Развитие координационных способностей у глухих и слабослышащих детей средствами АФК

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:42, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – изучить комплекс физических упражнений, развивающих координационные способности у глухих и слабослышащих детей.
Задачи:
Изучить научно-методическую литературу.
Проанализировать медицинские карты учащихся.
Определить уровень координационных способностей.
4. Изучить динамику развития координационных способностей у детей с нарушениями слуха.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Характеристика детей с нарушениями слуха…………….5
Особенности психофизического развития двигательных способностей глухих детей школьного возраста……………...5.
Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов……..14
Примерные комплексы упражнений для коррекции координационных способностей для учащихся среднего школьного возраста…………………………………………………………17
Глава II. Воспитание координационных и непосредственно связанных с ними способностей…………………………………………………….19
2.1. Общие понятия о сущности и значении координационных способностей………………………………………………………….19
2.2. Средства воспитания координационных способностей……….20
2.3. Воспитание способностей к точной пространственной ориентировке………………………………………………………….22
2.4. Воспитание способностей сохранять равновесие……………..23
2.5. Воспитание ловкости (координационных способностей)…….24
2.6. Упражнения на развитие координационных способностей…..26
2.7. Оценка и развитие координации движений……………………27
2.8. Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей……….29
Глава III. Исследования координационных способностей глухих и слабослышащих детей…………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………..38
Библиография………………………………………………………….40
Приложения………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Развитие координационных способностей у глухих и слабослышащих детей средствами АФК.docx

— 107.96 Кб (Скачать)

      Эти нарушения прямо или опосредованно  влияют на двигательные способности, связанные с быстротой реагирования, темпом движений, скоростными качествами.

      Результаты  анализа проявления скоростных качеств в условиях, Требующих различного уровня концентрации внимания, показали выраженные различия между глухими и слышащими. Средние величины скорости сенсорно-двигательной реакции при снижении интенсивности звукового информационного потока оказалась меньше, чем при нормальном функционировании слухового анализатора

      Время зрительно-моторной реакции у глухих отличается от латентного периода у слышащих. Разница между средними величинами в этих группах в младшем школьном возрасте составляет 72 мс, в среднем - 43 мс, старшем - 35 мс. Различие в регистрируемых величинах среди лиц в возрасте 18-45 лет составляют всего 6-7 мс. Тенденция изменения скорости реагирования на световой раздражитель у слабослышащих такая же, как у глухих

      Анализ  индивидуальных показателей позволил распределить всех лиц с нарушением слуха на три группы В первую вошли лица, у которых латентный период реакции короче, чем у нормально слышащих Таких оказалось в младшем и среднем возрасте 1%, старшем - 10%, а среди взрослых - 14%. Вторая группа показала результаты, соответствующие среднегрупповым показателям нормально слышащих. По возрастным группам их количество выражало соответственно 16, 31 и 46%. Испытуемые третьей группы реагировали на световой сигнал опозданием. Среди детей младшего и среднего школьного возраста таких испытуемых обнаружено 53 и 1ТУ% а среди взрослых - 40%.

      Сопоставление параметров изменения времени реакции  у глухих при поражении звукопроводящего и звукопринимающего аппарата также не обнаружило существенных различий. Правда, время реакции на световой стимул находится в определенной зависимости от степени глухоты. Среди обследованных с врожденной глухотой время реакции оказалось самым длительным как в среднем, так и в старшем школьном возрасте (355 и 290 мс). Разница по сравнению со средними величинами больше на 64 и 49 мс. У детей с потерей слуха до 4-5 лет (речь в основном утрачена) также имеются опоздания при реагировании на световой стимул (348 и 293 мс). Не слышащие, у которых потеря слуха наступила к 7 годам, обладают более коротким периодом зрительно-моторной реакции (275 и 229 мс). При сравнительном анализе вырисовывается такая картина: чем дольше остатки слухового восприятия, тем короче период реакции.

      Показатели  сложной сенсорно-двигательной реакции  слабослышащих приближаются к показателям у слышащих и носят индивидуальный характер.

     Количество  сенсорно-двигательных реакций, по данным тепинг-теста за 15 с у глухих 8-ми лет составляет 44,3 ед., а у слышащих - 53,6; в среднем и старшем школьном возрасте (13-17 лет) количество нанесенных черточек в чистом прямоугольнике увеличиваются у всех обследуемых групп.

     Движения  рук у глухих медленнее, чем у  слышащих: в 13-14 лет - на 13%, в 15-17 лет - всего на 5%. Развитие быстроты движений у глухих достигает достаточно высокого уровня уже к 13-14 годам. В последующие годы интенсивного улучшения быстроты движений не наблюдается (Костанян АО., 1983).

      В игровой деятельности, где требуется  комплексное проявление скоростных качеств,   самое  большое  отставание  от  слышащих школьников  по  уровню

развития  быстроты наблюдается в младшем  и частично в среднем школьном возрасте. Скорость движений, прыгучесть, мышечная сила в них на 20-60% ниже (Бессарабов Н С., 1999). Автор утверждает, что именно эти качества и координационные способности нужно развивать в младшем и среднем школьном возрасте. У подростков 13-16 лет их рост незначителен, а у девочек стабилизируется к 13-14 годам. 11-12-летним глухим школьникам автор рекомендует на общеразвиваюшие упражнения отводить 25%, на специальные -35%, на обучение и совершенствование игровых действий - 40% времени урока

      Г.Ф. Козырнов (1998) при исследовании особенностей развития быстроты глухих подростков установил, что занятия фехтованием  положительно влияют на повышение скорости простой двигательной реакции глухих на световой сигнал, значительно приближая результаты глухих фехтовальщиков к результатам слышащих спортсменов 17-18 лет.

      Глухие  школьники по мышечной силе отстают от слышащих в 9Э 11, 12 лет до 33% по показателям абсолютной силы, но динамика ее возрастного развития почти совпадает с показателями слышащих сверстников.

      Н.И. Букун (2006) отмечает, что мышечная сила у глухих ниже, чем у слышащих. До 13 лет сила мышц ежегодно увеличивается на 1-4 кг, в 14-15 лет составляет 5-9 кг. 13-14 лет показатели силы имеют одинаковую величину и тенденцию роста у мальчиков и девочек. Отмеченная разница силы мышц между ведущей и неведущей рукой недостоверна Показатели асимметрии более выражены у глухих (разница достигает у них 1-5 кг., у слышащих - 0,5 - 2 кг.)

      Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее выраженными являются прыжковые упражнения. У глухих мальчиков от 8 до 10 лет прирост прыгучести равен в среднем от 2,1 до 4,1 см, с 10 до 13 лет - от 1,9 до 4,4 см, от 15 до 17 лет равен 4,5 см. (НГ. Байкина, В.С. Багрин, О.В. Касьян).

      У детей с недостатками слуха  статическая выносливость в возрасте 7-8 лет ниже, чем у слышащих. К 9-10 годам глухие по уровню выносливости к мышечным усилиям приравниваются к слышащим. В возрасте 13-15 лет у всех школьников наблюдается невыраженное снижение статической выносливости, а к 16-17 годам их показатели приближаются к результатам их слышащих сверстников.

      Слабослышащие по показателям общей выносливости приближаются к слышащим. Бели в динамике силы мышц резкий рост наблюдается в 14-15 лет, то выраженный скачек выносливости  характерен в 17-18 лет.

      Межиндивидуальные колебания выносливости у глухих и слышащих 8-ми лет выражаются соответственно в 9-26 с и 17-28 с. В последующие возрастные периоды (13-16 лет) колебания статической выносливости составляют 14-21 и 30-44 с у глухих и 23-31 и 36-50 с у слышащих

      Рассмотренные изменения мышечной силы, статической  и общей выносливости характеризуют внешнюю форму деятельности двигательного аппарата, точнее, сократительную возможность мышц и их готовность к нагрузкам.

      К 16-17 годам уровень общей выносливости подростков с недостатками слуха почти сравнивается с уровнем выносливости слышащих и зависит главным; образом от состояния кардиореспираторной системы.

      Таким образом, своеобразие психического и физического развития глухих и  слабослышащих детей обусловлено рядом причин: функциональным нарушением отдельных физиологических функций, общей соматической ослабленностью, отставанием в психическом развитии (иногда сопровождающимся задержкой психического развития, умственной отсталостью), недоразвитием или отсутствием речи. Последнее в работе с глухими школьниками приобретаем особую значимость, если иметь в виду то исключительное влияние речи на психическое и физическое развитие глухих детей, которое было показано в исследованиях и специальной психологии (Выготский Л.С, Запорожец А В., Леонтьев АН, Лубовский В.И, Лурия АР.). 
 

    1. Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов
 

      Патологический  процесс в слуховой системе изменяет вестибулярного аппарата, а вестибулярные  нарушения в свою очередь влияют на формирование двигательной сферы. Н.Л. Найденова (1989) с помощью специального исследования выявила различные  вестибулярной дисфункции в 62% случаев  нарушения слуха.

      Вестибулярный анализатор воспринимает сигналы о  тела и головы в пространстве, изменении  скорости и движения, обеспечивает единую функцию восприятия и ориентировки в пространстве, оказывает постоянное воздействие на тонус мышц (Козлов М.Я., Левин А.А., 1989).

      Рецепторный аппарат отокинестетического анализатора, расположенный в трех взаимно-перпендикулярных полукружных и мешочках преддверия внутреннего уха, носит название вестибулярного анализатора (Зимкин Н.В., 1968; Машков В.Н., 1985).

      Внутреннее  ухо состоит из улитки и лабиринта, лабиринт в свою очередь из трех полукружных каналов и преддверия, включающего мешочки: саккулюс и  утрикулюс. Костная и перепончатая часть полукружных каналов и преддверия имеют одинаковую форму. Полости перепончатого лабиринта заполнены эндолимфой. Принято считать, что перемещение эндолимфы до лимфы в полукружных каналах и отолитах саккулюса и утрикулюса происходит под влиянием ускорения. Разветвленные в этой части внутреннего уха нервные окончания специализированы на оценке перемещения тела в пространстве с определенным ускорением.

      Полукружные каналы реагируют в основном на угловое  ускорение (вращение), а адекватным раздражителем отолитового аппарата служит начало и конец прямолинейного движения, а также тяжести.

      Отолитовые  рецепторы участвуют в сложном  процессе за отокинестетического состояния  организма и обеспечения тельных  реакций, направленных на поддержание  равновесия.

      Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов прослеживаются в тесном анатомическом  единстве их ориентации:  как известно, периферическая часть слуховой системы находится в лабиринте, там же, где находится периферические рецепторы, воспринимающие вестибулярные раздражения, сигнализирующие о положении тела в пространстве.

      8-я  пара черепно-мозговых нервов, осуществляя  передачу возбуждения от кортиева органа (улитка), содержит не только слуховые волокна, но и вестибулярную ветвь.

      Наблюдается единство и общий принцип работы в и слуховой систем: превращение  механических колебаний в импульс  путем воздействия эндолимфы  при перемещении на нервные окончания  клеток слухового нерва, расположенных  в лабиринте.

      Важно сказать о возможностях вестибулярного чувства в слуховом восприятии. Слуховой анализатор очень древний, он сформировался первоначально как система анализа вестибулярных раздражений, и только позднее из нее выделилась отдельная подсистема, занимающаяся анализом звуков. Однако примитивные аудитивные функции отолитового органа не были потеряны. Нейрофизиологические исследования показывают, что отолитовый отдел вестибулярного анализатора отвечает на тоны от 16 Гц до 1000 Гц и способен заменить, в некоторых случаях, кохлеарную (улитковую) активность. Нарушения вестибулярной функции наблюдались как при глубоких, так и при менее выраженных изменениях слухового восприятия.

      Встречались отдельные случаи высокой устойчивости вестибулярного аппарата при резко  сниженной слуховой функции, и наоборот, при сравнительно хорошей сохранности  слухового анализатора — резко  сниженная функция вестибулярного аппарата.

      Патологический  процесс в слуховом анализаторе  изменяет не только функцию вестибулярного анализатора, но и функцию вестибулярного анализатора, но и функцию  кинестетического анализатора, который также определяет особенности деятельности глухих (Губерина Р.С, 1988). У лиц с низкой вестибулярной  устойчивостью при действии различного рода ускорений, вращений, наклонов существенно  нарушается координация движений, равновесие, снижается способность к максимальному проявлению  двигательных качеств, пространственной ориентировке.

      Слуховое  восприятие лучше на том ухе, где  меньше поражен вестибулярный анализатор, при двухстороннем поражении (Машков В. Н., 1985). Важно иметь в виду высокую  степень компенсации вестибулярных расстройств. Компенсация осуществляется за счет центральных отделов анализатора и взаимодействия его с другими сенсорными системами, особенно со зрительной.

      Тренировки  вестибулярной системы специально подобранными физическими упражнениями повышают функциональную устойчивость вестибулярного анализатора к воздействию  неблагоприятных факторов, связанных с нарушениями внутреннего уха. Вестибулярная система, находящаяся в состоянии повышенного раздражения, функционально адаптируется к различным раздражителям (в частности, к физическим упражнениям), в связи с чем ее реактивность значительно понижается (Машков В.Н., 1985). Следовательно, можно предположить, что, воздействуя на вестибулярную систему, можно оказать влияние на слуховое восприятие 
 

      1.3. Примерные комплексы  упражнений для  развития координационных  способностей  

      Гимнастика  с основами акробатики. 

      Прохождение усложненной полосы препятствий, включающей быстрые кувырки (вперед, назад), кувырки  по наклонной плоскости; преодоление  препятствий: прыжком с опорой на руку, безопорным прыжком, быстрым лазанием, вспомогательными отталкиваниями от боковой  опоры; ударами ногой (правой, левой) о мишень, подвешенную на разной высоте; прохождение полос препятствий  с использованием гимнастического  материала (акробатические упражнения, упражнения на снарядах – по типу «круговой  тренировки»,  комбинированные выполнения акробатических упражнений и упражнений на снарядах) (Приложение № 1)

Информация о работе Развитие координационных способностей у глухих и слабослышащих детей средствами АФК