Психологическая готовность к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе приводятся данные экспериментального изучения психических процессов ребёнка старшего дошкольного возраста с целью определения готовности его к школьному обучению.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.
ЗАДАЧИ
а) Подобрать методики для изучения особенностей психологической готовности к школе детей 5-6 летнего возраста.
б) Изучить особенности психологической готовности ребенка к школе
в) Выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.

Работа содержит 1 файл

псих.готовность к обучению в школе.DOC

— 649.00 Кб (Скачать)

Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется  его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значительной мере способствует (стимулирует) развитию творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей.

Еще одно исключительно  важное достоинство игровой деятельности —-это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом очень важно иметь в виду, что при развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры.

IV. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Чтобы успешно учиться, ребенку нужны определенные умения и навыки (автоматизированные способы выполнения действий). Различают специфические навыки и умения, необходимые на определенных уроках (сложение, вычитание, чтение, письмо, рисование и т.д.) и обобщенные умения, которые нужны на любых уроках или занятиях. В полной мере эти умения развиваются позже, но предпосылки их закладываются уже в дошкольном возрасте. Среди них наибольшее значение для предстоящей учебной деятельности имеют, на наш взгляд, следующие умения: 1) принимать учебную задачу и следовать правилам, 2) осуществлять контроль за собственными действиями и 3) «ручная умелость», обеспечивающая подготовку руки к письму.

 

Учебная деятельность —  это деятельность, направленная на приобретение знаний об окружающем мире, на овладение новыми навыками и умениями. Для ребенка учебная деятельность есть прежде всего деятельностью по самоизменению. В результате такой деятельности ребенок из незнающего и неумеющего превращается в знающего и умеющего.

Учебная задача — главный  элемент учебной деятельности. Не любая задача, взятая из учебника, является учебной, а только та, которая содержит в себе учебную проблему. Учебная же проблема моделирует основы изучаемой теории. Поэтому для учебной деятельности характерно теоретическое отношение к действительности. Если в практической (игровой) деятельности дошкольника главным является еще то, что должно быть достигнуто, т.е. цель то в теоретической (учебной) деятельности младшего школьника цель отступает на второй план, и главным становится то, как она может быть достигнута, т.е. способ действия.

Учебные действия — это  предметные действия, направленные на поиск и выделение общих способов решения какого-то класса задач. Вся учебная деятельность состоит из учебных действий. Например, во время решения учебных задач по математике дети учатся измерять предметы. Сначала они делают это с помощью веревки или палочки, а затем постепенно приходят к необходимости введения единицы измерения. Особый класс учебных действий составляют действия самоконтроля и самооценки. В этих действиях ребенок направлен как бы на самого себя.

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ

 

Самоконтроль — это  способность контролировать свои действия в процессе выполнения любой деятельности, в том числе учебной. Самоконтроль важен на всех основных этапах деятельности:

  1. при принятии или самостоятельной выработке общей стратегии предстоящей деятельности и способов ее выполнения;
  2. в ходе непосредственного выполнения определенных действий;
  3. после завершения деятельности, при сличении полученного результата с планируемым (по объему, по качеству и т.д.).

 

Действия самоконтроля у детей дошкольного возраста требуют специального формирования. И только при сформированных на определенном уровне действиях самоконтроля возможно успешное формирование общей способности у учению.

 

Дети 5—6 лет уже обладают достаточно большими возможностями в регуляции своего поведения. В условиях лабораторного эксперимента установлено, что они способны простоять в неподвижной позе «часового» довольно длительное время — до 12 минут. В условиях занятия, близкого к учебному (раскладывать кусочки цветной бумаги по коробкам), дети способны помнить задание взрослого и выполнять его в среднем на протяжении 63 минут, в условиях игры — почти 72 минуты.

ПОДГОТОВКА РУКИ К  ПИСЬМУ

 

Еще одной важной задачей  подготовки ребенка к школе является развитие у него так называемой «ручной умелости». Такое развитие предполагает усвоение знаний и навыков, обслуживающих как содержательную, так и моторную, двигательную сторону письма.

Содержательная сторона  — это умение представлять звуковой состав слова, которое пишется. Как этому обучать мы рассказываем в главе «Как научить малыша читать?»

Двигательная сторона  письма — это умение сохранять и изменять направление движения руки в соответствии с рисунком графемы (изображением формы буквы), осуществлять плавное и неотрывное движение руки, регулировать размах такого движения. Все это требует координации движений руки и зрительного контроля за этим движением.

Обучение письму —  задача школы. Но многие из необходимых  навыков и умений ребенок может усвоить до того, как перед ним непосредственно встанет задача учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Усвоенные навыки ребенок применит к новой для него деятельности.

Каким же образом можно  развивать «ручную умелость»? Этому способствуют такие виды изобразительной деятельности, как рисование, лепка, аппликация, изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, корешков дерева и других материалов.

По мнению большинства  специалистов наиболее важным из перечисленных видов деятельности все таки является рисование.

 

 Учеными установлено,  что рисование требует согласованного участия многих психических функций. Оно способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Будучи напрямую связанным  с важнейшими психическими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функции, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель вес более усложняющегося представления о мире.

 В процессе интенсивного  развития мелких мышц кисти,  пальцев рук у ребенка начинает  активизироваться деятельность  соответствующего участка коры  головного мозга. Развитие этого  центра мозга стимулирует соседние, участки. Любопытно, что одним из таких важных «соседей» подвергающихся положительному влиянию является речевой центр. В последствии, в результате совершенствования речи ребенка интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса находятся в тесной взаимосвязи. Таким образом, простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способствуют активизации мышления, речи, а с ними и всех интеллектуальных процессов.

В процессе рисования  у ребенка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кисточкой), развивается координация движения обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Наблюдения показывают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисунка, легче выучиваются писать.

Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Особенно справедливо это к карандашу. Поза ребенка и положение рук также близки к тем, которые необходимы при письме.

Если обращать внимание ребенка на то, чтобы при рисовании он правильно держал карандаш, кисть (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сгибая его вдоль карандаша), не сдавливал карандаш или кисть в пальцах слишком сильно, держал инструмент на 3-4 сантиметра выше отточенного конца (или ворса кисточки), сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом бумаги, то тогда и при письме ребенок быстро привыкнет выполнять эти требования и легко овладеет техникой письма.

Для письма важно, чтобы  ребенок умел производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Такие движения можно отрабатывать, например, при равномерном нанесении элементов узора на бумагу. При этом больше времени рекомендуется уделять таким узорам, которые характеризуются плавностью линий и рисовать которые нужно не отрывая карандаша от бумаги. Это могут быть различного рода завитки: разные по величине, направленности (с наклоном влево или вправо), слитности. Помогает отработке нужных .для письма навыков (таких, как ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, аккуратность) раскрашивание картинок (в книжках-раскрасках). Для раскрашивания карандашами обычно рекомендуется отбирать картинки с менее крупными изображениями, а для раскрашивания красками картинки могут быть покрупнее.

V. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

 

Перед тем как начать обучение ребенка чтению, необходимо, чтобы у него появился к этому  хоть какой-нибудь интерес. Без наличия  такого интереса обучение либо не пойдет, либо станет для малыша настоящей  пыткой. Психологи говорят: нужно сформировать мотивацию к чтению.

Каким же образом следует  это делать? Есть только два способа:

как можно больше читать ребенку различные интересные сказки, истории, рассказы, стихи, и 

рассказывать и объяснять  малышу, почему так важно и интересно научиться чритать.

Перед тем как начать обучение чтению, очень важно выяснить, какие мотивы у ребенка уже  сформировались, а какие еще предстоит сформировать. Для этого желательно задать ему несколько вопросов. Например: «Как ты думаешь, зачем человеку нужно уметь читать?», «О чем можно узнать, если прочитать какую-нибудь книгу?», «А ты бы хотел научиться читать?», «А для чего тебе это нужно?» и др.

Стремиться следует  к тому, чтобы у ребенка были сформированы следующие пять мотивов:

1. Познавательны и мотив— желание научиться читать для того, чтобы узнать много нового и интересного об окружающем мире (например, про животных и птиц, динозавров, космонавтов, растения и т.п.).

2. Перспективный мотив—  стремление научиться читать  для того, чтобы было легко и интересно учиться в школе.

3. Мотив личностного  роста — желание научиться  читать, чтобы стать таким, как  взрослые, чтобы мама (папа, бабушка)  удивились и сказали:

«Какой молодец наш  Дима, уже читать умеет. Скоро он сам сможет прочитать книгу «Приключения Буратино», которую мы ему подарили».

4. Деятельностный мотив  — желание научиться читать, чтобы потом можно было поиграть в те игры, где нужно читать какие-то слова, придумывать разные увлекательные истории или сказки и т.п.

5. Мотив общения со сверстниками —-стремление научиться читать для того, чтобы рассказывать о прочитанном своим друзьям и знакомым.

Когда вы увидите, что  у малыша устойчиво сформированы хотя бы некоторые из приведенных  выше мотивов, можете смело начинать обучение чтению.

VI. РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ  РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

 

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что  именно при помощи речи, устной и  письменной, ему предстоит усваивать  всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

У детей нередко наблюдается  не резко выраженное отставание в  речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение  письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.

Обязательной проверке подлежит следующее:

1. Правильность произношения  звуков.

2. Умение различать  звуки речи на слух.

3. Владение элементарными  навыками звукового анализа слов.

4. Состояние словарного  запаса.

5. Сформированность грамматических  систем.

6. Владение связной речью.

ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ

 

 До начала обучения  грамоте ребенок должен овладеть  правильным произношением всех  речевых звуков, причем особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (тина СЫПЛЕНОК вместо ЦЫПЛЕНОК или КАЛТИНА вместо КАРТИНА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.

Информация о работе Психологическая готовность к обучению в школе