Развитие координационных способностей у глухих и слабослышащих детей средствами АФК

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:42, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучить комплекс физических упражнений, развивающих координационные способности у глухих и слабослышащих детей.
Задачи:
Изучить научно-методическую литературу.
Проанализировать медицинские карты учащихся.
Определить уровень координационных способностей.
4. Изучить динамику развития координационных способностей у детей с нарушениями слуха.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Характеристика детей с нарушениями слуха…………….5
Особенности психофизического развития двигательных способностей глухих детей школьного возраста……………...5.
Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов……..14
Примерные комплексы упражнений для коррекции координационных способностей для учащихся среднего школьного возраста…………………………………………………………17
Глава II. Воспитание координационных и непосредственно связанных с ними способностей…………………………………………………….19
2.1. Общие понятия о сущности и значении координационных способностей………………………………………………………….19
2.2. Средства воспитания координационных способностей……….20
2.3. Воспитание способностей к точной пространственной ориентировке………………………………………………………….22
2.4. Воспитание способностей сохранять равновесие……………..23
2.5. Воспитание ловкости (координационных способностей)…….24
2.6. Упражнения на развитие координационных способностей…..26
2.7. Оценка и развитие координации движений……………………27
2.8. Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей……….29
Глава III. Исследования координационных способностей глухих и слабослышащих детей…………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………..38
Библиография………………………………………………………….40
Приложения………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Развитие координационных способностей у глухих и слабослышащих детей средствами АФК.docx

— 107.96 Кб (Скачать)

      Лыжная  подготовка. 

      Преодоление полосы препятствий с изменяющимся направлением движения, режимом работы и биомеханической структурой двигательных действий, рельефом местности; комплексы  упражнений на ограниченной опоре (с  изменением центра тяжести тела по отношению к опоре, с разной амплитудой движения и скоростью выполнения); передвижения по ограниченной площади  опоры; упражнения на дифференцировку  мышечных усилий, перераспределения  массы тела на различные его звенья; упражнения на лыжах – повороты в движении, спуски по неровному  склону (на одной и двух лыжах); спуски парами, взявшись за руки; спуски с подниманием  предметов, лежащих вдоль трассы.  

      Легкая  атлетика.

      Специализированные  комплексы упражнений на развитие координации (разрабатываются на основе учебного материала разделов «Гимнастика» и  «Спортивные игры»).  

      Баскетбол. 

      Акробатические  упражнения (двойные и тройные  кувырки вперед и назад); бег с  «тенью» (повторение движений партнера); бег по рейке гимнастической скамейки, по гимнастическому бревну равной высоты; прыжки по разметкам с изменяющейся амплитудой движения; броски малого мяча в стену одной (двумя) рукой с  последующей его ловлей после  отскока от стены (пола); ведение  мяча между стоек; ведение мяча с  изменяющейся по команде скоростью  и направлением передвижения; ведение  теннисного мяча. (Приложение № 2). 

      Волейбол.

      Двойные – тройные кувырки вперед и  назад; группировки в приседе, сидя, лежа на спине; перекаты в группировке  из положений сидя, упора присев; передача мяча над собой на месте, с продвижением вперед и назад  по ограниченной площадке; передача мяча сверху двумя руками в стену с  изменением высоты передачи (стоя на месте  и в сочетании с перемещениями); прыжки с подкидного мостика с  имитацией удара и блока; прыжки по разметкам с различной амплитудой движения; передача мяча в «стенку» на точность из положения полуприседа  и сидя на полу, стоя с поворотами и прыжками; броски малого мяча в  стену с последующей ловлей после  отскока от стены, от пола (упражнение выполняется в максимально возможном  темпе в чередовании с различными исходными положениями). (Приложение № 3) 

          ГЛАВА II. Развитие координационных и непосредственно связанных с ними способностей 

      2.1. Общие понятия  о сущности и  значении координационных  способностей 

      Координационные способности представляют собой  свойства организма к согласованию отдельных элементов движения в  единое смысловое целое для решения  конкретных двигательной задачи. Эта согласованность проявляется в хорошей обучаемости, плавности и точности движения, его своевременном исполнении.

      Координационные способности обуславливают скорость и эффективность освоению жизненно необходимых двигательных навыков, спортивной техники и тем самым  способствуют достижению высоких спортивных результатов. Координационное совершенствование  направлено также на подготовку молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.

      Уровень координационных способностей определяется следующими способностями индивида:

      -    быстро реагировать на различные  сигналы, в частности на движущийся  объект;

      -    точно и быстро выполнять двигательные  действия при лимите времени;

      -    дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры  движения;

      -    приспосабливаться к изменяющейся  ситуации, к необходимой постановке  задачи;

      -    предвосхищать положение движущегося  объекта в нужный момент времени;

      -    ориентироваться во времени и  пространстве;

      В зависимости от специфики двигательной задачи КС могут проявляться в  форме удержания различных равновесий, выполнения действий в заданном ритме, своевременной перестройки двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки и др.

      Наиболее  интенсивный естественный прирост  координационных способностей  происходит между 4-5 годами жизни. Этот период жизни  называют «золотым возрастом», имея темп развития координационных способностей. Если в этот период целенаправленно  воздействовать на координационные  способности, то уже к 7-10 годам организм готов для высокого их развития. Замечено, что у мальчиков уровень  развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек. 

      2.2. Средства воспитания  координационных  способностей 

      Основным  средством совершенствования координационных  способностей  является физическое упражнение. При этом эффективное  развитие координационных способностей  облегчается в случае выполнения следующих методических действий:

    • целенаправленного развития отдельных способностей, обеспечивающего более высокий уровень координационной подготовленности:
    • технически правильного изучения двигательных навыков, используемых в качестве тренирующих средств, так как в противном случае они будут являться источником новых ошибок;
    • улучшение функционирования анализаторов, способствующих существенному повышения уровня КС. Так, использование вращающегося стула, качелей приводит к улучшению функций вестибулярного аппарата и как следствие к повышению способностей удерживать равновесие;
    • повышения координационной сложности используемых физических упражнений. Это достигается за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров. Например, пространственные вариации - руки перед собой, руки вверх, руки в стороны; временные вариации - круг руками быстро, круг медленно; силовые вариации прыжок на максимальную высоту, прыжок на ½ . высоты и т.п.

      Сложность физических упражнений можно увеличить  за счет внешних условий, изменяя  порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры  или увеличивая ее подвижность в  упражнениях 44на равновесие и т. п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая  ходьбу с прыжками, бег и ловлю  предметов; выполняя упражнения по сигналу  или за ограниченное время. Особой эффективностью обладает методический прием, направленный на представление дополнительной информации. Так, использование зеркала или  ориентиров для контроля движения облегчает  освоение навыка. Ограниченное или  полное исключение, например, зрительной информации значительно усложняет  выполнение двигательных действий. Выполнение координационных упражнений следует  планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они  ведут быстро к утомлению. Интервалы  отдыха между упражнениями должны обеспечивать относительно полное восстановление. В связи с этим объем упражнений в рамках одного урока будет незначительным, что компенсируется более частыми  их использованием в серии занятий.

      Упражнения, направленные на развитие координационных  способностей, эффективны до тех пор  пока они не будут выполняться  автоматически. Затем они теряют свою ценность.

      2.3. Воспитание способностей  к точной пространственной  ориентировке 

      Пространственная  ориентировка человека характеризуется  способностью к сохранению четких представлений  об изменениях в пространственных отношениях в конкретных условиях деятельности. Пространственные отношения человека с окружающей его средой носят  часто меняющейся характер. Выделяют четыре состояния этих отношений:

      1)  отношения, при которых человек  и окружающие его предметы  остаются неподвижными;

      2)  отношения, при которых изменениям  подвергаются только внешняя  среда;

      3)  отношения, при которых изменяется  только пространственное положение  человека;

      4)  отношения, при которых динамичными  оказываются одновременно и человек  и среда.

