Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:42, дипломная работа
Цель работы – изучить комплекс физических упражнений, развивающих координационные способности у глухих и слабослышащих детей.
Задачи:
Изучить научно-методическую литературу.
Проанализировать медицинские карты учащихся.
Определить уровень координационных способностей.
4. Изучить динамику развития координационных способностей у детей с нарушениями слуха.
Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Характеристика детей с нарушениями слуха…………….5
Особенности психофизического развития двигательных способностей глухих детей школьного возраста……………...5.
Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов……..14
Примерные комплексы упражнений для коррекции координационных способностей для учащихся среднего школьного возраста…………………………………………………………17
Глава II. Воспитание координационных и непосредственно связанных с ними способностей…………………………………………………….19
2.1. Общие понятия о сущности и значении координационных способностей………………………………………………………….19
2.2. Средства воспитания координационных способностей……….20
2.3. Воспитание способностей к точной пространственной ориентировке………………………………………………………….22
2.4. Воспитание способностей сохранять равновесие……………..23
2.5. Воспитание ловкости (координационных способностей)…….24
2.6. Упражнения на развитие координационных способностей…..26
2.7. Оценка и развитие координации движений……………………27
2.8. Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей……….29
Глава III. Исследования координационных способностей глухих и слабослышащих детей…………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………..38
Библиография………………………………………………………….40
Приложения………………………………………………
Развитие координационных способностей у глухих и слабослышащих детей средствами АФК
Глава I. Характеристика детей с нарушениями слуха…………….5
Глава
II. Воспитание координационных
и непосредственно связанных
с ними способностей………………………………………………
2.1. Общие понятия
о сущности и значении
2.2. Средства
воспитания координационных
2.3. Воспитание
способностей к точной
2.4. Воспитание
способностей сохранять
2.5. Воспитание
ловкости (координационных способностей)
2.6. Упражнения на развитие координационных способностей…..26
2.7. Оценка
и развитие координации
2.8. Подвижные
игры для глухих и
Глава III. Исследования координационных способностей глухих и слабослышащих детей…………………………………………………30
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
По данным многочисленных исследований (Приленская Г.Н., 1998; Шуклецова Т.С., 1990; Дмитриев А.А., 1991; Лебедева Н.Т., 1993; Ростомашвили Л.Н., 1997 и др.) аномальное развитие ребенка всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефицитом двигательной сферы. От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности они отстают на 1-3 года и больше.
У глухих и слабослышащих детей потеря слуха приводит к нарушению развития всех сторон речи, а в ряде случаев к полному ее отсутствию (Богомильский М.Б., 1985; Мастюкова Е.М., 1997), что ограничивает возможности мышления, отражается на особенностях поведения – замкнутость, нежелание вступать в контакт (Пономарева З.А., 1998; Черненко Т.Е., 1998). Потеря слуха часто сопровождается поражением вестибулярного аппарата, что негативно отражается на двигательной сфере ребенка. Характерными проявлениями является нарушение статического и динамического равновесия, точности движений, пространственной ориентировки, способности усваивать заданный ритм движений (Байкина Н.Г., Сермеев В.П., 1991).
Потеря
слуха у детей сопровождается
в 62% случаев дисгармоничным физическим
развитием, в 44% - дефектами опорно-
Таким
образом, актуальность темы высока, так
как координационные
Объект исследования – процесс развития координационных способностей у детей с нарушениями слуха.
Предмет исследования – развитие координационных способностей у глухих и слабослышащих детей.
Цель работы – изучить комплекс физических упражнений, развивающих координационные способности у глухих и слабослышащих детей.
Задачи:
4. Изучить динамику развития координационных способностей у детей с нарушениями слуха.
Гипотеза – предположим, что физические упражнения повысят уровень развития координационных способностей у глухих и слабослышащих детей.
Методы исследования:
Базой
исследования выступила специальная коррекционная
школа-интернат I вида г. Тамбова.
ГЛАВА
I. Характеристика детей
с нарушениями слуха
1.1.
Особенности психофизического
развития и двигательных
способностей глухих
детей школьного возраста
Нарушение слуха, прежде всего, сказывается на психике школьника своеобразие его общения с людьми и окружающим предметным миром. Отсутствие внутренней речи и словесного опосредования ограничивают объем внешней информации и всегда сопровождаются замедленностью и снижением восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения и всей познавательной деятельности в целом (Выготский Л.С. 1924г.; Власова Т. А 1954г.; Боскис Р.М, 1963;ШифЖ.И, 1968 и др.)
