Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа
В курсовой работе приводятся данные экспериментального изучения психических процессов ребёнка старшего дошкольного возраста с целью определения готовности его к школьному обучению.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.
ЗАДАЧИ
а) Подобрать методики для изучения особенностей психологической готовности к школе детей 5-6 летнего возраста.
б) Изучить особенности психологической готовности ребенка к школе
в) Выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.
6-7 - летннй ребенок повторяет 5-6 слов. Это показатель хорошей кратковременной памяти.
Результат:
ФИО / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
Валя Бардонова 6 лет |
7 |
Сережа Пантин 6 лет |
7 |
Карен Мокисян 5 лет |
6 |
Ксения Горбань 5 лет |
6 |
Очень хороший уровень слуховой кратковременной памяти.
Тест: "Запомни фразы"
Оценка смысловой памяти.
Прочитайте ребенку фразы, такие, например:
1) Осенью идут дожди.
2) Дети любят играть.
3) В саду растут яблони и груши
4) В небе летит самолет.
5) Мальчик помогает своей бабушке.
Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.
Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.
Ребенок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.
Результат:
ФИО / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
Валя Бардонова 6 лет |
3 |
Сережа Пантин 6 лет |
3 |
Карен Мокисян 5 лет |
5 |
Ксения Горбань 5 лет |
4 |
Хороший уровень смысловой памяти у всех опрошенных.
Тест для оценки произвольной образной памяти.
Покажите ребенку 8 карточек
с изображениями различных
Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно — идентичное, второе — отличающееся какой-нибудь деталью, третье — схожее лишь общим силуэтом. Все три изображения должны быть выполнены в одном цвете.
Перед ребенком кладут карту и говорят: "Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте". Время демонстрации одной карточки — 1-2 секунды.
Ребенок 6-7 лет в основном справляется с этим заданием — показывает идентичное или схожее с общим силуэтом изображение по 6-7 карточкам.
Результат:
ФИО / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
Валя Бардонова 6 лет |
6 (банан – не правильно показала) |
Сережа Пантин 6 лет |
8 |
Карен Мокисян 5 лет |
7 (добавил – огурец, топор и кофта) |
Ксения Горбань 5 лет |
8 |
Уровень произвольной памяти хороший, за исключением Карена, невнаимательно отнесшемуся к заданию.
Тест: "Запомни рисунки"
Оценка объема кратковременной зрительной памяти.
Ребенку показывают рисунок с изображением разных фигур (рис. 35), просят его рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их всего 9).
Далее ребенку показывают другой рисунок (рис. 36), на котором есть 9 изображений из первого рисунка и еще 6 других, и просят его показать все 9 картинок из первого рисунка.
Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее показывают вторую картинку.
Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше 1,5 минут.
В среднем дети 6-7 лет узнают не менее 6-8 изображений за 1 минуту.
Результат:
ФИО / ВОЗРАСТ |
ВРЕМЯ |
РЕЗУЛЬТАТ |
Валя Бардонова 6 лет |
30 сек |
9 |
Сережа Пантин 6 лет |
25 сек. |
8 |
Карен Мокисян 5 лет |
20 сек. |
7 |
Ксения Горбань 5 лет |
30 сек. |
6 |
Уровень кратковременной зрительной памяти выше нормы у всех опрошенных.
Тест для оценки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию.
Ребенку зачитывают пары слов, которые он дол жен постараться запомнить.
Серия А
ТАРЕЛКА - СУП
ПОЧТА - ПИСЬМО
ЗИМА - СНЕГ
БУЛКА – МУКА
КАРАНДАШ – БУМАГА
МАШИНА – ДОРОГА
МУЛЬТФИЛЬМ-ТЕЛЕВИЗОР
БУКВЫ - КНИГА
САПОГ – НОГА
РЫБА - ВОДА
Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Подсчитываются правильно воспроизведенные пары слов. Это показатель смысловой памяти.
Серия Б
Зачитываются другие пары слов:
КНИГА - ОКНО
РУКА - ТУЧА
ВИЛКА - ДЕЛО
СОСНА - ЛОЖКА
СПИНА - ЛАМПА
КОРОВА - СТОЛ
ЯЩИК - ПАЛЕЦ
ЧИСЛО - КРЫША
НОЖИК - ЛЕТО
КОРЗИНА - СВЕЧА
Вновь ребенок повторяет те слова-пары, которые он запомнил (ему зачитывают только первые слова в паре).
Осуществляется подсчет правильно воспроизведенных слов. Это показатель механической памяти.
Далее, сравните результат серии А с результатом серии Б и вы узнаете соотношение механической и смысловой памяти ребенка.
Результат:
Серия А
ФИО / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ (пар-слов) |
ОШИБКИ |
Валя Бардонова 6 лет |
10 |
2 |
Сережа Пантин 6 лет |
7 |
3 |
Карен Мокисян 5 лет |
7 |
3 |
Ксения Горбань 5 лет |
8 |
2 |
Серия Б
ФИО / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ (пар-слов) |
ОШИБКИ |
Валя Бардонова 6 лет |
1 |
- |
Сережа Пантин 6 лет |
2 |
- |
Карен Мокисян 5 лет |
2 |
- |
Ксения Горбань 5 лет |
4 |
- |
Осмысленное запоминание у всех опрошенных доминирует над механическим.
Тест: "Узнай фигуры" .
Оценка способности к узнаванию
Ребенку предлагают посмотреть на картинки, их всего 5 в ряду. Крайняя слева картинка - образец. Нужно определить и показать, какая из четырех последующих похожа на первую (рис. 37).
Это тренировочная проба, к дальнейшей работе переходите только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок понял задание.
Далее показываете ребенку следующие картинки (рис. 38), поочередно с 1-й по 10-ю.
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач.
Хорошим считается результат, если ребенок 6-7 лет справился со всеми задачами за 45-60 секунд.
ФИО / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ (ВРЕМЯ) |
Валя Бардонова 6 лет |
2 мин. 28 сек. |
Сережа Пантин 6 лет |
2 мин. 30 сек. |
Карен Мокисян 5 лет |
4 мин. 20 сек. |
Ксения Горбань 5 лет |
1 мин. 20 сек. |
Уровень способности к узнаванию ниже среднего у всех тестируемых.
Тест: "Вербальная (словесная) фантазия
Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.
В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показателям:
1. Быстрота воображения.
2. Необычность, оригинальность образов воображения .
3. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.
4. Эмоциональность образов.
Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно.
Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему какой-либо сюжет.
Необычность, оригинальность
образов воображения
Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действии, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка, по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов.
Если ребенок использует в своем рассказе более 7 таких признаков, а объект рассказа изображен не схематически, то богатство фантазии у него развито хорошо.
Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.
Результат:
ФИО / ВОЗРАСТ |
РЕЗУЛЬТАТ |
Валя Бардонова 6 лет |
Сюжет, название, используется прямая речь. |
Сережа Пантин 6 лет |
Сюжет, название, эмоциональность. |
Карен Мокисян 5 лет |
Сюжет, быстрота воображения, эмоциональность, прямая речь |
Ксения Горбань 5 лет |
- |
Тест: "Невербальная фантазия"
Предложите ребенку
рисунок с разными
Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.
Результат:
Стереотипность мышления, копирование у других, слабый уровень фантазии.
Тестирование ребенка нужно, как минимум, для следующих целей:
Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе