Пути и средства реализации эвристического потенциала образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является рассмотрение таких понятий, как эвристическое образование, эвристическое обучение, эвристические методы образования, технологии эвристического обучения и соотнесение этих понятий с практической деятельностью учителя, особенно на уроках иностранного языка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЭВРИСТИКА В НАУКЕ И КАК НАУКА………………………5
1.1 Эвристика в античности……………………………………………5
1.2 Эвристика в современной дидактике……………………...............6
ВЫВОДЫ……………………………………………………………...............7
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ……..8
2.1 Эвристический тип образования…………………………………..8
2.2 Эвристическое обучение.
Смысл и цели эвристического обучения………………………….10
2.3 Эвристическое обучение по сравнению с проблемным
и развивающим…………………………………………………….12
2.4 Эвристические методы обучения (их классификация)………….15
2.5 Эвристические оргформы…………………………………………21
2.6 Учебник – средство содержания эвристического образования...25
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….26
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ФОРМ
НА ПРАКТИКЕ…………………………………………………..27
3.1 Эвристическое обучение школьников
на уроке иностранного языка……………………………………...27
3.2 Дистанционные эвристические олимпиады
по иностранному языку…………………………………………....29
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

курсовая все.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  Тульский государственный педагогический

университет им. Л.Н. Толстого. 
 

Кафедра педагогики 
 

Курсовая  работа

на тему:

«Пути и средства реализации эвристического потенциала

образования» 
 

Выполнил:

Студентка третьего курса 
 

Научный руководитель: 
 
 

Тула-2009 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ЭВРИСТИКА В НАУКЕ И КАК НАУКА………………………5

         1.1 Эвристика в античности……………………………………………5

         1.2 Эвристика в современной дидактике……………………...............6

ВЫВОДЫ……………………………………………………………...............7

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ……..8

         2.1 Эвристический тип образования…………………………………..8

         2.2 Эвристическое обучение.

              Смысл и цели эвристического обучения………………………….10

         2.3 Эвристическое обучение по сравнению с проблемным

               и развивающим…………………………………………………….12

         2.4 Эвристические методы обучения (их классификация)………….15

         2.5 Эвристические оргформы…………………………………………21

         2.6 Учебник – средство содержания эвристического образования...25

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….26

ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ФОРМ

                  НА ПРАКТИКЕ…………………………………………………..27

         3.1 Эвристическое обучение школьников

               на уроке иностранного языка……………………………………...27

         3.2 Дистанционные эвристические олимпиады

               по иностранному языку…………………………………………....29

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....31

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...33 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    В современном образовании существуют определенные принципы, по которым происходит процесс обучения, так же существует множество программ, учебников и рекомендаций по разным предметам. Но возникает вопрос: Как надо обучать? Какие методы использовать, чтобы развивать детские способности, познавательные, творческие и общеучебные умения? Как обучать творчеству?

    В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы; а это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся посредством эвристического метода обучения является одной из наиболее актуальных.

    Я.А. Коменский писал: «… школа не показывает самые вещи, как они происходят из самих себя и каковы они в себе, но сообщала, что о том и другом предмете думает и пишет один, другой, третий и десятый автор». [19, 69] А это значит, что тот, кто за ребенка определяет его цель, берет на себя ответственность судьбы, рискует деформировать характер, навязать ложные стереотипы мышления. «Ребенка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявится его скрытым, может быть очень глубоко, способностям». [12, 108]

    Известно, что в разное время вопросами эвристического обучения занимались преподаватели различных школ и направлений. В результате их работы не возникло ничего принципиально нового, а происходило лишь повторение старого, переложенного на какую-либо новую тему, что в последствии облегчало работу других учителей в выборе нового метода или технологии.

    Возникшая необходимость использования такого обучения, которое ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания, еще раз подтверждает актуальность рассмотрения эвристического потенциала образования.

    Целью нашей работы является рассмотрение таких понятий, как эвристическое образование, эвристическое обучение, эвристические методы образования, технологии эвристического обучения и соотнесение этих понятий с практической деятельностью учителя, особенно на уроках иностранного языка.

    Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме. 2. Провести историко-теоретический анализ существования эвристики как науки обучения. 3. Рассмотреть особенности и основные тенденции творческого развития учащегося в процессе обучения. 4. Определить роль самостоятельной работы, как одного из компонентов эвристического обучения. 5. Выявить классификацию эвристических методов обучения и применение этих методов на практике. 6. Определить необходимость или отсутствие необходимости в использование эвристического обучения.

    Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов:             

теоретический – критический анализ психолого-педагогической литературы;

эмпирического исследования: опрос (беседа), изучение нормативной документации по организации процесса обучения, анализ работы учителя. 
 
 

ГЛАВА 1. ЭВРИСТИКА В  НАУКЕ ИКАК НАУКА

         1.1 Эвристика в  античности

    «Эврика! Нашел!»[1, 685] - воскликнул когда-то древнегреческий ученый Архимед, сделав открытие.

    Эвристика [21, 1388] (от греч. heurisko – отыскиваю, нахожу, открываю) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке.

1) в  Древней Греции - система обучения путем наводящих вопросов;

2) совокупность  логических приемов и методических  правил теоретического    исследования  и отыскания истины; метод обучения  и отыскания истины; метод обучения, способствующий развитию находчивости, активности.

Большой Энциклопедический Словарь, в одной из трех трактовок эвристики, определил ее так: «Восходящий к Сократу метод обучения (т.н. сократические беседы)»[21, 1388].

    Беседу относят к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал еще Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа»[22, 561]. Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ помогал родиться ей в душе своего собеседника. Свой метод он уподоблял повивальному искусству—профессии его матери, называя его майевтикой. Подобно тому, как та помогала рождаться детям, Сократ помогал рождаться истине. «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения» [2, 126].

    Метод Сократа развивался и совершенствовался в трудах великих мыслителей и педагогов. Различные аспекты эвристического обучения нашли свое отражение в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Дж. Дьюи и др.

  

     

       

1.2 Эвристика в современной дидактике

    Дидактика [21, 355] (от греч. didaktikós — поучающий, относящийся к обучению), часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения. Идеи об эвристическом обучении в современной дидактике разрабатывались в трудах А.В. Хуторского [13], М.М. Левиной [23] и многих других. Но именно А.В. Хуторской ввел понятие «дидактическая эвристика» [13] – теории эвристического обучения, педагогической разновидности эвристики.

    Дидактическая эвристика [13] — теория обучения, которое определяет систему целей, закономерностей, принципов, содержания, технологии, форм, методов и средств, которые обеспечивают самореализацию и образовательное развитие учеников и учителей в процессе создания ими образовательных продуктов в исследуемых областях знаний и деятельности.

    Термин «дидактическая эвристика» отличается по смыслу от термина «эвристика». Эвристика в общепринятом понимании — это наука о творчестве, о творческой деятельности людей с целью получения новых результатов в исследуемых ими областях: кибернетики, психологии, криминалистики, медицины и т.п. Эвристика, которая понимается как наука, имеет целью объяснения, систематизацию и предсказание процессов открытия нового. Дидактическая эвристика имеет другую цель: раскрытие индивидуальных возможностей самих творцов — учеников и учителей с помощью их деятельности, целью которой является создание образовательного продукта.

А.В. Хуторской  в своей работе «Дидактическая эвристика» выделил следующие принципы дидактической  эвристики:

-Принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учётом его личных учебных целей.

-Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.

-Принцип метапредметных основ содержания образования. Основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные образовательные объекты, обеспечивающие возможность их субъективного личностного познания учениками.

-Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних продуктов учебной деятельности (умения, способности, способы деятельности и т.п.) и внешних (версия, текст, рисунок и т.п.).

-Принцип первичности образовательной продукции учащегося. Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных культурно-исторических достижений в изучаемой области.

-Принцип ситуативности обучения. Образовательный процесс строится на организуемых ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и эвристический поиск их решений. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.

-Принцип образовательной рефлексии. Образовательный процесс включает непрерывное осознание учеником и учителем собственной деятельности: анализ и усвоение способов этой деятельности, получаемых результатов, конструирование на данной основе последующих действий и планов обучения.

    Согласно этим принципам вырисовывается определенная картина образования, в основу которого положено эвристическое обучение, которое в свою очередь использует конкретные методы и технологии. 

      ВЫВОДЫ: согласно первой главе, можно сказать, что эвристика имеет                                                                            достаточно глубокие «корни», давшие основу современной дидактической эвристике, принципы которой были изложены выше.

Информация о работе Пути и средства реализации эвристического потенциала образования