Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы - изучение стратегий организации системной работы с одаренными детьми в сфере дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
теоретический анализ литературы зарубежных и отечественных педагогов и психологов по вопросам развития одаренности;
изучение методов диагностики одаренных детей;
определение форм работы с одаренными детьми в педагогике дополнительного образования.

Содержание

Введение 3
1 Представления об одаренности в педагогике и психологии 5
1.1 Сопоставление понятий «одаренность», «талант», «гениальность» 5
1.2 Эволюция учений об одаренности 7
1.3 Классификация видов одаренности 14
2 Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования 19
2.1 Методы выявления одаренности 19
2.2 Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования 29
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения 38

Работа содержит 1 файл

М-2 курсовая.doc

— 381.50 Кб (Скачать)
    1. техническому;

1.2. спортивно-техническому;

1.3. туристско-краеведческому;

1.4. эколого-биологическому;

1.5. физкультурно-спортивному;

1.6. художественному;

1.7. социально-экономическому;

1.8. социально-педагогическому;

1.9. культурно-досуговому;

1.10. военно-патриотическому;

1.11. естественно-математическому;

1.12. общественно-гуманитарному;

1.13. по иным профилям, определяемым положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи или его виде [21, с.262]

Каникулярные сборы, лагеря организуются на базе учреждений дополнительного образования как с целью организации досуга воспитанников объединений по интересам во время каникул так и с целью непрерывной системной подготовки к предметным олимпиадам различных уровней.

Существует множество различных творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций и семинаров. Наиболее значимыми являются: «Зорнае юнацтва», «Таланты ХIХ века», «Техноинтеллект», «Энергомарафон», «Калядная зорка». Хочется также отметить ряд интеллектуальных игр-конкурсов, проходящих ежегодно под эгидой общественного объединения «Белорусская ассоциация «Конкурс» («Инфомышка», «Колосок», «Журавлик», «Зубренок», «Буслик», «Кенгуру», «Лингвистенок»).

Олимпиады по общеобразовательным предметам с 2011года проходят по новым правилам. В качестве эксперимента на областном и республиканском турах олимпиады школьникам дали возможность участвовать в соревнованиях по нескольким «родственным» предметам. Для этого предметы развели на четыре группы:

  • математика, белорусский язык и литература, немецкий и французский языки;
  • информатика, русский язык и литература, химия и астрономии;
  • физика, биология и трудовое обучение;
  • английский и испанский языки, география и история.

Таким образом, «гуманитарии» смогли по очереди блеснуть в «своих» дисциплинах, а любители точных и естественных наук – в «своих».

Важным фактором в каждой работе является признание  результатов деятельности. Так, в1996 г. был организован Специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов [22]. В его состав входят представители Администрации Президента Республики Беларусь, министерств, Национальной академии наук Беларуси, учебных заведений, учреждений и организаций. За 16 лет работы из фонда были выделены более 23 тысяч поощрений учащимся и студентам, интеллектуальным и творческим объединениям, педагогическим и научным работникам, внесшим особый вклад в развитие способностей одаренных учащихся и студентов. Программа фонда включает:

  • учреждение стипендий Президента Республики Беларусь лучшим студентам государственных вузов;
  • назначение премий и стипендий победителям международных и республиканских олимпиад и конкурсов по учебным дисциплинам;
  • поощрение учащихся и студентов — победителей республиканских конкурсов по естественным и гуманитарным наукам;
  • премирование преподавателей и ученых, которые добились высоких показателей в работе с одаренными учащимися и студентами; финансовая поддержка творческих объединений учащихся и студентов, завоевавших общественное признание.

С апреля 2010 г. В Республики Беларусь сформирован и постоянно пополняется банк данных одаренной и талантливой молодежи [23].

Таким образом, основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем разнообразии его запросов и интересов.

Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

 

Заключение

 

 

Одаренный ребенок  – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными достижениями или  имеет внутренние предпосылки для таких достижений: наследственность, влияние среды, собственная активность способствуют развитию одаренности.

