Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:21, курсовая работа
Целью работы - изучение стратегий организации системной работы с одаренными детьми в сфере дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
теоретический анализ литературы зарубежных и отечественных педагогов и психологов по вопросам развития одаренности;
изучение методов диагностики одаренных детей;
определение форм работы с одаренными детьми в педагогике дополнительного образования.
Введение 3
1 Представления об одаренности в педагогике и психологии 5
1.1 Сопоставление понятий «одаренность», «талант», «гениальность» 5
1.2 Эволюция учений об одаренности 7
1.3 Классификация видов одаренности 14
2 Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования 19
2.1 Методы выявления одаренности 19
2.2 Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования 29
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения 38
Комплексный подход обеспечивается использованием информации, полученной от психологов, учителей, родителей, одноклассников, самого ребенка, данных разностороннего тестового обследования, оценкой конкретных продуктов деятельности ребенка (рисунков, стихов), учетом результатов участия детей в различных конкурсах, олимпиадах. Чем более разнообразные сведения о развитии ребёнка будут использованы, тем более полно и разносторонне может быть определена его одарённость.
Под длительностью
диагностики подразумевается
При проведении
диагностики ребенка важно
Также важно помнить, что оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Е.И. Щебланова отмечает, что важнейшая цель психодиагностики одарённости состоит не в отборе, а в классификации одарённых детей с точки зрения их будущих достижений, а также в выявлении их психологических особенностей и обеспечении для них таких условий воспитания и обучения, которые позволили бы им максимально реализовать свой потенциал на каждом возрастном этапе развития [9].
Для выявления одаренности
необходимо проведение психолого-педагогического
мониторинга, который в настоящее
время признан наиболее эффективной
формой определения признаков
Любопытно, что по данным исследования, проведенного под научным руководством С.А. Ледневой, большинство педагогов довольно точно идентифицируют основные параметры одаренности (уровень интеллекта, креативности, мотивационные характеристики) [10].
В этой связи интересно, что в ряде исследований были предприняты попытки доказать, что квалифицированный педагог вполне адекватно оценивает детскую одаренность, минуя все сложности традиционной психометрической работы. Эта мысль представлена, в частности, в трудах немецких ученых К. Клюге, К.А. Хеллера и др. Это вполне подтверждается и простыми наблюдениями. Как отмечает А.И. Савенков hебенок, значительно превосходящий сверстников по уровню интеллекта, креативности и уж тем более «высоко мотивированный, виден и без всякого специального тестирования. Учитывая это, мы считаем необходимым отметить, что все это не отменяет важности психодиагностической работы, а лишь позволяет понять, что сфера действия специальной высокопрофессиональной диагностики – это, прежде всего, «пограничные» случаи проявления одаренности и «потенциальная» одаренность. Одаренность явная или, как говорят чаще, «проявленная» потому так и называется, что видна невооруженным глазом [11].
При диагностике одаренности наиболее распространенными являются следующие методы: наблюдение, тест, опросники, анкета, биографический метод, психологический тренинг.
Наблюдение. При исследовании одаренных детей нельзя обойтись без наблюдения за их индивидуальными особенностями. Наблюдением называют описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Преимущество наблюдения в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.
Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнев описывают следующие требования к процедуре наблюдения [4]:
- определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);
- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
- выбор способа
наблюдения, наименее влияющего
на исследуемый объект и
- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Недостатком данного метода является возможность влияния на результат наблюдения установок, интересов, психологических состояний и личностных особенностей наблюдателя. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель ориентируется на подтверждение своей гипотезы. Он воспринимает избирательно только часть происходящего. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей. Определенную трудность представляет интерпретация данных. Наблюдение требует значительных затрат времени.
Существует так называемый естественный эксперимент, когда, например, на занятиях объединений по интереса организуется нужная для исследователя обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной, и когда он может вызывать и повторять интересующее наблюдателя явление.
М.Я. Басов рассмотрел вопрос об установке наблюдателя по отношению к объекту наблюдения и показал, что существует три типа такой установки [12, с. 44-50].
При первом типе установки наблюдение предпринимается со строго определенной целью, чтобы фиксировать только нужные факты и явления, не обращая внимания на другие. Например, можно специально наблюдать за динамикой работоспособности ребенка: надолго ли хватает его сосредоточенности, когда и в какой форме могут проявляться признаки утомления. Наблюдение с таким типом установки называют исследующим или выбирающим.
Другой тип установки – наблюдатель, свободный от заранее принятой точки зрения, стремится получить представление об особенностях наблюдаемого без отбора каких-либо определенных проявлений. Так обычно наблюдают на начальных этапах знакомства с ребенком. Этот тип наблюдений называют выжидательным.
Наконец, третий тип установки – отсутствует предварительная подготовка, наблюдение вызывается самим фактом появления объекта в поле внимания. Здесь всегда имеется элемент неожиданности, и само наблюдение обозначают как непроизвольное или вынужденное.
Психолог, особенно если он занимается необычными детьми, должен владеть культурой всех типов наблюдений.
Л.Ф. Лазурский разработал правила составления психологической характеристики при проведении наблюдения:
- наблюдатель
выбирает факты, представляя
- записывают
только факты, и если
- необходимо описывать также и те внешние условия, при которых данное проявление было замечено [13, с. 81].
А.Ф. Лазурский
представляет два возможных способа
оформления характеристик. Первый –
составляется сводка фактических данных
в известной
Другой способ
– исследователь, приступая к
составлению сводки материала, не придерживается
заранее принятого порядка
По поводу второго типа характеристик А.Ф. Лазурский писал, что получается, таким образом, сразу же полная, связная и законченная характеристика, в которой все разрозненные факты приведены в одно целое и которая в то же время представляет из себя не бледную, отвлеченную схему, а живой конкретный портрет данной личности. Он полагал, что второй способ труднее первого, но дает более яркие, так сказать, более красивые характеристики [13, с. 81].
Наметка программы наблюдения желательна, нужна, но она должна быть широкой, гибкой – ничего не навязывать материалу. Наблюдение не должно быть слишком зависимо от заранее составленной инструкции, от намерений и ожиданий; оно требует чуткости к новизне, к необычному.
Тест. Широкое распространение получили тесты, направленные на выявление одаренности. Английское слово тест означает «проба» или «испытание». Тест – это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных [14].
При тестовых испытаниях
создается нужная для опыта обстановка,
имеется возможность повторно вызывать
ответы, их измерять. Однако и при
весьма квалифицированном
Опросниками называют такие психодиагностические инструменты, которые, в отличие от других тестов, направлены на субъективную оценку обследуемым самого себя или других людей [15].
Одна из проблем, с которой сталкиваются составители и пользователи опросников, заключается в том, что вопросы адресуются к самооценке, к самосознанию обследуемого; но обследуемый может дать недостоверную информацию – то ли от неадекватности самооценки, то ли от неискренности – из желания угодить, либо боясь ответить «не так». Отчасти это можно снять анонимностью обследования, что не всегда возможно. Поэтому составители некоторых опросников предусматривают специальные вопросы, по ответам на которые можно судить о достоверности результатов.
Анкета – наиболее распространенная форма письменного опроса. Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов [16]. Анкета позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Но ее недостатком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на ее вопросы и изменить в ходе исследования ее содержание.
Биографический метод – метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Для получения информации об испытуемом возможно применение опросников, обращенных к самому исследуемому лицу, беседы и интервью с ним, опросники для окружающих, изучение продуктов деятельности, дневников, писем и т.д. Л.В. Попова указывает, что среди новых диагностических методик на первый план выходит биографический опросник как более надежное, чем традиционные тесты, средство выявления творческих возможностей и прогноза достижений [17]. Биографические опросники могут быть использованы и для выявления психологических особенностей одаренных детей.
Большое значение придается психологическим тренингам при диагностике одаренности у детей, особенно «скрытой» одаренности. Как отмечает В.С. Лейтес, для того чтобы снять психологические преграды, мешающие проявлению и развитию одаренности, можно использовать различные групповые методы: методы групповой психокоррекции и психотерапии, развивающие психологические тренинги [13].
Как уже отмечалось
выше, при выявлении одаренных
детей более целесообразно
Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет семь этапов (таблица 1) в процессе диагностики одаренных детей [18]:
Таблица 1 - Этапы диагностики одаренных детей
Метод диагностики |
Источник информации |
Вид информации |
1 Номинация (называние) |
Учителя, воспитатели, психологи и др. |
Имена кандидатов в одарённые |
2 Выявление проявлений одарённости в поведении и разных видах деятельности учащегося, особенностей познавательного стиля, интересов, мотивации |
Учителя, воспитатели, психологи и др. |
Данные наблюдений, рейтинговые шкалы, оценка признаков по специальным спискам, ответы на анкеты и т.п. |
3 Изучение условий и истории развития учащегося в семье, начиная с раннего детства, его интересов, увлечений |
Родители и другие члены семьи (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель) |
Сведения о составе семьи, её образовательном уровне, ценностях, а также о необычных способностях, интересах, занятиях ребёнка, о его раннем развитии (с помощью опросников, бланков-перечней, интервью) |
4 Оценка учащегося его сверстниками |
Одноклассники, друзья, члены кружка (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель) |
Сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях, о внешкольных интересах и творческих возможностях |
Информация о работе Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования