Развитие памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:47, реферат

Описание работы

Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем " настоящим ".

Содержание

Введение 3
Память. Общие положения. 4
Теории памяти 4
Виды и процессы памяти. 7
Развитие памяти. Мнемоника. 10
Образная память. 11
Приемы и упражнения для развития памяти, облегчения процессов запоминания 13
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Развитие памяти.docx

— 43.87 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ФИЛИАЛ ФБГОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

 

Кафедра: ГиСЭД

 

РЕФЕРАТ

по ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ

«Развитие памяти»

 

 

 

Выполнил: Суханов Д.Э.

Группа: ПСТ-221.

Проверил: Задворнова Е.Е.

 

 

 

 

Челябинск

2013

Оглавление

Введение 3

Память. Общие положения. 4

Теории памяти 4

Виды и процессы памяти. 7

Развитие памяти. Мнемоника. 10

Образная память. 11

Приемы и упражнения для развития памяти, облегчения процессов запоминания 13

Заключение 21

Список использованной литературы 22

 

 

Введение

Память - самая долговечная  из наших способностей. В старости мы помним события  детства  восьмидесятилетней,  а то и большей давности. Случайно оброненное слово,  может воскресить для нас,  казалось, давно забытые  черты лица,  имя, морской или  горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать  тем или иным способом в большей  степени,  чем  любая  другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что  иное,  как  путь  из  пережитого прошлого в  неизвестное  будущее,  освящаемый  лишь  в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений,  который мы называем " настоящим ".  Тем не менее настоящие - это продолжение прошлого, оно  вырастает из прошлого и формируется  им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения,  не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.

Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам  осознавать и собственную индивидуальность,  и личность других людей.  Лишившись  памяти, человек утрачивает собственное " я ", перестает существовать. Вот почему так бесконечно интересны  и пугающи клинические случаи потери памяти. Человеческая  память  закодирована в десяти миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг, и в десяти триллионах связей между этими клетками.  Следы памяти - это живые процессы,  которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз,  когда  мы  их оживляем.

 

 

 

 

Память. Общие  положения.

 

 

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении  прошлого опыта, делающая возможным  его повторное использование  в деятельности или возвращение  в сферу сознания. Память связывает  прошлое субъекта с его настоящим  и будущим и является важнейшей  познавательной функцией, лежащей в  основе развития и обучения.

Память — основа психической  деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому  для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать  о нашей памяти.

 

 

Теории  памяти

 

В последние несколько  десятилетий в связи с развитием  генетики и молекулярной физиологии, а также кибернетики привлекли  к себе внимание исследования биологических  основ и физиологических механизмов памяти. Часть этих исследований была проведена на нейронном уровне, т.е. на уровне исследование работы отдельных  нервных клеток и их ансамблей  в процессе запоминания. Было показано, что следы памяти обнаруживаются в изменениях, которые в процессе запоминания происходят в нервных  клетках отдельных структур головного  мозга. Это выражается, в частности, в повышении пластичности (откликаемости) нейронов гиппокампа, ретикулярной формации и двигательной коры на возбуждающие воздействия в процессе запоминания.

Существуют гипотезы о  роли глиальных элементов, молекул РНК и ДНК в процессах памяти. Некоторые ученые полагают, что глия - клетки в головном и спинном мозге, заполняющие пространство между нейронами и кровеносными сосудами, - связана с функционированием ДП. Предполагается также, что память связана с изменениями в структуре молекул РНК, а также с содержанием РНК в тех или иных образованиях мозга.

Однако вполне однозначных, убедительных ответов на вопросы  о роли различных клеток мозга  в процессах запоминания и  воспроизведения информации, а также  о значении для памяти изменений, происходящих на молекулярном уровне, пока что не получено. Поэтому высказанные  выше предположения можно рассматривать  лишь в качестве интересных гипотез. В этой связи более полезными  для понимания законов работы памяти и разработки способов управления ею представляются психологические  теории памяти.

Одной из первых теорий памяти, не потерявшей своего значения до настоящего времени, была ассоциативная теория, возникшая еще в XVII в. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями (предметами) внешнего мира.

Память в русле этой теории понималась как сложная система  кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной  и пространственной близости, лежащих  в основе КП и ДП. Благодаря этой теории были открыты и описаны  многие закономерности функционирования и механизмы памяти (например, законы Г.Эббингауза). Но со временем эта теория столкнулась с рядом неразрешимых проблем, основной из которых явилась проблема объяснения избирательности человеческой памяти.

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальтпсихология. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их целостная организация - гештальт. Именно законы формирования сохранения гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память. В русле этой теории особое значение придавалось структурированию материала. Динамика запоминания и воспроизведения в их многочисленных проявлениях виделась следующим образом. Потребностное состояние человека создает у него определенную установку на запоминание или воспроизведение; оно оживляет в сознании некоторые структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится человеком определенный материал.

Найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности  памяти, эта теория, однако, столкнулась  с проблемой формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе.

На вопрос о генезисе памяти не был найден ответ и у представителей других направлений психологических  исследований - бихевиоризма и психоанализа.

Взгляды бихевиористов оказались близки взглядам сторонников ассоциативной теории. Единственное существенное различие: бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессе научения.

Заслугой З.Фрейда и его  последователей можно считать выяснение  роли эмоций в мнемических процессах забывания и запоминания. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с мотивационной сферой человека.

С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники  и математического программирования в этих областях знаний начали моделироваться процессы памяти, механизмы запоминания, способы хранения и воспроизведения  информации с помощью ЭВМ. В психологии начала разрабатываться новая теория памяти, которую можно назвать информационно-кибернетической. Это направление является очень перспективным, т.к. мозг человека - это тоже своего рода сложнейшая ЭВМ. Понимание процессов, происходящих в памяти, а также в целом процессов познания, мышления помогает созданию новых поколений ЭВМ, работа которых основана на процессах, подобных нейронным.

Виды  и процессы памяти.

 

Виды памяти (по характеру  участия воли в запоминании и  воспроизведении):

  1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
  2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).

Эффективность произвольной памяти зависит:

  1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель — выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
  2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают: а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память — это память, основанная на повторении материала без его осмысливания; б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти; в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная; г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Моторно-двигательная память - это запоминание и сохранение, а при необходимости точное воспроизведение  разнообразных движений. Она участвует  в формировании двигательных умений и навыков человека.

Хорошей зрительной памятью  обладают люди с эйдетическим восприятием, т.е. те, которые способны в течение  длительного времени "видеть" отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет. Зрительная память связана с сохранением  и воспроизведением образов. Этот вид  памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней  основан, в частности, процесс запоминания  и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может  себе представить, он, как правило, легче  запоминает и воспроизводит.

Слуховая память - это хорошее  запоминание и точное воспроизведение  разнообразных звуков, например речевых, музыкальных.

Эмоциональная память - это  память на бывшие когда-либо переживания. Она участвует в работе всех видов  памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный срок.

Выделяют также кратковременную  память, долговременную память, оперативную  память, промежуточную память.

Любая информация вначале  попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание  однократно предъявленной информации на короткое время (5— 7 минут), после  чего информация может забыться полностью  либо перейти в долговременную память, но при условии 1—2 кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном  предъявлении в КП помещается в среднем 7±2 объектов. Это магическая формула  памяти человека, т. е. в среднем с  одного раза человек может запомнить  от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти “куски” были более  информационно насыщены за счет группировки, объединен я цифр, слов в единый целостный “кусок-образ”. Объем  кратковременной памяти у каждого  человека индивидуален, по объему кратковременной  памяти можно прогнозировать успешность обучения по формуле:

(ОКП / 2) + 1 = балл учебный.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом   (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память — вид  памяти, проявляющийся в ходе выполнения; определенной деятельности, обслуживающий  эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для  выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память — обеспечивает сохранение информации в течение  нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного  сна отводится организмом для  очищения промежуточной памяти и  категоризации информации, накопленной  за прошедший день, переводя ее в  долговременную память. По окончании  сна промежуточная память опять  готова к приему новой информации. У человека, который спит менее  трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Также выделяют мгновенную память. Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается  произвольному управлению. Образ  в мгновенной памяти не обладает константностью – это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира.

 Развитие памяти. Мнемоника.

 

Объем как общих знаний в мире, так и по отдельным направлениям, специальностям возрос за последнее  столетие в несколько, а то и десятки  раз. При этом этот объем постоянно  увеличивается, пополняясь все большим  количеством новой информации. Поэтому  развитие памяти, совершенствование  процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из необходимых задач для  человека в современном обществе. Без совершенствования собственной  памяти современный человек рискует  отстать от все более динамичного  развития общества, потеряться в огромном потоке информации.

Информация о работе Развитие памяти