Развитие орфографического самоконтроля младших школьников в процессе обучения правописанию

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучить возможности формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников в процессе правописания на уроках русского языка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психологические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников…………………………………………….
1.2. Возрастные особенности младшего школьника и их учет в работе по формированию навыков орфографического самоконтроля……………………...

1.3. Лингвистические основы обучения орфографии в начальных классах ……………………………………..
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………..
II. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ МЛАДЩИХ ШКОЛЬНИКОВА ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2.1. Понятие орфографического самоконтроля в методической науке……………………………………
2.2. Тестовые задания и их классификация………………..
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………..………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………......
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовик Гунько Юлии 140.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

Как пишет  Львов М. Р., «эта причина сводит на нет все хорошие знания и умение их применять: школьник не видит орфограммы в процессе письма».

     Орфограмма  — является основной единицей правописания в современной методике. Вооружить  учащихся программными орфографическими навыками - одно из важнейших требований программы при обучении русскому языку, понятие об орфограмме позволяет выделить из сферы письма орфографические явления, как такие, которые требуют знания определенных правил, предписывающих определенное, единственно возможное написание из числа всех объективно имеющихся грамматических вариантов.

     Общепринятого определения орфограммы пока нет. В  определениях ее подчеркивается то ситуация выбора, характерная для орфограммы, то сам результат.

     М.Т. Баранов отмечает, что это: «то  или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (двумя - тремя), но у которых только один принят за правильный.

     М.Р. Львов говорит, что «орфограммой может быть отдельная буква в  слове, словосочетании букв, морфеме, на стыке морфем, пробел между словами, место разделения слова для переноса, выбор строчной или заглавной буквы».

     Удачное определение орфограммы дается в  справочнике лингвистических терминов Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой: «орфограмма (от греч. Огtоs – прямой, правильный, gramma- запись) написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применение этих правил».

     Выделяют  типы орфограмм, каждый из которых связан с определенным разделом орфографии:

1. орфограмма - буква: мороз;

2. орфограмма - дефис: светло- голубой;

3. орфограмма - слитное написание: поехать,  снегопад;

4. орфограмма - раздельное написание или пробел: в школе, по реке:

5. орфограмма - строчная буква: ВУЗ;

6. орфограмма - прописная буква: Аня, Москва;

7. орфограмма - перенос с одной строки на  другую: де – ре - во

8. орфограмма - графическое сокращение: сущ.

     Для обучения правописанию существенное значение имеют опознавательные признаки орфограмм, с которыми должны быть хорошо ознакомлены младшие школьники. Ввел понятие «опознавательных признаков орфограмм», по которым легко обнаружить «точку применения правила – орфограмму» - М. Т. Баранов. Значение этих признаков способствует правильному, четкому и быстрому решению орфографической задачи. Опознавательные признаки предопределяют умения, которыми овладевают учащиеся, при изучении орфограмм.

     В процессе самостоятельного письма (сочинения  или письма под диктовку) ученик сам должен на основании внутреннего, воображаемого слуха обнаружить орфограмму.

     Второй  опознавательный признак — это  звуки и сочетания звуков, которые дают наибольшее количество несовпадений с буквами и, следовательно, создают опасность ошибок.

     Постепенно  у детей вырабатываются автоматизированные реакции на эти звуки, сочетания, и это становится основой орфографической  зоркости.

Постепенно к данному перечню добавляется позиция слитно/ раздельно, предлог/ приставка, окончание слов (падежные, личные и прочие), шипящие в абсолютном конце слов, стыки морфем, особенно приставки и корня. Объектом внимания становятся сами морфемы - приставка, корень, окончание, интерфикс, постфикс.

     Эти группы опознавательных признаков, носят общий характер, но есть и  частные признаки, обслуживающие  определенное правило, определенный тип  орфограмм.

     Ученики должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило.

     Понятие орфографическое действие складывается у ребенка постепенно в процессе выполнения учебных действий с орфограммами. По мнению С. Я. Рубинштейна и Л. И. Леонтьева, действие представляет собой произвольную и преднамеренную активность человека, направленную на достижения осознаваемой цели. Применительно к письму это означает, что орфографическое действие мы имеем тогда, когда пишущий намеренно обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове.

     Орфографическое действие — это сумма программных  шагов (алгоритм). В орфографическом  действии выделяются две ступени:

1 постановка  орфографической задачи (выделение орфограммы и определение её типа);

2 решение  орфографической задачи (выбор письменного  знака в соответствии с правилом).

     Орфографическое правило — это предписание, устанавливающее  обязательное для всех написание, а  также определяющие способ проверки

По своей  сути усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня владения грамматическим, фонематическим, словообразовательным материалом. Грамматическая теория - фундамент орфографического правила. Поэтому изучение орфографических правил происходит внутри грамматических тем.

     Выделяют  три группы правил:

- одновариантные, которые предполагают для одной  и той же фонетической или  грамматической ситуации один  определенный вариант написания  (правописание жи - ши, ча - ща, чу - щу);

- двухвариантные, которые тоже содержат указания  на правописание орфограмм, но  дают несколько вариантов (обычно  два). Выбор варианта написания  обусловлен дополнительными признаками  орфограмм (правописание приставок  раз - роз, рас - рос и т.п.);

- правила — рекомендации, не дающие информации об образце письма, а сводящиеся к рекомендации определенного приема, применение которого дает правильный ответ (правописание безударных гласных и т.п.).

