Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:23, курсовая работа
Целью нашей работы является рассмотрение таких понятий, как эвристическое образование, эвристическое обучение, эвристические методы образования, технологии эвристического обучения и соотнесение этих понятий с практической деятельностью учителя, особенно на уроках иностранного языка.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЭВРИСТИКА В НАУКЕ И КАК НАУКА………………………5
1.1 Эвристика в античности……………………………………………5
1.2 Эвристика в современной дидактике……………………...............6
ВЫВОДЫ……………………………………………………………...............7
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ……..8
2.1 Эвристический тип образования…………………………………..8
2.2 Эвристическое обучение.
Смысл и цели эвристического обучения………………………….10
2.3 Эвристическое обучение по сравнению с проблемным
и развивающим…………………………………………………….12
2.4 Эвристические методы обучения (их классификация)………….15
2.5 Эвристические оргформы…………………………………………21
2.6 Учебник – средство содержания эвристического образования...25
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….26
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ФОРМ
НА ПРАКТИКЕ…………………………………………………..27
3.1 Эвристическое обучение школьников
на уроке иностранного языка……………………………………...27
3.2 Дистанционные эвристические олимпиады
по иностранному языку…………………………………………....29
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...33
СТРАННЫЕ ВЕЩИ. Ты не замечал, что в Великобритании очень много странных вещей и явлений, которые трудно поддаются объяснению. Например, они почему-то говорят «you», имея ввиду «ты» и «вы». Мужчины в Шотландии у них почему-то носят юбки, а в 5 часов вся страна обязательно пьет чай. Разве это не странно? А какие вещи, явления, привычки жителей Великобритании кажутся тебе странными и непонятными? Напиши 10 вопросов, на которые ты хотел бы найти ответ.
ПОЧЕМУ ШОТЛАНДЦЫ НОСЯТ ЮБКУ? Напишите юмористическое эссе, почему из всех жителей горных местностей земного шара (живущих в Альпийских горах, на Кавказе, Памире) именно шотландцы, а никакая другая нация, выбрали своей национальной одеждой юбку?
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ИГРУШЕК. В американском
фантастическом фильме «Большой» главный
герой - двенадцатилетний мальчик, но однажды
он стал выглядеть как взрослый в результате
чуда. Он начал работать в крупной компании
по производству игрушек в качестве менеджера
по модернизации игрушек и дизайнера новых
игрушек. А если бы ты был тем мальчиком
(девочкой), смог бы ты изобрести новую
игрушку или модернизировать старую? Напиши
сочинение-исследование, какие игрушки
могут быть модернизированы, и вызвать
интерес к игре, и какие игрушки ты смог
бы изобрести.
Выводы: Обучение иностранному языку способствует развитию детей. Однако чтобы более эффективно осуществлять развитие учащихся в ходе обучения любому предмету, в том числе иностранному языку, необходимо включать учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы, которые позволяют развиться его творческим, познавательным способностям и раскрывают внутренний потенциал.
Для достижения
всего этого на практике используются
эвристические методы обучения (эмпатии,
мозгового «штурма» и т.д.) на уроках
иностранного языка и эвристические
олимпиады – исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, одним из основных методов, который позволяет учащимся проявить творческую активность раскрыть свои познавательные способности и общеучебные умения в процессе обучения, в частности иностранным языкам, является эвристический метод. Опыт многих учителей, широко применяющих эвристический метод, показал, что он влияет на отношение учащихся к учебной деятельности. Приобретя "вкус" к эвристике, учащиеся начинают расценивать работу по "готовым указаниям", как работу неинтересную и скучную. Так как при эвристическом обучение учащиеся сами конструируют смысл, цели, содержание образования и процесс его организации. Наиболее значимыми моментами их учебной деятельности на уроке и в домашних условиях становятся самостоятельные "открытия". Явно возрастает интерес учащихся к тем видам работ, в которых находят применение эвристические методы и приемы. Ценность эвристических уроков по иностранному языку заключается в том, что учащиеся самостоятельно добывают новые знания, учатся их применять исходя из уже имеющегося опыта, учитель лишь подводит их правильному решению. Эвристическое обучение на уроке способствует формированию своей точки зрения, своей позиции. Важно помнить, что как бы ни хороши были эвристические методы их нельзя употреблять все время. Выделив познавательную задачу урока, учитель должен решить, целесообразно ли давать ее методом эвристической беседы. К сожалению, на частое применение эвристического метода в процессе обучения поставленных учебных проблем требуется гораздо больше учебного времени, чем на изучение этого же вопроса методом сообщения учителем готового решения (доказательства, результата). Поэтому учитель не может использовать эвристический метод преподавания на каждом уроке. К тому же длительное использование только одного (даже весьма эффективного метода) противопоказано в обучении. Однако следует отметить, что "время, затраченное на фундаментальные вопросы, проработанные с личным участием учащихся,- не потерянное время: новые знания приобретаются почти без затраты усилий благодаря ранее полученному глубокому мыслительному опыту".[11]
У эвристического метода обучения есть
еще один недостаток - в большой степени
применение этого метода зависит от уровня
обученности и развития учащихся, особенно
от сформированности их познавательных
умений, а опыта и образованности учителя.
Необходимо и далее разрабатывать и усовершенствовать
приемы и методы эвристического обучения
на практике. Анализируя проделанную работу
можно сделать ряд выводов: 1. Нам удалось
достичь основной цели данного исследования
— рассмотреть таких понятий, как эвристическое
образование, эвристическое обучение,
эвристические методы образования (их
классификацию), технологии эвристического
обучения и соотнести их с практической
деятельностью учителя на уроке иностранного
языка. 2. Анализ психолого-педагогической
и методической литературы по проблеме,
историко-теоретический анализ существования
эвристики как науки обучения позволил
получить необходимый материал и структурировать
его в соответствии с целями исследования.
3. Результатом проведенной работы являются
следующие выводы: 1) В целях совершенствования
преподавания целесообразно применение
эвристических методов на практике. 2)
Систематически использовать на уроках
эвристических методов и приемов, способствует
творческому развитию учащихся, формированию
у них познавательного интереса и самостоятельности.
Таким образом, работа над путями и средствами
реализации эвристического потенциала
образования является важной и необходимой.
Поиск новых путей активизации творческой
деятельности школьников является одной
из неотложных задач современной психологии
и педагогики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова.- М.: Правда, 1986.- 685 с.
2. Бахтин М.М. Избранное.- М .: Просвещение. 1986
3. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. Введение в систему Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.- М., 2004;
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика-Пресс,
1996.
5. Давыдов
В.В. Теория развивающего
6. Дьюи Дж. Демократия и образование/ Пер. с англ.- М.: Педагогика. 2000.- 208 с.
7. Клубиков
Б.И. Краткий эвристический
8. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 1977.- 240 с.
9. Назаров В.Н. Феноменология мудрости: образы мудреца в истории культуры.- Тульский пединститут, 1993.- 332 с.
10. Оконь
В. Основы проблемного
11. Окунев А.А. Как учить не уча.- Спб.: Питер-пресс, 1996.- 448 с.
12. Семенов
Е.М., Горбунова Е.Д. Развитие
13. Хуторской
А.В. Дидактическая эвристика.
Теория и технология
14. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 320 с.
15. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. Научное издание.- М.: Международная педагогическая академия,1998.- 266с.
16. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова.- М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 536 с.
17. Дистервег
А. Избранные педагогические
18. Каптерев
П.Ф. Эвристическая форма
19. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский.- М.: Педагогика, 1989.- 68-69 с.
20. Хуторской
А.В. Эвристическое обучение // Педагогика.
Основы общей педагогики. Дидактика
/ Учебное пособие. И.И.
21. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров.- М.: Большая Рос. энцикл., 1997.- 1434 с.
22. Логический словарь-справочник / Кондаков Н.И.- М.: Наука, 1975.-717 с.
23. Левина М.М. Эвристические приемы в деятельности педагога // Магистр №3, 2000.
24. Хуторской
А.В. Методы эвристического
25. Хуторской
А.В. Формы эвристического
26. Хуторской А.В. Эвристический потенциал дистанционного обучения // Школьные технологии.- 1999.-№5.- 236-247 с.
27. Хуторской
А.В. Эвристический тип
28. Научная школа А.В.Хуторского http://khutorskoy.ru
29. Озеркова
И.А. Возможна ли творческая
работа с учебником? //.Интернет-журнал
"Эйдос".- 2009.- 20 августа - http://www.eidos.ru/journal/
30. Педагогика
- http://paidagogos.com
Информация о работе Пути и средства реализации эвристического потенциала образования