Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы - изучение стратегий организации системной работы с одаренными детьми в сфере дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
теоретический анализ литературы зарубежных и отечественных педагогов и психологов по вопросам развития одаренности;
изучение методов диагностики одаренных детей;
определение форм работы с одаренными детьми в педагогике дополнительного образования.

Содержание

Введение 3
1 Представления об одаренности в педагогике и психологии 5
1.1 Сопоставление понятий «одаренность», «талант», «гениальность» 5
1.2 Эволюция учений об одаренности 7
1.3 Классификация видов одаренности 14
2 Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования 19
2.1 Методы выявления одаренности 19
2.2 Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования 29
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения 38

Работа содержит 1 файл

М-2 курсовая.doc

— 381.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

 

 

Вопрос одаренности  является одним из наиболее интересных и загадочных в педагогике и психологии. Проблемой одаренности интересовались педагоги, психологи, родители на протяжении столетий. Однако, именно в настоящее время наблюдается значительный рост и развитие новых технологий, а поэтому возросла потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Можно говорить о том, что сегодня наше общество ощущает нехватку творческих, обладающих нестандартным мышление личностей. Одаренного же, талантливого человека, в свою очередь, отличают принципиальная новизна и оригинальность подхода. Одаренного, таким образом, принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности, способности большинства.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность - непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству  одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными  знаниями и творческими способностями  позволяют претворять в жизнь  массу интересных и значимых проектов

Проблемой одаренных  детей продуктивно занимались следующие  психологи: Н.С.Лейтес, Д.Б.Богоявленская, А.И. Савенков, А.В. Хуторский, Е.С. Белова, А.М. Матюшкин и др.

Актуальность  темы состоит в том, что на сегодняшний  день проблема выявления и развития одаренности у детей, а также условия их обучения и воспитания имеют малое преломление через сферу дополнительного образования.

Объектом исследования является работа с одаренными детьми в сфере дополнительного образования.

Предмет – организация работы с одаренными детьми в сфере дополнительного образования.

 

Целью работы - изучение стратегий организации системной работы с одаренными детьми в сфере дополнительного образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • теоретический анализ литературы зарубежных и отечественных педагогов и психологов по вопросам развития одаренности;
  • изучение методов диагностики одаренных детей;
  • определение форм работы с одаренными детьми в педагогике дополнительного образования.

Практическая  значимость заключается в том, что  результаты могут быть использованы для качественного совершенствования  практики работы с одаренными детьми в городе и создают предпосылки  для создания в области эффективно действующей сети учреждений для оказания педагогической поддержки одаренным детям. Теоретический материал может быть также использован при проведении ряда семинаров и мастер-классов.

 

1 Представления об одаренности  в педагогике и психологии

    1. Сопоставление понятий «одаренность», «талант», «гениальность»

 

 

По поводу сопоставления понятий «одаренность», «талант», «гениальность» существуют разные точки зрения. Психология определяет одаренность как врожденную склонность к успешному освоению некоторой человеческой деятельности. Одаренным, соответственно, называют человека, который имеет хорошие задатки к данному виду деятельности. Заметим, что быть одаренным — не означает быть способным к выполнению соответствующей деятельности. Это лишь означает, что человек легко может освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов.

Талант (от греч talanton - «вес, мера», затем - «уровень способностей) одними психологами отождествляется  с одаренностью, другими рассматривается  как высокий уровень развития способностей, прежде всего - специальных. При этом считается, что результаты деятельности талантливого человека должны отличаться оригинальностью, принципиальной новизной и направляться потребностью в творчестве. Такое мнение сложилось под влиянием того, что признаки таланта у людей отмечаются в детстве именно тогда, когда дело касается искусства и математики. Однако вряд ли это справедливо ПО отношению к таланту, проявляемому в двигательной деятельности.

