Развитие образной памяти у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Запоминание определенного материала связано с накоплением
индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в
дальнейшем того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же
определенного материала из деятельности ведет к его забыванию.
Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности
личности.

Содержание

I. Теоретическая часть

1. Общая характеристика памяти.

2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития
памяти у детей дошкольного возраста.

а) основные положения концепции П.П.Блонского в соотношении образной и
словесно памяти;

б) сравнение запоминания предметного (образного) и словесного материала
у дошкольников в исследовании Н.А.Корниенко.

в) воспитание логической памяти у детей дошкольного возраста.

3. Исследование Б.Н.Зальцман роли слова в развитии образной памяти у
дошкольников.

II. Практическая часть.

Цель.

Гипотеза.

Задачи.

База проведения исследования.

Методика проведения исследования и анализ полученных результатов.

III. Выводы.

IV. Библиография.

V. Приложения.

Работа содержит 1 файл

Развитие образной памяти у дошкольников.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

 Первоначально рассказ –  это только словесное сопровождение  действия,

 далее это слова, сопровождаемые  действием, и лишь затем словесный

 рассказ выступает сам по  себе, как живое и образное  сообщение.

 

 Таковы основные положения  концепции П.П.Блонского о соотношении

 образной и словесной памяти  в их развитии.

 

 Рад работ отечественных  психологов посвящен изучению  запоминания

 проблемно-образного и словесного материала (9, с.189).

 

 Сравнению запоминания предметного  (образного) и словесного материала  у

 детей дошкольного возраста  посвящено исследование Н.А.Корниенко.

 Испытуемым – детям–дошкольникам  – предлагалось запомнить и  затем

 воспроизвести: в одних случаях – ряд предметов (игрушек), легко

 разделяемых на смысловые  группы (первая серия), в других  случаях – такое

 же количество слов, имеющих  конкретное значение (вторая серия),

 в-третьих – название не  знакомых детям деревьев и  кустарников (третья

 серия).

 

 Результаты исследования показали  следующее: 1) во всех возрастных

 группах наибольшие показатели  были получены в опытах с  запоминанием

 предметов; 2) второе место заняло  запоминание слов конкретного  значения;

3) запоминание незнакомых названий было наименее продуктивным;

4) разница между всеми случаями  запоминания с возрастом уменьшалась;

5) различия между продуктивностью  запоминания разного рода материала  в

 опытах с воспроизведением  оказались резко выраженными  по сравнению с

 опытами с узнаванием, и вместе  с тем существенно сближались  между собой.

 

 

 Благодаря перестройке мнемических  процессов в дошкольном возрасте

 ребенок оказывается в состояние  ставить перед собой сознательные  цели

(запомнить, припомнить) и стремится  их достичь. Этот перепад

 представляет собой сложный  процесс, включающий два основных  этапа.

 Первый этап – опознание  и выделение ребенком мнемической  цели. На втором

 этапе формируется соответствующие  им действия и операции

 

 В 5-6 летнем возрасте появляются  первые попытки применения некоторых

 приемов. Дети могут самостоятельно  осуществлять, хотя и в простых  формах

 переработку материала. В  опытах З. М. Истоминой по  ходу упражнений дети

 проявляли  умения применять в мнемических  целях отдельные приемы в виде

 мыслительных операций (это повышает продуктивность запоминания). Это

 дает  возможность обучать ребенка  тому, как необходимо запомнить  и

 припомнить.

 

 Воспитание  логической памяти предполагает  в первую очередь развитие

 мыслительной деятельности  детей – развитие умения анализировать,

 выделять в предметах свойства, признаки, сравнивать; осуществлять

 обобщение, объединяя объекты  по признакам, классифицировать  на основе

 обобщения; устанавливать смысловые  связи. Мыслительные операции

 становятся способами логического  мышления.

 

 В ходе работы Л.М.Житниковой, З.М. Истоминой, А.Н.Белоуса, посвященных

 изучению формирования способов  логического запоминания у детей

 дошкольного возраста в условиях  специального обучения, установлено, что

 уже в среднем дошкольном  возрасте дети могут овладеть  в процессе

 специально организованного  обучения такими приемами логического

 запоминания, как смысловое  соотнесение и мыслительная группировка,  и

 использовать их в мнемических  целях.

 

 Обучение этим приемам требует сложной, исследовательской стратегии и

 разделяется на 2 этапа: 1) формирование  смыслового соотнесения и

 смысловой группировки как  умственных действий; 2) формирование  умения

 применять эти действия для  решения мнемических задач. Формирование

 классификации как умственного  действия осуществляется по трем  этапам: 1)

 этап практического действия, когда дети обучаются раскладывать  картинки

 по группам; 2) речевого действия, когда после предварительного

 ознакомления с картинками  ребенок должен рассказать, какие картинки

 можно отнести к той или  иной группе; 3) этап умственного  действия,

 распределение картинок по  группам в уме, затем называние  групп.

 

 После этого можно переходить  к формированию умения применять  группировку

 в действиях запоминания.

 

 Классификация (группировка)  как способ запоминания заключается  в

 использовании обобщающих названий  групп в качестве опоры при  запоминании

 и воспроизведении входящих  в них элементов. Сначала ребенок  осуществляет

 простую ориентировку в материале, предложенном для запоминания. Затем

 начинает раскладывать картинки  на группы для и запоминает, что в каждую

 группу входит, а при воспроизведении  опирается на образованные им  самим

 группы.

 

 В процессе освоения группировки  как приема логического запоминания дети

 испытывали трудности. П.И.Зинченко  отмечает, что на первых этапах  у

 многих детей наблюдается  раздвоение умственной и мнемической

 деятельности. Оно проявляется  в следующем: выполняя операцию

 мыслительной группировки, дети  забывают о том, что надо нужно запоминать

 картинки, а когда стараются  запомнить, перестают группировать. Однако,

 когда этот прием осваивается  детьми, он приносит значительный

 мнемический эффект. Л.М.Житникова  отмечает, что уже в младшем  дошкольном

 возрасте у детей наблюдаются сдвиги в запоминании вследствие овладения

 ими группировкой как познавательным  действием. Дети старшего и  среднего

 дошкольного возраста, успешно  овладевая классификацией, сознательно

 используют ее в качестве  способа запоминания.

 

 Овладение детьми смысловым соотнесением как самостоятельным

 интеллектуальным действием  осуществляется в несколько этапов

 возрастающей сложности. Сначала  необходимо научиться находить  к

 предложенной картинке тождественную.  После дети учатся находить  к данной

 картинке не тождественную, а лишь сходную с ней по содержанию, близкую

 по смыслу. На следующем этапе  задание усложняется: к названию (слову)

 необходимо подобрать картинку  с изображением предмета, обозначенного

 этим словом, а затем –  подобрать картинку, близкую слову по содержанию.

 З.М.Истомина подчеркивает, что  занятия повторяются столько  раз, сколько

 требуется для того, чтобы  дети научились правильно соотносить  картинки.

 

 Для использования смыслового  соотнесения слов с картинками  в мнемических

 целях требуется условие: дети должны хорошо овладеть не только прямыми,

 но и обратными операциям.  Важно, чтобы эти операции были  хорошо

 отработаны сами по себе. Это условие для перехода умственного  действия в

 мнемический прием. 

 

 В процессе обучения смысловому  соотнесению как приему запоминания

 З.М.Истоминой были выявлены  заметные возрастные и индивидуальные

 различия. Опыты показали, что  для формирования смыслового  соотнесения

 как мнемического приема  детям младшего дошкольного возраста, необходимо

 разное число сеансов обучения, многократное решение различных задач. У

 старших дошкольников количество  шагов обучения заметно сокращается.  С

 возрастом увеличивается количество  смысловых связей и уменьшается

 количество связей, установленных  на случайных ассоциациях.

 

 До старшего дошкольного  возраста преобладают связи на  основе ассоциации

 по смежности. Самая высокая  продуктивность воспроизведения  имеет место

 при опоре на смысловые  связи, как связи по сходству  и смежности. Самая

 низкая продуктивность обнаруживается у детей, установивших случайные

 связи. В целом использование  детьми приема смыслового соотнесения

 оказывает положительное влияние  на продуктивность мнемических

 деятельности, и эффективность  его применения с возрастом  увеличивается.

 

 Таким образом, качественные изменения работы памяти могут происходить в

 сравнительно раннем периоде  развития ребенка (в среднем  дошкольном

 возрасте), но лишь при условии  специально организованного,

 целенаправленного обучения  программам логического запоминания.

 Целесообразно одновременное обучение детей различным приемам логического

 запоминания, т.к. они опираются  на аналогичные мыслительные  операции.

 Существенную роль в повышении  продуктивности запоминания играет  также

 самоконтроль. Результаты данных  исследований представляются весьма

 важными в связи в подготовкой  дошкольников к обучению в  школе.

 

 Задачу изучения роли слова  в развитии памяти у ребенка  рассматривала

 Б.Н.Зальцман.

 

 Детям от 3 до 7 лет показывались  цветные фигуры из мозаики,  после чего

 испытуемые должны были выложить из мозаики эти фигуры по памяти. В

 первой серии опытов рассматривание  фигур осуществлялось без словесного

 сопровождения, во второй  серии – с называнием цвета,  количества цветов и

 расположением расцветки в  фигурах.

 

 В первом случае младшие дошкольники воспринимали фигуры молча, затем

 чаще всего брали первые  попавшиеся части мозаики и  выкладывали

 какую-нибудь фигуру, а не  то, что им показывалось. В отличие  от этого во

 втором случае совсем не  сумевших восстановить фигуру  не было. В этой

 серии наблюдались целенаправленные  поиски элементов фигуры. Слово  явным

 образом способствовало аналитико-синтетической  деятельности детей.

 

 Дошкольники среднего возраста  широко пользовались словом (причем  уже

 своей речью) даже в первой  серии опытов. Специальной стимуляции им для

 этого не требовалось.

 

 У старших дошкольников использование  речи (причем опять-таки своей)  было

 еще более значительным. В  отличие от дошкольников среднего  возраста у

 них наблюдалось более планомерное  обозначение того, что характеризовало

 собой выложенную перед ним  фигуру. Существенное влияние оказывала  на них

 в этом направлении постановка  вопросов взрослыми (во второй  серии

 опытов). Важно также, что  в данном возрасте облегчающую  роль при

 запоминании начинала играть  уже не только внешняя, но и внутренняя речь,

 предварявшая внешнее действие.

 

 Нетрудно видеть, что результаты  всех работ, посвященных исследованию

 взаимоотношений образной и  словесной памяти, образа и слова  в процессах

 запоминания и воспроизведения,  указывают на неразрывное единство обоих

 видов памяти, на единство  чувственного (предметного, образного,

 конкретного) и словесно-логического,  абстрактного в запоминании и

 воспроизведении.

 

 На основании изученной литературы  выдвигаем следующую гипотезу: образная

 память у дошкольников является  преобладающим видом памяти, ее

 продуктивность зависит от  содержания запоминаемого материала  и

 сформированности у ребенка  приемов запоминания.

 

 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 Цель: выявить особенности проявления  образной памяти у детей 6-7 года

 жизни.

 

 Задачи:

 

 Определить уровень развития  образной памяти у детей 6-7 года жизни.

 

 Изучить зависимость объема  произвольной памяти от содержания

 запоминаемого материала у  детей 6-7 года жизни.

 

 Раскрыть индивидуальные особенности  образной памяти у детей 6-7 года

 жизни.

 

 База исследования – детский  сад №25 г.Ельца.

 

 В эксперименте принимало  участие 10 детей 6-7 лет.

 

 Методика проведения исследования.

 

 В соответствии с поставленными  задачами проводились следующие  серии

 исследования:

 

1. Цель: изучение уровня развития  произвольной образной памяти.

 

 Подготовка: сделать 8 карточек  размером 4,5х5 см с изображением  чайника,

 пальто, рукавиц, шорт, чашки,  миски, шапки, платья; карту 20х27 см,

 разделенную на 24 клетки (4,5х5).

 

 Каждому изображению на карточек должны соответствовать 3 изображения на

 карте: 1 – идентичное, 2- отличающееся  деталью, 3- схожее лишь силуэтом

 и назначением. Соотношения  цветов одинаковое.

 

 Проведение. Эксперимент проводится  индивидуально. Перед ребенком  карта,

 ему говорят: «Я тебе буду  показывать маленькие карточки, ты запомни, что

 на них нарисовано, и найди  такую же картинку на большой  карте». Ребенку

 по 1 показывают карточки (время  экспозиции – 1 сек.). После каждого

 предъявления дают время  найти такое же изображение на карте.

 

 Обработка. Если ребенок показал  идентичное изображение (3 б.), если

 схожи с общим силуэтом  и назначением (2 б.), другое изображение  (0 б.).

Информация о работе Развитие образной памяти у дошкольников