес сопутствует развитию далеко не каждого школьника. Он очень индивидуален и формируется под влиянием множества путей (не только обучение, но и занятия любимым делом в свободное время; не только учебная книга, но и множество средств массовых коммуникаций; не только учитель, но и родители, товарищи, знатоки своего дела и т. д.). Любое из этих (и не названных здесь) обстоятельств может иметь сильное и особое воздействие на познавательный интерес школьника.[21,с.36] 
 
 
 

1.4. Познавательный интерес  как средство обучения 

     Познавательный интерес — явление  многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизация познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей. «Смертный грех учителя - быть скучным» (Гербарт). Этот-афоризм часто определяет понимание учителем   места   познавательного интереса в обучении, который рассматривается им как инструмент оживления учебного процесса, находящийся в его руках.[22, с.22]

     Влияние мастерства учителя на  познавательный интерес учащихся — неоспоримый факт, подтверждаемый всей многовековой историей школы (К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. Дистервег), современными исследованиями (Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина) и повседневной практикой учителей, которая обнажает единство и взаимообусловленность высокого качества обучения и систематического укрепления познавательных интересов (Г. И. Горская, И. Н. Овчинникова, В. Г. Ананьева, А. С. Дегожская, Н. Г. Симина, И. И. Воробьева, И. И. Тараненко, Б. И. Переверзев, М. Д. Бир-шерд, Г. В. Ткаченко, И. А. Гуревич и многие другие).[22, с.23]

         1. Познавательный интерес, характеризуясь объективными условиями появления и формирования, представляет собою внутренний своеобразный процесс самой личности, затрагивающий наиболее-значительные ее стороны (волю, интеллект, чувства).

     Рассматривая познавательный интерес в качестве средства, стимула обучения (а средство есть не что иное, как внешнее воздействие), мы не всегда можем рассчитывать на то, что все наши стимулы будут иметь в ходе обучения именно тот эффект, который важен для познавательного интереса как свойства личности нашего ученика, потому что внешние воздействия механически не преломляются во внутренние процессы личности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Г. С. Костюк).

     2. Школьника могут привлекать  такие стороны обучения, которые связаны с особенно яркими, эмоционально поданными фактами, эффектными опытами, с обаянием личности учителя. Все эти сами по себе ценные стимулы обучения не должны подменять, однако, самого существа познавательного интереса, которое состоит, как сказано выше, в стремлении школьника, проникнуть в познаваемую область более глубоко и основательно, в постоянном побуждении заниматься предметом своего интереса.

     И яркий факт, и эффектный опыт  — явления преходящие, и вполне вероятно, что интерес, возникший на их основе, так же быстро угаснет, как и родился. С другой стороны, эти внешние стимулы могут вызвать состояние заинтересованности данным частным случаем, ситуативный интерес действия и, будучи редкими, случайными, не окажут необходимого влияния на формирование устойчивого стремления ученика проникнуть в сущность изучаемого учебного материала.

     Таким образом, ограничивать трактовку  познавательного интереса внешней стороной его влияния на школьника, понимать его лишь как средство обучения — неосмотрительно. Главная беда такого ограниченного, одностороннего подхода к оценке познавательного интереса состоит в том, что, отбирая соответствующие приемы, «оживляющие» уроки, учитель очень часто не пытается заглянуть во внутренние процессы познавательной деятельности самих учеников, которые происходят под влиянием этих приемов. Таким образом, сам методический прием учителем понимается порой как некое магическое, автоматически срабатывающее средство, т. е. управление процессом учения происходит нередко вслепую, наугад.

     К сожалению, и методическая  литература последних лет не  всегда нацеливает учителя на  анализ познавательных процессов у учащихся, которые происходят под влиянием интересного обучения. А между тем стремление к обновлению методических средств, способствующих пробуждению интереса, в этих методических работах имеется.

     Познавательный интерес как средство  обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии учеников, открывающего его перспективы. Внесение элементов оживления в содержание, методы обучения и в формы работы учащихся с целью вызвать или упрочить их познавательный интерес, как отдельный эпизод, может дать лишь вспышку непосредственного интереса, но не перейдет во внутренний план деятельности, в отношение к учению. С устранением внешне занимательной ситуации, породившей этот временный, неустойчивый интерес, он может быстро угаснуть (Б. Г. Ананьев).[22, с.24] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2.  

Пути  и средства развития познавательного  интереса в процессе решения текстовых  задач. 

      В процессе осуществления успешного  обучения очень важной является  проблема разработки приемов  и методов обучения математике, обеспечивающих не только эффективное усвоение программного материала, но и математическое развитие школьников. Задачи и упражнения в процессе обучения математике играет первостепенную роль. Посредством решения соответствующих математических задач школьники не только активно приобретают знания, но и приобщаются к творческой работе уже на уровне школьного обучения.

Информация о работе Развитие познавательного интереса учащихся 5-6 классов при решении текстовых задач