Развитие орфографического самоконтроля младших школьников в процессе обучения правописанию

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучить возможности формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников в процессе правописания на уроках русского языка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психологические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников…………………………………………….
1.2. Возрастные особенности младшего школьника и их учет в работе по формированию навыков орфографического самоконтроля……………………...

1.3. Лингвистические основы обучения орфографии в начальных классах ……………………………………..
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………..
II. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ МЛАДЩИХ ШКОЛЬНИКОВА ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2.1. Понятие орфографического самоконтроля в методической науке……………………………………
2.2. Тестовые задания и их классификация………………..
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………..………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………......
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовик Гунько Юлии 140.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

38.  Мор Г.Я. формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся// Начальная школа. -1988. -№10. – с. 18-21

39.  Мухина,В.С. Возрастная психология/ В.С. Мухина – М.: Просвещение. 1999. – 452с.

40.  Назарова Л.К. Активизация обучения правописанию на основе учета индивидуальных особенностей учащихся в 3 и 4 классах. – М.: Просвещение, 1962.- 143с.

41.  Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология психодиагностика / Р.С.Немов. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.-512с.

42.  Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – М.: Просвещение,1998. – 167.

43.  Острикова, Т.А. Лингвометодические статьи / Т.А. Острикова.-Абакан – 2002.-56с.

44.  Педагогическая психология: учебное пособие / Под. ред. А. И. Раева.- СПб: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.- 152с.

45.  Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим – Бад.-М.:Большая Российская энциклопедия, 2003.-528с.

46.  Психология личности, словарь - справочник: / Под. ред П.П.Горностая, Т.М. Титоренко.- К: Рута 2001.- 231с.

47.  Программы 4-х летней начальной школы / Под. ред Л.Е.Журовой.- М.: 2004.- 144с.

48.  Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. / Е.С.Рабунский. – М.: Педагогика, 1975. – 180с.

49.  Рахимов А.З. Формирование творческого мышления учащихся. – Уфа, 1989. – 163с.

50.  Рубинштейн, С.Л. основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн.- СПб: Питер, 1999.-720с.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Структура учебной деятельности   - учебная задача;

- учебное действие;

- действие контроля;

- действие оценки.

Структурные моменты:

- субъект;

- предмет; 

- средство;

- процедура; - внешние  условия;

- продукт.

- учебная мотивация  (учебная ситуация);

- учебная задача;  решение учебной задачи, посредством учебных действий;

- контроль преподавателя,  т.е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль; - оценка преподавателя, т.е. внешние оценочные действия, переходящие в самооценку

Определение «учебной деятельности» Это ведущая  деятельность младшего школьного возраста, в коей происходит контролируемое присвоение основ опыта социального и когнитивного, прежде всего в виде основных операций интеллектуальных и понятий Это деятельность, имеющая своим содержанием овладение  обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Это деятельность, преднамеренно направленная на приобретение опыта одним из ее участников. Обеспечивая познание, она дает его в качестве прямого или главного продукта Это деятельность субъекта по овладению обобщенными  способами учебных действий и  саморазвитию в процессе решения  учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.
Источник Словарь психолога  – практика / Сост. С.Ю. Головин. –  Мн.: Харвест, 2003. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Педагогика, 1974. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства.

- М.: Изд-во Московского  университета, 1988.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. –  М.: Логос, 2001
Автор Словарь психолога  – практика/ Сост. С.Ю. Головин Д.Б. Эльконин Т.В. Габай И.А.Зимняя
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Например. Вот  как выглядит алгоритм для правила  о правописании суффиксов –онок, -енок во 2-ом классе в учебниках С.В. Иванова.

Чтобы не ошибиться  в написании суффиксов –онок- и –енок-, нужно:

выделить корень;

определить, какой  согласный звук перед суффиксом;

если это твердый  согласный или шипящие - [ш], [ж], [ч], пишется суффикс -онок-, если нет, пишем  суффикс –енок-.

Определим суффикс  в слове медве[жонок].

Корень медведь - медвеж[д//ж].

перед суффиксом  звук [ж].

Звук [ж] – твердый  согласный, пишем суффикс –онок- : медвежонок.

Определим суффикс  в слове осл'[онок].

Корень осёл – осл.

Перед суффиксом  звук [л']

Звук [л]- мягкий согласный, пишем суффикс –ёнок-: ослёнок.

Далее следует  упражнение, материал которого поможет  применить алгоритм в действии: «Запиши  буквами: стриж[онок], лис[онок], скворч[онок], реб[онок]». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Например. Какие  буквы «спорят»? №какие буквы побеждают»?

№1

Сугро… сне… шка…

Рука… заво…  прика…

№2

Г д з

кру ря гла 

к т с

№3

о е о о

к за р ка д  ма тр ва

а и а а 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Например. Пишется  буква е в корне слова:

1) разм…стить

2) разм…гчить

3) разв…сти.

Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение). Например. Продолжите предложение:

1. Звуки речи  бывают гласные и _______________

2. Согласные  звуки бывают твердые и _______________

«Тест – перекресток». Решение таких тестов приводит к созданию схем, графиков – это объединение стрелками («дорожками»)элементов, связанных между понятиями. Например. Соедини стрелками.

Вопросы. Слова.

Кто? город

Что? Горожанин  учение ученица 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Требования к  тестам с примерами

1. Валидность (или  адекватность целям проверки).

Например:

Выбери правильный ответ

Имя существительное  – это

часть речи, которая  изменяется по родам;

часть речи, которая  обозначает предмет;

часть речи, которая  отвечает на вопросы кто? Что? И обозначает предмет.

2. Определенность.

Например:

Соедини стрелками  имена существительные

Мужской род  земля

Женский род  стекло

Средний род  мороз

3. Простота.

Например:

Слова, выраженные существительными, в предложении  являются.

А) подлежащим

Б) сказуемым

4. Однозначность.

Приложение  7

Тест №1

1) Зачеркните  неверную букву

ш т ш д  з в 

мы..ка пли..ка но..ка зага..ка ска..ка тра..ка

ж д ж т  с ф 

2) Зачеркните  неверную букву

т ж д д  г

кро.. чи.. са.. площа..ь  сне..

д ш т т  к

3) Впишите по  порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы

(веселые) чиж.., верш..на, ч..жой, ч..йник, щ..риться (на  солнце), щ..вель.

4) Впишите по  порядку в пустые клетки пропущенные  в словах буквы

б..реза, вет..р, в..робей, гор..д, з..вод, м..шина.

 

Тест №2

1) Зачеркните  неверную букву

з з п ф  ш ж 

ни..ко бли..ко ре..ка морко..ка верху..ка варе..ка

с с б в  ж ш 

2) Зачеркните  неверную букву

д з т б  г д

лё.. моро.. сле.. сугро.. дру.. тор.

т с д п  к т

3) Впишите по  порядку в пустые клетки пропущенные  в словах буквы

(длинные) нож.., (мышь) шурш..т, ч..лок, дач.., щ..пальце, чащ..

4) Впишите по  порядку в пустые клетки пропущенные  в словах буквы

..зык, з..яц, к..пуста,  к..рова, м..дведь, с..бака. 

Информация о работе Развитие орфографического самоконтроля младших школьников в процессе обучения правописанию