Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:23, курсовая работа
Целью нашей работы является рассмотрение таких понятий, как эвристическое образование, эвристическое обучение, эвристические методы образования, технологии эвристического обучения и соотнесение этих понятий с практической деятельностью учителя, особенно на уроках иностранного языка.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЭВРИСТИКА В НАУКЕ И КАК НАУКА………………………5
1.1 Эвристика в античности……………………………………………5
1.2 Эвристика в современной дидактике……………………...............6
ВЫВОДЫ……………………………………………………………...............7
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ……..8
2.1 Эвристический тип образования…………………………………..8
2.2 Эвристическое обучение.
Смысл и цели эвристического обучения………………………….10
2.3 Эвристическое обучение по сравнению с проблемным
и развивающим…………………………………………………….12
2.4 Эвристические методы обучения (их классификация)………….15
2.5 Эвристические оргформы…………………………………………21
2.6 Учебник – средство содержания эвристического образования...25
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….26
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ФОРМ
НА ПРАКТИКЕ…………………………………………………..27
3.1 Эвристическое обучение школьников
на уроке иностранного языка……………………………………...27
3.2 Дистанционные эвристические олимпиады
по иностранному языку…………………………………………....29
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...33
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический
университет
им. Л.Н. Толстого.
Кафедра
педагогики
Курсовая работа
на тему:
«Пути и средства реализации эвристического потенциала
образования»
Выполнил:
Студентка
третьего курса
Научный
руководитель:
Тула-2009
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ЭВРИСТИКА В НАУКЕ И КАК НАУКА………………………5
1.1 Эвристика в античности……………………………………………5
1.2 Эвристика в современной дидактике…………………….............
ВЫВОДЫ…………………………………………………………….
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ……..8
2.1 Эвристический тип образования…………………………………..8
2.2 Эвристическое обучение.
Смысл и цели эвристического обучения………………………….10
2.3 Эвристическое обучение по сравнению с проблемным
и развивающим…………………………………………………
2.4 Эвристические методы обучения (их классификация)………….15
2.5 Эвристические оргформы…………………………………………21
2.6 Учебник – средство содержания эвристического образования...25
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ФОРМ
НА ПРАКТИКЕ…………………………………………………..
3.1 Эвристическое обучение школьников
на уроке иностранного языка……………………………………...27
3.2 Дистанционные эвристические олимпиады
по иностранному языку…………………………………………....29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
В современном образовании существуют определенные принципы, по которым происходит процесс обучения, так же существует множество программ, учебников и рекомендаций по разным предметам. Но возникает вопрос: Как надо обучать? Какие методы использовать, чтобы развивать детские способности, познавательные, творческие и общеучебные умения? Как обучать творчеству?
В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся посредством эвристического метода обучения является одной из наиболее актуальных.
Я.А. Коменский писал: «… школа не показывает самые вещи, как они происходят из самих себя и каковы они в себе, но сообщала, что о том и другом предмете думает и пишет один, другой, третий и десятый автор». [19, 69] А это значит, что тот, кто за ребенка определяет его цель, берет на себя ответственность судьбы, рискует деформировать характер, навязать ложные стереотипы мышления. «Ребенка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявится его скрытым, может быть очень глубоко, способностям». [12, 108]
Известно, что в разное время вопросами эвристического обучения занимались преподаватели различных школ и направлений. В результате их работы не возникло ничего принципиально нового, а происходило лишь повторение старого, переложенного на какую-либо новую тему, что в последствии облегчало работу других учителей в выборе нового метода или технологии.
Возникшая необходимость использования такого обучения, которое ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания, еще раз подтверждает актуальность рассмотрения эвристического потенциала образования.
Целью нашей работы является рассмотрение таких понятий, как эвристическое образование, эвристическое обучение, эвристические методы образования, технологии эвристического обучения и соотнесение этих понятий с практической деятельностью учителя, особенно на уроках иностранного языка.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме. 2. Провести историко-теоретический анализ существования эвристики как науки обучения. 3. Рассмотреть особенности и основные тенденции творческого развития учащегося в процессе обучения. 4. Определить роль самостоятельной работы, как одного из компонентов эвристического обучения. 5. Выявить классификацию эвристических методов обучения и применение этих методов на практике. 6. Определить необходимость или отсутствие необходимости в использование эвристического обучения.
Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов:
теоретический – критический анализ психолого-педагогической литературы;
эмпирического
исследования: опрос (беседа), изучение
нормативной документации по организации
процесса обучения, анализ работы учителя.
ГЛАВА 1. ЭВРИСТИКА В НАУКЕ ИКАК НАУКА
1.1 Эвристика в античности
«Эврика! Нашел!»[1, 685] - воскликнул когда-то древнегреческий ученый Архимед, сделав открытие.
Эвристика [21, 1388] (от греч. heurisko – отыскиваю, нахожу, открываю) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке.
1) в Древней Греции - система обучения путем наводящих вопросов;
2) совокупность
логических приемов и
Большой Энциклопедический Словарь, в одной из трех трактовок эвристики, определил ее так: «Восходящий к Сократу метод обучения (т.н. сократические беседы)»[21, 1388].
Беседу относят к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал еще Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа»[22, 561]. Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ помогал родиться ей в душе своего собеседника. Свой метод он уподоблял повивальному искусству—профессии его матери, называя его майевтикой. Подобно тому, как та помогала рождаться детям, Сократ помогал рождаться истине. «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения» [2, 126].
Метод Сократа развивался и совершенствовался в трудах великих мыслителей и педагогов. Различные аспекты эвристического обучения нашли свое отражение в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Дж. Дьюи и др.
1.2 Эвристика в современной дидактике
Дидактика [21, 355] (от греч. didaktikós — поучающий, относящийся к обучению), часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения. Идеи об эвристическом обучении в современной дидактике разрабатывались в трудах А.В. Хуторского [13], М.М. Левиной [23] и многих других. Но именно А.В. Хуторской ввел понятие «дидактическая эвристика» [13] – теории эвристического обучения, педагогической разновидности эвристики.
Дидактическая эвристика [13] — теория обучения, которое определяет систему целей, закономерностей, принципов, содержания, технологии, форм, методов и средств, которые обеспечивают самореализацию и образовательное развитие учеников и учителей в процессе создания ими образовательных продуктов в исследуемых областях знаний и деятельности.
Термин «дидактическая эвристика» отличается по смыслу от термина «эвристика». Эвристика в общепринятом понимании — это наука о творчестве, о творческой деятельности людей с целью получения новых результатов в исследуемых ими областях: кибернетики, психологии, криминалистики, медицины и т.п. Эвристика, которая понимается как наука, имеет целью объяснения, систематизацию и предсказание процессов открытия нового. Дидактическая эвристика имеет другую цель: раскрытие индивидуальных возможностей самих творцов — учеников и учителей с помощью их деятельности, целью которой является создание образовательного продукта.
А.В. Хуторской в своей работе «Дидактическая эвристика» выделил следующие принципы дидактической эвристики:
-Принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учётом его личных учебных целей.
-Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.
-Принцип метапредметных основ содержания образования. Основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные образовательные объекты, обеспечивающие возможность их субъективного личностного познания учениками.
-Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних продуктов учебной деятельности (умения, способности, способы деятельности и т.п.) и внешних (версия, текст, рисунок и т.п.).
-Принцип первичности образовательной продукции учащегося. Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных культурно-исторических достижений в изучаемой области.
-Принцип ситуативности обучения. Образовательный процесс строится на организуемых ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и эвристический поиск их решений. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.
-Принцип образовательной рефлексии. Образовательный процесс включает непрерывное осознание учеником и учителем собственной деятельности: анализ и усвоение способов этой деятельности, получаемых результатов, конструирование на данной основе последующих действий и планов обучения.
Согласно этим принципам вырисовывается
определенная картина образования, в основу
которого положено эвристическое обучение,
которое в свою очередь использует конкретные
методы и технологии.
ВЫВОДЫ: согласно первой главе, можно
сказать, что эвристика имеет
Информация о работе Пути и средства реализации эвристического потенциала образования