Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:21, курсовая работа
Целью работы - изучение стратегий организации системной работы с одаренными детьми в сфере дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
теоретический анализ литературы зарубежных и отечественных педагогов и психологов по вопросам развития одаренности;
изучение методов диагностики одаренных детей;
определение форм работы с одаренными детьми в педагогике дополнительного образования.
Введение 3
1 Представления об одаренности в педагогике и психологии 5
1.1 Сопоставление понятий «одаренность», «талант», «гениальность» 5
1.2 Эволюция учений об одаренности 7
1.3 Классификация видов одаренности 14
2 Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования 19
2.1 Методы выявления одаренности 19
2.2 Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования 29
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения 38
Окончание таблицы 3 - Методики экспертного оценивания в подростковом возрасте
Название методики |
На что направлена |
Какой возраст ребенка оценивает |
Кем заполняется |
Экспертная оценка успешности и динамики формирования способностей школьников |
Виды одаренности |
Младший школьный, подростковый |
Педагогические работники |
Опросник креативности Дж. Рензулли |
Креативность |
Младший школьный, подростковый |
Педагогические работники, родители |
Опросник креативности Д. Джонсона |
Креативность |
Младший школьный, подростковый |
Педагогические работники, родители |
Приложение В
Таблица 5 - Методики для выявления компонентов одаренности в младшем школьном возрасте
Название методики |
Предназначение методики |
Возрастные ограничения |
Тест Ф. Гудинаф – Д. Харриса |
Интеллектуальный компонент |
С 3 лет |
Тест Д. Векслера |
Интеллектуальный компонент |
С 5 лет |
Прогрессивные матрицы Дж. Равена |
Интеллектуальный компонент |
С 6 лет |
Методика для определения уровня умственного развития детей (Замбицявичене Э.Ф.) |
Интеллектуальный компонент |
С 7 лет |
Культурно-свободный тест на интеллект CFIT (Кеттел Р.) |
Интеллектуальный компонент |
С 8 лет |
Методика изучения мотивации (по Белопольской Н.Л.) |
Мотивационный компонент |
Дошкольный, младший школьный возраст |
Методика изучения мотивов учения |
Мотивационный компонент |
Младший школьный |
Методика изучения
учебной мотивации |
Мотивационный компонент |
Младший школьный |
Методика определения школьной мотивации А.Г. Лускановой |
Мотивационный компонент |
Младший школьный |
Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (Божович А.И., Маркова И.К.) |
Мотивационный компонент |
Младший школьный |
Шкала оценки моторики (Озерецкий Н.И.) |
Психомоторный компонент |
С 4 лет |
Методика «Мотоскопия» Н.И. Озерецкого |
Психомоторный компонент |
С дошкольного возраста |
Диагностика нарушений моторного развития (по Архиповой Е.Ф.) |
Психомоторный компонент |
Дошкольный, младший школьный возраст |
Методика «Социометрия» |
Социальный компонент |
С дошкольного возраста |
Окончание таблицы 5 - Методики для выявления компонентов одаренности в младшем школьном возрасте
Название методики |
Предназначение методики |
Возрастные ограничения |
Методика «Цветовая социометрия» |
Социальный компонент |
Дошкольный, младший школьный возраст |
Тест «Дорисовывание» |
Творческий компонент |
3-10 лет |
Диагностика вербальной и невербальной креативности (Гилфорд Дж. и Торренс П в модификации Туник Е.) |
Творческий компонент |
С 5 лет |
Тест творческого мышления П. Торренса |
Творческий компонент |
С 5 лет |
Тест творческого мышления П. Торренса (краткая форма) |
Творческий компонент |
С 5 лет |
Тест креативности Ф. Вильямса |
Творческий компонент |
С 5 лет |
Методика «Предложения» |
Творческий компонент |
8-10 лет |
Тест «Что может быть одновременно» |
Творческий компонент |
7-10 лет |
Методика «Классификация» |
Творческий компонент |
8-10 лет |
Методика «Две линии» |
Творческий компонент |
8-10 лет |
Методика Э. Вартега «Круги» |
Творческий компонент |
8-10 лет |
Методика «Эскизы» |
Творческий компонент |
Младший школьный, подростковый возраст |
Методика диагностики музыкальной одаренности |
Художественный компонент |
Младший школьный, подростковый возраст |
Приложение Г
Таблица 6 - Методики для выявления компонентов одаренности в подростковом возрасте
Название методики |
Предназначение методики |
Возрастные ограничения |
Интеллектуальная лабильность |
Академический компонент |
12-15 лет |
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) |
Интеллектуальный компонент |
10-12 лет |
ШТУР |
Интеллектуальный компонент |
8-9 класс |
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра |
Интеллектуальный компонент |
С 12 лет |
Тест Г.Ю. Айзенка |
Интеллектуальный компонент |
С 18 лет |
Тест эффективного интеллекта – 2010 (Формы А и Б) |
Интеллектуальный компонент |
С 16 лет |
Изучение мотивационной сферы учащихся (Матюхина М.В.) |
Мотивационный компонент |
Подростковый возраст |
Диагностика структуры учебной мотивации школьника |
Мотивационный компонент |
Подростковый возраст |
Структура интересов |
Мотивационный компонент |
Подростковый возраст |
Тест на самоопределение предпочтительных видов деятельности одаренных школьников |
Мотивационный компонент |
Подростковый возраст |
Диагностика эмоциональной направленности личности |
Мотивационный компонент |
Подростковый возраст |
Определение уровня познавательной потребности (Юркевич В.С.) |
Мотивационный компонент |
Подростковый возраст |
Опросник изучения познавательной активности учащихся (Пашнев Б.К.) |
Мотивационный компонент |
Подростковый возраст |
Методика «Потребность в общении» |
Мотивационный компонент |
Молодежный возраст |
Методика «Измерение художественно-эстетической потребности» |
Мотивационный компонент |
Молодежный возраст |
Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» |
Мотивационный компонент |
Молодежный возраст |
Методика «Изучение мотивов занятий спортом» |
Мотивационный компонент |
Молодежный возраст |
Методика «Мотивы занятий спортом» |
Мотивационный компонент |
Молодежный возраст |
Окончание таблицы 6 - Методики для выявления компонентов одаренности в подростковом возрасте
Название методики |
Предназначение методики |
Возрастные ограничения |
Методика Е.П. Ильина «Теппинг-тест» |
Психомоторный компонент |
10-15 лет |
Диагностика функционального лидерства в малых группах |
Социальный компонент |
Подростковый возраст |
Изучение способности к самоуправлению в общении |
Социальный компонент |
Подростковый возраст |
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) |
Социальный компонент |
Подростковый и молодежный возраст |
Самооценка лидерства |
Социальный компонент |
Подростковый и молодежный возраст |
Диагностика лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.) |
Социальный компонент |
Молодежный возраст |
Определение социальной креативности личности |
Социальный компонент |
Молодежный возраст |
Определение уровня лидерского потенциала |
Социальный компонент |
Молодежный возраст |
Социальный интеллект Дж. Гилфорда |
Социальный компонент |
С 18 лет |
Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» |
Творческий компонент |
10-11 лет – 17-18 лет |
Тест «Творческие способности» (вариант 1) |
Творческий компонент |
Подростковый возраст |
Тест «Творческие способности» (вариант 2) |
Творческий компонент |
Подростковый возраст |
Тест вербальной креативности RATС. Медника |
Творческий компонент |
Подростковый возраст |
Тест «Свобода ассоциация» |
Творческий компонент |
Подростковый возраст |
Тест «Каковы ваши творческие способности» |
Творческий компонент |
Подростковый возраст |
Оценка уровня творческого потенциала личности |
Творческий компонент |
Молодежный возраст |
Методика А.С. Лачинса «Гибкость мышления» |
Творческий компонент |
Молодежный возраст |
Опросник для определения уровня креативности |
Творческий компонент |
Молодежный возраст |
3
Информация о работе Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования