Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы - изучение стратегий организации системной работы с одаренными детьми в сфере дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
теоретический анализ литературы зарубежных и отечественных педагогов и психологов по вопросам развития одаренности;
изучение методов диагностики одаренных детей;
определение форм работы с одаренными детьми в педагогике дополнительного образования.

Содержание

Введение 3
1 Представления об одаренности в педагогике и психологии 5
1.1 Сопоставление понятий «одаренность», «талант», «гениальность» 5
1.2 Эволюция учений об одаренности 7
1.3 Классификация видов одаренности 14
2 Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования 19
2.1 Методы выявления одаренности 19
2.2 Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования 29
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения 38

Работа содержит 1 файл

М-2 курсовая.doc

— 381.50 Кб (Скачать)

 

Окончание таблицы 3 - Методики экспертного оценивания в подростковом возрасте

Название методики

На что направлена

Какой возраст  ребенка оценивает

Кем заполняется

Экспертная  оценка успешности и динамики формирования способностей школьников

Виды одаренности

Младший школьный, подростковый

Педагогические  работники

Опросник креативности Дж. Рензулли

Креативность

Младший школьный, подростковый

Педагогические  работники, родители

Опросник креативности    Д. Джонсона

Креативность

Младший школьный, подростковый

Педагогические  работники, родители


 

 

 

 

 

Приложение В

 

Таблица 5 - Методики для выявления компонентов одаренности в младшем школьном возрасте

Название методики

Предназначение  методики

Возрастные  ограничения

Тест Ф. Гудинаф  – Д. Харриса

Интеллектуальный  компонент

С 3 лет

Тест Д. Векслера

Интеллектуальный  компонент

С 5 лет

Прогрессивные матрицы Дж. Равена

Интеллектуальный  компонент

С 6 лет

Методика для  определения уровня умственного  развития детей (Замбицявичене Э.Ф.)

Интеллектуальный  компонент

С 7 лет

Культурно-свободный  тест на интеллект CFIT (Кеттел Р.)

Интеллектуальный  компонент

С 8 лет

Методика изучения мотивации (по Белопольской Н.Л.)

Мотивационный компонент

Дошкольный, младший  школьный возраст

Методика изучения мотивов учения

Мотивационный компонент

Младший школьный

Методика изучения учебной мотивации первоклассников  по итогам обучения в 1-м классе

Мотивационный компонент

Младший школьный

Методика определения  школьной мотивации А.Г. Лускановой

Мотивационный компонент

Младший школьный

Типология мотивов  учения «Лесенка побуждений» (Божович  А.И., Маркова И.К.)

Мотивационный компонент

Младший школьный

Шкала оценки моторики (Озерецкий Н.И.)

Психомоторный компонент

С 4 лет

Методика «Мотоскопия» Н.И. Озерецкого

Психомоторный компонент

С дошкольного  возраста

Диагностика нарушений  моторного развития (по Архиповой  Е.Ф.)

Психомоторный компонент

Дошкольный, младший  школьный возраст

Методика «Социометрия»

Социальный  компонент

С дошкольного  возраста


 

Окончание таблицы 5 - Методики для выявления компонентов одаренности в младшем школьном возрасте

Название методики

Предназначение методики

Возрастные  ограничения

Методика «Цветовая  социометрия»

Социальный  компонент

Дошкольный, младший  школьный возраст

Тест «Дорисовывание»

Творческий  компонент

3-10 лет

Диагностика вербальной и невербальной креативности (Гилфорд  Дж. и Торренс П в модификации  Туник Е.)

Творческий  компонент

 С 5 лет

Тест творческого  мышления П. Торренса

Творческий  компонент

С 5 лет

Тест творческого  мышления П. Торренса (краткая форма)

Творческий  компонент

С 5 лет

Тест креативности Ф. Вильямса

Творческий  компонент

С 5 лет

Методика «Предложения»

Творческий  компонент

8-10 лет

Тест «Что может  быть одновременно»

Творческий  компонент

7-10 лет

Методика «Классификация»

Творческий  компонент

8-10 лет

Методика «Две линии»

Творческий  компонент

8-10 лет

Методика Э. Вартега «Круги»

Творческий  компонент

8-10 лет

Методика «Эскизы»

Творческий  компонент

Младший школьный, подростковый возраст

Методика диагностики  музыкальной одаренности

Художественный  компонент

Младший школьный, подростковый возраст


 

 

Приложение Г

 

Таблица 6 - Методики для выявления компонентов одаренности в подростковом возрасте

Название методики

Предназначение  методики

Возрастные  ограничения

Интеллектуальная  лабильность

Академический компонент

12-15 лет

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)

Интеллектуальный компонент

10-12 лет

ШТУР

Интеллектуальный  компонент

8-9 класс

Тест структуры  интеллекта Р. Амтхауэра

Интеллектуальный  компонент

С 12 лет

Тест Г.Ю. Айзенка

Интеллектуальный  компонент

С 18 лет

Тест эффективного интеллекта – 2010 (Формы А и Б)

Интеллектуальный компонент

С 16 лет

Изучение мотивационной  сферы учащихся (Матюхина М.В.)

Мотивационный компонент

Подростковый  возраст

Диагностика структуры  учебной мотивации школьника

Мотивационный компонент

Подростковый  возраст

Структура интересов

Мотивационный компонент

Подростковый  возраст

Тест на самоопределение  предпочтительных видов деятельности одаренных школьников

Мотивационный компонент

Подростковый  возраст

Диагностика эмоциональной  направленности личности

Мотивационный компонент

Подростковый  возраст

Определение уровня познавательной потребности (Юркевич  В.С.)

Мотивационный компонент

Подростковый  возраст

Опросник изучения познавательной активности учащихся (Пашнев Б.К.)

Мотивационный компонент

Подростковый  возраст

Методика «Потребность в общении»

Мотивационный компонент

Молодежный  возраст

Методика «Измерение художественно-эстетической потребности»

Мотивационный компонент

Молодежный  возраст

Методика «Изучение  мотивов учебной деятельности студентов»

Мотивационный компонент

Молодежный  возраст

Методика «Изучение мотивов занятий спортом»

Мотивационный компонент

Молодежный  возраст

Методика «Мотивы  занятий спортом»

Мотивационный компонент

Молодежный  возраст


Окончание таблицы 6 - Методики для выявления компонентов одаренности в подростковом возрасте

Название методики

Предназначение  методики

Возрастные  ограничения

Методика Е.П. Ильина «Теппинг-тест»

Психомоторный компонент

10-15 лет

Диагностика функционального  лидерства в малых группах

Социальный  компонент

Подростковый  возраст

Изучение способности  к самоуправлению в общении

Социальный  компонент

Подростковый  возраст

Диагностика коммуникативных  и организаторских склонностей (КОС-2)

Социальный  компонент

Подростковый  и молодежный возраст

Самооценка  лидерства

Социальный  компонент

Подростковый  и молодежный возраст

Диагностика лидерских  способностей (Жариков Е., Крушельницкий  Е.)

Социальный  компонент

Молодежный  возраст

Определение социальной креативности личности

Социальный  компонент

Молодежный  возраст

Определение уровня лидерского потенциала

Социальный  компонент

Молодежный  возраст

Социальный  интеллект Дж. Гилфорда

Социальный  компонент

С 18 лет

Вербальный  тест творческого мышления «Необычное использование»

Творческий  компонент

10-11 лет –  17-18 лет

Тест «Творческие  способности» (вариант 1)

Творческий  компонент

Подростковый  возраст

Тест «Творческие  способности» (вариант 2)

Творческий  компонент

Подростковый  возраст

Тест вербальной креативности RATС. Медника

Творческий  компонент

Подростковый  возраст

Тест «Свобода ассоциация»

Творческий  компонент

Подростковый возраст

Тест «Каковы  ваши творческие способности»

Творческий  компонент

Подростковый  возраст

Оценка уровня творческого потенциала личности

Творческий  компонент

Молодежный  возраст

Методика А.С. Лачинса «Гибкость мышления»

Творческий  компонент

Молодежный возраст

Опросник для  определения уровня креативности

Творческий  компонент

Молодежный  возраст


3

 


Информация о работе Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования