Психологическая готовность к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе приводятся данные экспериментального изучения психических процессов ребёнка старшего дошкольного возраста с целью определения готовности его к школьному обучению.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.
ЗАДАЧИ
а) Подобрать методики для изучения особенностей психологической готовности к школе детей 5-6 летнего возраста.
б) Изучить особенности психологической готовности ребенка к школе
в) Выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.

Работа содержит 1 файл

псих.готовность к обучению в школе.DOC

— 649.00 Кб (Скачать)

 

Уровень развития целосности восприятия у опрошенных достаточно высокий, иногда выше среднего (Ксения Горбань).

 

Тест: "Найди квадрат"

 

Тест выявляет способность  к дифференцированному восприятию.

Ребенку показывают рисунок  с изображением 10 четырехугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла.

Ребенку предлагается найти  и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).

Если ребенок может отыскать все или почти все квадраты, то это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию.

 

Результат:

 

ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ

Валя Бардонова

6 лет

Нашла все квадраты

Сережа Пантин

6 лет

Один квадрат не нашел

Карен Мокисян

5 лет

Один квадрат не нашел

Ксения Горбань

5 лет

Один квадрат не нашла


 

Уровень наличия способности  к дифференцированному восприятию близкий к норме.

 

Тест: "Закрась фрукты"

 

Определение способности цветовоспрнятия.

Ребенку дают рисунки  с черно-белым изображением различных фруктов (рис. 16) и цветные карандаши: ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет.

Вместо фруктов могут  быть изображения животных, овощей, цветов и др. предметов.

Обычно дети легко  справляются с такими заданиями, но если у ребенка не получается сразу, продолжайте выполнять аналогичные упражнения.

 

Результат:

Все справились легко.

 

 

Тест: "Пиши кружочками " и "Чтение схем-слов"

 

Оценка фонематического  слуха.

Предложите ребенку  записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.

Например, слово "суп" надо изобразить тремя кружочками: ооо. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследованию.

Диктуете ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков па листе бумаги.

Набор слов:

АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.

При правильном выполнении задания, запись должна быть следующей:

00, 0000, 000, 000000, 00000

Если ребенок выполнил все схемы или четыре из них  — это хороший результат.

 

Предложите ребенку  картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы этих слов в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове).

Задача ребенка заключается  в том, чтобы определить, какие  кружочки подходят к каждому слову. Например, слово "волк" соответствует схеме из четырех кружочков, а слово "дом" — из трех.

Убедившись в том, что ребенок понял задание, показываете ему рис. 17 и просите соединить линией картинку с изображением каждого животного с теми кру жочками, которые к ней подходят.

Ребенок 6-7 лет все  связи определяет правильно (допускается одна ошибка).

 

Результат:

 

ФИО / ВОЗРАСТ

ОШИБКИ

Валя Бардонова

6 лет

-

Сережа Пантин

6 лет

Не справился

Карен Мокисян

5 лет

2

Ксения Горбань

5 лет

2


 

Уровень фонематического слуха в норме толко у Вали Бардоновой (из опрошенных), остальные справились слабо.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ  ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ

 

Тест: "Обведи контур"

 

Оценка наглядно-действенного мышления.

Предложите ребенку  соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части (рис. 25, 25а, 25б).

Задача заключается  в том, чтобы делать это как  можно быстрее и точнее. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках-образцах.

Оцениваются в итоге  выполнения задания аккуратность, точность и скорость работы.

Если ребенок затратил на выполнение всего задания меньше, чем 100 секунд, если все линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и точно соединяют углы фигур — значит, задание выполнено очень хорошо и ребенок имеет высокий уровень развития наглядно-денственного мышления.

 

Результат:

 

Все опрошенные справились с заданием, израсходовав на него более 120 секунд. Следовательно, уровень наглядно-действенного мышления ниже нормы у всех тестируемых.

 

Тест: "Лишний предмет"

 

Оценка образно-логического  мышления — умственных операций анализа  и обобщения.

На рис. 26, 26а, 266 изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Всего 6 карточек,

Покажите ребенку первую (тренировочную) карточку и объясните ему, что из А предметов, нарисованных на карточке, один — лишний. Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он липший. После этого предложите ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

Если ребенок 6-7 лет  правильно находит лишний предмет  и называет обобщающее слово как  минимум л 4 карточках — это  хороший уровень развития образно-логического мышления.

 

Результат:

 

ФИО / ВОЗРАСТ

ОШИБКИ

Валя Бардонова

6 лет

1

Сережа Пантин

6 лет

1

Карен Мокисян

5 лет

2

Ксения Горбань

5 лет

Не справилась


 

Уровень образно-логического  мышления, умственных операций, анализа  и обобщения ниже нормы у всех детей, особенно у Ксении Горбань.

 

Тест: "Нелепицы"

 

Оценка образно-логического  мышления.

Покажите ребенку картинку (рис. 27), на которой изображены разные нелепицы, и попросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Когда ребенок будет называть эти нелепые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.

На все задание отводится  не более 2 минут. За это время ребенок  должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Если ребенок обнаружит  более 8 нелепиц — это хороший результат развития образно-логического мышления.

 

Результат:

 

ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ

Валя Бардонова

6 лет

11

Сережа Пантин

6 лет

7

Карен Мокисян

5 лет

4

Ксения Горбань

5 лет

2


 

Уровень образно-логического  мышления самый низкий у Карена и  Ксении. Необходимо выполнение развивающих  упражнений.

 

Тест для оценки словесно-логического мышления

 

Ребенок отвечает на вопросы:

1. Какое из животных больше — лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А вечером?

3. Днем на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груши, сливы, яблоки... — это что?

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и

просят назвать время.)

9. Маленькая корова — это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка — это?..

  1. На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу?

11. Для чего нужны  автомобилю тормоза?

12. Чем похожи друг  на друга молоток и топор? 

13. Что общего между  белкой и кошкой?  

14. Чем отличаются гвоздь  и винт друг от друга?

15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

16. Какие ты знаешь  виды транспорта?

17. Чем отличается старый  человек от молодого?

18. Для чего люди  занимаются спортом?

19. Почему считается  плохим, если кто-то не хочет  работать?

20. Для чего на конверт  необходимо наклеивать марки?

 

Правильные ответы:

1. Больше лошадь.

2. Вечером ужинают.

3. Темно.

4. Зеленая.

5. Фрукты.

6. Чтобы не было столкновения поезда  с автомобилем.

7. Города.

8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверь  седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)

9. Щенок, ягненок.

10. На кошку, так  как у них 4 ноги, шерсть, хвост,  ког ти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).

  1. Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.
  2. Это инструменты.
  3. Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и.д..
  4. Гвоздь -  гладкий, а винт – нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.
  5. Виды спорта.
  6. Как минимум ребенок должен назвать три вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет, и т.д.).
  7. Три существенных признака как минимум: ”Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т.д.”.
  8. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.
  9. Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и т.д.
  10. Так платят за пересылку письма.

При анализе ответов  которые дает ребенок, правильными  считаются те которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного  вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления –  если ребенок ответил правильно  на 15 – 16 вопросов.

 

Оценка словесно-логического  мышления:

 

ФИО / ВОЗРАСТ

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Валя Бардонова

6 лет

18

Сережа Пантин

6 лет

16

Карен Мокисян

5 лет

10

Ксения Горбань

5 лет

10


 

Средний уровень словесно-логического  мышления нормальный.

 

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ПАМЯТИ

 

Тест: "Картинки"

 

Оценка зрительной памяти — кратковременной. Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет (рис. 33). Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет значения.

Учитывается, сколько  предметов от их общего числа названо  ребенком по памяти; повторы не учитываются, так же, как и названные предметы, которых на картинках не было. Обычно ребенок 6-7 лет воспроизводит с вашей помощью 7-8 предметов из 10.

 

Результат:

 

ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ

Валя Бардонова

6 лет

7

Сережа Пантин

6 лет

6

Карен Мокисян

5 лет

6

Ксения Горбань

5 лет

6


 

Уровень кратковременной памяти у  всех детей соответствует норме.

 

Тест: "Запомни слова"

 

Оценка слуховой памяти – кратковременной.

Прочитайте ребенку  следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.

Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе