Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:03, курсовая работа
Запоминание определенного материала связано с накоплением
индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в
дальнейшем того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же
определенного материала из деятельности ведет к его забыванию.
Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности
личности.
I. Теоретическая часть
1. Общая характеристика памяти.
2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития
памяти у детей дошкольного возраста.
а) основные положения концепции П.П.Блонского в соотношении образной и
словесно памяти;
б) сравнение запоминания предметного (образного) и словесного материала
у дошкольников в исследовании Н.А.Корниенко.
в) воспитание логической памяти у детей дошкольного возраста.
3. Исследование Б.Н.Зальцман роли слова в развитии образной памяти у
дошкольников.
II. Практическая часть.
Цель.
Гипотеза.
Задачи.
База проведения исследования.
Методика проведения исследования и анализ полученных результатов.
III. Выводы.
IV. Библиография.
V. Приложения.
Менее 16 баллов – низкий уровень, от 17 до 20 баллов – средний уровень,
от 21 до 24 – высокий уровень.
Анализ результатов показал, что 1 ребенок из 10 обнаружил низкий уровень
развития образной памяти, 4
ребенка обнаружили средний
высокий (см. приложение).
2. Цель: изучение зависимости объема
произвольной памяти от содержа
запоминаемого материала.
Подготовка исследования. Подобрать 6 карточек размером 7,5х7,5 см,
например, с изображением матрешки, ботинок, собаки, яблока, машины,
корабля, петуха; 6 карточек 6х6
см, на каждой из которых
цветным контуром геометрическая фигура (круг, квадрат, прямоугольник,
трапеция, треугольник, пятиугольник), листы бумаги, 6 цветных
карандашей.
Проведение исследования. Эксперимент
проводится индивидуально и
2 задания, различающиеся между собой содержанием запоминаемого материала
(картинки, геометрические фигуры).
Материал для эксперимента
хаотично на некотором
Ребенка просят: «Внимательно посмотри на картинки, лежащие на столе,
запомни, а затем назови». Время воспроизведения не более 5 секунд. При
воспроизведении
предлагая бумагу и карандаши.
несоответствующим цветом, его можно спросить: «Какого цвета были фигуры?
Почему ты взял карандаш другого цвета?»
Обработка. Подсчитывают
эксперимента, результаты заносят в таблицу.
Анализ результатов показал, что дети 6-7 лет обнаружили высокую
продуктивность при воспроизве
воспроизведении
На основании проведенных экспериментов можно прийти к выводу, что у
детей 6-7 лет образная память является преобладающим видом памяти, ее
продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала.
Для повышения уровня
следующие упражнения:
1) Слова можно слышать, нюхать, пробовать на вкус, трогать.
Вспомни шмеля, его можно видеть, слышать. Слышишь, жужжит?
А теперь сам постарайся услышать слова: колокольчик, машина, ваза.
Слово можно потрогать:
Слова можно попробовать, нюхать: лимон – кисло, роза – пахнет.
Пахнет даже книга, понюхай.
Понюхай и попробуй на вкус слова: слоеный огурчик, лес, печенье, дождь.
А теперь вспомни все слова, можешь их нарисовать.
2) Одно и то же слово можно потрогать и услышать.
Послушай, как шлепнется апельсин, если упадет на пол.
Послушай эти слова и
лев, орех, букет, ножницы, вишня, карты). Делай, как нравится, но не
забывай, как отметил каждое слово.
А теперь вспомни все слова, можешь их нарисовать.
БИБЛИОГРАФИЯ
Блонский П.П. Память и мышление. В кн.избр.псих.произвед. – М.:
Просвещение, 1964.
Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: Изд. АПН РСФСР. – М.,
1961.
Зинц Р. Обучение и память / Под ред. Б.А.Бенедиктова. – Мн., 1989.
Ипполитов Ф.В., Махлах Е.С. и др. Память и ее воспитание. – М.: Знание,
1971.
Истомина З.М. Развитие
Детская психология: Учебное пособие. / Под ред. Я.Л.Коломинского,
Е.А.Палько. – Мн: Университетское, 1988.
Лурия А.Р. Материалы к
курсу лекций по общей
Внимание и память. – М.: Изд.МГУ, 1975.
Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1986.
Смирнов А.А. Проблемы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Изучение уровня развития произвольной памяти.
Имя, фамилия Возраст Количест
Алена 6,0 22
Аня 6,5 19
Боря 6,1 20
Дима 6,4 22
Богдан 6,2 18
Костя 6,3 19
Кристина 6,5 21
Ксения 6,4 21
Саша 6,0 15
Сережа 6,6 21
Изучение объема произвольной памяти
Имя ребенка Возраст
Круг 5-угольник. Треугольник Трапеция Квадрат Прямоугольник
Алена 6,0 + + +
+
Аня 6,5 + + + + + +
Боря 6,1 + + + +
+
Дима 6,4 +
+ + +
Богдан 6,2
+
+ +
Костя 6,3 + +
+ +
Кристина 6,5 +
+
Ксения 6,4 +
+ + +
Саша 6,0
+
+ +
Сережа 6,6 + + +
+
Имя ребенка Возраст
Матрешка Ботинки Собака Облако Петух Кувшин
Алена 6,0 + + + + + +
Аня 6,5 + + + + + +
Боря 6,1 + + + + + +
Дима 6,4 + + + + + +
Богдан 6,2 + + + + +
Костя 6,3
+ + + + +
Кристина 6,5 + + + +
+
Ксения 6,4 + + + + + +
Саша 6,0 + + + +
+
Сережа 6,6 + + + + + +