Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 11:47, курсовая работа
Цель моей курсовой работы показать более глубоко критерии, по которым оценивается личность, а значит и успешность его профессиональной деятельности, его духовное богатство, нравственный и эстетический облик.
Введение.…………………………………………………………… 3стр.
1.Человек и личность.…………………………………….. 5стр.
1.1. Понятие личности.……………………………………………. . 5стр.
1.2. Личность учителя.……………………………………………… 6стр.
2. Профессиональное становление и развитие педагога…………………………………………………………… 8стр.
2.1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.……………………………………………. 8стр.
2.2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. ……………………………………………………………… 9стр.
2.3. Профессиональное самовоспитание учителя.……………….. 11стр.
3. Профессиональная деятельность и личность педагога………………………………………………………….. 14стр.
3.1. Сущность педагогической деятельности.……………………. 14стр.
3.2. Основные виды педагогической деятельности.………………15стр.
3.3. Структура педагогической деятельности.…………………… 17стр.
3.4. Учитель как субъект педагогической деятельности.…………18стр.
3.5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.…………………………………………………………………….20стр.
4. Профессионально – педагогическая культура
преподавателя…………………………………………………22стр.
4.1. Сущность профессионально – педагогической культуры.……………………………………………………………..22стр.
4.2. Технология педагогической деятельности как компонент профессионально – педагогической культуры.……………………25стр.
5. Педагог: профессия и личность…………………………..26стр.
5.1. Педагогическая профессия и её роль в современном обществе.…………………………………………………………………….26стр.
5.2. Профессиональные качества педагога.……………………….29стр.
5.3. Педагогическое мастерство.…………………………………...30стр.
5.4. Творчество в педагогической деятельности.…………………32стр.
2. Практическая часть. Тестирование преподавателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого.………………………………………………… .. .35стр.
Заключение.…………………………………………………47стр.
Список литературы.…………………………………………48стр.
Глоссарий.
Приложение.
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да, и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
Подсчитаем общую сумму баллов:
75 – 55 – активное развитие;
54 - 36
– отсутствует сложившаяся
35 – 15 – остановившееся развитие [2, 59 – 60 с.]
Тест №4 «Насколько хорошо вы справляетесь со своей работой».
Оценка за каждый ответ:
0 — почти никогда;
1 — иногда;
2 — часто;
3 — почти всегда.
1. Перед каждым рабочим днем я резервирую время для подготовительной работы, планирования.
2. Я перепоручаю все, что может быть перепоручено.
3. Я письменно фиксирую цели задачи и с указанием сроков их решения.
4. Каждый официальный документ я стараюсь обработать за один раз и окончательно.
5. Каждый день я составляю список предстоящих дел, упорядоченный по приоритетам. Важнейшие вещи я делаю с первую очередь.
6. Свой рабочий день я пытаюсь по возможности освободить от посторонних телефонных разговоров, незапланированных посетителей и неожиданно созываемых совещаний.
7. Свою дневную нагрузку я стараюсь распределить е соответствии с графиком своей работоспособности.
8. В моем плане времени есть «окна», позволяющие реагировать на актуальные проблемы.
9. Я пытаюсь направить свою активность таким образом, чтобы в первую очередь концентрироваться на немногих «жизненно важных» проблемах.
10. Я умею говорить «нет», когда на мое время хотят претендовать другие, а мне необходимо выполнить более важные дела.
Если мы теперь суммируем Ваши очки, набранные в результате тоста, то получим следующие результаты:
1
- 15 очков — Вы не планируете
свое время и находитесь во
власти внешних обстоятельств;
некоторых целей Вы
16
- 20 очков — Вы пытаетесь овладеть
своим временем, но не всегда
достаточно последовательны,
21 - 25 очков — у Вас хороший самоменеджмент.
26
- 30 очков — Вы можете служить
образцом каждому, кто хочет
научиться рационально
Вышеуказанные методики были проведены с тремя преподавателями нашего ВУЗа, разных специальностей и разного возраста, с целью описания характера учителей, их культуры, творческого потенциала и способности преподавать.
Т. о. мне удалось составить портрет наших преподавателей по результатам тестирования [см. Приложение 15].
1. Шеханина И. В., директор лицея при ТГПУ им. Л. Н. Толстого, преподаватель педагогики, 43 года. У данного преподавателя заложен значительный творческий потенциал, который представляет более богатый выбор творческих возможностей. Если он на деле сможет применить данные способности, то ему доступны самые разнообразные формы творчества. Следующие способности и составляют основные качества творческого потенциала:
Границы любознательности = 11;
Вера в себя = 8;
Постоянство характера = 3;
Амбициозность = 3;
Зрительная память = 3;
Слуховая память = 5;
Стремление быть независимым = 3;
Способность абстрагироваться = 6;
Степень сосредоточенности = 3.
Уровень методологической культуры у Ирины Вилленовны очень высокий. Личность способна к активному саморазвитию. При проведении теста насколько хорошо она справляется со своей работой, был получен результат, что она обладает хорошим самоменеджментом.
Творческий потенциал также вполне нормальный. Она обладает теми качествами, которые позволяют творить, но есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ее потенциал позволит творчески проявить себя, если конечно этого пожелать. Способности, составляющие основные качества творческого потенциала:
Границы любознательности =9;
Вера в себя = 7;
Постоянство характера = 2;
Амбициозность = 3;
Зрительная память = 1;
Слуховая память = 5;
Стремление быть независимым = 3;
Способность абстрагироваться = 5;
Степень сосредоточенности = 1.
Наталья Алексеевна обладает высоким уровнем методологической культуры. Личность способна к активному саморазвитию. Преподаватель пытается овладеть своим временем, но не всегда достаточно последователен, чтобы иметь успех.
3. Кольянов А. Ю., доцент экономических наук, преподаватель экономики, 35 лет. У Александра Юрьевича вполне нормальный творческий потенциал. Он обладает теми качествами, которые позволяют творить, но есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, его потенциал позволит творчески проявить себя, если конечно этого пожелать.
Способности, составляющие основные качества творческого потенциала:
Границы любознательности =10;
Вера в себя = 10;
Постоянство характера = 6;
Амбициозность = 3;
Зрительная память = 3;
Слуховая память = 3;
Стремление быть независимым = 2;
Способность абстрагироваться = 4;
Степень сосредоточенности = 3.
Уровень методологической культуры высокий. Личности присуще активное саморазвитие. Кольянов А. Ю. планирует свое время и находится во власти внешних обстоятельств; некоторых целей он добьется, если составит список приоритетов и будет его придерживаться.
После
проведения вышеуказанного тестирования
я могу сделать такой вывод, что
преподаватели ТГПУ им. Л. Н. Толстого
отличаются высоким уровнем творческого
потенциала, верой в свои силы, любознательностью,
достаточно высоким уровнем
И,
на мой взгляд, наши педагоги полностью
соответствуют понятию «идеальный педагог»
и смогут выпустить еще не одно поколение
достойных, образованных и культурных
людей.
Заключение.
В данной работе я попыталась раскрыть термин «личность» сопоставимо с педагогической деятельностью. Рассмотреть мотивы выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности;
Сущность педагогической деятельности, её основные виды и структуру; сущность профессионально – педагогической культуры, а также роль педагогической профессии в обществе.
Эта работа была бы неполной, если бы я не дополнила её практической частью, а именно анализом работы педагогов нашего ВУЗа, используя метод тестирования, определением их творческого потенциала, профессионально – педагогической культуры и саморазвития личности.
На мой взгляд, профессия педагога
очень важна и значима. И
как писал великий чешский
ученый Я. А. Коменский: «быть
учителем чрезвычайно почетно,
ибо учителя поставлены на
высоко почетном месте и им
вручена превосходная
И как солнце освещает своими
лучами землю, так и учитель
должен освещать собой своих
учеников, вот к чему должен
стремиться настоящий учитель…
Список литературы.
1. Исаев, И. Ф. Профессионально – пед. культура преподавателя: учебное пособие для студентов высшего уч. заведения./ И. Ф. Исаев. – М.: Академия, 2002. – 345 с.
2. Грохольская О. Г., Анисимов В. В. Введение в педагогическую деятельность. Методическое пособие. – М.: 2001. –79 с.
3.Кочергина Г. Личность Учителя. / Г. Кочергина // Учитель. – 2005.- №3. – 87 с.
4.Педагогика: уч. пособие для студентов пед. уч. заведений. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школьная пресса, 2002. –523 с.
5. Педагогика: уч. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 608с.
6. Смирнова С. А., Педагогика. Пед. теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. – М. : Академия, 2001 г. – 465с.
7.
Педагогический
8. Рогов Е.И. Личность учителя теория и практика; Ростов - на – Дону: Феникс, 1996г. – 389 с.
9.Российская
педагогическая энциклопедия: в
2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. –
М.: Большая Российская
10.
Сарсенбаева Б. И. Психология
подготовки будущих учителей
к профессиональной
11. Сухомлинский В. А. Избр. произв.: в 5т. - Киев, 1980. - Т.5.-102 с..
12. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. – 389 с.
13.
Ушинский К. Д. Собрание
14. Ушинский К. Д. пед. сочинения: в 6 т. – М., 1988 – Т. 3. – 398 с.
15.
Энциклопедия проф. Образования:
в 3т. / гл. ред. Батышева. – М.: Российская
академия образования, 1998. – 432 с.