      Представления человека об изменениях в окружающей его сред* во многом зависят от совершенства условно-рефлекторных механизмов, сформированных раннее в аналогичных ситуациях  деятельности.

      Воспитание  способностей точно ориентироваться  в пространстве проходит в несколько  этапов.

    1. Применение строго определенного педагогического инструктажа. Сущность его сводится к тому, чтобы в предшествующей выполнению упражнения установке основной акцент был сделан также и на пространственную ориентировку - как на важный компонент в структуре упражнения. Основу инструктажа должны составлять предварительный анализ и осмысление особенностей пространственных отношений и их изменений при выполнении движений. Такой подход обеспечивает осознанное формирование установки на более качественное выполнение физических упражнений.
    2. Использование коррекции движений. Коррекция в виде срочной информации позволяет человеку управлять движениями в целях повышения точности ориентирования, Коррекция может быть словесной и с помощью приборов. Словесная коррекция вносит общие уточнения в выполнение движения, тогда как приборная дает точные количественные величины. Словесная коррекция требует соответствующей подготовки от того, кто корректирует движение. Эффект в коррекции зависит от времени, затраченного на паузы между повторениями движения. Чем короче пауза, тем выше эффект.
    3. Самоконтроль. Это направление широко реализуется в различных видах деятельности человека. В физическом воспитании для самоконтроля используются различные наглядные ориентиры, указывающие направления движения: и граничные точки амплитуды. В спорте расширяется использование измерительно-информационных устройств, обеспечивающих срочную и объективную информацию.
 
 

      2.4. Воспитание способности  сохранять равновесие 

      Качественное  выполнение упражнений в определенной степени зависит от способности  сохранять устойчивость в различных  положениях тела. Различают способность  к сохранению равновесия в статических  и динамических упражнениях.

      Высокая устойчивость в упражнениях статического характера достигается путем  постепенного приспособления к условиям, характерным для избранного вида спорта. С этой целью используется ряд методических приемов, увеличивающих  психологические трудности, или  изменяющихся биомеханические условия  выполнения упражнения.

      Особенностью  упражнений динамического характера  является то, что поза спортсмена непрерывно меняется, сохраняя в то же время  общую устойчивость, называемую динамическим равновесием. Совершенствование устойчивости в упражнениях динамического  характера происходит за счет физических упражнений в вариативных условиях: бег по пересеченной местности, по дорожке  с разным покрытием, передвижение по крутому виражу, имитация техники  лыжных ходов на уменьшенной или  подвижной опоре. Кроме того, необходимо использовать упражнения из смежных  видов спорта, предъявляющих более  высокие требования к сохранению устойчивости. 

      2.5. Воспитание ловкости (координационных  способностей) 

      Ловкость  – это способность человека быстро овладевать новыми движениями (способность  обучаться) и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Мерилом  ловкости служит координационная сложность  двигательных действий и точность движений на основе пространственных, временных  и силовых характеристик.

      Ловкость  существенно зависит от деятельности анализаторов , и особенно двигательного. Чем выше точность восприятия собственных  движений, тем выше способность овладения  новыми движениями.

      С психологической точки зрения ловкость зависит от полноценности восприятия окружающей обстановки и собственных  движений, от инициативности. Она тесно  связана с быстротой и точностью  сложных двигательных реакций.

      Методика  воспитания ловкости. Ловкость формируется в процессе освоения сложно координационных двигательных действий, когда двигательная деятельность перестраивается в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. При этом существенное значение имеет избирательное совершенствование способности точно воспринимать свои движения в пространстве и во времени (чувство пространства, чувство времени), рационально чередовать напряжение и расслабление.

Информация о работе Развитие координационных способностей у глухих и слабослышащих детей средствами АФК