Методы и приемы развития памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:29, реферат

Описание работы

Что происходит в голове, когда мы что-то запоминаем? Ответ изучен не до конца. Однако технологии сканирования мозга позволили выяснить, что при запоминании разных видов информации активизируются нейроны различных участков головного мозга. У нас нет единой памяти как таковой. А есть несколько систем, и каждой отводится своя роль, ну а методы и приемы развития памяти помогают совершенствоваться.

Работа содержит 1 файл

реферат по психологии (3).doc

— 58.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ФГОУ  ВПО

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

КАФЕДРА ИСТОРИИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

ПСИХОЛОГИЯ  И ПЕДАГОГИКА 

Тема: Методы и приемы развития памяти 
 
 
 
 
 

Выполнила: Попова Анастасия Алексеевна

Студентка 5 курса 171 группы

Проверил: Колмогорова Наталья Степановна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Барнаул 2011

Методы  и приемы развития памяти

     Что происходит в  голове, когда мы что-то запоминаем? Ответ изучен не до конца. Однако технологии сканирования мозга позволили выяснить, что при запоминании разных видов  информации активизируются нейроны  различных участков головного мозга. У нас нет единой памяти как таковой.  А есть несколько систем, и каждой отводится своя роль, ну а методы и приемы развития памяти помогают совершенствоваться.

     Как устроена наша память

     Все мы в детстве собирали пазлы и  мозаики, но мало кто представляет, что наш мозг знал эту систему очень давно. Ранее ученые полагали, что конкретные участки мозга хранят в себе определенного вида воспоминания, но впоследствии был проведен эксперимент. Крысам удаляли по очереди разные участки мозга и, проверяли: возможно ли их обучение, что они помнят, а какие органы у них хуже работают. Выяснилось, что ни одна частичка мозга не отвечает целиком за какой-то определенный вид памяти, но если собрать кусочки воспоминаний со всего мозга, то их можно сложить в одну общую картинку, как в мозаику. Эту картинку мы и называем памятью. Этот вывод был шокирующим для ученых того времени, но нам он позволяет опустить возможность развить всю память только одним способом и одновременно предлагает метод решения.

     Виды  памяти:

  1. зрительная
  2. слуховая
  3. моторная

     Зрительная  память хранит ту информацию, которую  мы получили путем наблюдений, то есть запомнили увиденное. Слуховая память отвечает за все звуковые ощущения, когда-либо испытанные нашим организмом. С этими двумя вроде все  понятно, а с моторной будет посложнее. 
Третий вид памяти особый. Это своеобразный способ учиться на своих ошибках: когда наш организм делает что-то, он автоматически запоминает этот процесс. Так мы учились ходить, есть, так мы пишем буквы, не зацикливаясь на самом процессе
 

     Анатомия мысли

     Существует  два принципиально разных вида памяти, которые отличаются, в первую очередь, продолжительностью хранения информации. Кратковременная память — способность  сохранять в голове информацию от нескольких секунд до нескольких часов. Ее можно сравнить с грифельной доской, на которую мы на время наносим нужную информацию. Впоследствии, если мозг сочтет нужным, часть такой информации переходит в долговременную память, а часть стирается. Кратковременная память играет важную роль и в мышлении: она активно участвует в процессах вычислений в уме, построении геометрических аналогий, речи. У абсолютного большинства людей объем кратковременной памяти составляет 7 +- 2 объекта из разных категорий (цифр, слов, картинок, звуков). Измерить объем «оперативной» памяти несложно: подчеркните в тексте 10 случайных слов, прочитайте их и попытайтесь воспроизвести с первого раза. При определенных условиях (установке на запоминание, повторении, эмоциональной окрашенности и др.) в нее перемещается информация из кратковременной, где она может храниться десятилетиями. У людей объем долговременной памяти может быть очень разным.

     К самым распространенным причинам ухудшения памяти относятся:

     1.Астеническое  состояние, вызванное переутомлением  или заболеванием;

     2.Нарушение  мозгового кровообращения, для которого характерны приступы головокружения, нарушение координации, «мушки» перед глазами;

     3.Психологические  причины: стрессы, перегруженность  информацией.

     Более серьезные нарушения памяти могут  быть вызваны черепно-мозговыми  травмами, инсультом, поражением печени, недостатком витамина В1, отравлением угарным газом.

     Разум и чувства

     Не  секрет, что эмоционально окрашенные события и слова («любовь», «счастье») запоминаются лучше, чем нейтральные. Однако этим связь между памятью  и эмоциями отнюдь не исчерпывается.

     Повторение

     Событие, которое сильно повлияло на вас в  эмоциональном плане, вы в течение  какого-то времени воссоздаете в  памяти снова и снова. А значит, лучше его запоминаете. Например, если вы просто сходили в кино, то через пару лет можете об этом не вспомнить. Другое дело, если в кинотеатре во время сеанса начался пожар. На сохранность таких воспоминаний влияют гормоны адреналин и норадреналин, которые выделяются в моменты острых эмоциональных переживаний. Тревожность может стать барьером для воспроизведения воспоминаний. Яркий тому пример — забывчивость в таких ответственных ситуациях, как экзамен или важное совещание.

     Эффект контекста

     Память  лучше всего работает в ситуациях, методах и приемах развития памяти, похожих на те, в которых происходило запоминание. Именно этим объясняется наплыв воспоминаний у человека, оказавшегося в родном городе.

     В глубине души

     Помимо  осознанных, память может хранить  так называемые «вытесненные» воспоминания. Иногда события или переживания  доставляют человеку настолько болезненные эмоции, что он подсознательно «отказывается» от них, загоняет в глубины памяти. Такие воспоминания могут продолжать оказывать влияние на нашу жизнь. Например, женщина, пережившая в раннем возрасте сексуальное насилие, может испытывать проблемы в сексуальной сфере. Существует метод, позволяющий «допережить» такие ситуации, переосмыслить их или проиграть другой ход событий. Это делает эмоции менее болезненными. А нужно ли стараться вычеркнуть из памяти негативные переживания? Существуют специальные механизмы воздействия на мозг с целью избавления от ненужной информации. В частности, гипноз. Но невозможно предсказать, чем обернется такое «удаление» воспоминаний. Поэтому лучше учиться использовать любую информацию себе во благо.

     Воспоминание о прошлой жизни                   

     Одно  из самых интересных и загадочных явлений, связанных с памятью, —  так называемые «дежавю» (человеку кажется, что он уже переживал  какую-то ситуацию раньше, он может  детально предсказать события нескольких ближайших секунд). Специалисты утверждают, что с этим явлением знакомы 97% людей. До сих пор у ученых нет однозначного объяснения, что же такое «дежавю». Одни считают, что оно возникает, если передача информации в высшие отделы мозга замедляется (например, при утомлении). Другие исходят из прямо противоположного предположения: хорошо отдохнувший мозг так быстро перерабатывает информацию, что она воспринимается, как уже знакомая. Отсутствие точного объяснения привело к тому, что многие склонны видеть в этом явлении загадочные и даже мистические корни. Существует мнение, что «уже увиденное» — это то, что заложено в нашей генетической памяти, то есть воспоминания о жизни предков. Другие связывают его с реинкарнацией души.

     Техника запоминания по Францу Лезеру

     Немецкий специалист по вопросам памяти и быстрого чтения Франц Лезер выделяет шесть фаз запоминания, каждую из которых можно сделать более эффективной, если применить специальные техники.

     1. Восприятие информации с помощью органов чувств

     Чтобы лучше запомнить информацию, следует задействовать больше органов чувств (посмотреть, послушать, потрогать). И хотя у каждого из нас лучше развиты какие-то одни «анализаторы» восприятия, тренировкой можно развить и другие. Так, если вы закроете глаза, то начнете лучше слышать, острее чувствовать запахи и прикосновения.

     2. Концентрация внимания

     Выполните простое задание. Подсчитайте во время чтения, сколько букв «а»  в следующем предложении: «Запоминание требует внимания». А теперь скажите, сколько было в этом предложении... букв «н»? Обращая внимание на одно, мы часто упускаем из виду другое. Будущие художники, например, тренируя концентрацию внимания, пытаются за один раз запомнить как можно больше элементов натуры, которую затем должны нарисовать по памяти.

     3. «Привязывание» информации к тому, что вам уже известно

     Любою новую информацию можно мысленно связать с тем, что вы уже знаете. Это могут быть, например, ассоциативные  связи. Яркий пример — изучение иностранных слов. Можно связать новую для вас единицу с похожей из родного языка, или представить себе, как это слово выглядело бы (какого оно цвета, формы), каким было бы на ощупь или даже на вкус.

     4. Повторение с перерывами

     Запоминание — процесс познавательный. Понимание этого позволяет вместо механической зубрежки при повторном обращении к информации находить в ней что-то новое, обеспечивая более глубокое усвоение материала.

     5. Забывание

     Не  бойтесь забывать, но оставляйте «кончик  веревочки», которой вы привязали информацию к уже имеющимся у вас знаниям. Например, делайте краткие пометки в ежедневнике, составляйте конспекты, ведите дневник.

     6. Припоминание

     Если  следовать всем перечисленным рекомендациям, у вас не будет проблем с  «припоминанием» информации.  Специалисты считают: при систематической тренировке, даже если программа составлена самостоятельно, память гарантированно улучшается. Эти приемы помогут вам развить в себе способность запоминать больше и лучше.

     Концентрация внимания

     Франц Лезер рекомендует с целью тренировки делать описание какой-либо картины, постоянно ее детализируя. Упражнение можно повторять с отвлекающими факторами (такими, как шум).

     Ассоциации

     Запоминание чисел. Напишите 20 чисел и произвольно  свяжите их с определенными лицами или предметами (например, цифра 87 — полная женщина идет с усатым мужчиной, цифра 5 пахнет ландышем и т.п.). Затем постарайтесь восстановить их в памяти. Упражнение нужно повторять с разными числами каждый день, постепенно увеличивая их количество и длину. Запоминание имен. Если вам сложно запоминать имена, постарайтесь провести ассоциацию между звуками имени и внешностью. Например, у Александра острый нос, похожий на букву «А», у Ольги — плавные, «округлые» движения. Запоминание последовательностей. Для этого нужно провести ассоциацию с каждым из событий, а затем мысленно расставить получившиеся образы вдоль известной вам улицы. Представляя, как прогуливаетесь вдоль нее, вы будете вспоминать требуемые слова.

     Повторение вслух

     Если  вы хотите запомнить информацию, прозвучавшую в разговоре, постарайтесь еще раз проговорить ее вслух через некоторое время, например, вернуться к теме и задать уточняющий вопрос. Этот же прием можно использовать с запоминанием имен: назвав человека по имени несколько раз в течение разговора, вы запомните его надолго.

     Каждый  день заучивайте небольшой фрагмент текста (2-3 абзаца) следующим образом:

     1)прочитайте  текст один-два раза;

     2)разбейте  его на смысловые фрагменты;

     3)повторите  несколько раз, подглядывая в  него. Число таких повторений  должно на 50% превышать то количество, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. Повторите текст на следующий день (не ранее, чем через 20 часов).

     Чередуйте пассивное восприятие происходящих событий с активным припоминанием. Например, каждый вечер в деталях воспроизводите в памяти все, что произошло с вами за день, стараясь вспомнить как можно больше деталей (во что был одет коллега, какого цвета телефон у партнера по переговорам). Как можно чаще используйте мнемотехнические (не связанные с содержанием запоминаемого) приемы. Один из самых известных примеров — фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Почаще придумывайте такие присказки самостоятельно. Руководствуйтесь главным правилом умственной работы: отдыхать через смену занятий, а не через безделье. Чередуйте запоминание с физической нагрузкой. Совмещайте запоминание с другим механическими занятиями: ходьба, вязание, глажка белья.

Информация о работе Методы и приемы развития памяти