Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:23, курсовая работа
Целью нашей работы является рассмотрение таких понятий, как эвристическое образование, эвристическое обучение, эвристические методы образования, технологии эвристического обучения и соотнесение этих понятий с практической деятельностью учителя, особенно на уроках иностранного языка.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЭВРИСТИКА В НАУКЕ И КАК НАУКА………………………5
1.1 Эвристика в античности……………………………………………5
1.2 Эвристика в современной дидактике……………………...............6
ВЫВОДЫ……………………………………………………………...............7
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ……..8
2.1 Эвристический тип образования…………………………………..8
2.2 Эвристическое обучение.
Смысл и цели эвристического обучения………………………….10
2.3 Эвристическое обучение по сравнению с проблемным
и развивающим…………………………………………………….12
2.4 Эвристические методы обучения (их классификация)………….15
2.5 Эвристические оргформы…………………………………………21
2.6 Учебник – средство содержания эвристического образования...25
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….26
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ФОРМ
НА ПРАКТИКЕ…………………………………………………..27
3.1 Эвристическое обучение школьников
на уроке иностранного языка……………………………………...27
3.2 Дистанционные эвристические олимпиады
по иностранному языку…………………………………………....29
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...33
Эвристическое погружение - форма обучения, при которой в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта (А.А.Ухтомский), обеспечивающая личностное познание учениками природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью метапредметного содержания и методов эвристического обучения. Погружение происходит в определенную историческую эпоху или событие, в творчество одного писателя или в страну, в физическую теорию или географическое понятие. Эвристическое погружение может состоять из серии образовательных ситуаций.
Творческие недели. Творческая неделя увеличивает продолжительность и качество творческих работ учеников над одной темой или проблемой. Система индивидуальных творческих работ обеспечивает комплексную самореализацию учеников, поскольку ориентирует учителей на творческое осмысление своего предмета, разработку личностно- и эвристически-ориентированных программ занятий, учитывающих индивидуальные особенности детей.
Разновидностью творческих недель являются научные недели. Образовательная доминанта данной формы обучения находится в области научной эвристической деятельности учащихся: в их лингвистических работах, естественнонаучных исследованиях, культурологических изысканиях, научно-технических и иных разработках. Научные недели включают в себя занятия учеников с учителями, работу в лабораториях и библиотеках, конференции, семинары, симпозиумы.
Эвристическая олимпиада имеет целью предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в метапредметных областях с учётом их индивидуальных способностей.
Деловая игра максимально приближает обучение к реальным, научным или производственным условиям. Деловые игры организуются в виде разработки и защиты учащимися проектов, в форме группового решения задач с экономическим, производственным или иным содержанием, в форме “круглого стола”, бригадного выполнения лабораторной работы и т.д.
Интерактивные обучающие программы. Среди современных тенденций развития компьютерных образовательных технологий наблюдается переход от информационной ориентации к интерактивной. Компьютерных обучающих программ, позволяющих ученику действовать эвристически, т.е. создавать свой собственный, а не определенный заранее образовательный продукт, в массовой практике пока очень мало.
Дистанционные формы творчества. К ним относятся межшкольные образовательные проекты, реализуемые с помощью электронной почты E-mail или системы Web глобальной сети Internet. В дистанционной форме реализуются эвристические олимпиады, совместные исследования учениками разных школ и стран одних и те же проблем, разработка творческих проектов. Творческие работы детей отличаются по типу, объему, времени их выполнения. Одни работы выполняются учениками прямо на уроке и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы. Таковы придуманные детьми загадки, короткие стихотворения, сказки, считалки, математические задачи, опыты по естествознанию. Другой вид работ— это текущие творческие работы учеников, выполненные ими не только в классе, но и дома в течение 1-3 дней. Такие работы не требуют специального оформления и официальной защиты. Ребята выступают с подобными работами прямо на уроках.
Следующий вид творческих работ — это те, которые ученики готовят и защищают в конце учебной четверти или во время творческой недели. Это могут быть итоговые, зачетные, экзаменационные работы. Их отличает более продолжительный период выполнения — от 1 до 3 месяцев и более, а также достаточный объем полученных результатов. Такие работы оформляются по установленным стандартным требованиям: формулируются цели, описывается ход работы и полученные результаты, осуществляется рефлексия, приводятся рецензии учеников и взрослых. Работы выполняются под руководством педагогов на специальных занятиях по выбору в мастерских. Лучшие работы по итогам защиты публикуются и включаются в школьный компонент содержания образования для дальнейшего использования в учебном процессе.
Выделим следующие типы творческих работ:
- исследование (эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы);
- сочинение (стихи, сказки, задачи, очерки, трактаты);
- педагогическое произведение (проведенный
в роли учителя урок, составленный
кроссворд, обучающая
- художественное произведение (живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, выставка);
- техническое произведение (поделка, модель, макет, схема, фигура, компьютерная программа);
- зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательное выступление, соревнование);
- методологическое произведение (индивидуальная
образовательная программа,
2.6 Учебник – средство содержания эвристического образования.
Действующие учебники, не предполагают конструирование школьниками личностного содержания образования. Вопросы и задания в них преимущественно направлены на получение или закрепление учеником информации, содержащейся в учебнике.
Структура, содержание и форма эвристического учебника [29]: наряду с предлагаемым ученикам материалом, в учебник входит материал, создаваемый самими учениками. Учебник конструируется соответственно двум типам содержания эвристического образования - инвариантного и вариативного. В инвариантную часть учебника включены фундаментальные образовательные объекты и основные технологии деятельности, которыми должны овладеть ученики. Вариативная часть выражается в индивидуальном содержании образования, конструируемом учащимися как по отношению к фундаментальным образовательным объектам, так и по отношению к другим, выбранным ими объектам и проблемам.
Форма учебника - блочная. Блоки заменяются, добавляются или изменяются в ходе обучения.
Содержание каждого блока включает в себя:
1) раздел или тему, содержащую материал, сгруппированный вокруг фундаментальных образовательных объектов;
2) набор
ключевых проблем по данной
теме разного типа и
3) лучшие
работы учеников прошлых лет
вместе с текстами-
4) задания и упражнения - предваряющие изучение раздела, вводящие в круг его вопросов; предусматривающие составление учеником индивидуальной программы занятий по разделу; направленные на создание личных творческих результатов по ключевым проблемам; предполагающие сопоставление своих работ с аналогами; проверяющие усвоение образовательных стандартов; обеспечивающие необходимый тренинг и закрепления материала; требующих осознания деятельности и полученных результатов, самооценки работы;
5) новые
работы учеников, лучшие из которых
отбираются и отпечатываются
в виде отдельных частей
В процессе обучения учебник дополняется новыми текстами учеников и специалистов. Техническая проблема перекомпоновки эвристического учебника решается с помощью электронных носителей информации типа CD-ROM, DVD, Web-сайта в локальной или глобальной сети Internet. Например, учитель помещает эвристический учебник на Web-странице для одновременного доступа к ней своих учеников; система доступа и поиска помогает каждому ученику или учителю с помощью компьютера находить в учебнике любой материал. Учащиеся самостоятельно пополняют такой электронный учебник своими работами.
Выводы:
содержание эвристического образования
значительно отличается от содержания
стандартного образования, это проявляется
как в используемых оргформах, так и в
используемых пособия, учебниках. Эвристическое
обучение создает свои методы и формы,
которые направлены на развитие индивидуальных
способностей учащихся, на создание самими
учащимися содержания образования и собственного
знания.
Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ФОРМ НА ПРАКТИКЕ
3.1 Эвристическое обучение школьников на уроке иностранного языка
Использование эвристических методов обучения на уроках иностранного языка ориентированны на ученика – исследователя.
Применяемые на практике эвристические методы: эмпатии (вживания), наблюдения, смыслового видения имеют универсальный общечеловеческий характер, они относятся непосредственно к действиям ученика и результатом их применения всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина и т.д.
Благодаря этим приёмам, учащиеся вовлекаются в интерактивную деятельность на уроках, где ученик - активный субъект деятельности на уроке, а учебному процессу придаётся реальная практическая направленность.
Возможности информационно компьютерных технологий позволяют наглядно продемонстрировать на мониторе примеры диалогов, рассказов, презентации, наглядные задания.
На уроках
английского языка с
Методом «мозгового штурма»
Задание для учащихся:
Назвать и написать на доске, к примеру, следующие предметы: ручка - a pen, карандаш - a pencil, книга - a book, тетрадь - a copy-book, линейка - a ruler, ластик - a rubber, чашка - a cap, шарф - a scarf, etc.
Объединить их по темам; класс делится на небольшие группы (3-4 человека), каждая группа получает предметы по одной теме; каждая группа выбирает один предмет; за 10-15 минут учащимся предлагается сочинить историю, которую данный предмет мог бы рассказать о себе и своём хозяине; (даётся установка на использование “Past Simple”) Ученики делятся своими соображениями о том, как предмет попал к хозяину, почему он хранил его, как использовал и т.д.
«Если бы предметы умели разговаривать…» (метод эмпатии (вживания)); «Бюро забытых вещей» (метод эмпатии (вживания))
После уроков учащиеся иногда забывают в кабинете свои вещи. Предметы, как и люди, таят в себе много интереснейшей информации. Каждый ученик выбирает какой-нибудь предмет из забытых в кабинете; учащимся предлагается ответить на вопросы от имени этого предмета, например: How old are you? What is your earliest memory? What are you memory? What are you made of?
Учащиеся редактируют свои ответы, превращая отдельные предложения в целостный рассказ.
Учащимся предлагается составить диалог от имени двух предметов и разыграть перед одноклассниками, которые должны догадаться, что это за предметы.
Ожившая комната. Учитель просит учащихся назвать неодушевлённые предметы, которые есть в классе, и записать их названия на доске. Учащиеся работают в группах по 4-5 человек.
Что это такое? (Defining an object) Один ученик выходит из класса, а остальные учащиеся загадывают какой-нибудь неодушевлённый предмет, например, банан. Ученик, выходивший из класса, должен угадать, что это за предмет. Для этого другие учащиеся класса описывают этот предмет, используя структуры it can/must/should be +V3, пока предмет не будет угадан.
Каждая группа выбирает один из предметов, записанных на доске. Учащиеся группы представляют, что эти предметы могут рассказать об учениках и об учителе, работающих в этом классе.
Учащимся
предлагается представит , что с
предметом (продуктом), забытым в классе
может произойти в будущем, как его можно
будет использовать. Даётся установка
на использование Future Simple Active/Passive и структуры
going to
3.2 Дистанционные эвристические олимпиады по иностранному языку
Эвристическая олимпиада имеет целью предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей. Эта форма позволяет ученикам создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени. Задания олимпиады формируются в номинации “Идея”, “Образ”, “Закономерность”, “Знак”. “Символ”, “Опыт”, “Конструкция” и др. На эвристической олимпиаде оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества созданных учениками продуктов.
Олимпиада по английскому языку (исследование) – олимпиада для всех, кто любит и хочется научиться исследовать феномены английского языка. Принимая участие в подобной олимпиаде, учащиеся проявляют поисково-исследовательскую активность, свой талант экспериментатора и умение находить новые способы решения даже самых трудных проблем. Каждое задание способствует раскрытию творческих способностей. Участники олимпиады проводят исследования, ставят эксперименты, выдвигают самые смелые гипотезы, и даже вступают в спор с великими учеными в разных областях английского языка и культуры, страноведения и истории, науки и бизнеса.
Несколько заданий из олимпиад – исследований по английскому языку:
Информация о работе Пути и средства реализации эвристического потенциала образования