Одаренность- это  системное развивающееся в течение  жизни качество психики, которое  определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Знание об одаренных и одаренности проделало долгий путь. От представлений о «неземном», божественном происхождении гениальных людей, пройдя через споры о поиске истоков гениальности в особенностях окружающей среды или во врожденных особенностях, пришли к пониманию, что одаренность является результатом взаимодействия многих факторов.

Одаренность проявляется  как способность к выдающимся достижениям            в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академических областях.

Одаренность не равняется высокому коэффициенту интеллектуального развития (IQ), а, следовательно, не определяется только исключительным интеллектом.

Одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях и во всех сферах жизнедеятельности. Достижения невозможны без высоко развитой способности к творчеству (креативности), вследствие чего встает особая задача выявления и развития детей с творческой одаренностью.

Каждый одаренный – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школы.

Изучая одаренных  детей, выявили следующие  критерии классификации одаренности:

  • по виду деятельности (в практической деятельности, в познавательной деятельности, в художественно-эстетической деятельности, в коммуникативной деятельности, в духовно-ценностной деятельности);
  • по степени сформированности (актуальная и потенциальная);
  • по форме проявления (явная и скрытая)
  • по широте проявлений в различных видах деятельности (общая и специальная);
  • по критерию возрастного развития (ранняя и поздняя)

Одаренность оказывается  многомерным по своему характеру явлением. Это позволяет шире взглянуть на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

Дополнительное образование, в отличие от средней школы — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

 

Список использованных источников

 

  1. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий.- СПб.: Питер, 2011.-701с. -.Режим доступа: http://books.google.by/books?id=cruWF_lCcEYC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false/ Дата доступа:01.12.2012.
  2. Методики психолого-педагогической диагностики одаренных детей/ авт.-сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнев – Гродно.:ГрГУ,2007.-102с
  3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. // Психология мышления. – М.: Прогресс, 1965 Режим доступа: http://www.intelligence.su/lib/00018.htm. Дата доступа: 01.12.2012.
  4. Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей /Сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнёв. Гродно, 2007.
  5. Лейтес, Н.С. Изучение одаренности детей / Н.С. Лейтес //Психологический журнал. – 1992. – № 1
  6. Матюшкин, А.М. Концепция  творческой  одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 1989. – №6.
  7. Теплов,  Б.М. Проблемы  индивидуальных  различий / Б.М. Теплов. – М.: Просвещение, 1961
  8. Шадриков, В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. – 1983. – № 5.
  9. Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности //Школа здоровья. 1999. №3. С. 41-55.
  10. Леднева С.А.Детская одаренность глазами педагогов //Новая школа. 2003 № 1. С. 80 - 83.
  11. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема //Педагогика. 2000. №10. С. 87-94.
  12. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1975. С. 44-50.
  13. Психология  одаренности  детей  и  подростков / под  ред. Н.Л. Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.
  14. Общая психология: курс лекций для 1 ступени пед. образования / Сост. Е. И. Рогов. - М. - ВЛАДОС, 1998. - 448 с.
  15. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов.- Спб: Питер, 2005.- 351 с.
  16. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.- Спб.: Питер, 2003. - 287 c..
  17. Попова Л.В. Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности /Психология подростков. М., 1993. С. 31-36.
  18. Щебланова Е.И.Диагностика одарённости младших школьников //Школа здоровья. 1999. №1. С. 26-37.
  19. Юркевич В.С. Типы одаренности /Учителю об одаренных детях /Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. 354 с.
  20. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.01.2002 N 3 "О Государственной программе "Одаренные дети". – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic41/text120.htm. Дата доступа: 01.11.2012
  21. Кодекс Республики Беларусь об образовании. 13 января 2011 г. № 243-З Принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года. Одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года. – Режим доступа: http://www. pravo.by. – Дата доступа: 01.11.2012.
  22. Указ Президента Республики Беларусь от 12 января 1996 г. № 18 «О специальном фонде Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи». – Режим доступа: http://spravka-jurist.com. – Дата доступа 01.11.2012
  23. Указ Президента Республики Беларусь 26.04.2010 № 199 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке формирования, ведения и использования банков данных одаренной и талантливой молодежи.- Режим доступа: http://lib2.podelise.ru/docs/56/index-16502.html.-  Дата доступа: 01.11.2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение А

 

Таблица 2 - Методики экспертного оценивания в младшем школьном возрасте

Название методики

На что направлена

Какой возраст  ребенка оценивает

Кем заполняется

Методика оценки общей одаренности

Признаки одаренности

Дошкольный, младший  школьный, подростковый

Педагогические  работники, родители

Методика «интеллектуальный  портрет»

Признаки одаренности

Дошкольный, младший  школьный, подростковый

Педагогические  работники

Определение уровня проявления способностей ребенка (Сизанов А.Н.)

Признаки одаренности

Дошкольный, младший  школьный, подростковый

Родители

Методика СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности)

Признаки, виды одаренности

Дошкольный, младший  школьный, подростковый

Дети, родители

Методика экспертных оценок по определению одаренных  детей (Лосева А.А.)

Виды одаренности

Дошкольный, младший  школьный, подростковый

Педагогические  работники, родители

Методика «Карта одаренности» Д. Хаана и М. Каффа

Виды одаренности

Дошкольный (с 5 лет), младший школьный

Педагогические  работники, родители

Оценка парциальной  одаренности детей дошкольного  и младшего школьного возраста

Виды одаренности

Дошкольный, младший  школьный

Педагогические  работники, родители, дети

Карта интересов  для младших школьников

Виды одаренности

Младший школьный

Родители, дети

Опросник выявления  одаренных учащихся (по Задориной  Е.Н.)

Виды одаренности

Младший школьный, подростковый

Педагогические  работники


 

Окончание таблицы 2 - Методики экспертного оценивания в младшем школьном возрасте

Название методики

На что направлена

Какой возраст  ребенка оценивает

Кем заполняется

Шкала поведенческих  характеристик одаренных школьников (Рензулли Дж., в адаптации Поповой  Л.В.)

Виды одаренности

Дошкольный, младший  школьный, подростковый

Педагогические  работники

Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Виды одаренности

Младший школьный, подростковый

Педагогические  работники, родители

Экспертная  оценка степени сформированности музыкальных  способностей школьников

Виды одаренности

Младший школьный, подростковый

Педагогические  работники

Экспертная  оценка успешности и динамики формирования способностей школьников

Виды одаренности

Младший школьный, подростковый

Педагогические  работники

Опросник креативности Дж. Рензулли

Креативность

Младший школьный, подростковый

Педагогические  работники, родители

Опросник креативности Д. Джонсона

Креативность

Младший школьный, подростковый

Педагогические  работники, родители

Определение интенсивности  познавательной потребности ребенка (Юркевич В.С.)

Мотивация

Младший школьный, подростковый

Педагогические  работники, родители


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

Таблица3 - Методики экспертного оценивания в подростковом возрасте

Название методики

На что направлена

Какой возраст  ребенка оценивает

Кем заполняется

Методика оценки общей одаренности

Признаки одаренности

Дошкольный, младший  школьный, подростковый

Педагогические  работники, родители

Методика «интеллектуальный  портрет»

Признаки одаренности

Дошкольный, младший  школьный, подростковый

Педагогические работники

Определение уровня проявления способностей ребенка (Сизанов  А.Н.)

Признаки одаренности

Дошкольный, младший  школьный, подростковый

Родители

Методика «Как я вижу себя» (Савенков А.И.)

Признаки одаренности

Младший школьный, подростковый

Дети

Методика СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности)

Признаки, виды одаренности

Дошкольный, младший  школьный, подростковый

Дети, родители

Методика экспертных оценок по определению одаренных  детей (Лосева А.А.)

Виды одаренности

Дошкольный, младший школьный, подростковый

Педагогические  работники, родители

Опросник выявления  одаренных учащихся (по Задориной  Е.Н.)

Признаки одаренности

Младший школьный, подростковый

Педагогические  работники

Шкала поведенческих  характеристик одаренных школьников (Рензулли Дж., в адаптации Поповой Л.В.)

Виды одаренности

Дошкольный, младший  школьный, подростковый

Педагогические  работники

Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Виды одаренности

Младший школьный, подростковый

Педагогические работники, родители

Экспертная  оценка степени сформированности музыкальных  способностей школьников

Виды одаренности

Младший школьный, подростковый

Педагогические  работники

Информация о работе Работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования