Развитие орфографического самоконтроля младших школьников в процессе обучения правописанию

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучить возможности формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников в процессе правописания на уроках русского языка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психологические основы формирования навыков орфографического самоконтроля у младших школьников…………………………………………….
1.2. Возрастные особенности младшего школьника и их учет в работе по формированию навыков орфографического самоконтроля……………………...

1.3. Лингвистические основы обучения орфографии в начальных классах ……………………………………..
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………..
II. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ МЛАДЩИХ ШКОЛЬНИКОВА ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2.1. Понятие орфографического самоконтроля в методической науке……………………………………
2.2. Тестовые задания и их классификация………………..
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………..………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………......
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовик Гунько Юлии 140.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

     По  характеру деятельности испытуемых:

     Тест  выбора верных ответов из общего числа  предложенных в заданиях. В начальной школе можно ограничится тремя ответами для выбора правильного. При составлении ответов следует учитывать типичные ошибки учащихся.(Приложение 5)

     Тест  на установление истинности (ложности) утверждения.

В нем  предлагается лишь два ответа для выбора «да», «нет». Этот вид тестов содержит большую вероятность случайного выбора ответов. Во избежание указанного недостатка вопросы теста рекомендуется дублировать по содержанию. Меняя лишь их конструкцию. Такие тесты проверяют умение учащихся рассуждать, делать выводы и отличать верное утверждение от неверного.

     Тест  на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнение).

     Комбинированный тест

     «Тест – перекресток». Решение таких  тестов приводит к созданию схем, графиков – это объединение стрелками («дорожками»)элементов, связанных между понятиями.

     При разработке и использовании уже  готовых тестов важно знать, насколько  они соответствуют запроектированным  целям. Ответ на этот вопрос дают критерии качества теста, на основании которых  оценивается эффективность любого теста. Важнейшими из таких показателей являются:

     Требования  к тестам

1. Валидность (или адекватность целям проверки).

     При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. Другие ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то они отвечают критерию валидности. (Приложение 6)

     2. Определенность.

     После прочтения задания учащиеся должны четко понять, какие действия необходимо выполнить, какие задания продемонстрировать. Если после прочитанного задания  он действует и отвечает правильно, то задание считается определенным, но когда на вопросы задания отвечает менее 70% учащихся, то его необходимо проверить на определенность.

     3. Простота.

     Формулировка  заданий и ответы на них должны быть четкими и краткими. Показателем  простоты является скорость выполнения задания.

Задание должно иметь единственно правильный ответ – эталон.

     4. Равнотрудность.

     При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания. (Приложение 7)

     При составлении тестов желательно использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основная часть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемых результатов обучения. В конце должны содержаться задания творческого характера, позволяющие проверить способность применять полученные знания в новой или измененной ситуации. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для загрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе.

     Составление с учетом всех требований тесты удобны как для текущего, так и итогового  контроля знаний и умений учащихся, а также для проведения поэлементного анализа этих данных.

     В начале работы по ознакомлению с тестами  нет необходимости заготавливать  тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в  этот период будет продуктивнее. В  дальнейшем желательно каждому ученику  готовить задания. Чтобы процесс освоения алгоритма работы с тестовым заданием шел эффективнее необходимо практиковать без отметочную проверку заданий. Задача учителя научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становиться инструментом анализа ошибки, ее причины, возникших затруднений.

ВЫВОДЫ  ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В основу нашего исследования был положен  факт о необходимости повышения  уровня орфографического самоконтроля учащихся начальных классов.

     Орфографическая грамотность – это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами.

Исследование  проблемы показало особую сложность  формирования у младших школьников орфографического самоконтроля. Эти  сложности вызваны лингвистическими особенностями состава русских  орфограмм; психологическими особенностями младшего школьного возраста сложным составом орфографического навыка и длительности его формирования; многообразием специальных упражнений по формированию, как составных его частей, так и в целом орфографического навыка.

     В связи с тем, что в начальной  школе учителя по разному работают над формированием грамотности  учащихся, к концу обучения складывается разный уровень их подготовки. На практике часто встречаешься с тем, что  у детей с низким уровнем развития грамотности интерес к русскому языку как к учебному предмету либо снижен, либо вовсе отсутствует; слабо развит фонематический слух. т.е. орфографическая зоркость, а также слабо развит навык орфографического самоконтроля, который является важным для формирования орфографической грамотности.

     Орфографический самоконтроль — это намеренное перечитывание  учеником написанного с целью  нахождения возможных ошибок и их исправления.

     Были  выявлены методы и приемы, способствующие формированию орфографического самоконтроля, которые восполняли упущенные параметры формирования данного действия в образовательной системе ««Начальная школа XXI века». Указанными методами и приемами были следующие: метод взаимопроверки, метод познавательной игры, прием какографии, прием поиска орфограмм в «чистом» тексте, прием использования алгоритмов- памяток.