     Параллельное  изучение некоторых правил оказывается  более эффективным, чем последовательное. Однако не может быть одинакового решения данного вопроса. К каждому правилу нужно подходить индивидуально, учитывая его особенности.

     Осознание правил зависит от наличия у детей  конкретных представлений. Конкретное, на основе которого создано правило, содержится в словах. Поэтому, если дети забыли правило, то не нужно требовать механического заучивания, а лучше вновь на конкретном словесном материале выделить те особенности в написании слов, которые в обобщенном виде составляют содержание правила.

     Одним из важных условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая  проверка, то есть контроль.

     Контроль  обеспечивает учителю возможность  выяснить качества знаний учащихся, уровень  владения формируемые умениями. Это позволяет установить готовность учащихся к изучению нового материала, а также оценить эффективность применяемых методов и приемов обучения, внести коррективы в методику. Для учащихся контроль важен потому, что во — первых, он служит своего рода подкреплением правильности формирующихся знаний или «тормозом» не верных связей, во — вторых, сам факт контроля психологически настраивает на качественную работу, развивает самоконтроль.

     В школьной практике контроль осуществляется в устной и письменной форме: применяется текущей, тематический и итоговой контроль.

     Известно, что правописные умения проявляются, прежде всего в процессе правильной записи учащимися слов, предложений, самостоятельных высказываний. Эти  умения формируются на базе развития орфографической зоркости учащихся. Следовательно, организуя контроль за сформированностью правописных умений в целом, необходимо помнить, что проверять и контролировать нужно:

1) умение  обнаружить орфограмму;

2) умение  правильно написать слова, предложения  в процессе выполнения письменных заданий.

ВЫВОДЫ  ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Таким образом, работу по орфографии следует  начинать с букварного периода. Период обучения грамоте - очень ответственный  этап для формирования орфографических  навыков. Именно в это время надо создать предпосылки для успешного развития у детей орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, т. е. обучение орфографии должно быть основано на фонетическом принципе. Учитель, формируя орфографические навыки, должен всегда стремиться к тому, чтобы учащиеся умели ставить перед собой конкретную учебную задачу, решать эту задачу рациональным способом, контролировать себя, тем самым, способствуя формированию орфографической грамотности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ii. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ МЛАДЩИХ ШКОЛЬНИКОВА ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

     2.1 Понятие орфографического  самоконтроля в  методической науке

     Львов М.Р. дает определение самоконтролю в учебной деятельности учащихся - это необходимый этап учебного действия; формируется с первых дней в школе, опирается на осознание школьником своих познавательных действий. Реализуется в таких приемах: проверка правильности написанного текста; применение словарей и справочников при этом; выверка своего ответа по заранее составленному плану; самонаблюдение за произношением, выразительностью речи; перечитывание учебника с целью выявления полноты ответа.

     По  мнению Харченко О.О. орфографический  самоконтроль – это умение контролировать ход орфографического действия, то есть правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать полученный результат – выбранную букву - с точки зрения соответствия или несоответствия нормам орфографии.

     Показателями  сформированности орфографического самоконтроля являются способность выявить ошибку, умение «по тому, что написано в тетради, диагностировать причину собственной ошибки, то есть обнаружить те действия, которые не были совершены при написании текста».

В работе учителя начальных классов тесты  могут выполнять функцию форм контроля, внедряемого в базовую школу. Организация деятельности учащихся с тестами позволяет осуществить контроль со стороны учителя и приучает их к самоконтролю.

     С помощью тестов, в отличие от обычных  проверочных работ удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину. Благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

     Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению процессуальному самоконтролю.

     Опыт  общения с учителями показывает: многие из них полагают, будто умение проверять себя складывается само собой, автоматически, по мере освоения признаков основных орфограмм и накопления опыта решения соответствующих орфографических задач. Можно ли принять такую точку зрения? Разумеется, нет. Обучать самопроверке нужно целенаправленно. И начинать необходимо с внедрения в сознание маленьких школьников установки: любая письменная работа считается выполненной только тогда, когда она проверена, когда найдены ошибки, если они есть. Именно ее осознанию должны быть подчинены первые шаги в обучении самоконтролю.

     Такие тесты предполагают прописывание слов с пропущенными орфограммами и объяснение алгоритма орфографических действий, если в слове допущена ошибка.[1,с.6] Формулировка учащимися способа действий в виде алгоритма позволяет увидеть логику последовательности «шагов», обратить внимание именно на способ действия.

Обучение  использованию алгоритмов проходит в 3 этапа.

     Подготовительный  этап.

     Подготовка  базы для работы с новым материалом, актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма, формирование нового навыка. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма. Без этого этапа упражнения по алгоритму могут привести к закреплению ошибок.

     Основной  этап.

а) начинается с момента объяснения правила. Класс  должен активно участвовать в  составлении и записи алгоритма. Учитель проводит беседу, в результате которой на доске появляется запись алгоритма. Она облегчает понимание и усвоение алгоритма.

б) далее  по схеме разбираются 2-3 примера.

в) раздаются  карточки с алгоритмами или работа ведется по общему алгоритму. Содержание перечитывается одним учеником. Затем выполняются тренировочные упражнения (сначала – коллективно, затем – самостоятельно). Необходима жесткая фиксация умственных действий.

Информация о работе Развитие орфографического самоконтроля младших школьников в процессе обучения правописанию