Развитие познавательного интереса учащихся 5-6 классов при решении текстовых задач

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 12:40, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – теоретически обосновать и экспериментально установить резервы для развития интереса учащихся посредством решения математических задач.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является учебно-познавательная деятельность учащихся 5-6 классов.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – текстовые задачи, обеспечивающие интерес учащихся.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы познавательного интереса
1.1. Сущность познавательного интереса ........................................................ 5
1.2. Роль познавательного интереса в учебном процессе ……………………. 7
1.3. Уровни развития познавательного интереса ……………………………. 8
1.4. Познавательный интерес как средство обучения ………………………. 10
Глава 2. Пути и средства развития познавательного интереса в процессе решения текстовых задач …………………………………………………… 12
2.1. Понятие текстовой задачи ………………………………………………. 13
2.2. Дополнительная работа над задачей как средство развития познавательного интереса учащихся ………………………………………… 15
2.3. Нестандартные методы и приемы решения текстовых задач ………….. 20
2.4. Занимательные текстовые задачи для учащихся 5-6 классов …………. 24
2.5. Описание экспериментальной работы …………………………………… 30
Заключение ……………………………………………………………………. 34
Список литературы ……………………………………………………… ….. 35
Приложения

Работа содержит 1 файл

дипломная работа Алина.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Стерлитамакская государственная  педагогическая академия 
 
 
 
 
 
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

  на тему: 

«Развитие познавательного  интереса учащихся 5-6 классов при решении  текстовых задач» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                 Выполнила студентка-заочница 6 курса

                                                                 физико-математического факультета

                                                               

                                                                Научный руководитель:     

                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Стерлитамак 2007

Содержание 
 
 
 

Введение  ………………………………………………………………………..  3 

Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы познавательного интереса   

1.1. Сущность познавательного интереса  ........................................................   5  

1.2. Роль познавательного интереса в учебном процессе  ……………………. 7 

1.3. Уровни развития познавательного интереса  ……………………………. 8  

1.4. Познавательный интерес как средство обучения  ………………………. 10 

Глава 2. Пути и средства развития познавательного интереса в процессе решения текстовых задач  ……………………………………………………    12 

2.1. Понятие текстовой задачи  ……………………………………………….  13 

2.2. Дополнительная работа над задачей как средство развития познавательного интереса учащихся  ………………………………………… 15 

2.3. Нестандартные методы и приемы решения текстовых задач ………….. 20     

2.4. Занимательные текстовые задачи для учащихся 5-6 классов  …………. 24 

2.5. Описание экспериментальной работы …………………………………… 30 

Заключение ……………………………………………………………………. 34 

Список  литературы ……………………………………………………… ….. 35 

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Важнейшим видом учебной деятельности, в процессе которой школьниками усваивается математическая теория, развивается их познавательный интерес, творческие способности и самостоятельность мышления, является решение математических задач.

     Поэтому эффективность обучения  во многом зависит от отбора, конструирования, организации решения задач. Часто встречающийся формализм в знаниях учащихся, недостаток умений, неумение решать задачи, незаинтересованность учащихся во многом объясняется несовершенством методики. Устранить указанные недостатки можно только будучи вооруженным теорией, вскрывающей закономерности функционирования задач в учебном процессе, указывающей способы их оптимального отбора. Вопросы использования задач в обучении математике приобретают особую актуальность.

     Эта проблема уже рассматривалась  на протяжении многих лет, она актуальна и сегодня. Значительный вклад в решение этой проблемы внесли известные психологи, педагоги и методисты-математики: П.М. Эрдниев, Ю.М. Колягин, Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий и другие. Отдельным сторонам проблемы задач (функции задач, построение конкретных систем задач направленных на развитие интереса учащихся, развитие творческих способностей и т.д.) посвящаются работы таких авторов, как С.Б. Суворова, К.Н. Нешкова, А.Д. Семушин и другие.

     Многочисленные исследования привели  к обилию рекомендаций, а поскольку они касаются различных сторон использования задач, то учесть их в практике обучения очень трудно. Это послужило причиной того, что учителя математики испытывают значительные трудности в поисках рациональных путей эффективного обеспечения развития познавательного интереса учащихся на уроках математики при решении задач.

     Таким образом, существует противоречие  между необходимостью реализации  условий для развития познавательного  интереса учащихся на уроках  математики и недостаточной обеспеченностью учителей-практиков эффективной системой задач, направленных для решения данной проблемы. Из этого противоречия вытекает актуальность данного исследования.

     ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ – выявление  степени влияния выбранной нами  системы текстовых задач и дополнительной работы с ними на развитие интереса у учащихся 5-6 классов.

     ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – теоретически  обосновать и экспериментально установить резервы для развития интереса учащихся посредством решения математических задач.

     ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является  учебно-познавательная деятельность  учащихся 5-6 классов.

     ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – текстовые  задачи, обеспечивающие интерес  учащихся.

     ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ – если  выбрать оптимальную систему  задач и эффективную методику их решения, то это может способствовать повышению познавательного интереса учащихся к математике.

     Проблема, цель, предмет и гипотеза  определили следующие задачи  исследования:

     1) раскрыть психолого-педагогические  основы развития интереса учащихся на уроках математики;

     2) разработать систему задач, ориентированную на развитие интереса учащихся;

     3) раскрыть содержание и методику  экспериментальной работы. 

Для решения  поставленных задач применялись  следующие методы исследования:

    1) анализ психолого-педагогической математической и методической литературы по теме исследования;

     2) теоретическое исследование проблемы;

     3) изучение и анализ состояния  исследуемой проблемы в школьной  практике (наблюдение за процессом  обучения математике, изучение школьных программ и учебников).

     4) эксперимент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.  

Психолого-педагогические основы проблемы познавательного  интереса. 

1.1. Сущность познавательного интереса. 

     Современная теория обучения  и воспитания детей при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями.

     Вполне объяснимо поэтому внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при известных условиях становятся устойчивой чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний.

     Формирование познавательных интересов Щукина Г.И. связывает с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов учащихся.[22, с.3]

          Интерес как очень сложное и значимое для личности образование имеет множество различных трактовок:

     -Интерес выступает как избирательная  направленность человека, его внимания (Т.Рибо, Н.Ф. Добрынин),его мыслей, помыслов (С. Л. Рубинштейн).

     -Интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности (Е.К.Стронг, С. Л. Рубинштейн).

     -Интерес трактуется как активатор  разнообразных чувств (Д.Фрейер) и  как своеобразная чувствительность  ребенка (Ш. Бюлер).

     -В интересе видят тенденцию  заниматься деятельностью, вещами, процессом занятий (английский словарь психологических терминов).

     -Интерес — это своеобразный  сплав эмоционально-волевых   и   интеллектуальных   процессов,  повышающий активность сознания  « деятельности человека (Л. А. Гордон).

     -Интерес-это структура,  состоящая    из потребностей (Ш. Бюлер).

     -Интерес- это активное познавательное (В. Н. Мясищев,   В.   Г.   Иванов),   эмоционально-познавательное (Н. Г. Морозова) отношение человека  к миру.

     -«Это специфичное отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью» (А.Г. Ковалев).[22,с.5] 
     Таким образом, психологическое понятие «интерес» отображает множество значимых процессов - от единичных (внимание) до совокупности их, он выражается в тенденциях, потребностях, отношениях.

Чрезвычайно ценно стремление современной психологии рассматривать интерес не обособленно, а в целостной структуре личности, в свете определяющих личность отношений и потребностей (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, В. Г. Иванов, А. Н. Леонтьев).

Мы считаем, что в действительности интерес  выступает перед нами:

     -и как избирательная направленность  психических процессов человека  на объекты и явления окружающего  мира;

     -и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

     -и как мощный побудитель активности  личности, под влиянием которого  все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

     -и, наконец, как особое избирательное  (небезучастное, не индифферентное, а наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями) отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.[22, с.6]

     Ян Амос Коменский, совершивший  революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К. Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата. Даже И. Ф. Гербарт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку.[21,с.37]

          Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом.

     В обучении фигурирует особый  вид интереса — интерес к  познанию, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область — содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

     Общеизвестно, что учить приятней  и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны.[21,с.45] 
 

Информация о работе Развитие познавательного интереса учащихся 5-6 классов при решении текстовых задач