     С целью повышения качества орфографического самоконтроля учащихся была проведена  экспериментальная работа по внедрению  данных методов и приемов на уроках русского языка.

     Выдвинутая  гипотеза подтвердилась педагогическим экспериментом. То есть анализ результатов исследования показал, что использованные нами методы и приемы обеспечивали широкие возможности по формированию орфографического самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка. 
 
 
 

1.  Архипова, Е.В. О методе моделирования и возможностях применения тестовых заданий при обучении орфографии./ Е.В. Архипова//Русский язык в школе. – 2003 - №2.- С. 3 – 9.

2.  Алгазина, Н.Н. Система орфографических упражнений./Н.Н. Алгазина//Русский язык в школе. – 1988.- №2.- С.34-39.

3.  Арет А.Я. очерки по теории самовоспитания. \ Фрунзе, 1961.- 1845с.

4.  Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/Т.Н.Бакурина// Начальная школа. -2002- №2-С.56

5.  Баранов, С.П. Принципы обучения. /С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1981. – 241с.

6.  Баранов, М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков/ М.Т. Баранов// Русский язык в школе. – 12986 - №6.- с. 23 – 26.

7.  Биба, А.Г. Формирование рефлексии в процессе обучения русскому языку А.Г. Биба//Начальная школа до и после.- 2005. - №4.- С.15-18.

8.  Беседы с учителем 2 класс 4-х летней начальной школы /Под ред. Л.Е. Журова.- М.: Вентана – Граф, 2002. – 320с.

9.  Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка; Кн. для учителя: Из опыта работы. 2-е изд., перераб. — : Просвещение, Учебная литература, 1996. - 304 с.

10.   Блюз С.М. Работа над ошибками / С.М. Блюз. // Начальная школа. 2004. № 8. С. 40–45.

11.  Варова Т.В. Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки./ Т.В.Варова // Вестник. – 2003. -№11.- С.27-30.

12.  Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В. Гамезо, Т.С. Михальчик, В.М. Матюхина и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.

13.  Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов Под ред. А.В. Петровского.- М.: просвещение, 1973. – 288с.

14.  Вопросы психологии учебной деятельности младшего школьника / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.- М.: Изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1962.- 288с.

15.  Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования// Начальная школа. -1999. №7. – с. 61-71

16.  Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении /В.В. Давыдов. – Томск, 1992.- 457с.

17.  Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996– 544 с.

18.  Денисова, Р. рефлексия как механизм личностного развития /Р.Денисова// Дошкольное воспитание.-2007.-№4.-С.10-13.

19.  Двухжилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов/Л.В.Двухжилова// Начальная школа. -1998. №2

20.  Дьяченко, Н.И., Кандыбович, Л.А. Психологический словарь -справочник./Н.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. – М.: АСТ, 2001. – 576 с.

21.  Ераткина В.В.Работа над непроверяемыми написаниями /В.В.Ераткина// Начальная школа. -1999. №6

22.  Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. -М.: Просвещение. 1992-306с.

23.  Железная, Л.М. Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку /Л.М.Железная// Начальная школа.- 2003.-№4.-С43-46.

24.  Зак, А.З. Экспериментальное изучение рефлексии младших школьников А.З. Зак Вопросы психологии.- 1978.-№2.- С.102-109.

25.  Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов.- М.: Логос, 2001. – 388с.

26.   Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки./ Ю.Г. Илларионова.- М.,1985.- 47с.

27.  Кузьмина, С.М. Теория русской орфографии.: Орфография в ее отношении к фонетике и филологии/ С.М. Кузьмина. – М.,1981.- 265с.

28.  Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов вузов/ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий.- М.: Сфера, 2002.- 464 с.

29.  Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный) /Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. – Ростов – на – Дону.: Март. 2005. – 447с.

30.  Коржуев, А.В., Попков, В.А., Рязанова, Е.Л. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования /А.В.Коржуев, В.А. Попков, Е.Л.Рязанова//Педагогика.- 2002.- №1.- С.19-22.

31.  Корешова Т.В. использование неверных написаний при обучении самопроверке // Начальная школа. – 2003.- №6.-с.82-86.

32.  Копытова, Л.Н. Развитие умения видеть орфограммы /Л.Н. Копытова//Начальная школа до и после.- 2004.-№3.-С.46-50.

33.  Львов, М.Р. Словарь – справочник по МПРЯ /М.Р.Львов.- М.:1999.- 269с.

34.  Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/ М.Р. Львов. – М.: академия, 2002. – 306с.

35.  Львов М.Р. Правописание в начальных классах/М.Р.Львов. -М.: Просвещение, 1990. - 361с.

36.  Матвеева, Н.М. Формы экспресс – контроля на уроках русского языка Н.М. Матвеева//Русский язык в школе.- 2002.- №6.-С.37-40.

37.  Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учебное пособие для студентов / В.Г.Мараллов.-М.: Академия.- 2002. – 250с

Информация о работе Развитие орфографического самоконтроля младших школьников в процессе обучения правописанию