Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:34, курсовая работа
Цель - изучить возможности формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников в процессе правописания на уроках русского языка.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психологические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников…………………………………………….
1.2. Возрастные особенности младшего школьника и их учет в работе по формированию навыков орфографического самоконтроля……………………...
1.3. Лингвистические основы обучения орфографии в начальных классах ……………………………………..
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………..
II. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ МЛАДЩИХ ШКОЛЬНИКОВА ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2.1. Понятие орфографического самоконтроля в методической науке……………………………………
2.2. Тестовые задания и их классификация………………..
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………..………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………......
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………
38. Мор Г.Я. формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся// Начальная школа. -1988. -№10. – с. 18-21
39. Мухина,В.С. Возрастная психология/ В.С. Мухина – М.: Просвещение. 1999. – 452с.
40. Назарова Л.К. Активизация обучения правописанию на основе учета индивидуальных особенностей учащихся в 3 и 4 классах. – М.: Просвещение, 1962.- 143с.
41. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология психодиагностика / Р.С.Немов. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.-512с.
42. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – М.: Просвещение,1998. – 167.
43. Острикова, Т.А. Лингвометодические статьи / Т.А. Острикова.-Абакан – 2002.-56с.
44. Педагогическая психология: учебное пособие / Под. ред. А. И. Раева.- СПб: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.- 152с.
45. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим – Бад.-М.:Большая Российская энциклопедия, 2003.-528с.
46. Психология личности, словарь - справочник: / Под. ред П.П.Горностая, Т.М. Титоренко.- К: Рута 2001.- 231с.
47. Программы 4-х летней начальной школы / Под. ред Л.Е.Журовой.- М.: 2004.- 144с.
48. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. / Е.С.Рабунский. – М.: Педагогика, 1975. – 180с.
49. Рахимов А.З. Формирование творческого мышления учащихся. – Уфа, 1989. – 163с.
50. Рубинштейн, С.Л.
основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн.-
СПб: Питер, 1999.-720с.
Приложение 1
Структура учебной деятельности | - учебная задача;
- учебное действие; - действие контроля; - действие оценки. |
Структурные моменты:
- субъект; - предмет; - средство; - процедура; - внешние условия; - продукт. |
- учебная мотивация
(учебная ситуация);
- учебная задача; решение учебной задачи, посредством учебных действий; - контроль преподавателя, т.е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль; - оценка преподавателя, т.е. внешние оценочные действия, переходящие в самооценку | |
Определение «учебной деятельности» | Это ведущая деятельность младшего школьного возраста, в коей происходит контролируемое присвоение основ опыта социального и когнитивного, прежде всего в виде основных операций интеллектуальных и понятий | Это деятельность,
имеющая своим содержанием |
Это деятельность, преднамеренно направленная на приобретение опыта одним из ее участников. Обеспечивая познание, она дает его в качестве прямого или главного продукта | Это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. |
Источник | Словарь психолога – практика / Сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2003. | Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Педагогика, 1974. | Габай Т.В. Учебная
деятельность и ее средства.
- М.: Изд-во Московского университета, 1988. |
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2001 |
Автор | Словарь психолога – практика/ Сост. С.Ю. Головин | Д.Б. Эльконин | Т.В. Габай | И.А.Зимняя |
Приложение 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Например. Вот как выглядит алгоритм для правила о правописании суффиксов –онок, -енок во 2-ом классе в учебниках С.В. Иванова.
Чтобы не ошибиться в написании суффиксов –онок- и –енок-, нужно:
выделить корень;
определить, какой согласный звук перед суффиксом;
если это твердый согласный или шипящие - [ш], [ж], [ч], пишется суффикс -онок-, если нет, пишем суффикс –енок-.
Определим суффикс в слове медве[жонок].
Корень медведь - медвеж[д//ж].
перед суффиксом звук [ж].
Звук [ж] – твердый согласный, пишем суффикс –онок- : медвежонок.
Определим суффикс в слове осл'[онок].
Корень осёл – осл.
Перед суффиксом звук [л']
Звук [л]- мягкий согласный, пишем суффикс –ёнок-: ослёнок.
Далее следует
упражнение, материал которого поможет
применить алгоритм в действии: «Запиши
буквами: стриж[онок], лис[онок], скворч[онок],
реб[онок]».
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Например. Какие буквы «спорят»? №какие буквы побеждают»?
№1
Сугро… сне… шка…
Рука… заво… прика…
№2
Г д з
кру ря гла
к т с
№3
о е о о
к за р ка д ма тр ва
а и а а
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Например. Пишется буква е в корне слова:
1) разм…стить
2) разм…гчить
3) разв…сти.
Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение). Например. Продолжите предложение:
1. Звуки речи
бывают гласные и _____________
2. Согласные
звуки бывают твердые и _______
«Тест – перекресток». Решение таких тестов приводит к созданию схем, графиков – это объединение стрелками («дорожками»)элементов, связанных между понятиями. Например. Соедини стрелками.
Вопросы. Слова.
Кто? город
Что? Горожанин
учение ученица
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Требования к тестам с примерами
1. Валидность (или адекватность целям проверки).
Например:
Выбери правильный ответ
Имя существительное – это
часть речи, которая изменяется по родам;
часть речи, которая обозначает предмет;
часть речи, которая отвечает на вопросы кто? Что? И обозначает предмет.
2. Определенность.
Например:
Соедини стрелками имена существительные
Мужской род земля
Женский род стекло
Средний род мороз
3. Простота.
Например:
Слова, выраженные существительными, в предложении являются.
А) подлежащим
Б) сказуемым
4. Однозначность.
Приложение 7
Тест №1
1) Зачеркните неверную букву
ш т ш д з в
мы..ка пли..ка но..ка зага..ка ска..ка тра..ка
ж д ж т с ф
2) Зачеркните неверную букву
т ж д д г
кро.. чи.. са.. площа..ь сне..
д ш т т к
3) Впишите по
порядку в пустые клетки
(веселые) чиж.., верш..на, ч..жой, ч..йник, щ..риться (на солнце), щ..вель.
4) Впишите по
порядку в пустые клетки
б..реза, вет..р, в..робей, гор..д, з..вод, м..шина.
Тест №2
1) Зачеркните неверную букву
з з п ф ш ж
ни..ко бли..ко ре..ка морко..ка верху..ка варе..ка
с с б в ж ш
2) Зачеркните неверную букву
д з т б г д
лё.. моро.. сле.. сугро.. дру.. тор.
т с д п к т
3) Впишите по
порядку в пустые клетки
(длинные) нож.., (мышь) шурш..т, ч..лок, дач.., щ..пальце, чащ..
4) Впишите по
порядку в пустые клетки
..зык, з..яц, к..пуста,
к..рова, м..дведь, с..бака.