Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы - изучение стратегий организации системной работы с одаренными детьми в сфере дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
теоретический анализ литературы зарубежных и отечественных педагогов и психологов по вопросам развития одаренности;
изучение методов диагностики одаренных детей;
определение форм работы с одаренными детьми в педагогике дополнительного образования.

Содержание

Введение 3
1 Представления об одаренности в педагогике и психологии 5
1.1 Сопоставление понятий «одаренность», «талант», «гениальность» 5
1.2 Эволюция учений об одаренности 7
1.3 Классификация видов одаренности 14
2 Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования 19
2.1 Методы выявления одаренности 19
2.2 Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования 29
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения 38

Работа содержит 1 файл

М-2 курсовая.doc

— 381.50 Кб (Скачать)

Каждый одаренный  – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школы

 

1.3 Классификация видов одаренности

 

 

Систематизация  видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.

Качественные  характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

Среди критериев  выделения видов одаренности  можно назвать следующие:

  • вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики;
  • степень сформированности;
  • форма проявления;
  • широта проявлений в различных видах деятельности;
  • особенности возрастного развития.

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики» выделение  видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических  сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации. К основным видам деятельности относится практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, мы предпочитаем говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены различные уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсорно-моторный, пространственно-визуальный, понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы – уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы – уровни побуждения, целеобразования, смыслопорождения.

Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности:

  • в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность;
  • в познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов;
  • в художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность;
  • в коммуникативной деятельности, прежде всего следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность
  • в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов служения людям.

Каждый вид  одаренности предполагает одновременное  включение всех уровней психической  организации с преобладанием  того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсорно-моторные качества, либо эмоционально-экспрессивные качества.

Каждый вид  одаренности по своим проявлениям  охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того формируется и проявляется  в практическом плане, коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), духовностно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).

Классификация видов одаренности по данному  критерию является наиболее важной в плане понимания природы детской одаренности. В рамках этой классификации могут быть поставлены и решены следующие два вопроса:

  • как соотносятся одаренность и отдельные способности?
  • существует ли «творческая одаренность» как особый вид одаренности?

Выделение видов  одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления  об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности  как системного качества. При этом деятельность выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей.

Второй возникает  естественно, так как анализ одаренности  с необходимостью ставить проблему в ее связи с творчеством как закономерным ее результатом

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

  • актуальную одаренность
  • потенциальную одаренность

Актуальная  одаренность – это психологическая  характеристика ребенка с такими наличными показаниями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию  актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый ребенок  – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом.

Потенциальная одаренность – это психологическая  характеристика ребенка, который имеет  лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала зависит от наличия или отсутствия ряда неблагоприятных причин (трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, и т.д.).

Выявление потенциальной  одаренности требует высокой  прогностичности используемых диагностических  методов, поскольку речь идет о еще  не сформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных признаков. Интеграция способностей, необходимая для высоких достижений еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

  • явной одаренности;
  • скрытой одаренности

Явная одаренность  проявляется в деятельности ребенка  достаточно ярко и отчетливо, в том  числе и при неблагоприятных  условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисты в области детской одаренности с большей степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких потенциальных возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

Скрытая одаренность  проявляется в деятельности ребенка  в менее выраженной форме. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Вместе с тем. Известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.

Причины скрытой  одаренности во многом связаны с  наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и  интеграции способностей и существенно искажают формы проявления одаренности.

Выявление детей  со скрытой одаренностью ни в коем случае не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп. Идентификация детей  с таким видом одаренности  – это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды реальной виды деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми и т.д.

По критерию «широта проявления в различных видах деятельности» можно выделить:

  • общую одаренность;
  • специальную одаренность.

Общая одаренность  проявляется по отношению к различным  видам деятельности и выступают  в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей  одаренности являются умственные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.

Общая одаренность  определяет уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной  вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.

Специальная одаренность  обнаруживает себя в конкретных видах  деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт  и др.)

Общая одаренность  связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности. В свою очередь специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного ребенка.

По критерию «особенности возрастного развития»  можно дифференцировать:

  • раннюю одаренность;
  • позднюю одаренность.

Решающим показателем здесь выступают темп психического развития ребенка, а также возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие раннее обнаружение дарований далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода, относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркиндов». «Вундеркинд» (буквально – «чудесный ребенок») – это ребенок. Как правило, дошкольного или младшего школьного возраста, с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности – в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с двух-трех лет освоение чтения и счета, выбор сложной деятельности по собственному желанию.

Итак, любой  индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения следующих критериев классификации видов одаренности

  • по виду деятельности (в практической деятельности, в познавательной деятельности, в художественно-эстетической деятельности, в коммуникативной деятельности, в духовно-ценностной деятельности);
  • по степени сформированности одаренности (актуальная и потенциальная);
  • по форме проявления (явная и скрытая)
  • по широте проявлений в различных видах деятельности (общая и специальная);
  • по критерию возрастного развития (ранняя и поздняя)

Одаренность по своему характеру оказывается многомерным явлением. Для практика – это возможность и, вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

 

2 Особенности работы с  одаренными детьми в системе  дополнительного образования

2.1 Методы выявления одаренности

 

На сегодняшний  момент общепризнанной является необходимость выявления и развития одаренных детей и талантливой молодежи, т.к. именно их способности лежат в основе прогресса во всех сферах человеческой деятельности.

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, является достаточно сложной проблемой. В современной научной литературе представлены две точки зрения на одаренность. Исследователи, придерживающиеся одной из них, считают, что одаренным может стать каждый ребенок, нужно только вовремя заметить способности ребенка и развить их. Сторонники другой точки зрения считают, что одаренность представляет собой довольно редкое явление, присущее лишь незначительному числу людей. Эти разногласия являются следствием споров в научной литературе о преимущественной роли наследственности или воспитания в развитии ребенка. В рамках обоих подходов существует возможность допущения ошибок, когда может остаться незамеченным ребенок, обладающий незаурядными способностями, или, наоборот, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который впоследствии не подтвердит ожиданий. Именно поэтому возрастает роль разработки методов выявления и диагностики одаренности, т.к. оценка психического развития ребенка может оказать значительное влияние на условия воспитания и обучения ребенка, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку или отношение к окружающим.

В настоящее  время большинством ученых, занимающихся проблемами выявления одаренных  детей, признается необходимость комплексного и длительного процесса диагностики.

Информация о работе Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования