Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа
В курсовой работе приводятся данные экспериментального изучения психических процессов ребёнка старшего дошкольного возраста с целью определения готовности его к школьному обучению.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.
ЗАДАЧИ
а) Подобрать методики для изучения особенностей психологической готовности к школе детей 5-6 летнего возраста.
б) Изучить особенности психологической готовности ребенка к школе
в) Выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.
Уровень развития целосности восприятия у опрошенных достаточно высокий, иногда выше среднего (Ксения Горбань).
Тест: "Найди квадрат"
Тест выявляет способность к дифференцированному восприятию.
Ребенку показывают рисунок с изображением 10 четырехугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла.
Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).
Если ребенок может отыскать все или почти все квадраты, то это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию.
Результат:
ФИО / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
Валя Бардонова 6 лет |
Нашла все квадраты |
Сережа Пантин 6 лет |
Один квадрат не нашел |
Карен Мокисян 5 лет |
Один квадрат не нашел |
Ксения Горбань 5 лет |
Один квадрат не нашла |
Уровень наличия способности
к дифференцированному
Тест: "Закрась фрукты"
Определение способности цветовоспрнятия.
Ребенку дают рисунки с черно-белым изображением различных фруктов (рис. 16) и цветные карандаши: ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет.
Вместо фруктов могут быть изображения животных, овощей, цветов и др. предметов.
Обычно дети легко справляются с такими заданиями, но если у ребенка не получается сразу, продолжайте выполнять аналогичные упражнения.
Результат:
Все справились легко.
Тест: "Пиши кружочками " и "Чтение схем-слов"
Оценка фонематического слуха.
Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.
Например, слово "суп" надо изобразить тремя кружочками: ооо. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследованию.
Диктуете ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков па листе бумаги.
Набор слов:
АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.
При правильном выполнении задания, запись должна быть следующей:
00, 0000, 000, 000000, 00000
Если ребенок выполнил все схемы или четыре из них — это хороший результат.
Предложите ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы этих слов в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове).
Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. Например, слово "волк" соответствует схеме из четырех кружочков, а слово "дом" — из трех.
Убедившись в том, что ребенок понял задание, показываете ему рис. 17 и просите соединить линией картинку с изображением каждого животного с теми кру жочками, которые к ней подходят.
Ребенок 6-7 лет все связи определяет правильно (допускается одна ошибка).
Результат:
ФИО / ВОЗРАСТ |
ОШИБКИ |
Валя Бардонова 6 лет |
- |
Сережа Пантин 6 лет |
Не справился |
Карен Мокисян 5 лет |
2 |
Ксения Горбань 5 лет |
2 |
Уровень фонематического слуха в норме толко у Вали Бардоновой (из опрошенных), остальные справились слабо.
Тест: "Обведи контур"
Оценка наглядно-действенного мышления.
Предложите ребенку соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части (рис. 25, 25а, 25б).
Задача заключается в том, чтобы делать это как можно быстрее и точнее. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках-образцах.
Оцениваются в итоге выполнения задания аккуратность, точность и скорость работы.
Если ребенок затратил на выполнение всего задания меньше, чем 100 секунд, если все линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и точно соединяют углы фигур — значит, задание выполнено очень хорошо и ребенок имеет высокий уровень развития наглядно-денственного мышления.
Результат:
Все опрошенные справились с заданием, израсходовав на него более 120 секунд. Следовательно, уровень наглядно-действенного мышления ниже нормы у всех тестируемых.
Тест: "Лишний предмет"
Оценка образно-логического мышления — умственных операций анализа и обобщения.
На рис. 26, 26а, 266 изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Всего 6 карточек,
Покажите ребенку первую (тренировочную) карточку и объясните ему, что из А предметов, нарисованных на карточке, один — лишний. Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он липший. После этого предложите ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.
Если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум л 4 карточках — это хороший уровень развития образно-логического мышления.
Результат:
ФИО / ВОЗРАСТ |
ОШИБКИ |
Валя Бардонова 6 лет |
1 |
Сережа Пантин 6 лет |
1 |
Карен Мокисян 5 лет |
2 |
Ксения Горбань 5 лет |
Не справилась |
Уровень образно-логического мышления, умственных операций, анализа и обобщения ниже нормы у всех детей, особенно у Ксении Горбань.
Тест: "Нелепицы"
Оценка образно-логического мышления.
Покажите ребенку картинку (рис. 27), на которой изображены разные нелепицы, и попросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Когда ребенок будет называть эти нелепые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.
На все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц — это хороший результат развития образно-логического мышления.
Результат:
ФИО / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
Валя Бардонова 6 лет |
11 |
Сережа Пантин 6 лет |
7 |
Карен Мокисян 5 лет |
4 |
Ксения Горбань 5 лет |
2 |
Уровень образно-логического мышления самый низкий у Карена и Ксении. Необходимо выполнение развивающих упражнений.
Тест для оценки словесно-логического мышления
Ребенок отвечает на вопросы:
1. Какое из животных больше — лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А вечером?
3. Днем на улице светло, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груши, сливы, яблоки... — это что?
6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и
просят назвать время.)
9. Маленькая корова — это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка — это?..
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
13. Что общего между белкой и кошкой?
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
17. Чем отличается старый человек от молодого?
18. Для чего люди занимаются спортом?
19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
Правильные ответы:
1. Больше лошадь.
2. Вечером ужинают.
3. Темно.
4. Зеленая.
5. Фрукты.
6. Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.
7. Города.
8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверь седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)
9. Щенок, ягненок.
10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, ког ти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).
При анализе ответов которые дает ребенок, правильными считаются те которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.
Оценка словесно-логического мышления:
ФИО / ВОЗРАСТ |
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ |
Валя Бардонова 6 лет |
18 |
Сережа Пантин 6 лет |
16 |
Карен Мокисян 5 лет |
10 |
Ксения Горбань 5 лет |
10 |
Средний уровень словесно-логического мышления нормальный.
Тест: "Картинки"
Оценка зрительной памяти — кратковременной. Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет (рис. 33). Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет значения.
Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребенком по памяти; повторы не учитываются, так же, как и названные предметы, которых на картинках не было. Обычно ребенок 6-7 лет воспроизводит с вашей помощью 7-8 предметов из 10.
Результат:
ФИО / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
Валя Бардонова 6 лет |
7 |
Сережа Пантин 6 лет |
6 |
Карен Мокисян 5 лет |
6 |
Ксения Горбань 5 лет |
6 |
Уровень кратковременной памяти у всех детей соответствует норме.
Тест: "Запомни слова"
Оценка слуховой памяти – кратковременной.
Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.
Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.
Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе