Психологическая готовность к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе приводятся данные экспериментального изучения психических процессов ребёнка старшего дошкольного возраста с целью определения готовности его к школьному обучению.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.
ЗАДАЧИ
а) Подобрать методики для изучения особенностей психологической готовности к школе детей 5-6 летнего возраста.
б) Изучить особенности психологической готовности ребенка к школе
в) Выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.

Работа содержит 1 файл

псих.готовность к обучению в школе.DOC

— 649.00 Кб (Скачать)
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  И ПОНЯТИЯ

 

Если детям показать 4-5 больших шаров и 7-10 маленьких, то на вопрос: "Где шаров много, а где мало?", можно получить ответ, что много шаров там, где  они большие, а мало там, где они маленькие (рис. 68).

Опыт работы показывает, что без развития количественных представлении овладение понятием числа, натуральным рядом чисел бывает затруднено.

Развитие количественных представлений у ребенка начните  с уточнения понятий: много, мало, несколько, немного (рис. 69).

Введите в активный словарь  ребенка слова было, осталось, стало, всего, вместе. Попрактикуйте детей в составлении предложений со словами: мною, мало, немного, несколько.

Обратите внимание на слова столько же, поровну, одинаково,.

Спросите ребенка:

Сколько цветов в вазе?

Много или мало? — Много.

Сколько карандашей в  коробке? — Много.

Сколько в корзинке грибов? В корзинке много грибов. Мама достала  из корзинки несколько грибов.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧИСЛЕ

 

Для проверки представления детей о числах им могут быть предложены следующие последовательно усложняющиеся задания.

1. Счет предметов в  группе.

2. Счет однородных  предметов, расположенных в ряд  или в случайном порядке. Назвать  цифру, обозначающую их количество.

3. Счет от 1 и далее, сколько ребенок сможет. Счет в обратном порядке, в соответствии с возможностями ребенка, от 5, 10, 20, 100.

4. Счет от заданного  числа до заданного. Например, от 2 до 8, от 10 до 7 и т.д.

5. Сравнение чисел.  Какое число больше (меньше)?

Если результаты выполнения ребенком этих заданий •вас не удовлетворяют, предлагаем обратить серьезное внимание на следующий раздел, где будет подробно рассказано, как помочь ребенку справиться с этими сложностями.

НУМЕРАЦИЯ.  
ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЕТ.  
СЧЕТ КОНКРЕТНЫХ ПРЕДМЕТОВ.  
ЗНАНИЕ ЦИФР

 

Попросите ребенка посчитать. При этом обратите внимание на то, чтобы  называние числительных совпадало с показом предметов. Например, ребенок называет: "пять", а показывает четвертый или шестой предмет. Иногда дети затрудняются при пересчете предметов, если они расположены вертикально, наклонно, вразброс. Может вызвать затруднения и просьба пересчитать предметы не традиционно слева направо, а справа налево. Для разрешения этого затруднения предложите ребенку подняться по лесенке с цифрами с одной стороны, а спуститься с другой стороны.

Поставь на стол 5 тарелок. Сколько тарелок ты поставил на стол?

Принеси маме 4 картофелины, 3 моркови, 2 свеклы. Сосчитай, сколько  овощей ты принес? Сколько картофелин мама уже начистила?

Сколько конфет осталось в коробке? Сколько фруктов в вазе? и т.д.

Как ты думаешь, кто стоит  не на своем месте?

Найди место каждого  футболиста. Назови соседей числа 5, 7 и т.д.

Между какими числами  находится число 3, 8? и т.д.

Используйте жизненные  ситуации для закрепления детьми места числа в числовом ряду (путем присчитыва-ния и отсчитывания по одному), для сравнения предметных множеств и чисел, установления отношений равенства и неравенства между множествами и числами (больше. меньше, равно).

Каждый раз после пересчета предметов спрашивайте:

"Сколько?.."

Сначала пересчитывают  однородные предметы: пуговицы, листочки, карандаши, затем (на прогулке) разнородные: сколько деревьев (сосен и берез) стоит в ряду? Далее дети ирмсчитыпают по одному, а затем отсчитывают по одному, потом считают равными группами по 2. 5, 3, 4,

Счет в обратном порядке  более труден, поэтому сначала можно отсчитывать конкретные предметы, а зачем уже отвлеченно.

Пример:

Сосчитаем, карандаши. Всего 6 карандашей. Уберем один карандаш в  коробку. Осталось 5 карандашей. Уберем еще один карандаш. Осталось 4 карандаша, и т.д.

Тренироваться в счете  ребенок может в разных игровых ситуациях. Можно прыгать и считать вслух, хлопать в ладоши и считать и т.д.  
Важно, чтобы ребенок мог считать от заданного числа вперед и обратно. Таким образом, дети должны понять, что каждое число образуется из предшествующего путем прибавления одной единицы, а если из числа вычесть единицу, то получится предшествующее число.

Обратите внимание на слова: ПЕРЕД, МЕЖДУ, ЗА, ОКОЛО

Перед числом 3 находится  число 2. Цифра А находится между  цифрами 3 и 5. За числом 5 идет число 6.

Тактично, исподволь обращайте  внимание детей на изменение порядковых числительных по родам. Надо подбирать такие предметы, при пересчете которых нужно употреблять числительные разного рода.

Карандаш — один, два, три... Тарелка — одна, две, три... Яблоко — одно, два, три...

ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ

 

Мальчики: первый, второй, третий... Девочки: первая, вторая, третья... Окно: первое, второе, третье...

Особое внимание обратите на числительные среднего рода, так как oни чаще всего неправильно употребляются детьми.

ЦИФРЫ

 

После того, как дети усвоили, как образуются числа, можно познакомить их с обозначением чисел цифрами, как печатными, так и рукописными.

Цифру надо внимательно рассмотреть вместе с ребенком; подыскать предметы, с которыми можно сравнить цифру по форме. Цифру можно вылепить из глины, из пластилина, выложить из камешков, косточек, написать па снегу, па песке. Очень полезно прочитать ребенку стихотворение С.Маршака "Давайте познакомимся"'. В непринужденной обстановке ребенок усвоит элементарные математические знания намного быстрее и с удовольствием.

СРАВНЕНИЕ МНОЖЕСТВ И  ЧИСЕЛ

 

При изучении чисел первого  десятка не только знакомим ребенка  с местом данного числа в ряду чисел, но и учим сравнивать это число с числом, стоящим рядом, а также с другими числами.

Сначала сравниваем предметы.

Где кружков больше? (В  нижнем ряду.)

Где кружков меньше? (В  верхнем ряду.)

В каком ряду не хватает  кружка?

Как уравнять, чтобы стало поровну? Добавить один кружок в верхний ряд или убрать одни кружок в нижнем ряду.

Так же сравниваем по числу  яблоки, груши, шарики, геометрические фигуры.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ

 

Если ребенок проявляет  интерес к занятиям, хочет знать  больше, его можно познакомить со знаками: больше (>), меньше (<), равно (=), плюс (+), минус (-).

Какая рука у нас больше работает? Правая. Правой рукой мы пишем, рисуем, держим ложку. Она больше трудится. Знак >.

Приложить правую руку к  листу бумаги, отставить большой палец. Обвести выемку между большим и четырьмя сомкнутыми пальцами карандашом — получается знак "больше" (>). Какая рука меньше трудится? Левая! Соответственно знак "меньше" (<). Знак "больше" (>) направлен острием к правой, больше работающей руке. Знак "меньше" (<) — к левой, меньше работающей руке (рис. 73).

После такого объяснения дети хорошо запоминают знаки: > (больше), < (меньше), равно = (одинаково).

 

VIII.  ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ

 

С целью практического  изучения психологической готовности ребенка к обучению в школе  использовался метод тестирования, как основной, и метод эксперимента (брались дети разных возрастных групп)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ

 

Тест: "Переплетенные  линии"

 

Оценка устойчивости внимания.

Предложите ребенку  рисунок, на котором изображены,10 переплетенных линий (рис. 1). Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают.

Попросите ребенка внимательно  проследить за каждой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа.

Фиксируйте время выполнения всего задания, ошибки, сбои в работе и т.д. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практически без ошибок.

 

Результат исследования:

 

ФИО / ВОЗРАСТ

ВРЕМЯ

ОШИБКИ

Валя Бардонова

6 лет

1мин. 45 сек

На 6 цифре остановка

2

Сережа Пантин

6 лет

2 мин. 10 сек.

На 9 цифре заминка

1

Карен Мокисян

5 лет

1 мин. 35 сек.

На 8 цифре остановка

2

Ксения Горбань

5 лет

1 мин. 13 сек.

3


 

Уровень устойчивости внимания у опрошенных достаточно средний.

 

 

Тест; "Кольца"

 

Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания

Для проведения теста  необходима таблица с изображением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам и букваре).

Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа)..

За 2 минуты ребенок 6-7 лет  просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При  дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улучшается.   

 

Время, затраченное на задание - 4 минуты.

 

Результат :

 

ФИО / ВОЗРАСТ

СТРОЧКИ

ОШИБКИ

Валя Бардонова

6 лет

3

-

Сережа Пантин

6 лет

4

2

Карен Мокисян

5 лет

-

Не справился

Ксения Горбань

5 лет

-

Не справилась


 

Уровень распределения  и переключения внимания у пятилеток  очень низкий. Необходимы корекционные и развивающие упражнения.

 

Тест: "Корректурная проба"

 Выявление скорости  распределения и переключения  внимания, eгo объема и устойчивости ребенку предлагается таблица с любыми  фигурами. В корректурной матрице с фигурами ребенок просматривает пять строчек и как можно быстрее зачеркивает разными способами три каких-либо различных элемента. Например: квадрат — поперечной чертой, круг — вертикальной, а звездочку - крестиком.

Фиксируется время выполнения задания. Большинство детей 6-7 лет выполняют эти задания за 2-3 минуты.

Этот тест можно использовать и для получения информации о  работоспособности ребенка.

 

ФИО / ВОЗРАСТ

ВРЕМЯ

ОШИБКИ

Валя Бардонова

6 лет

6мин. 30 сек

-

Сережа Пантин

6 лет

-

Не справился

Карен Мокисян

5 лет

Более 6 мин.

Много ошибок

Ксения Горбань

5 лет

6 мин. 30 сек.

-


 

Уровень обьема и устойчивости внимания очень разный, но у всех ниже нормы.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ

 

Тест: "Что не дорисовано?"

Оценка целостности  восприятия.

Покажите ребенку картинки с изображением знакомых предметов, попросите его внимательно посмотреть па каждую картинку и назвать недостающую деталь (то есть сказать, что не дорисовано; рис. 12).

Фиксируйте время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков.

Хороший результат для  ребенка 6-7лет, если он найдет все или почти все недостающие детали за 1,5-2 минуты .

 

Результат:

 

ФИО / ВОЗРАСТ

ВРЕМЯ

ОШИБКИ

Валя Бардонова

6 лет

55 сек

2

Сережа Пантин

6 лет

1 мин.

-

Карен Мокисян

5 лет

1 мин. 35сек. 

1

Ксения Горбань

5 лет

55 сек.

-

Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе