Психологическая готовность к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе приводятся данные экспериментального изучения психических процессов ребёнка старшего дошкольного возраста с целью определения готовности его к школьному обучению.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.
ЗАДАЧИ
а) Подобрать методики для изучения особенностей психологической готовности к школе детей 5-6 летнего возраста.
б) Изучить особенности психологической готовности ребенка к школе
в) Выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.

Работа содержит 1 файл

псих.готовность к обучению в школе.DOC

— 649.00 Кб (Скачать)

6-7 - летннй ребенок  повторяет 5-6 слов. Это показатель хорошей кратковременной памяти.

 

Результат:

 

ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ

Валя Бардонова

6 лет

7

Сережа Пантин

6 лет

7

Карен Мокисян

5 лет

6

Ксения Горбань

5 лет

6


 

Очень хороший уровень  слуховой кратковременной памяти.

 

Тест: "Запомни фразы"

 

Оценка смысловой памяти.

 Прочитайте ребенку  фразы, такие, например:

1) Осенью идут дожди.

2) Дети любят играть.

3) В саду растут  яблони и груши

4) В небе летит самолет.

5) Мальчик помогает  своей бабушке.

Попросите ребенка повторить  те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.

Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

Ребенок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.

 

Результат:

 

ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ

Валя Бардонова

6 лет

3

Сережа Пантин

6 лет

3

Карен Мокисян

5 лет

5

Ксения Горбань

5 лет

4


 

Хороший уровень смысловой памяти у всех опрошенных.

 

Тест для оценки произвольной образной памяти.

 

Покажите ребенку 8 карточек с изображениями различных предметов, хорошо ему знакомых, и карту, разделенную  на 24 клетки (рис. 34, 34а).

Каждому изображению  на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно — идентичное, второе — отличающееся какой-нибудь деталью, третье — схожее лишь общим силуэтом. Все три изображения должны быть выполнены в одном цвете.

Перед ребенком кладут карту  и говорят: "Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте". Время демонстрации одной карточки — 1-2 секунды.

Ребенок 6-7 лет в основном справляется с этим заданием — показывает идентичное или схожее с общим силуэтом изображение по 6-7 карточкам.

 

Результат:

 

ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ

Валя Бардонова

6 лет

6 (банан – не правильно показала)

Сережа Пантин

6 лет

8

Карен Мокисян

5 лет

7 (добавил – огурец, топор и кофта)

Ксения Горбань

5 лет

8


 

Уровень произвольной памяти хороший,  за исключением Карена, невнаимательно отнесшемуся к заданию.

 

Тест: "Запомни рисунки"

 

Оценка объема кратковременной зрительной памяти.

Ребенку показывают рисунок  с изображением разных фигур (рис. 35), просят его рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их всего 9).

Далее ребенку показывают другой рисунок (рис. 36), на котором есть 9 изображений из первого рисунка  и еще 6 других, и просят его показать все 9 картинок из первого рисунка.

Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее показывают вторую картинку.

Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше 1,5 минут.

В среднем дети 6-7 лет  узнают не менее 6-8 изображений за 1 минуту.

 

Результат:

 

ФИО / ВОЗРАСТ

ВРЕМЯ

РЕЗУЛЬТАТ

Валя Бардонова

6 лет

30 сек

9

Сережа Пантин

6 лет

25 сек.

8

Карен Мокисян

5 лет

20 сек. 

7

Ксения Горбань

5 лет

30 сек.

6


 

Уровень кратковременной  зрительной памяти выше нормы у всех опрошенных.

 

 

Тест для оценки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию.

 

Ребенку зачитывают пары слов, которые он дол жен постараться  запомнить.

Серия А

ТАРЕЛКА - СУП

ПОЧТА - ПИСЬМО

ЗИМА  - СНЕГ

БУЛКА – МУКА

КАРАНДАШ – БУМАГА

МАШИНА – ДОРОГА

МУЛЬТФИЛЬМ-ТЕЛЕВИЗОР

БУКВЫ - КНИГА

САПОГ – НОГА

РЫБА - ВОДА

Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Подсчитываются правильно воспроизведенные пары слов. Это показатель смысловой памяти.

Серия Б

Зачитываются другие пары слов:

КНИГА - ОКНО

РУКА - ТУЧА

ВИЛКА - ДЕЛО

СОСНА - ЛОЖКА

СПИНА - ЛАМПА

КОРОВА - СТОЛ

ЯЩИК - ПАЛЕЦ

ЧИСЛО - КРЫША

НОЖИК - ЛЕТО

КОРЗИНА - СВЕЧА

Вновь ребенок повторяет  те слова-пары, которые он запомнил (ему зачитывают только первые слова  в паре).

Осуществляется подсчет  правильно воспроизведенных слов. Это показатель механической памяти.

Далее, сравните результат  серии А с результатом серии Б и вы узнаете соотношение механической и смысловой памяти ребенка.

 

Результат:

Серия А

ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ (пар-слов)

ОШИБКИ

Валя Бардонова

6 лет

10

2

Сережа Пантин

6 лет

7

3

Карен Мокисян

5 лет

7

3

Ксения Горбань

5 лет

8

2


 

Серия Б

ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ (пар-слов)

ОШИБКИ

Валя Бардонова

6 лет

1

-

Сережа Пантин

6 лет

2

-

Карен Мокисян

5 лет

2

-

Ксения Горбань

5 лет

4

-


 

Осмысленное запоминание у всех опрошенных доминирует над механическим.

 

Тест: "Узнай фигуры" .

 

Оценка способности  к узнаванию

Ребенку предлагают посмотреть на картинки, их всего 5 в ряду. Крайняя  слева картинка - образец. Нужно определить и показать, какая из четырех последующих похожа на первую (рис. 37).

Это тренировочная проба, к дальнейшей работе переходите только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок понял задание.

Далее показываете ребенку  следующие картинки (рис. 38), поочередно с 1-й по 10-ю.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач.

Хорошим считается результат, если ребенок 6-7 лет справился со всеми задачами за 45-60 секунд.

 

ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ (ВРЕМЯ)

Валя Бардонова

6 лет

2 мин. 28 сек.

Сережа Пантин

6 лет

2 мин. 30 сек.

Карен Мокисян

5 лет

4 мин. 20 сек.

Ксения Горбань

5 лет

1 мин. 20 сек.


 

Уровень способности  к узнаванию ниже среднего у всех тестируемых.

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ

 

Тест: "Вербальная (словесная) фантазия

Предложите ребенку  придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим  показателям:

1. Быстрота воображения.

2. Необычность, оригинальность  образов воображения .

3. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.

4. Эмоциональность образов.

Быстрота воображения  оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно.

Если в течение одной  минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему какой-либо сюжет.

Необычность, оригинальность образов воображения оценивается  высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, оригинальное.

Богатство, глубина и  детализированность фантазии оцениваются  по достаточно большому числу различных  живых существ, предметов, ситуаций и действии, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка, по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов.

Если ребенок использует в своем рассказе более 7 таких признаков, а объект рассказа изображен не схематически, то богатство фантазии у него развито хорошо.

Эмоциональность образов  воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.

 

Результат:

 

ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ

Валя Бардонова

6 лет

Сюжет, название, используется прямая речь.

Сережа Пантин

6 лет

Сюжет, название, эмоциональность.

Карен Мокисян

5 лет

Сюжет, быстрота воображения, эмоциональность, прямая речь

Ксения Горбань

5 лет

-


 

 

 

Тест: "Невербальная фантазия"

 

Предложите ребенку  рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его  нарисовать что-нибу интересное, используя эти изображения (рис. 41).

Когда ребенок сделает  рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.

 

Результат:

Стереотипность мышления, копирование у других, слабый уровень  фантазии.

 

Тестирование ребенка  нужно, как минимум, для следующих целей:

  • во-первых, чтобы определить, на сколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.
  • во-вторых, диагнотика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то – не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг
  • в-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить эффективность тех средств и методов, которые используются вами для умтвенного развития ребенка.

Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе