Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:42, дипломная работа
Цель работы – изучить комплекс физических упражнений, развивающих координационные способности у глухих и слабослышащих детей.
Задачи:
Изучить научно-методическую литературу.
Проанализировать медицинские карты учащихся.
Определить уровень координационных способностей.
4. Изучить динамику развития координационных способностей у детей с нарушениями слуха.
Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Характеристика детей с нарушениями слуха…………….5
Особенности психофизического развития двигательных способностей глухих детей школьного возраста……………...5.
Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов……..14
Примерные комплексы упражнений для коррекции координационных способностей для учащихся среднего школьного возраста…………………………………………………………17
Глава II. Воспитание координационных и непосредственно связанных с ними способностей…………………………………………………….19
2.1. Общие понятия о сущности и значении координационных способностей………………………………………………………….19
2.2. Средства воспитания координационных способностей……….20
2.3. Воспитание способностей к точной пространственной ориентировке………………………………………………………….22
2.4. Воспитание способностей сохранять равновесие……………..23
2.5. Воспитание ловкости (координационных способностей)…….24
2.6. Упражнения на развитие координационных способностей…..26
2.7. Оценка и развитие координации движений……………………27
2.8. Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей……….29
Глава III. Исследования координационных способностей глухих и слабослышащих детей…………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………..38
Библиография………………………………………………………….40
Приложения………………………………………………
Тест № 2. Метание теннисного мяча на точность попадания.
Оборудование: теннисные мячи; горизонтальная переносная мишень в виде деревянного щита (резиновые дорожки) размером 2 х 2м с разметкой и полосами метания, которые позволяют измерить точность метания мяча с ошибкой 0, 05 м.
Процедура тестирования. Из исходного положения – сед ноги врозь по команде «Можно» испытуемый последовательно выполняет 10 зачетных попыток (метаний) теннисного мяча способом из-за головы в горизонтальную мишень. Тест закончен.
Результат ~ Точность метания, которая оценивается по средней арифметической (из 10 попыток) величине отклонения бросков мяча в горизонтальную мишень (ошибка в см с точностью до 5 см).
Общие указания и замечания. Мишень устанавливается в одном месте (если тест проводится в спортивном зале, то мишень желательно расположить в конце одной из его сторон). Мишень должна быть хорошо видна испытуемому. В центре мишени устанавливается деревянный брусок высотой 10-15 см, являющийся ориентиром для попадания. От центра бруска определяется расстояние в 50% от максимальной дальности метания и индивидуально для каждого испытуемого и отдельно для его ведущей и не ведущей руки. После этого указывается отметка, на которой учащийся принимает исходное положение для метания на точность. Все испытуемые выполняют броски на точность сначала ведущей, а затем не ведущей рукой. (Приложение № 7).
Определения способностей к равновесию. Оценка динамического равновесия.
Тест № 3. Балансирование на гимнастической скамье.
Оборудование: гимнастическая скамья (длиной 4 м, ширина узкой стороны скамейки – 10 см), секундомер – медицинбол (масса 2 кг).
Процедура тестирования. На расстоянии 150 см от стартовой линии находится перевернутая гимнастическая скамейка. В конце скамейки лежит медицинбол. Испытуемый пальцами левой руки под правой рукой берется за правое ухо; на ладони правой руки лежит мяч. В этом положении по команде «Марш!» ученик бежит по узкой поверхности скамейки до медицинбола, сталкивает его стопой, поворачивается и бежит обратно по узкой поверхности скамейки. Тест закончен.
Результат ~ Время пробегания от линии старта до пересечения с линией финиша.
Общие
указания и замечания. Упражнения
не засчитываются, если ученик изменяет
положение тела или, если падает с поверхности
скамейки более трех раз. За одно касание
земли – одна штрафная секунда. На месте,
где произошло касание, ученик должен
опять взобраться на подставку и продолжить
упражнение. После объяснения, демонстрации
и опробования выполняется одна зачетная
попытка. Контрольное упражнение может
проводиться в 1-8 классах при прохождении
раздела «Гимнастика». (Приложение № 7).
Тест № 4. Оценка статического равновесия. Стойка на одной ноге.
Оборудование: секундомер.
Процедура тестирования. Испытуемый занимает исходное положение – стойка на одной ноге, другая согнута в колене и максимально развернута кнаружи.
Ее пятка касается подколенной чашечки опорной ноги. Руки на поясе, голова прямо. По команде «Готов!» испытуемый закрывает глаза, а экспериментатор включает секундомер. Тест закончен.
Результат ~ Средний показатель времени удержания равновесия (из трех попыток) (с).
Общие указания и замечания. Дается опробование теста. Опорная нога должна быть прямой, а бедро как можно больше отведено кнаружи. Секундомер выключается сразу же в момент потери равновесия (схождение с места, приподнимание на пальцах ноги, переход на двойную опору, падение). (Приложение № 7).