Нарушение слухового восприятия вызывают специфические изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания, особенно у учащихся младшего и среднего школьного возраста (Розанова Т.В., 1978г., Гоголева АН, 1981г.). Многие неслышащие школьники с трудом осваивают представления о мерах времени и об отношениях между единицами измерения (Тимохин В.П, 1955, Дьячков АИ, 1957).
Слух теснейшим образом связан с движением. НА Бернштейн (1966), указывая на взаимосвязь двигательного и слухового анализатора, подчеркивал, что движение корректируется не только зрением, но и слухом. Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений (Ананьев Б.Г., 1968). Выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное "выпадение" одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость.
Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования, подтверждая это положение, позволяют выделить следующее своеобразие двигательной сферы глухих школьников:
Перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих школьников носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора
Особенно ярко эта совокупность причин проявляется на координационных способностях, так как они реализуются на дефектной основе сенсорных систем, участвующих в управлении движениями. Поэтому глухие школьники тратят на освоение сложнокоординационных навыков значительно больше времени (Костанян АО.; 1963;Ляхова ИН, 1992), имеют меньший уровень максимальных достижений по точности и времени движений, а также уступают с статическом и динамическом равновесии слышащим школьникам (Рябичев В. А, 1964; Какузин В.А, 1973).
Большая
часть авторов объясняют
При нарушении равновесия у глухих детей младшего школьного возраста отмечается замедленность, скованность и малая амплитуда движений (Бабенкова Р.Д 1967).
Ведущим и решающим фактором в регуляции чувства равновесия у глухих школьников является "мышечное чувство". АО. Костонян (1963) пришел к выводу; что на точность движения влияет не только состояние вестибулярного аппарата, сколько степень совершенства двигательного анализатора Между тем качественные характеристики прямостояния у глухих находится в прямой зависимости от сохранности вестибулярного аппарата
По данным НА Какузина (1973), ИЫ Ляховой (1992), глухих 7-13 лет величины сагиттального размера пространственного поля устойчивости и коэффициента использования площади не превышали 70-74% тех же показателей слышащих. С возрастом эта различия меду глухими и слышащими сокращаются. Глухие в показателях динамического равновесия отстают от слышащих сверстников во всех возрастных группах наибольшее различия отмечаются в младшем и среднем школьном возрасте.
В исследованиях Н А Попова (1920) глухонемые показали полное отсутствие ощущения вращения по сравнению со слышащими. Слышащие быстро и отчетливо ощущали перемещение тела, правильно указывали направления вращения. Установлено, что у лиц со сниженной функцией вестибулярного анализатора не развивается синдром укачивания.
Врожденные или ранние нарушения функций слухового и вестибулярного анализаторов приводят к снижению чувства пространственной ориентировки глухих, что проявляется в ходьбе, беге, ориентации в схеме тела, упражнениях с предметами (Кудряшов ВВ., 1978).
При ходьбе с открытыми глазами глухие дети старшего возраста так же, как и слышащие. Однако при ходьбе с закрытыми глазами между глухими и слышащими обнаружена заметная разница Расстройства равновесия у глухих при отсутствии зрительного контроля отмечаются у 45,7% глухих.
И С. Беритов (1956) обнаружил, что глухие при закрывании глаз вовсе лишаются способности ориентироваться в пространстве. У детей школьного возраста отмечается асимметрия при ходьбе. С возрастом степень асимметрии при ходьбе у глухих уменьшается. Различия между глухими и слышащими особенно выражены в 11-14 лет. В более старшем возрасте различий в степени асимметрии при ходьбе между глухими и слье1Шшими нет (Хохрякова КВ., 1959). Причину уменьшения с возрастом различий у глухих В. С. Фарфель (1975) объясняет более длительном стажем ходьбы При этом глухие отличаются от слышащих чрезвычайной вариативностью шагов. Они расставляют ноги при ходьбе с закрытыми глазами несколько шире, чем слышащие, шага их короче.
Потеря слуха оказывает значительное влияние на функциональное состояние всех систем. Накопленный материал неврологической симптоматики глухих детей позволяет выделить некоторые поражения периферических и центральных структур, проявляющиеся в замедленном движении глаз (0,9%), языка (2,7%), акта жевания (0,3%), иннервируемых двигательными черепно-мозговыми нервами. Характерная замедленность двигательных актов у большинства не слышащих может быть связана и нарушениями механизмов координации двигательных реакций.