Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:42, дипломная работа
Цель работы – изучить комплекс физических упражнений, развивающих координационные способности у глухих и слабослышащих детей.
Задачи:
Изучить научно-методическую литературу.
Проанализировать медицинские карты учащихся.
Определить уровень координационных способностей.
4. Изучить динамику развития координационных способностей у детей с нарушениями слуха.
Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Характеристика детей с нарушениями слуха…………….5
Особенности психофизического развития двигательных способностей глухих детей школьного возраста……………...5.
Взаимосвязь слухового и вестибулярного анализаторов……..14
Примерные комплексы упражнений для коррекции координационных способностей для учащихся среднего школьного возраста…………………………………………………………17
Глава II. Воспитание координационных и непосредственно связанных с ними способностей…………………………………………………….19
2.1. Общие понятия о сущности и значении координационных способностей………………………………………………………….19
2.2. Средства воспитания координационных способностей……….20
2.3. Воспитание способностей к точной пространственной ориентировке………………………………………………………….22
2.4. Воспитание способностей сохранять равновесие……………..23
2.5. Воспитание ловкости (координационных способностей)…….24
2.6. Упражнения на развитие координационных способностей…..26
2.7. Оценка и развитие координации движений……………………27
2.8. Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей……….29
Глава III. Исследования координационных способностей глухих и слабослышащих детей…………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………..38
Библиография………………………………………………………….40
Приложения………………………………………………
В занятия следует включать сложно координационные упражнения с элементами новизны. По мере освоения и автоматизации навыков значение этих упражнений уменьшается. Используют также разные методические приемы, стимулирующие более высокое проявление двигательных координаций (Приложение № 5).
Средства воспитания ловкости. Они делятся на две группы: средства для воспитания общей ловкости и средства для воспитания специальной ловкости (Приложение № 6).
Средства воспитания общей ловкости (акробатические и гимнастические упражнения, а также спортивные и подвижные игры), направлены главным образом на обогащение двигательного опыта и координацию движений вообще и проводятся на общеподготовительном этапе.
Средства
воспитания специальной
ловкости (игры и игровые упражнения,
в основном на хоккейной площадке) направлены
на совершенствование координации специфических
движений игрового характера и его способности
оценивать и перестраивать свои действия
в экстремальных условиях. Все эти упражнения
теснейшим образом связаны с технико-тактическими
упражнениями и способствуют решению
задач технико-тактической и физической
подготовки.
2.6.
Упражнения на
развитие координационных
способностей
Большинство координационных упражнений воздействует на координационные и двигательные способности, а также влияют на качество освоения конкретного навыка. Их преимущественное воздействие на определенную способность или двигательный навык определяется только методической направленностью этих упражнений.
Примерная
продолжительность
В статье описываются циклические упражнения для развития координационных способностей относящиеся к этапам начального и углубленного разучивания двигательных действий.
Ввиду большой доступности учитель физической культуры может включать координационные упражнения в домашнее задание.
Упражнения в ходьбе.
1. Ходьба на носках, ноги прямые.
2.
Ходьба прогнувшись, крадучись,
3. Ходьба на наружных сводах стопы.
4. Ходьба на пятках.
5. Ходьба в полуприседе
6. Ходьба с различным положением рук.
7. Ходьба на носках.
8.
Ходьба с последовательным
9. Сочетание ходьбы ходьбой на носках.
10. Сочетание обычной ходьбы с ходьбой на носках, на пятках, в полуприседе.
11. Ритмическая ходьба под счет учителя.
12. Ходьба с высоким подниманием бедра.
13. Ходьба по разметкам.
14. Ходьба на носках в коридоре.
15. Ходьба в различном темпе.
Упражнения в беге
2.7.
Оценка и развитие
координации движений
Оценка
и развитие координации движений
– способности согласовывать
движения различными звеньями тела, соразмеряя
их во времени, в пространстве и по
величине мышечного усилия; сочетать
напряжения и расслабления работающих
мышц; сохранять статическое и
динамическое равновесие. Контрольные
упражнения, в зависимости от возраста
и двигательного опыта
К = балл
время.
Об уровне развития координации движений можно судить по способностям выполнять упражнения в заданное время, с заданной амплитудой, с заданной длиной прыжка, метания, ходьбы, бега и с заданным мышечным усилием; соразмерять движения во времени, в пространстве и по величине мышечного усилия (быстрее, дальше, на заданную величину; в полную силу, в полсилы, в четверть силы и т.д.). Этот компонент координации движений сравнительно быстро усваивается занимающимися, поэтому они чаще судят по способности согласовывать движения руками, ногами, головой и туловищем.
Способность сохранять равновесие оценивается: по времени удержания стойки на одной ноге, другая – стопой на подколенке опорной ноги, колено развернуто в сторону, руки вперед, глаза закрыты; по времени удержания стойки на пятках, на полупальцах одной и обеих ног, равновесие на одной, на ограниченной и повышенной опоре.
О способности сочетать напряжения с расслаблениями судят по показателям миотонометра, по данным систематических визуальных наблюдений за максимальным напряжением и предельным расслаблением мышц.
Координация
движений развивается путем обогащения
занимающихся разнообразным двигательным
опытом, овладения новыми для них
упражнениями, систематического выполнения
специальных упражнений на координацию
движений в обычных и усложненных
условиях (после упражнений на силу,
выносливость, умственного или физического
утомления, эмоционального возбуждения
или угнетения и др.).
2.8.
Подвижные игры
для глухих и
слабослышащих детей
Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослабленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушения осанки, отставание развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласовании действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.
Так
как компенсация нарушения
Ведущие (вожатые, инструкторы, педагоги, методисты или родители) должны быть абсолютно уверены, что каждый участник игры понял ее правила.
Продуманная,
хорошо организованная подвижная игра
создает благоприятные условия
для речевого общения детей, расширяет
диапазон двигательных возможностей,
обогащает словарный запас, развивает
психические качества, приучает ребенка
к осознанному поведению, стимулирует
инициативу и самостоятельность, корректирует
нарушения психомоторики. (Приложение
№ 4)
ГЛАВА
III. Исследования координационных
способностей глухих
и слабослышащих детей
Исследование на развитие координационных способностей глухих и слабослышащих детей проходило в период пробных, зачетных уроков и преддипломной практики.
Экспериментальная часть работы длилась в течение полутора лет (2008-2009 гг.).
Одним из направлений нашей работы было выявление, а затем подбор упражнений, влияющих на развитие координационных способностей.
С этой целью на констатирующем этапе эксперимента мы провели тестирование на определение уровня координационных способностей. В нем принимало участие 5 учеников 8 «А» класса и 5 учеников 8 «Б» класса.
Были использованы следующие тесты: «Балансирование на гимнастической скамье», «Метание теннисного мяча на точность попадания», динамическое равновесие «Балансирование на гимнастической скамье», статическое равновесие «Стойка на одной ноге», быстрота «Челночный бег». Тестирование проводилось в начале и конце учебного года.
Координацию движения мы оценивали по способностям согласовывать движения различными звеньями тела, соразмеряя их во времени, в пространстве и по величине мышечного усилия; сохранять статическое и динамическое равновесие.
Упражнения предварительно разучивались со всеми испытуемыми по одинаковой методике, а затем они выполнялись.
Измерение координационных способностей.
Тест № 1. Челночный бег (3 х 10 м) в исходном положении лицом вперед.
Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды; ровные дорожки длиной 30 и 10 м, ограниченные двумя параллельными чертами; за каждой чертой – два полукруга радиусом 50 см с центром на черте; два набивных мяча массой 2 кг; регистрационный стол и стул.
Процедура тестирования. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он приготовился, следует команда «Марш!». Испытуемый бежит 30 м с предельно высокой скоростью, учитель следит, чтобы учащийся не снижал темп бега перед финишем.
После отдыха он с максимальной скоростью пробегает три раза по 10 м. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с любой стороны от набивного мяча. Когда он приготовится, следует команда «Марш!». Испытуемый пробегает 10 м до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, возвращаясь назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге, бежит в третий раз 10 м и финиширует. Тест закончен.
Результат ~ время бега на 30 м (показатель скорости) с точностью до десятой доли секунды (условное обозначение – Т1); время челночного бега (3 х 10 м) с точность до десятой доли секунды (Т2). Т2 является абсолютным показателем координационных способностей в циклических локомоциях (беге). Относительный (латентный) показатель координационных способностей определяется по разности Т2 - Т1. Чем меньше эта разность, тем выше латентный показатель координационных способностей.
Общие указания и замечания. В беге на 30 м разрешаются одна-две попытки. В челночном беге испытуемый имеет две попытки. В протокол заносятся лучшие результаты (Т2 и Т1). В забеге могут участвовать двое испытуемых. Хронометрист не засчитывает попытку, если испытуемый не обегает мяч. Дорожка должна быть не скользкой, в хорошем состоянии. Учащиеся выполняют задание в резиновых кедах или полукедах. Челночный бег можно проводить в зале. (Приложение № 7).