При
применение теста мы старались
учитывать возрастные и индивидуальные
особенности детей. С этой целью
мы изучили научно-методическую и
медицинскую литературу, проанализировали
медицинские карты учащихся (Приложение
№ 8).
Диаграмма 1. Динамика развитие КС мальчиков и девочек 14 лет на формирующем этапе эксперимента (январь 2008 года)
По результатам проведенного тестирования нами были выделены показатели физической подготовленности детей.
Таким образом, показатели физической подготовленности слабослышащих детей отличаются от показателей физической подготовленности здоровых детей, в связи с отставанием глухих и слабослышащих школьников в развитии.
На
формирующем этапе
Диаграмма
2. Динамика развитие КС мальчиков и девочек
15 лет на формирующем этапе эксперимента
(февраль 2009 года)
Диаграмма
3. Динамика развитие КС мальчиков на формирующем
этапе эксперимента (январь 2008 года) и
контрольном этапе (февраль 2009 года)
Диаграмма 4. Динамика развитие КС девочек на формирующем этапе эксперимента (январь 2008 года) и контрольном этапе (февраль 2009 года)
По
данным диаграмм видно, что по окончании
контрольного эксперимента результаты
физического развития лучше, чем
на формирующем этапе
Таким
образом, физические упражнения повышают
уровень развития координационных способностей
у глухих и слабослышащих детей, что и
следовало доказать в ходе эксперимента.
Заключение
Работая
над темой «Развитие
В
своей исследовательской
В
процессе педагогической практики мы
пришли к заключению, что в занятия
физической культуры следует включать
сложнокоординационные
Мы
рекомендуем учителям физической культуры
специальных коррекционных
Библиография
1. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физической культуре для глухих и слабослышащих детей /Сост. Г. И. Гербова. – СПб.; Образование, 1994. – 102 с.
2.Астафьев, Н.В. Концепция дополнительного физкультурного образования глухих и слабослышащих школьников/ Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев– Омск.; СибГАФК, 1997. – 56 с.
3.Вайэман, Н. П. Психомоторика слабослышащих детей/Н.П. Вайэман– М.: Аграф, 1997. – 89 с.
4.Горская, И. Ю. Координационные способности слабослышащих школьников: Учебное пособие/И.Ю. Горская, Т.В. Синельникова– Омск.; СибГАФК, 1999. – 212 с.
5.Дембо, А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины. / А.Г.Дембо– М.; 1980. – 56 с.
6.Детская спортивная медицина / под общей ред. Б.С. Тихвинского, С.В. Хрущева – М.; 1980. – 83 с.
7.Дмитриев, А. А. Организация двигательной активности слабослышащих школьников Пособие. – М.; Советский спорт, 1991.- 36 с.
8.Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика слабослышащих детей / С.Д. Забрамная– М.; Просвещение, 1995. – 46 с.
9.Зимкин, Н. В. Физиологические основы физкультуры и спорта / Н.В. Зимкин– М.; ФиС, 1955. – 123 с.
10.Кабачков, В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ / В.А. Кабачков В.А., С.А. Полиевский– М.; 1982. – 104 с.
11.Махмутов, М.И. Современный урок / М.И. Махмутов– М.; 1981.- 63 с.
12.Легкоатлетические упражнения как средство коррекции двигательных способностей у детей с нарушением слуха Методическое пособие /сост. Е.В. Беляковой, А.Ф.Садилкин, О.В. Ечевская – Тамбов, 2007. – 36 с.
13.Ратнер, А.Ю. Родовые повреждения слухового невра у детей / А.Ю. Ратнер– Казань, 1978.- 78 с.
14.Рубцова, Н. О. Организация и методика физического воспитания инвалидов с слуха: Учебное пособие / Н.О.Рубцова– М.; РГАФК, 1995. – 115 с.
15.Совершенствование условий обучения, воспитания и охраны здоровья учащихся средних ПТУ/ Под ред. Г.Н. Сердюковской и Н.В. Алишева. М.; 1981.- 94 с.
16.Тарасова, О.Ф. Реабилитация при детских болезнях / О.Ф. Тарасова, М.И. Фокарев– Л.; 1980.- 54 с.
17.Учебник инструктора по лечебной физической культуре (для институтов физической культуры) – М., 1980. – 120 с.
18.Физическое развитие современных школьников / под ред. Г.П. Сальниковой. – М., 1977. – 61 с.
19.Физическое воспитание детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья. Методические указания. – М., 1982.- 46 с.
20.Хрущев, СВ. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников/С.В. Хрущев – М., 1980.- 56 с.
21.Частные методики
Приложение
№ 1
Комплекс для учащихся среднего школьного возраста по гимнастике