Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 12:40, дипломная работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – теоретически обосновать и экспериментально установить резервы для развития интереса учащихся посредством решения математических задач.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является учебно-познавательная деятельность учащихся 5-6 классов.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – текстовые задачи, обеспечивающие интерес учащихся.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы познавательного интереса
1.1. Сущность познавательного интереса ........................................................ 5
1.2. Роль познавательного интереса в учебном процессе ……………………. 7
1.3. Уровни развития познавательного интереса ……………………………. 8
1.4. Познавательный интерес как средство обучения ………………………. 10
Глава 2. Пути и средства развития познавательного интереса в процессе решения текстовых задач …………………………………………………… 12
2.1. Понятие текстовой задачи ………………………………………………. 13
2.2. Дополнительная работа над задачей как средство развития познавательного интереса учащихся ………………………………………… 15
2.3. Нестандартные методы и приемы решения текстовых задач ………….. 20
2.4. Занимательные текстовые задачи для учащихся 5-6 классов …………. 24
2.5. Описание экспериментальной работы …………………………………… 30
Заключение ……………………………………………………………………. 34
Список литературы ……………………………………………………… ….. 35
Приложения
Федеральное агентство по образованию
Стерлитамакская
государственная
педагогическая академия
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
на тему:
«Развитие
познавательного
интереса учащихся 5-6
классов при решении
текстовых задач»
Выполнила студентка-заочница 6 курса
Научный руководитель:
Стерлитамак 2007
Содержание
Введение
………………………………………………………………………..
3
Глава
1. Психолого-педагогические основы
проблемы познавательного интереса
1.1.
Сущность познавательного интереса
..............................
1.2.
Роль познавательного интереса в учебном
процессе ……………………. 7
1.3.
Уровни развития познавательного интереса
…………………………….
8
1.4.
Познавательный интерес как средство
обучения ……………………….
10
Глава
2. Пути и средства развития познавательного
интереса в процессе решения текстовых
задач ……………………………………………………
12
2.1.
Понятие текстовой задачи ……………………………………………….
13
2.2.
Дополнительная работа над задачей как
средство развития познавательного интереса
учащихся …………………………………………
15
2.3.
Нестандартные методы и приемы решения
текстовых задач ………….. 20
2.4.
Занимательные текстовые задачи для учащихся
5-6 классов …………. 24
2.5.
Описание экспериментальной работы
…………………………………… 30
Заключение
…………………………………………………………………….
34
Список
литературы ………………………………………………………
….. 35
Приложения
Введение
Важнейшим видом учебной
Поэтому эффективность
Эта проблема уже
Многочисленные исследования
Таким образом, существует
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ –
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ –
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ –
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ – если выбрать оптимальную систему задач и эффективную методику их решения, то это может способствовать повышению познавательного интереса учащихся к математике.
Проблема, цель, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1) раскрыть психолого-
2) разработать систему задач, ориентированную на развитие интереса учащихся;
3) раскрыть содержание и
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической математической и методической литературы по теме исследования;
2) теоретическое исследование
3) изучение и анализ состояния
исследуемой проблемы в
4) эксперимент.
ГЛАВА
1.
Психолого-педагогические
основы проблемы познавательного
интереса.
1.1.
Сущность познавательного
интереса.
Современная теория обучения и воспитания детей при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями.
Вполне объяснимо поэтому
Формирование познавательных
Интерес как очень сложное и значимое для личности образование имеет множество различных трактовок:
-Интерес выступает как
-Интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности (Е.К.Стронг, С. Л. Рубинштейн).
-Интерес трактуется как
-В интересе видят тенденцию заниматься деятельностью, вещами, процессом занятий (английский словарь психологических терминов).
-Интерес — это своеобразный
сплав эмоционально-волевых
и интеллектуальных процессов,
повышающий активность
-Интерес-это структура, состоящая из потребностей (Ш. Бюлер).
-Интерес- это активное
-«Это специфичное отношение личности
к объекту, вызванное сознанием его жизненного
значения и эмоциональной привлекательностью»
(А.Г. Ковалев).[22,с.5]
Таким образом, психологическое
понятие «интерес» отображает множество
значимых процессов - от единичных (внимание)
до совокупности их, он выражается в тенденциях,
потребностях, отношениях.
Чрезвычайно ценно стремление современной психологии рассматривать интерес не обособленно, а в целостной структуре личности, в свете определяющих личность отношений и потребностей (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, В. Г. Иванов, А. Н. Леонтьев).
Мы считаем, что в действительности интерес выступает перед нами:
-и как избирательная
-и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
-и как мощный побудитель
-и, наконец, как особое
Ян Амос Коменский,
Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом.
В обучении фигурирует особый вид интереса — интерес к познанию, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область — содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Общеизвестно, что учить приятней
и радостней того, кто хочет учиться,
кто испытывает удовлетворение от своего
учебного труда, кто проявляет интерес
к знаниям. И наоборот, трудно и тягостно
учить тех, кто не испытывает желания узнавать
новое, кто смотрит на учение, на школу
как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется
каждому начинанию учителя, каждому, даже
разумному воздействию со стороны.[21,с.45]