Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:21, курсовая работа
Целью работы - изучение стратегий организации системной работы с одаренными детьми в сфере дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
теоретический анализ литературы зарубежных и отечественных педагогов и психологов по вопросам развития одаренности;
изучение методов диагностики одаренных детей;
определение форм работы с одаренными детьми в педагогике дополнительного образования.
Введение 3
1 Представления об одаренности в педагогике и психологии 5
1.1 Сопоставление понятий «одаренность», «талант», «гениальность» 5
1.2 Эволюция учений об одаренности 7
1.3 Классификация видов одаренности 14
2 Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования 19
2.1 Методы выявления одаренности 19
2.2 Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования 29
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения 38
Окончание таблицы 1 - Этапы диагностики одаренных детей
Метод диагностики |
Источник информации |
Вид информации |
5 Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов и др. (с помощью опросников, перечней, самоотчётов, интервью, собеседования) |
Сами учащиеся (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель) |
Сведения об интересах, увлечениях, особенностях мотивации личности, проблемах общения и обучения |
6 Оценка работ (экзаменационных в том числе), достижений, школьной успеваемости |
Учителя, эксперты, специалисты в соответствующих областях, психологи |
Оценка продуктов деятельности учащихся (количественная и/или качественная) |
7 Психологическое тестирование (применение психометрических тестов) |
Квалифицированные психодиагносты (в том числе обученные диагностике школьные психологи) |
Тестовые показатели интеллектуального, творческого и личностного развития учащегося |
В последнее
время большая часть
Важную роль мотивации в развитии одаренности подчеркивает и В.С. Юркевич. Она пишет, что практически любая одаренность, не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто весьма устойчивой системы интересов. Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. Конечно, не всегда бывает просто увидеть интересы ученика. Интересы ученика далеко не всегда связаны со школьной деятельностью, а во многих случаях проявляются исключительно вне школы. Это означает, что учителю необходимо потрудиться, чтобы узнать об интересах ученика: расспросить родителей, одноклассников, может быть, вы сумеете и от самого ученика узнать о его увлечениях и интересах. Очень часто в школе ученик ничем не интересуется и только дома раскрывается мир его увлечений. Что ж, это лишнее подтверждение того, что надо хорошо знать своего ученика, чтобы иметь право судить о том, одарен ли он [19].
Н.С. Лейтес отмечает ряд других трудностей, возникающих при диагностике детей [13]:
Следует также помнить, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике (либо пакету методик) в разных условиях может показывать различные результаты.
Таким образом,
выявление одаренных детей
Для экспертного оценивания одаренности в младшем школьном возрасте предлагается использование методик, представленных в таблице 2 (Приложение А).
В подростковом возрасте проведение экспертного оценивания возможно с использованием методик, представленных в таблице 3 (Приложение Б).
Многими исследователями, начиная с работ Н.С. Лейтеса, для психологического тестирования различных видов одаренности, предлагаются методики, представленные в таблице 4.
Таблица 4 - Методики диагностики видов одаренности
Вид одаренности |
Название методики |
Интеллектуальная одаренность |
Шкала интеллекта Стенфорд-Бине |
Векслеровская шкала интеллекта | |
Интеллектуальный тест Р. Слоссона | |
Кауфмановская оценочная батарея тестов | |
Шкала детских способностей Маккарти | |
«Прогрессивные матрицы» Дж. Равена | |
Тест школьных способностей А. Отиса и Р. Леннона | |
Тест когнитивных умений |
Продолжение таблицы 4 - Методики диагностики видов одаренности
Интеллектуальный тест Д.М. Кеттелла | |
Тест когнитивных способностей Р.Э. Торндайка и Е. Хагена | |
ШТУР (Гуревича К.М.) | |
Тест Д. Векслера | |
Тест структуры интеллекта Р. Армтхауэра | |
Тест Г.Ю. Айзенка | |
Академическая одаренность |
Общий тест основных умений, направленных на измерение базовых навыков в чтении, орфографии, математике, языковых, научных и социальных занятиях |
Айовский тест основных умений, оценивающий словарный запас, успешность в чтении, правописании, языковые навыки, знания и навыки в математике | |
Тест достижений Метрополитен, ориентированный на измерение достижений в чтении, математике, в лингвистических, научных и социальных предметах | |
Тест прогресса в образовании, оценивающий успешность в чтении, математике, правописании, научных и социальных занятиях | |
Станфордский тест достижений, оценивающий знания и навыки математике, естествознании, в понимании устной речи | |
Калифорнийский тест достижений, оценивающий словарный запас, понятливость, математические способности, почерк, способности в английском языке | |
Творческая одаренность |
Тесты креативности Дж. Гилфорда, направленные на оценку дивергентных способностей |
Тесты П. Торранса на вербальное творческое мышление | |
Тест П. Торранса на образное творческое мышление (адаптирован Авериной И.С., Щеблановой Е.П.) | |
Разработанный С. Римм тест групповой оценки для выявления таланта | |
Разработанный С. Римм тест групповой оценки для выявления интересов | |
Пенсильванский тест творческой направленности, разработанный Т. Руки | |
Тест креативного потенциала Р. Хофнера и Ю. Хеменвей | |
Экспресс-методика А.Г. Азарян |
Окончание таблицы 4 - Методики диагностики видов одаренности
Социальная одаренность |
Тест социального интеллекта Т. Ханта |
Социометрические методы | |
Методики, направленные
на выявление организаторских | |
Психомоторная одаренность |
Тест Пурдье |
Тест ловкости
манипулирования с мелкими | |
Тест на основные двигательные навыки Д. Арнхейма и У. Синклера | |
Тест на зрительно-двигательную координацию К. Берри | |
Тест ловкости пальцев Д. О’Коннора | |
Тест ловкости Р. Стромберга | |
Минесотский тест скорости манипулирования |
Для проведения психологического тестирования ребенка младшего школьного возраста с целью выявления различных компонентов одаренности предлагаются следующие методики, представлены в таблице 5 (Приложение В).
Для проведения психологического тестирования ребенка подросткового возраста с целью выявления различных компонентов одаренности предлагаются следующие методики, представленные в таблице 6 (Приложение Г).
Таким образом, с учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.
Современное общество – это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макро- и микрофакторы, совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые. Темп развития общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.
В этих условиях наблюдается возрастающий интерес науки и практики к различным видам работы с одаренными детьми.
Российскими педагогами проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно ориентированного и практико-ориентированного образования в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования; разработаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к данной категории учащихся; так же определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующая разностороннему развитию каждого школьника.
Большое внимание поддержке талантливых детей и молодежи уделяется и в Республике Беларусь. Основополагающей является государственная программа «Одаренные дети» [20]. Данная программа предусматривает такие направления работы, как разработка методики по выявлению одаренных детей; создание центров развития ребенка; совершенствование практики проведения олимпиад, конкурсов, конференций; издание специальной учебно-методической литературы по работе с одаренными детьми; моральная и материальная поддержка одаренных детей и преподавателей, работающих с ними.
Работа по выявлению и поддержке одаренных детей ведется на всех ступенях образовательного процесса. В данном контексте нас интересует школа и учреждение дополнительного образования. Они выступают как союзники в формировании целостной личности, в воспитании социализированного, образованного, воспитанного, культурного, с развитыми способностями и талантами творческого человека. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательный интерес у обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей - это поисковое образование, апробирующее иные, нетрадиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств, предоставляющее личности возможность выбора своей судьбы, стимулирующее процессы саморазвития личности.
Важнейшим отличием дополнительного образования от школьного заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности из цели обучения в средство развития способностей учащихся. Целью в этом случае становится создание такой развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало.
По большому счету основное и дополнительное образование не могут существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем разнообразии его запросов и интересов.
При этом, в отличие от общего, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, а может определение будущей профессии.
Так, дополнительное образование детей и молодежи — вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию [21, с.261].
Выделяют особенности дополнительного образования, заключающиеся:
-в целенаправленном
добровольном использовании
-в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
-в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;
-в творческом
характере образовательного
-в особых
взаимоотношениях ребенка и
-в возможности
получить допрофессиональную
В системе дополнительного образования выделяют такие формы работы с одаренными детьми как обучение индивидуальное или в подгруппах по программам дополнительного образования следующих профилей:
Информация о работе Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования