Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:03, курсовая работа
Запоминание определенного материала связано с накоплением
индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в
дальнейшем того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же
определенного материала из деятельности ведет к его забыванию.
Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности
личности.
I. Теоретическая часть
1. Общая характеристика памяти.
2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития
памяти у детей дошкольного возраста.
а) основные положения концепции П.П.Блонского в соотношении образной и
словесно памяти;
б) сравнение запоминания предметного (образного) и словесного материала
у дошкольников в исследовании Н.А.Корниенко.
в) воспитание логической памяти у детей дошкольного возраста.
3. Исследование Б.Н.Зальцман роли слова в развитии образной памяти у
дошкольников.
II. Практическая часть.
Цель.
Гипотеза.
Задачи.
База проведения исследования.
Методика проведения исследования и анализ полученных результатов.
III. Выводы.
IV. Библиография.
V. Приложения.
Первоначально рассказ –
это только словесное
далее это слова,
рассказ выступает сам по себе, как живое и образное сообщение.
Таковы основные положения
концепции П.П.Блонского о
образной и словесной памяти в их развитии.
Рад работ отечественных психологов посвящен изучению запоминания
проблемно-образного и словесного материала (9, с.189).
Сравнению запоминания
детей дошкольного возраста
посвящено исследование Н.А.
Испытуемым – детям–
воспроизвести: в одних случаях – ряд предметов (игрушек), легко
разделяемых на смысловые группы (первая серия), в других случаях – такое
же количество слов, имеющих конкретное значение (вторая серия),
в-третьих – название не знакомых детям деревьев и кустарников (третья
серия).
Результаты исследования
группах наибольшие
предметов; 2) второе место заняло запоминание слов конкретного значения;
3) запоминание незнакомых названий было наименее продуктивным;
4) разница между всеми случаями
запоминания с возрастом
5) различия между
опытах с воспроизведением оказались резко выраженными по сравнению с
опытами с узнаванием, и вместе с тем существенно сближались между собой.
Благодаря перестройке
ребенок оказывается в
(запомнить, припомнить) и стремится их достичь. Этот перепад
представляет собой сложный
процесс, включающий два
Первый этап – опознание
и выделение ребенком
этапе формируется
В 5-6 летнем возрасте появляются первые попытки применения некоторых
приемов. Дети могут
переработку материала. В опытах З. М. Истоминой по ходу упражнений дети
проявляли
умения применять в
мыслительных операций (это повышает продуктивность запоминания). Это
дает возможность обучать ребенка тому, как необходимо запомнить и
припомнить.
Воспитание
логической памяти
мыслительной деятельности
детей – развитие умения
выделять в предметах
обобщение, объединяя объекты
по признакам,
обобщения; устанавливать
становятся способами
В ходе работы Л.М.Житниковой,
З.М. Истоминой, А.Н.Белоуса,
изучению формирования
дошкольного возраста в
уже в среднем дошкольном возрасте дети могут овладеть в процессе
специально организованного
обучения такими приемами
запоминания, как смысловое
соотнесение и мыслительная
использовать их в
Обучение этим приемам требует сложной, исследовательской стратегии и
разделяется на 2 этапа: 1) формирование смыслового соотнесения и
смысловой группировки как умственных действий; 2) формирование умения
применять эти действия для решения мнемических задач. Формирование
классификации как
этап практического действия,
когда дети обучаются
по группам; 2) речевого действия, когда после предварительного
ознакомления с картинками ребенок должен рассказать, какие картинки
можно отнести к той или иной группе; 3) этап умственного действия,
распределение картинок по
группам в уме, затем
После этого можно переходить
к формированию умения
в действиях запоминания.
Классификация (группировка)
как способ запоминания
использовании обобщающих
и воспроизведении входящих
в них элементов. Сначала
простую ориентировку в матери
начинает раскладывать
группу входит, а при воспроизведении опирается на образованные им самим
группы.
В процессе освоения
испытывали трудности. П.И.
многих детей наблюдается
раздвоение умственной и
деятельности. Оно проявляется в следующем: выполняя операцию
мыслительной группировки,
картинки, а когда стараются
запомнить, перестают
когда этот прием осваивается детьми, он приносит значительный
мнемический эффект. Л.М.Житникова отмечает, что уже в младшем дошкольном
возрасте у детей наблюдаются сдвиги в запоминании вследствие овладения
ими группировкой как
дошкольного возраста, успешно овладевая классификацией, сознательно
используют ее в качестве способа запоминания.
Овладение детьми смысловым соотнесением как самостоятельным
интеллектуальным действием
осуществляется в несколько
возрастающей сложности.
предложенной картинке
картинке не тождественную, а лишь сходную с ней по содержанию, близкую
по смыслу. На следующем этапе
задание усложняется: к
необходимо подобрать
этим словом, а затем – подобрать картинку, близкую слову по содержанию.
З.М.Истомина подчеркивает, что занятия повторяются столько раз, сколько
требуется для того, чтобы
дети научились правильно
Для использования смыслового соотнесения слов с картинками в мнемических
целях требуется условие: дети должны хорошо овладеть не только прямыми,
но и обратными операциям.
Важно, чтобы эти операции
отработаны сами по себе.
Это условие для перехода
мнемический прием.
В процессе обучения
З.М.Истоминой были выявлены
заметные возрастные и
различия. Опыты показали, что для формирования смыслового соотнесения
как мнемического приема
детям младшего дошкольного
разное число сеансов обучения, многократное решение различных задач. У
старших дошкольников
возрастом увеличивается
количество связей, установленных на случайных ассоциациях.
До старшего дошкольного возраста преобладают связи на основе ассоциации
по смежности. Самая высокая
продуктивность
при опоре на смысловые связи, как связи по сходству и смежности. Самая
низкая продуктивность
связи. В целом использование
детьми приема смыслового
оказывает положительное
деятельности, и эффективность его применения с возрастом увеличивается.
Таким образом, качественные изменения работы памяти могут происходить в
сравнительно раннем периоде развития ребенка (в среднем дошкольном
возрасте), но лишь при условии специально организованного,
целенаправленного обучения
программам логического
Целесообразно одновременное обучение детей различным приемам логического
запоминания, т.к. они
Существенную роль в
самоконтроль. Результаты данных исследований представляются весьма
важными в связи в
Задачу изучения роли слова в развитии памяти у ребенка рассматривала
Б.Н.Зальцман.
Детям от 3 до 7 лет показывались цветные фигуры из мозаики, после чего
испытуемые должны были выложить из мозаики эти фигуры по памяти. В
первой серии опытов
сопровождения, во второй серии – с называнием цвета, количества цветов и
расположением расцветки в фигурах.
В первом случае младшие дошкольники воспринимали фигуры молча, затем
чаще всего брали первые попавшиеся части мозаики и выкладывали
какую-нибудь фигуру, а не то, что им показывалось. В отличие от этого во
втором случае совсем не сумевших восстановить фигуру не было. В этой
серии наблюдались
образом способствовало
Дошкольники среднего
своей речью) даже в первой серии опытов. Специальной стимуляции им для
этого не требовалось.
У старших дошкольников
еще более значительным. В
отличие от дошкольников
них наблюдалось более
собой выложенную перед ним
фигуру. Существенное влияние
в этом направлении
опытов). Важно также, что в данном возрасте облегчающую роль при
запоминании начинала играть уже не только внешняя, но и внутренняя речь,
предварявшая внешнее
Нетрудно видеть, что результаты
всех работ, посвященных
взаимоотношений образной и словесной памяти, образа и слова в процессах
запоминания и
видов памяти, на единство чувственного (предметного, образного,
конкретного) и словесно-
воспроизведении.
На основании изученной
память у дошкольников
продуктивность зависит от
содержания запоминаемого
сформированности у ребенка приемов запоминания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цель: выявить особенности
жизни.
Задачи:
Определить уровень развития образной памяти у детей 6-7 года жизни.
Изучить зависимость объема
произвольной памяти от
запоминаемого материала у детей 6-7 года жизни.
Раскрыть индивидуальные
жизни.
База исследования – детский сад №25 г.Ельца.
В эксперименте принимало участие 10 детей 6-7 лет.
Методика проведения
В соответствии с
исследования:
1. Цель: изучение уровня развития произвольной образной памяти.
Подготовка: сделать 8 карточек размером 4,5х5 см с изображением чайника,
пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карту 20х27 см,
разделенную на 24 клетки (4,5х5).
Каждому изображению на карточек должны соответствовать 3 изображения на
карте: 1 – идентичное, 2- отличающееся деталью, 3- схожее лишь силуэтом
и назначением. Соотношения цветов одинаковое.
Проведение. Эксперимент проводится индивидуально. Перед ребенком карта,
ему говорят: «Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что
на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте». Ребенку
по 1 показывают карточки (время экспозиции – 1 сек.). После каждого
предъявления дают время найти такое же изображение на карте.
Обработка. Если ребенок
схожи с общим силуэтом и назначением (2 б.), другое изображение (0 б.).