Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:43, доклад
Понятие «содержание образования» трактуется по-разному. Рассмотрим два противоположных подхода к роли и смыслу содержания образования.
Традиционно под содержанием образования понимается первоначально отчужденный от учеников так называемый опыт человечества, который передается им для усвоения.
Содержание эвристического образования.
1. Структура содержания эвристического образования.
Два подхода к содержанию образования.
Понятие «содержание образования» трактуется по-разному. Рассмотрим два противоположных подхода к роли и смыслу содержания образования.
Традиционно под содержанием образования понимается первоначально отчужденный от учеников так называемый опыт человечества, который передается им для усвоения.
Содержание образования в данном случае представляет собой специально отобранный для усвоения учениками учебный материал, включающий в себя объем знаний и соответствующих умений, навыков. Данный тип образования назовем знаниево ориентированным.
Существует иной взгляд н сущность образования, в котором центральным объектом образования выступает человек и его деятельность. Назовем данный тип образования личностно ориентированным.
В образовании личностно ориентированного типа представление о содержании образования иное. В зоне первичного внимания педагога находится деятельность самого ученика., его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае – не столько передача ученику знаний, сколько образовывание, проявление его в самом себе, формирование себя. Внешнее содержание образования в этом случае воспринимается учеником как среда для его внутренних образовательных изменений. Личностные новообразования ученика получают функцию внутреннего содержания образования. Традиционное содержание образования оказывается не предметом усвоения, а внешней составляющей образования, получающей функцию среды.
Дидактические функции одного и того же учебного материала в знаниево ориентированном и эвристическом обучении оказываются разными: в первом случае содержание передается учащимся для усвоения, во втором – для создания собственного содержания образования.
В качестве педагогической основы для разработки принципов конструирования содержания эвристического образования мы будем опираться на философскую предпосылку разделения внешнего и внутреннего содержания образования, т.е. содержания, вносимого ученику извне и создаваемого им самим. Процедуру разработки и описания содержания эвристического образования предварим сравнительным анализом эвристического и иных типов обучения.
Компоненты содержания эвристического образования.
Многие из существующих сегодня концепций содержания образования являются развитием или продолжением трех основных теорий: дидактического формализма, материализма и прагматизма (утилитаризма).
Дидактический формализм (Гераклит, Цицерон, Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) опирается на философию рационализма, утверждающую, что источник знаний является разум, пожтому необходимо, прежде всего, развивать ум и способности человека. Считается, что «многознание уму не научает», т.е. овладение фактическими знаниями не так важно для развития ума. Наоборот, гуманитарное, классическое образование, и особенно древние языки, являются лучшим средством развития ума.
Дидактический материализм (Я.А.Коменский, Г.Спенсер) основной целью школы определяет передачу учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки.
Дидактический прагматизм (Дж.Дьюи, г.Кершенштейнер). Образование есть непрерывный процесс реконструкции опыта. Источник содержания образования не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика. Содержание образования представляется в виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых требует от учеников коллективных усилий по решению поставленных проблем, практических действий, игровых форм занятий, индивидуальной самостоятельности.
Итак, содержание эвристического образования включает в себя две части: инвариантную, внешне задаваемую и усваиваемую учениками, и вариативную – создаваемую каждым учеником в ходе обучения.
К инвариантной части относятся следующие компоненты содержания образования:
- первичная образовательная среда, необходимая для эвристической деятельности (вопросы и проблемы по заданной теме, предпосылки последующей деятельности, необходимая информация);
- набор фундаментальных образовательных объектов и связанных с ним проблем;
- культурно-исторические аналоги решения образовательных проблем, связанных с выделенными фундаментальными образовательными объектами;
- образовательный стандарт, под которым понимается «система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала»;
- виды и способы образовательной деятельности. На рефлексивных этапах обучения они выступают в качестве особого содержания, которое осваивается учениками: «Содержанием образования оказывается вся рефлексивная организация ситуации, вне которой и помимо которой не может быть выделено содержание обучения и образования» (Щедровицкий)
Вариативная часть содержания эвристического образования создается учениками на основе их субъективного познания фундаментальных образовательных объектов, а также в ходе реализации личностно значимых целей, программ, проблем и видов деятельности. В личностный компонент содержания образования входят образовательные продукты учеников, разделяемые нами на методологические (цели, способы деятельности, программы занятий, рефлексивные результаты), когнитивные (идеи, версии, гипотезы, проблемы, эксперименты, исследования), креативные (проекты, сочинения, трактаты, конструкции, картины, поделки).
Теоретический анализ опыта разработки и проведения занятий эвристического типа по комплексу различных учебных дисциплин позволил установить следующие компоненты содержания эвристического образования:
1. Содержание, играющее роль образовательной среды.
Оно обеспечивает условия для создания каждым учеником собственного содержания образования. Первично вносимый или используемый учителем образовательный материал и иная информация косвенно или явно содержат в себе образовательную доминанту – фундаментальные образовательные объекты, - общие для всех учащихся объекты познания, которые обеспечивают возможность их личного познавательного результата.
2. Содержание образовательного продукта ученика.
Это содержание, которое формируется каждым учеником в ходе изучения фундаментальных образовательных объектов, а также связанных с ним объектов, установленных образовательным стандартом, национально-региональным и школьным компонентами, и тех объектов, которые определяются самим учеником в рамках его индивидуальной программы образования.
3. Культурно-историческое содержание.
Оно задается программой базового образования, однако данное содержание учитель вводит в образовательный процесс после того, как содержание личных образовательных результатов учеников оказывается сформировано настолько, чтобы быть сопоставимым с общепринятыми аналогами.
4. Деятельностное содержание образования.
Эвристическое образование немыслимо без конкретной личности, а личность обнаруживает и проявляет себя лишь в деятельности.
Деятельностное содержание образования имеет следующие источники:
1). Способы деятельности, характерные для соответствующих наук и областей деятельности человека (искусство, технологии и др.);
2). Способы общеучебной деятельности, отличающиеся от предыдущих способов своей направленностью не на научные достижения (исследовать конкретную проблему по первоисточникам), а на общеучебные приращения ученика (научиться работать с книгой);
3). Рефлексивно проявленные и зафиксированные учеником способы его образовательной деятельности; владение различными способами рефлексии – графическими, вербальными, эмоционально-образными – необходимое требование к ученику в личностно ориентированной парадигме образования, поскольку включает его в образовательный процесс в качестве субъекта деятельности.
5. Предметное содержание образования.
Это базовое содержание учебных дисциплин, сконцентрированное вокруг фундаментальных образовательных объектов и обеспечивающее базовый уровень знаний, зафиксированный государственными образовательными стандартами.
6. Метапредметное содержание образования.
Ряд фундаментальных образовательных объектов представляет собой метапредметные основы изучаемой реальности и соответствующих им образовательных областей. Фундаментальные образовательные объекты – узловые точки содержания метапредметов, их структурная основа, сферу познания которых дополняют другие, связанные с ними понятия и вопросы. К метапредметному содержанию относятся, например, общенучные понятия «пространство», «время», «движение»; методологические категории «гипотеза», «закон», «теория», «метод познания» и др.
7. Рефлексивно проявленное и обобщенное содержание эвристического образования.
Образовательное приращение ученика происходит по отношению ко всем типам содержания образования. Ученик осмысливает свой начальный уровень знаний и представлений о фундаментальных образовательных объектах и сопоставляет его с конечным уровнем, определяет, в чем и насколько (качественно и количественно) произошли у него изменения.
В результате взаимодействия с образовательной средой ученик приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания. Эти знания отличаются от первичной информационной среды, в которой происходила эта деятельность. Знания здесь сопряжены с информацией, но не отождествляются с нею. Основным отличием знаниевого продукта ученика являются усвоенные им способы деятельности, понимание смысла изучаемой среды, самоопределение относительно нее и личное информационное и знаниевое приращение ученика. Общее отрефлексированное знание ученика включает в себя, таким образом, совокупность следующих компонентов:
- «знаю, что» (информация о содержании своего знания и незнания),
- «знаю как» (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания),
- «знаю я» (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации).
Образовательные процессы, их емкость, интенсивность и продуктивность определяются тремя условиями:
- изначальным личностным потенциалом, который у всех детей разный;
– спецификой внешней образовательной среды;
– ситуациями взаимодействия человека со средой и самим собой (рефлексия, самопознание).