Пути и средства реализации эвристического потенциала образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является рассмотрение таких понятий, как эвристическое образование, эвристическое обучение, эвристические методы образования, технологии эвристического обучения и соотнесение этих понятий с практической деятельностью учителя, особенно на уроках иностранного языка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЭВРИСТИКА В НАУКЕ И КАК НАУКА………………………5
1.1 Эвристика в античности……………………………………………5
1.2 Эвристика в современной дидактике……………………...............6
ВЫВОДЫ……………………………………………………………...............7
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ……..8
2.1 Эвристический тип образования…………………………………..8
2.2 Эвристическое обучение.
Смысл и цели эвристического обучения………………………….10
2.3 Эвристическое обучение по сравнению с проблемным
и развивающим…………………………………………………….12
2.4 Эвристические методы обучения (их классификация)………….15
2.5 Эвристические оргформы…………………………………………21
2.6 Учебник – средство содержания эвристического образования...25
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….26
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ФОРМ
НА ПРАКТИКЕ…………………………………………………..27
3.1 Эвристическое обучение школьников
на уроке иностранного языка……………………………………...27
3.2 Дистанционные эвристические олимпиады
по иностранному языку…………………………………………....29
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

курсовая все.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Эвристический тип  образования.

    В государственной политике, связанной с образованием, идет очень много разговоров о развитии индивидуальных способностей, таланта у детей в процессе обучения, но все это в большинстве случаев остается теорией. Многие образовательные институты не учитываю личных целей учащихся. Сложился стереотип понимания образования, как передачи ученику первоначально отчужденного от него "ничейного" знания, которое передается ему, как существующее и неизменное. Цели, содержание и технологии «заданного» образования приводят к ослаблению внутренней мотивации учащихся, невостребованности их творческого потенциала, к ослаблению желания учиться, к возникновению формальной цели учиться (оценки). Учащийся остается в стороне от образования.

    Возникшие противоречия между потребностью ученика в самореализации и задаваемыми школой условиями его обучения призывают к созданию или поиску такой системы образования, которая сможет сочетать, как необходимые стандарты образования, так и индивидуальные особенности учащихся при выявлении целей этого образования.

    Необходимо перейти от образования как "передачи ученику знаний" к образованию, как выработке самим учеником этих знаний. В традиционном обучении ученик вначале осваивает опыт прошлого, "получает знания" и лишь затем применяет их, в том числе и творчески. В обучении, называемом эвристическим [20], ученик сам конструирует знание, опираясь на личный образовательный потенциал, образовательную среду и эвристическую технологию деятельности. Полученный учеником продукт деятельности (знания, опыт, гипотеза, поделка и т.д.) сопоставляется затем с помощью учителя с культурно-историческими аналогами, в результате чего этот продукт переосмысливается, достраивается или приводит к необходимости новой деятельности. Личное образовательное приращение ученика (его знаний, опыта, способностей, материальной продукции) в этом случае первично и неизбежно.

    Способность открывать новое заложена в природе человека. Первой наиболее известной системой обучения, ориентированной на развитие данной способности, является система "знающего незнания" [9, 120] Сократа, который, по словам Платона, выступал в роли повитухи, помогая собеседнику "рожать" знания. Выделившись в эпоху античности как метод ведения беседы, эвристика долгое время сохраняла скромное "прикладное" значение. Развитие эвристических методов связано с достижениями инженерии, кибернетики, психологии. Универсальность и эффективность эвристических процедур способствовали их применению в образовании. Различные аспекты эвристического подхода нашли своё отражение в работах Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, педагогов-прогрессивистов начала ХХ века. О необходимости разработки целостной эвристической формы обучения говорил русский педагог П.Ф.Каптерев [18]. Эвристические аспекты присутствуют в современных отечественных образовательных системах: проблемном обучении (В.Оконь[10], М.И.Махмутов [8], и др.), развивающем обучении (В.В.Давыдов [5], Д.Б.Эльконин[3], Л.В.Занков и др.), личностно ориентированном обучении (В.В.Сериков, С.В.Кульневич и др.), концепции школы диалога культур (В.С.Библер, С.Ю.Курганов и др.), теории решения изобретательских задач (Г.С.Альтшуллер и др.)

    В современном мире имеется богатейший научно-практический опыт и материал для разработки концепции особого типа обучения, определяющего смысл образования как образо'вывания человека через его продуктивную творческую деятельность. Основой организации такой деятельности выступает эвристика как наука о создании нового. Обучение, ставящее главной задачей конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, мы будем называть эвристическим обучением.

2.2 Эвристическое обучение. Смысл и цели  эвристического обучения.

    Метод Сократа, как было уже сказано, развивался и совершенствовался в трудах великих педагогов. О необходимости учить детей “открывать источники и выводить оттуда различные ручейки” [17, 11] писал в “Великой дидактике” Ян Амос Коменский. Педагогику естественного воспитания, опирающуюся на природосообразное развитие ребенка, создавал Ж.-Ж. Руссо. “Единственный метод образования есть опыт” — такой вывод сделал Л. Н. Толстой на основе анализа истории развития педагогики и результатов работы своей школы для крестьянских детей.

    Русский педагог П.Ф. Каптерев пропагандировал применение эвристической формы обучения в народных школах и считал необходимым ввести ее изучение в учительских семинариях. В начале XX в. мир завоевывают идеи “учения через деятельность”[6, 154] педагогов - прогрессивистов во главе с Дж. Дьюи. Получают распространение методы проектов, Даль-тон-план, а далее — развивающее и проблемное обучение. Почти все новые концепции, методы и технологии обучения в той или иной мере включают в себя элементы эвристики.

    Надо сказать, что развитие эвристических идей в педагогике не было спокойным и безмятежным. Многие педагоги, мыслители и философы, такие как Сократ, Ян Амос Коменский, Ж.-Ж. Руссо, П. Ф. Каптерев, Лев Толстой, были подвергнуты жестокой травле со стороны государства, некоторые преговорены к смертной казни. Борьба между сторонниками свободного образования и приверженцами “государственного заказа” была всегда, продолжается она и теперь. В качестве иллюстрации сказанного приведем слова основоположника: советской психологии Л.С. Выготского, который критиковал ориентацию Л.Н. Толстого на детское творчество: “Несомненная ошибка этого взгляда заключается в чрезмерном преувеличении и поклонении образцам детского творчества и непонимании того, что стихийная сила творчества хотя и способна создать образцы величайшего напряжения, тем не менее навсегда обречена оставаться в узком кругу самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм” [16, 242]. Задачей образования Л. С. Выготский считал не обеспечение свободы детского творчества, а включение ребенка в социальный опыт человечества [16, 244].

    Несмотря на то, что комплексной теории эвристического обучения для общеобразовательной школы пока не разработано, эвристическая форма обучения продолжает развиваться и обогащаться.

    Между тем есть все основания выделить эвристическое обучение [20] в качестве особого типа и рассмотреть с эвристической точки зрения все основные элементы дидактики — цели, принципы, содержание, формы и методы обучения. Полученная в результате система обучения позволит решать задачи усиления продуктивности образования и индивидуальной самореализации учащихся.

    Главная особенность эвристического обучения состоит в том, что оно предполагает изменение общепринятого смысла образования. При эвристическом обучении добываемые знания носят личностный характер, поскольку ученик изначально творит их в исследуемой области реальности.

    Эвристическое обучение не отрицает необходимости “передачи” ученикам информационного материала, его усвоения и закрепления, т.е. всего того, что свойственно традиционному обучению. Меняется лишь роль этого “даваемого” материала. Он передается не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали его в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Главное же, что результаты образования не транслируются ученикам извне, а появляются как бы изнутри в соответствии с индивидуальными особенностями каждого.

    Эвристическое обучение имеет своею целью — раскрытие индивидуальных возможностей участников обучения — учеников, учителей, управленцев через деятельность по созданию ими образовательной продукции. 

2.3 Эвристическое обучение  по сравнению с проблемным и развивающим

    Развитие эвристический аспект обучения в нашей стране более всего оказался присущ проблемному и развивающему обучению. На самом деле эвристическое обучение имеет свою специфику, которое отличает его как от проблемного, так и от развивающего обучения.

    Проблемное обучение [8], [10] 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: система методов, приемов, правил учения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей  учебно-практической деятельности учащихся

ЦЕЛЬ: усвоение учениками заданного предметного  материала путем выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем

СУЩНОСТЬ:  организация учителем проблемных ситуаций в учебно-познавательной работе учащихся и управление поисковой деятельностью учащихся.

УЧИТЕЛЬ: знает ответ, подводит учащихся к  нему

УЧАЩИЙСЯ: под руководством учителя самостоятельно решает, рассуждает, делает выводы. Выращивает свое собственное знание, открывает  его для себя заново, но "пошагово"

МЕТОДИКА: построена так, что ученики «наводятся»  учителем на известное решение или  направление решения задачи

ПРИМЕНЕНИЕ: конкретные темы

    Развивающее обучение[5], [3]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: ориентированность учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию

ЦЕЛЬ: усвоение учащимися сообщаемых им знаний, но не репродуктивно, а в процессе их собственной деятельности

СУЩНОСТЬ: ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действия, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью

УЧИТЕЛЬ: направляет деятельность учащихся

УЧАЩИЙСЯ: рассматривается как само изменяющийся субъект учения; Однако ему не предоставляется  право самому выбирать способы и  формы учебной деятельности. Каждый его шаг направляется и корректируется педагогом

МЕТОДИКА: вовлекая учеников в учебную деятельность, педагог конструирует педагогическое воздействие на основе учета зоны ближайшего развития ребенка и его  личный опыт

ПРИМЕНЕНИЕ: предметах, где необходим более  частный подход

    Эвристическое обучение [20], [15]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения эвристической беседы с решением познавательных задач

ЦЕЛЬ: эвристический  подход к образованию позволяет расширить возможность проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата

СУЩНОСТЬ: неизвестность образовательного продукта может относится не только к ученику, но и к учителю

УЧИТЕЛЬ: сочетает частичное объяснение нового с постановкой проблемных заданий. Полученный учеником продукт деятельности (гипотеза, сочинение, модель и т.п.) сопоставляется затем с помощью педагога с культурно-историческими аналогами, в результате чего данный продукт переосмысливается, достраивается или драматизируется, вызывая необходимость новой деятельности.

УЧАЩИЙСЯ: сам ставит собственные цели, «самостоятельно» открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию. Сам строит свое образование; он полноправный источник и организатор своих знаний, выполняют самостоятельные работы поискового типа: анализируют проблемные ситуации, ставят проблемы и решают их, находят новые знания и способы действий

МЕТОДИКА: определяет методологию образования  и относится к учебному целеполаганию, созданию учащимися собственного содержания образования, рефлексивному конструированию ими теоретических элементов знаний

ПРИМЕНЕНИЕ: более универсально;

    Проблемное обучение в общепринятой его форме применимо, как правило, в учебных темах и курсах, в которых требуется интеллектуальный подход: на математике, физике, естествознании, в проблемных темах по истории, русскому языку и т.п. Эвристическое обучение более универсально и применимо во всех школьных предметах, в том числе и в предметах эмоционально-образного характера и спортивной ориентации.

    Проблемное обучение чаще всего затрагивает только содержание учебных дисциплин и соответствующую методику его усвоения; эвристическое обучение определяет методологию образования и относится к учебному целеполаганию, созданию учениками собственного содержания образования, рефлексивному конструированию ими теоретических элементов знаний.

    И, наконец, главное отличие. Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности. Эвристическое обучение приводит также к развитию не только учеников, но и учителей, которым приходится организовывать учебный процесс часто в ситуациях "незнания" истины. Эвристическое обучение отличается от развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков) [3], поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.  

2.4 Эвристические методы  обучения (их классификация)

   В эвристике как молодой, развивающейся науке не все понятия достаточно четко определены. Это, прежде всего, относится к понятию "эвристический метод" [24]. Многие исследователи понимают под ним определенный эффективный, но недостаточно надежный способ решения задач. Он позволяет ограничивать перебор вариантов решения, т. е. сокращать число вариантов, изучаемых перед тем, как выбрать окончательное решение. Понятно, что это определение понятия "эвристический метод" не может быть признано удовлетворительным, так как в нем представлена лишь внешняя характеристика явления, но не раскрыты существенные его черты.

Информация о работе Пути и средства реализации эвристического потенциала образования