Талантливый (одаренный) спортсмен может считаться таковым  не по результатам творчества, а по уровню и качеству исполнения действий и деятельности, носящих даже рутинный характер (например, в видах спорта - беге, плавании, гребле и т. д.). Талант, проявляемый при изучении иностранных языков, также не связан с творческой активностью человека.

Б. М. Теплов полагал, что талант многосторонен, и этому  утверждению, казалось бы, есть доказательства [1, с.244]. Как известно, многие поэты (М. Лермонтов, В. Жуковский, К. Хетагуров, М. Волошин) неплохо рисовали. Грибоедов сочинял музыку, Шаляпин сам создавал эскизы костюмов драматических героев, роли которых ему предстояло играть. Но назвать их выдающимися художниками, композиторами пока никто еще не решился. А каким «художником» был А. С. Пушкин, и говорить не приходится. Можно лишь заметить, что одаренные в каком-либо виде творчества бывают не лишены некоторых других творческих способностей, но не более того.

Гениальность  рассматривается со времен И. Канта  как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности. Признается, что гениальность непредсказуема, не поддается никаким схемам и измерениям. Отмечается связь таланта с особенностями личности. Д.Б. Богоявленская даже говорит о некоем симптомокоплексе, благоприятствующем развитию таланта. В него входит, например, стремление выйти за пределы нормативной активности [1, с.244].

Для проявления и развития одаренности (таланта, гениальности) требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация (направленность личности), овладение знаниями и умениями в специальной области деятельности.

Учитывая это, делают попытки отделить одаренность  и талант, гений, приняв во внимание данное от природы и его реализацию. Тогда одаренность - удачное сочетание разных способностей, а талант и гениальность - проявление высокого уровня одаренности в чем-либо. «Уникальные» произведения, по мнению ученых, создаются благодаря уникальным способностям и полной самоотдаче. Последний компонент соответствует мнению многих гениев и талантов о причинах своего успеха.

Исследования  показали, что наиболее талантливые  личности - это индивиды, неудовлетворенные своими результатами, способные к саморазвитию, которые под влиянием новых требований неустанно занимаются самообразованием, перестраивают свое мышление. Заслуживает внимания высказывание выдающегося пианиста Г. Нейгауза: хотя гениев и таланты создать нельзя, но можно создавать культуру, и чем она шире и демократичнее, тем легче произрастают таланты и гении. Это относится и к вопросу о том, какую роль играет социальная среда в реализации таланта [1, с.245].

Ряд ученых отстаивает точку зрения, что талант и гениальность обусловлены наследственностью. Для доказательства приводятся родословные выдающихся представителей науки и искусства. Так, прабабушка Л.Н. Толстого, Ольга Трубецкая, и прабабушка А.С. Пушкина, Евдокия Трубецкая, были родными сестрами. Поэтому названное созвездие выдающихся людей скорее свидетельствует о природной случайности их таланта, а не о наследственной его обусловленности, тем более что свой талант они проявляли в разных сферах: поэзии, философии, физике.

Врожденность  таланта и гениальности не следует  путать с наследственностью, о чем нередко заявляется в психологической и научно-популярной литературе. Талант и гениальность не передаются по наследству, иначе талантливые люди рождались бы только у талантливых же родителей, и все их дети были бы таковыми. Однако они появляются на свет и у вовсе не талантливых родителей, причем из многих детей в семье талантливыми могут стать один-два ребенка. Например, из 16 композиторов семьи Баха гением признан только Иоганн Себастьян; из всех братьев Толстых выдающимся стал только Лев Николаевич; из 14 (а по некоторым сведениям -  даже из 17) братьев и сестер Менделеевых гениальным признан лишь Дмитрий Иванович; из 3 братьев Павловых - только Иван Петрович. Тот же факт, что в роду Баха было 26 человек с музыкальными способностями, возможно, связан с их воспитанием в музыкальной среде, с развитием их способностей родителями.

Да и меткое народное высказывание о том, что  природа чаще всего отдыхает на детях, подтверждает истину: талант если и  наследуется, то незначительно. Так, исследование приемных детей, усыновленных при рождении, показало: их умственные способности более соответствовали тем, какие отмечались у биологических родителей, нежели у приемных. Однако относительное сходство по этим способностям между детьми и биологическими родителями наблюдается не всегда и резко уменьшается с возрастом. Возможность достичь выдающихся результатов обусловлена не только высокой природной работоспособностью, но и мотивационными факторами и имеющимися у человека условиями проявить свой талант. Так, одна женщина, до поры до времени ничем не примечательная, выйдя на пенсию, занялась рисованием. Сейчас ее картины охотно покупают музеи и частные коллекционеры. Или другой пример. Грузчик одесского порта до 40 лет участвовал в художественной самодеятельности, пока его голос не понравился одному из московских музыкальных педагогов. Через два года бывший грузчик уже пел как солист Большого театра.

Итак, одаренным  может быть ребенок, человек, который имеет хорошие задатки к определенному виду деятельности, а талантливым — как правило, взрослый человек, ученый, писатель, художник, инженер и любой другой, который трудом доказал свою талантливость на деле.

 

1.2 Эволюция учений об одаренности

 

 

Человеческий  разум всегда волновал вопрос о причинах различий в умственных способностях разных людей. Однако биографии многих выдающихся людей свидетельствуют о том, что тайны человеческой психики раскрыть не просто. Например, Исаак Ньютон плохо учился  в школе, Уолт Дисней был  уволен  редакции газеты за то, что у него не было «хороших идей», а когда Томас Эдисон был мальчиком, то его учитель сказал ему, что он слишком глуп, чтобы что-нибудь выучить.

В древности  причину выдающихся способностей видели в их божественном происхождении. Такой  взгляд на природу одаренности существовал до так называемой эпохи Просвещения, когда один из главных идеологов этого направления в философии Джон Локк сказал, что до соприкосновения с материальным миром человеческая душа – «белая бумага» [2, с.3]. Его основной идеей была мысль о том, что в формировании человека решающая роль принадлежит воспитанию. То есть окружающая среда способна лепить из детей что угодно.

Во второй половине XIX века выдающийся английский антрополог сэр Фрэнсис Гальтон одним  из первых стал искать истоки гениальности не в особенностях окружающей среды, а во врожденных особенностях. Ф. Гальтон первым попытался доказать, что гениальность – результат действия наследственных факторов. К такому выводу Гальтон пришел путем анализа биографических фактов представителей английской социальной элиты (Дарвин, Бах, Ньютон и др.). Главная причина высоких достижений лежит, по его мнению, в самом человеке и передается биологическим путем, из поколения в поколение. Гениальный человек – продукт гениального рода.

В ХХ веке начинается этап интенсивной разработки идеи интеллектуальной одаренности. В 1904 году во Франции по заданию министра общественного права была сформирована комиссия для разработки тестов по определению уровня умственной отсталости ребенка. Французский ученый Альфред Бине совместно с Теофилом Симоном разработал тесты, удовлетворяющие  требованиям комиссии. Но неожиданно для авторов эти методики  получили широкое распространение в Европе и Америке именно как средство определения одаренности.

А. Бине стремился  выявить общие способности к познавательной деятельности. Эти способности оценивались им с точки зрения сформированности определенных познавательных функций (запоминание, пространственное различение и т.д.) и усвоения социального опыта (осведомленность, знание значений слов, способность к моральным оценкам и т.д.). Несколько позже, в 1912 году, немецкий ученый В. Штерн дополнил разработки А. Бине несложной формулой для расчета коэффициента  интеллекта – IQ (itelligensce quotient).

Однако практика использования тестов интеллекта показывала, что значительная часть предлагаемых заданий выявляла не столько способности мыслить, сколько информированность ребенка, уровень его обученности.

К середине XX в. исследования по психологии талантов и способностей развернулись широким фронтом. Этому способствовали два фактора:

  • накопленные в психологии данные о природе таланта, условиях, обеспечивающих его развитие,
  • стремительный рост научных технологий.

Информация о работе Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования