Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 12:40, дипломная работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – теоретически обосновать и экспериментально установить резервы для развития интереса учащихся посредством решения математических задач.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является учебно-познавательная деятельность учащихся 5-6 классов.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – текстовые задачи, обеспечивающие интерес учащихся.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы познавательного интереса
1.1. Сущность познавательного интереса ........................................................ 5
1.2. Роль познавательного интереса в учебном процессе ……………………. 7
1.3. Уровни развития познавательного интереса ……………………………. 8
1.4. Познавательный интерес как средство обучения ………………………. 10
Глава 2. Пути и средства развития познавательного интереса в процессе решения текстовых задач …………………………………………………… 12
2.1. Понятие текстовой задачи ………………………………………………. 13
2.2. Дополнительная работа над задачей как средство развития познавательного интереса учащихся ………………………………………… 15
2.3. Нестандартные методы и приемы решения текстовых задач ………….. 20
2.4. Занимательные текстовые задачи для учащихся 5-6 классов …………. 24
2.5. Описание экспериментальной работы …………………………………… 30
Заключение ……………………………………………………………………. 34
Список литературы ……………………………………………………… ….. 35
Приложения
В теории и методике
Однотипность задач очень
Избежать это помогает
Задачи, в которых говорится о
покупке, продаже, о движение
поездов, о работе и т.д., называются
сюжетными, так как в каждой
из них описывается какой-то
жизненный сюжет.[19,с.67] Таким образом, текстовые
и сюжетные задачи можно назвать синонимами.
2.1.
Понятие текстовой
задачи.
В методике преподавания
Что же тогда понимают под понятием «текстовая задача»?
Текстовая задача есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения.
Решение задач – это работа несколько необычная, а именно умственная работа. А чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо изучить тот материал, над которым придётся работать, те инструменты, с помощью которых выполняется эта работа.
Значит, для того чтобы научиться решать задачи, надо разобраться в том, что собой они представляют, как они устроены, из каких составных частей они состоят, каковы инструменты, с помощью которых производится решение задач.
Каждая задача – это единство условия и цели. Если нет одного из этих компонентов, то нет и задачи. Это очень важно иметь в виду, чтобы проводить анализ текста задачи с соблюдением такого единства. Это означает, что анализ условия задачи необходимо соотносить с вопросом задачи и, наоборот, вопрос задачи анализировать направленно с условием. Их нельзя разрывать, так как они составляют одно целое.
Математическая задача – это
связанный лаконический
Любая текстовая задача
В условии соблюдаются
Требование задачи – это указание того, что нужно найти. Оно может быть выражено предложением в повелительной или вопросительной форме («Найти площадь треугольника.» или «Чему равна площадь прямоугольника?»).
Рассмотрим задачу: На тракторе
«Кировец» колхозное поле
В задаче пять неизвестных
значений величин, одно из
Иногда задачи формируются
В реальной жизни довольно
часто возникают самые
На основе возникающих в жизни задачных ситуаций могут быть сформулированы и задачи, в которых недостаточно информации для выполнения требований. Так в задаче: «Найти длину и ширину участка прямоугольной формы, если известно, что длина больше ширины на 3 метра.» – недостаточно данных для ответа на её вопрос. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо её дополнить недостающими данными.
По мнению К.И. Нешкова и А.Д. Семушина сложилось так, что в нашей методике однобоко понимается текстовая задача. Рассмотрим, например, две задачи. Первая задача: «Станок весил 2 т 224 кг. По предложению рабочих одна из частей станка была облегчена на 124 кг, а другая на 96 кг. Сколько весит станок облегченного типа? » Вторая задача: «С разных сторон на холм поднимаются три дороги и сходятся на его вершине. Составьте множество маршрутов, по которым можно подняться на холм и спуститься с него».
Все считают, что первая
Такое понимание текстовых
Вполне возможно, что поиски корректного
определения текстовой задачи
имеют какое-то значение для
теории педагогики. Однако для практики
обучения математике гораздо важнее не
знания определения текстовой задачи,
а понимание ее функции в процессе обучения.[10,
с. 4]
2.2.
Дополнительная работа
над задачей как
средство развития
познавательного
интереса учащихся.
Решение задач используется для разных учебных целей, для формирования мотиваций и интереса к учебной деятельности у учащихся, для иллюстрации и конкретизации изученного учебного материала, выработки у учащихся специальных умений и навыков, для контроля и оценки результатов их учебной работы и т.д.
Но есть одна цель обучения математике, которая, к сожалению, меньше всего достигается в процессе обучения, - это формирование у учащихся общего подхода, общего умения решать любые математические задачи.
Ведь действительно, частные способы решения отдельных видов задач, изучаемых в школе, могут быть скоро забыты, и в этом ничего страшного нет, а вот общее умение, общий подход к решению любых задач должен сохраниться у каждого выпускника школы надолго, на всю жизнь. Ибо этот общий подход к решению любых математических задач есть, по сути дела, модель разумного подхода к решению любых бытовых, практических, технических и иных задач, которые будут повседневно встречаться человеку на протяжении всей его жизни. Ведь жить – это значит решать задачи![10,с.7]
А между тем подавляющее
Основная причина такого
Рассмотрим кратко, в чем состоит эта традиционная методика. Анализ ее показывает, что в ней в той или иной пропорции используется несколько методов обучения.
Первый метод состоит в том,
что все задачи, которые считаются
необходимым перерешать с
Естественно, что такой метод
обучения может сформировать
у учащихся лишь частные
Второй метод состоит в том,
что в процессе обучения
Третий метод начал широко применяться у нас не так давно, главным образом под воздействием книг Д. Пойа. Состоит он в том, что учащимся даются общие эвристические схемы процесса решения задач или поиска способа решения, подобных тем, которые приведены в конце книги Д. Пойа [15]. Несомненно, что использование этого метода в сочетании с первыми двумя явилось большим шагом вперед в развитии методики обучения решению математических задач.
Однако и этот метод не дал
ощутимых результатов в
Создавшееся тяжелое положение
в методике обучения решению
задач заставляет
Первая причина сугубо
Вопрос о мотивации и развитие интереса к решению задач требует особого обсуждения. Во многом характер мотивации зависит от организации процесса обучения решению задач. Существующая организация не способствует формированию глубокого внутреннего интереса к этой деятельности у большинства учащихся.
Перейдем к рассмотрению