Пути и средства реализации эвристического потенциала образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является рассмотрение таких понятий, как эвристическое образование, эвристическое обучение, эвристические методы образования, технологии эвристического обучения и соотнесение этих понятий с практической деятельностью учителя, особенно на уроках иностранного языка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЭВРИСТИКА В НАУКЕ И КАК НАУКА………………………5
1.1 Эвристика в античности……………………………………………5
1.2 Эвристика в современной дидактике……………………...............6
ВЫВОДЫ……………………………………………………………...............7
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ……..8
2.1 Эвристический тип образования…………………………………..8
2.2 Эвристическое обучение.
Смысл и цели эвристического обучения………………………….10
2.3 Эвристическое обучение по сравнению с проблемным
и развивающим…………………………………………………….12
2.4 Эвристические методы обучения (их классификация)………….15
2.5 Эвристические оргформы…………………………………………21
2.6 Учебник – средство содержания эвристического образования...25
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….26
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ФОРМ
НА ПРАКТИКЕ…………………………………………………..27
3.1 Эвристическое обучение школьников
на уроке иностранного языка……………………………………...27
3.2 Дистанционные эвристические олимпиады
по иностранному языку…………………………………………....29
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

курсовая все.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

    Эвристическое погружение - форма обучения, при которой в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта (А.А.Ухтомский), обеспечивающая личностное познание учениками природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью метапредметного содержания и методов эвристического обучения. Погружение происходит в определенную историческую эпоху или событие, в творчество одного писателя или в страну, в физическую теорию или географическое понятие. Эвристическое погружение может состоять из серии образовательных ситуаций.

    Творческие недели. Творческая неделя увеличивает продолжительность и качество творческих работ учеников над одной темой или проблемой. Система индивидуальных творческих работ обеспечивает комплексную самореализацию учеников, поскольку ориентирует учителей на творческое осмысление своего предмета, разработку личностно- и эвристически-ориентированных программ занятий, учитывающих индивидуальные особенности детей.

    Разновидностью творческих недель являются научные недели. Образовательная доминанта данной формы обучения находится в области научной эвристической деятельности учащихся: в их лингвистических работах, естественнонаучных исследованиях, культурологических изысканиях, научно-технических и иных разработках. Научные недели включают в себя занятия учеников с учителями, работу в лабораториях и библиотеках, конференции, семинары, симпозиумы.

    Эвристическая олимпиада имеет целью предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в метапредметных областях с учётом их индивидуальных способностей.

    Деловая игра максимально приближает обучение к реальным, научным или производственным условиям. Деловые игры организуются в виде разработки и защиты учащимися проектов, в форме группового решения задач с экономическим, производственным или иным содержанием, в форме “круглого стола”, бригадного выполнения лабораторной работы и т.д.

    Интерактивные обучающие программы. Среди современных тенденций развития компьютерных образовательных технологий наблюдается переход от информационной ориентации к интерактивной. Компьютерных обучающих программ, позволяющих ученику действовать эвристически, т.е. создавать свой собственный, а не определенный заранее образовательный продукт, в массовой практике пока очень мало.

    Дистанционные формы творчества. К ним относятся межшкольные образовательные проекты, реализуемые с помощью электронной почты E-mail или системы Web глобальной сети Internet. В дистанционной форме реализуются эвристические олимпиады, совместные исследования учениками разных школ и стран одних и те же проблем, разработка творческих проектов.    Творческие работы детей отличаются по типу, объему, времени их выполнения. Одни работы выполняются учениками прямо на уроке и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы. Таковы придуманные детьми загадки, короткие стихотворения, сказки, считалки, математические задачи, опыты по естествознанию. Другой вид работ— это текущие творческие работы учеников, выполненные ими не только в классе, но и дома в течение 1-3 дней. Такие работы не требуют специального оформления и официальной защиты. Ребята выступают с подобными работами прямо на уроках.

    Следующий вид творческих работ — это те, которые ученики готовят и защищают в конце учебной четверти или во время творческой недели. Это могут быть итоговые, зачетные, экзаменационные работы. Их отличает более продолжительный период выполнения — от 1 до 3 месяцев и более, а также достаточный объем полученных результатов. Такие работы оформляются по установленным стандартным требованиям: формулируются цели, описывается ход работы и полученные результаты, осуществляется рефлексия, приводятся рецензии учеников и взрослых. Работы выполняются под руководством педагогов на специальных занятиях по выбору в мастерских. Лучшие работы по итогам защиты публикуются и включаются в школьный компонент содержания образования для дальнейшего использования в учебном процессе.

    Выделим следующие типы творческих работ:

      - исследование (эксперимент, серия  опытов, исторический анализ, собственное  решение научной проблемы, доказательство  теоремы);

      - сочинение (стихи, сказки, задачи, очерки, трактаты);

      - педагогическое произведение (проведенный  в роли учителя урок, составленный  кроссворд, обучающая компьютерная  программа, придуманная игра, викторина);

      - художественное произведение (живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, выставка);

      - техническое произведение (поделка,  модель, макет, схема, фигура, компьютерная  программа);

      - зрелищное произведение (концерт,  спектакль, сценка, показательное  выступление, соревнование);

      - методологическое произведение (индивидуальная  образовательная программа, план  занятий по выбранной теме, тест  или проверочное задание для  учеников, рефлексивный дневник). 
 

2.6 Учебник – средство содержания эвристического образования.

    Действующие учебники, не предполагают конструирование школьниками личностного содержания образования. Вопросы и задания в них преимущественно направлены на получение или закрепление учеником информации, содержащейся в учебнике.

    Структура, содержание и форма эвристического  учебника [29]: наряду с предлагаемым ученикам материалом, в учебник входит материал, создаваемый самими учениками. Учебник конструируется соответственно двум типам содержания эвристического образования - инвариантного и вариативного. В инвариантную часть учебника включены  фундаментальные образовательные объекты и основные технологии деятельности, которыми должны овладеть ученики. Вариативная часть выражается в индивидуальном содержании образования, конструируемом учащимися как по отношению к фундаментальным образовательным объектам, так и по отношению к другим, выбранным ими объектам и проблемам.

    Форма учебника - блочная. Блоки заменяются, добавляются или изменяются в ходе обучения.

Содержание  каждого блока включает в себя:

1) раздел или тему, содержащую материал, сгруппированный вокруг фундаментальных образовательных объектов;

2) набор  ключевых проблем по данной  теме разного типа и назначения: решённые и нерешённые научные  проблемы, учебные, организационные,  технические и иные проблемы;

3) лучшие  работы учеников прошлых лет  вместе с текстами-первоисточниками  учёных и специалистов на эти  же темы;

4) задания  и упражнения - предваряющие изучение  раздела, вводящие в круг его  вопросов; предусматривающие составление  учеником индивидуальной программы занятий по разделу; направленные на создание личных творческих результатов по ключевым проблемам; предполагающие сопоставление своих работ с аналогами; проверяющие усвоение образовательных стандартов; обеспечивающие необходимый тренинг и закрепления материала; требующих осознания деятельности и полученных результатов, самооценки работы;

5) новые  работы учеников, лучшие из которых  отбираются и отпечатываются  в виде отдельных частей изучаемого  блока. 

    В процессе обучения учебник дополняется новыми текстами учеников и специалистов. Техническая проблема  перекомпоновки эвристического учебника решается с помощью электронных носителей информации типа CD-ROM, DVD, Web-сайта в локальной или глобальной сети Internet. Например, учитель помещает эвристический учебник на Web-странице для одновременного доступа к ней своих учеников; система доступа и поиска помогает каждому ученику или учителю с помощью компьютера находить в учебнике любой материал. Учащиеся самостоятельно пополняют такой электронный учебник своими работами.

   

Выводы: содержание эвристического образования значительно отличается от содержания стандартного образования, это проявляется как в используемых оргформах, так и в используемых пособия, учебниках. Эвристическое обучение создает свои методы и формы, которые направлены на развитие индивидуальных способностей учащихся, на создание самими учащимися содержания образования и собственного знания. 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИХ  МЕТОДОВ И ФОРМ НА ПРАКТИКЕ

3.1 Эвристическое обучение школьников на уроке иностранного языка

    Использование эвристических методов обучения на уроках иностранного языка ориентированны на ученика – исследователя.

    Применяемые на практике эвристические методы: эмпатии (вживания), наблюдения, смыслового видения имеют универсальный общечеловеческий характер, они относятся непосредственно к действиям ученика и результатом их применения всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина и т.д.

    Благодаря этим приёмам, учащиеся вовлекаются в интерактивную деятельность на уроках, где ученик - активный субъект деятельности на уроке, а учебному процессу придаётся реальная практическая направленность.

Возможности информационно компьютерных технологий позволяют наглядно продемонстрировать на мониторе примеры диалогов, рассказов, презентации, наглядные задания.   

На уроках английского языка с применением  эвристических методов обучения можно использовать следующие задания:

Методом «мозгового штурма»

Задание для учащихся:

Назвать и написать на доске, к примеру, следующие  предметы: ручка - a pen, карандаш - a pencil, книга - a book, тетрадь - a copy-book, линейка - a ruler, ластик - a rubber, чашка - a cap, шарф - a scarf, etc.

Объединить  их по темам; класс делится на небольшие группы (3-4 человека), каждая группа получает предметы по одной теме; каждая группа выбирает один предмет; за 10-15 минут учащимся предлагается сочинить историю, которую данный предмет мог бы рассказать о себе и своём хозяине; (даётся установка на использование “Past Simple”) Ученики делятся своими соображениями о том, как предмет попал к хозяину, почему он хранил его, как использовал и т.д.

«Если бы предметы умели разговаривать…» (метод эмпатии (вживания)); «Бюро забытых вещей» (метод эмпатии (вживания))

После уроков учащиеся иногда забывают в  кабинете свои вещи. Предметы, как и  люди, таят в себе много интереснейшей  информации. Каждый ученик выбирает какой-нибудь предмет из забытых в кабинете; учащимся предлагается ответить на вопросы от имени этого предмета, например: How old are you? What is your earliest memory? What are you memory? What are you made of?

    Учащиеся редактируют свои ответы, превращая отдельные предложения в целостный рассказ.

    Учащимся предлагается составить диалог от имени двух предметов и разыграть перед одноклассниками, которые должны догадаться, что это за предметы.

    Ожившая комната. Учитель просит учащихся назвать неодушевлённые предметы, которые есть в классе, и записать их названия на доске. Учащиеся работают в группах по 4-5 человек.

    Что это такое? (Defining an object) Один ученик выходит из класса, а остальные учащиеся загадывают какой-нибудь неодушевлённый предмет, например, банан. Ученик, выходивший из класса, должен угадать, что это за предмет. Для этого другие учащиеся класса описывают этот предмет, используя структуры it can/must/should be +V3, пока предмет не будет угадан.

    Каждая группа выбирает один из предметов, записанных на доске. Учащиеся группы представляют, что эти предметы могут рассказать об учениках и об учителе, работающих в этом классе.

Учащимся  предлагается представит , что с  предметом (продуктом), забытым в классе может произойти в будущем, как его можно будет использовать. Даётся установка на использование Future Simple Active/Passive и структуры going to 
 
 

3.2 Дистанционные эвристические  олимпиады по иностранному  языку

    Эвристическая олимпиада имеет целью предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей. Эта форма позволяет ученикам создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени. Задания олимпиады формируются в номинации “Идея”, “Образ”, “Закономерность”, “Знак”. “Символ”, “Опыт”, “Конструкция” и др. На эвристической олимпиаде оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества созданных учениками продуктов.

    Олимпиада по английскому языку (исследование) – олимпиада для всех, кто любит и хочется научиться исследовать феномены английского языка. Принимая участие в подобной олимпиаде, учащиеся  проявляют поисково-исследовательскую активность, свой талант экспериментатора и умение находить новые способы решения даже самых трудных проблем. Каждое задание способствует раскрытию творческих способностей. Участники олимпиады проводят исследования, ставят эксперименты, выдвигают самые смелые гипотезы, и даже вступают в спор с великими учеными в разных областях английского языка и культуры, страноведения и истории, науки и бизнеса.

    Несколько заданий из олимпиад – исследований по английскому языку:

Информация о работе Пути и средства реализации эвристического потенциала образования