Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:21, курсовая работа
Целью работы - изучение стратегий организации системной работы с одаренными детьми в сфере дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
теоретический анализ литературы зарубежных и отечественных педагогов и психологов по вопросам развития одаренности;
изучение методов диагностики одаренных детей;
определение форм работы с одаренными детьми в педагогике дополнительного образования.
Введение 3
1 Представления об одаренности в педагогике и психологии 5
1.1 Сопоставление понятий «одаренность», «талант», «гениальность» 5
1.2 Эволюция учений об одаренности 7
1.3 Классификация видов одаренности 14
2 Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования 19
2.1 Методы выявления одаренности 19
2.2 Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования 29
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения 38
1.2. спортивно-техническому;
1.3. туристско-краеведческому;
1.4. эколого-биологическому;
1.5. физкультурно-спортивному;
1.6. художественному;
1.7. социально-экономическому;
1.8. социально-
1.9. культурно-досуговому;
1.10. военно-патриотическому;
1.11. естественно-
1.12. общественно-
1.13. по иным профилям, определяемым положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи или его виде [21, с.262]
Каникулярные сборы, лагеря организуются на базе учреждений дополнительного образования как с целью организации досуга воспитанников объединений по интересам во время каникул так и с целью непрерывной системной подготовки к предметным олимпиадам различных уровней.
Существует множество различных творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций и семинаров. Наиболее значимыми являются: «Зорнае юнацтва», «Таланты ХIХ века», «Техноинтеллект», «Энергомарафон», «Калядная зорка». Хочется также отметить ряд интеллектуальных игр-конкурсов, проходящих ежегодно под эгидой общественного объединения «Белорусская ассоциация «Конкурс» («Инфомышка», «Колосок», «Журавлик», «Зубренок», «Буслик», «Кенгуру», «Лингвистенок»).
Олимпиады по общеобразовательным предметам с 2011года проходят по новым правилам. В качестве эксперимента на областном и республиканском турах олимпиады школьникам дали возможность участвовать в соревнованиях по нескольким «родственным» предметам. Для этого предметы развели на четыре группы:
Таким образом, «гуманитарии» смогли по очереди блеснуть в «своих» дисциплинах, а любители точных и естественных наук – в «своих».
Важным фактором в каждой работе является признание результатов деятельности. Так, в1996 г. был организован Специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов [22]. В его состав входят представители Администрации Президента Республики Беларусь, министерств, Национальной академии наук Беларуси, учебных заведений, учреждений и организаций. За 16 лет работы из фонда были выделены более 23 тысяч поощрений учащимся и студентам, интеллектуальным и творческим объединениям, педагогическим и научным работникам, внесшим особый вклад в развитие способностей одаренных учащихся и студентов. Программа фонда включает:
С апреля 2010 г. В Республики Беларусь сформирован и постоянно пополняется банк данных одаренной и талантливой молодежи [23].
Таким образом, основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем разнообразии его запросов и интересов.
Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений: наследственность, влияние среды, собственная активность способствуют развитию одаренности.
Одаренность- это
системное развивающееся в
Знание об одаренных и одаренности проделало долгий путь. От представлений о «неземном», божественном происхождении гениальных людей, пройдя через споры о поиске истоков гениальности в особенностях окружающей среды или во врожденных особенностях, пришли к пониманию, что одаренность является результатом взаимодействия многих факторов.
Одаренность проявляется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академических областях.
Одаренность не равняется высокому коэффициенту интеллектуального развития (IQ), а, следовательно, не определяется только исключительным интеллектом.
Одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях и во всех сферах жизнедеятельности. Достижения невозможны без высоко развитой способности к творчеству (креативности), вследствие чего встает особая задача выявления и развития детей с творческой одаренностью.
Каждый одаренный – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школы.
Изучая одаренных детей, выявили следующие критерии классификации одаренности:
Одаренность оказывается многомерным по своему характеру явлением. Это позволяет шире взглянуть на своеобразие одаренности конкретного ребенка.
Дополнительное образование, в отличие от средней школы — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Приложение А
Таблица 2 - Методики экспертного оценивания в младшем школьном возрасте
Название методики |
На что направлена |
Какой возраст ребенка оценивает |
Кем заполняется |
Методика оценки общей одаренности |
Признаки одаренности |
Дошкольный, младший школьный, подростковый |
Педагогические работники, родители |
Методика «интеллектуальный портрет» |
Признаки одаренности |
Дошкольный, младший школьный, подростковый |
Педагогические работники |
Определение уровня проявления способностей ребенка (Сизанов А.Н.) |
Признаки одаренности |
Дошкольный, младший школьный, подростковый |
Родители |
Методика СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности) |
Признаки, виды одаренности |
Дошкольный, младший школьный, подростковый |
Дети, родители |
Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосева А.А.) |
Виды одаренности |
Дошкольный, младший школьный, подростковый |
Педагогические работники, родители |
Методика «Карта одаренности» Д. Хаана и М. Каффа |
Виды одаренности |
Дошкольный (с 5 лет), младший школьный |
Педагогические работники, родители |
Оценка парциальной одаренности детей дошкольного и младшего школьного возраста |
Виды одаренности |
Дошкольный, младший школьный |
Педагогические работники, родители, дети |
Карта интересов для младших школьников |
Виды одаренности |
Младший школьный |
Родители, дети |
Опросник выявления одаренных учащихся (по Задориной Е.Н.) |
Виды одаренности |
Младший школьный, подростковый |
Педагогические работники |
Окончание таблицы 2 - Методики экспертного оценивания в младшем школьном возрасте
Название методики |
На что направлена |
Какой возраст ребенка оценивает |
Кем заполняется |
Шкала поведенческих
характеристик одаренных |
Виды одаренности |
Дошкольный, младший школьный, подростковый |
Педагогические работники |
Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч |
Виды одаренности |
Младший школьный, подростковый |
Педагогические работники, родители |
Экспертная оценка степени сформированности музыкальных способностей школьников |
Виды одаренности |
Младший школьный, подростковый |
Педагогические работники |
Экспертная оценка успешности и динамики формирования способностей школьников |
Виды одаренности |
Младший школьный, подростковый |
Педагогические работники |
Опросник креативности Дж. Рензулли |
Креативность |
Младший школьный, подростковый |
Педагогические работники, родители |
Опросник креативности Д. Джонсона |
Креативность |
Младший школьный, подростковый |
Педагогические работники, родители |
Определение интенсивности познавательной потребности ребенка (Юркевич В.С.) |
Мотивация |
Младший школьный, подростковый |
Педагогические работники, родители |
Приложение Б
Таблица3 - Методики экспертного оценивания в подростковом возрасте
Название методики |
На что направлена |
Какой возраст ребенка оценивает |
Кем заполняется |
Методика оценки общей одаренности |
Признаки одаренности |
Дошкольный, младший школьный, подростковый |
Педагогические работники, родители |
Методика «интеллектуальный портрет» |
Признаки одаренности |
Дошкольный, младший школьный, подростковый |
Педагогические работники |
Определение уровня проявления способностей ребенка (Сизанов А.Н.) |
Признаки одаренности |
Дошкольный, младший школьный, подростковый |
Родители |
Методика «Как я вижу себя» (Савенков А.И.) |
Признаки одаренности |
Младший школьный, подростковый |
Дети |
Методика СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности) |
Признаки, виды одаренности |
Дошкольный, младший школьный, подростковый |
Дети, родители |
Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосева А.А.) |
Виды одаренности |
Дошкольный, младший школьный, подростковый |
Педагогические работники, родители |
Опросник выявления одаренных учащихся (по Задориной Е.Н.) |
Признаки одаренности |
Младший школьный, подростковый |
Педагогические работники |
Шкала поведенческих
характеристик одаренных школьн |
Виды одаренности |
Дошкольный, младший школьный, подростковый |
Педагогические работники |
Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч |
Виды одаренности |
Младший школьный, подростковый |
Педагогические работники, родители |
Экспертная оценка степени сформированности музыкальных способностей школьников |
Виды одаренности |
Младший школьный, подростковый |
Педагогические работники |
Информация о работе Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования