Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 11:47, курсовая работа
Цель моей курсовой работы показать более глубоко критерии, по которым оценивается личность, а значит и успешность его профессиональной деятельности, его духовное богатство, нравственный и эстетический облик.
Введение.…………………………………………………………… 3стр.
1.Человек и личность.…………………………………….. 5стр.
1.1. Понятие личности.……………………………………………. . 5стр.
1.2. Личность учителя.……………………………………………… 6стр.
2. Профессиональное становление и развитие педагога…………………………………………………………… 8стр.
2.1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.……………………………………………. 8стр.
2.2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. ……………………………………………………………… 9стр.
2.3. Профессиональное самовоспитание учителя.……………….. 11стр.
3. Профессиональная деятельность и личность педагога………………………………………………………….. 14стр.
3.1. Сущность педагогической деятельности.……………………. 14стр.
3.2. Основные виды педагогической деятельности.………………15стр.
3.3. Структура педагогической деятельности.…………………… 17стр.
3.4. Учитель как субъект педагогической деятельности.…………18стр.
3.5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.…………………………………………………………………….20стр.
4. Профессионально – педагогическая культура
преподавателя…………………………………………………22стр.
4.1. Сущность профессионально – педагогической культуры.……………………………………………………………..22стр.
4.2. Технология педагогической деятельности как компонент профессионально – педагогической культуры.……………………25стр.
5. Педагог: профессия и личность…………………………..26стр.
5.1. Педагогическая профессия и её роль в современном обществе.…………………………………………………………………….26стр.
5.2. Профессиональные качества педагога.……………………….29стр.
5.3. Педагогическое мастерство.…………………………………...30стр.
5.4. Творчество в педагогической деятельности.…………………32стр.
2. Практическая часть. Тестирование преподавателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого.………………………………………………… .. .35стр.
Заключение.…………………………………………………47стр.
Список литературы.…………………………………………48стр.
Глоссарий.
Приложение.
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворитесь тем, что успели добиться;
в) да, но только если это вам нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое – то время упорствуйте, вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, т. к. понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По – вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, важности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которое она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность вам понравилась.
12. Сразу же после какой – то беседы сможете ли вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не можете;
в) запомните только то, что вас интересует.
13. Кода вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а)
оставаться наедине,
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.
15. Вы занимаетесь каким – то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:
а) дело
закончено и кажется вам
б) вы более или менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы один:
а) любите мечтать о каких - то даже, может быть, абстрактных вещать;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая – то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую – нибудь идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Ключ к тесту.
Подсчитайте баллы, которые вы набрали, таким образом:
а – 3,
б – 1,
в – 2.
Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности.
Вопросы 2, 3, 4, 5 – веру в себя;
Вопросы 9 и 15 – постоянство характера;
Вопрос 10 – амбициозность;
Вопрос 11 – зрительную память;
Вопросы 12 и 13 – слуховую память;
Вопрос 14 – ваше стремление быть независимым;
Вопросы
16 и 17 – способность
Вопрос 18 – степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.
Общая сумма набранных баллов покажет уровень вашего творческого потенциала:
49 более баллов. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам более богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 баллов. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему [2, 33 -36 с.]
Тест № 2. «Самооценка методологической культуры учителя».
Особенностью предлагаемого теста является то, что он позволяет на основе самооценки знаний, умений и личностных качеств, отрефлексировать и определять актуальный уровень методологической культуры учителя.
При ответе на вопросы теста вы должны по десятибалльной шкале оценить степень выраженности соответствующих знаний, умений и личностных качеств.
1 балл
– очень низкий уровень
2 балла – низкий.
3балла – ниже среднего.
4балла – чуть ниже среднего.
5 баллов – средний уровень.
6 баллов – чуть выше среднего.
7 баллов – выше среднего.
8 баллов – высокий.
9 баллов – очень высокий.
10 баллов – наивысший.
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).
2. Если у вас возникла какая – то блестящая педагогическая идея, то в какой степени вы способны, предварительно теоретически ее обосновав, экспериментально проверить?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).
3. В какой степени вы способны четко сформулировать суть исследуемой проблемы, цель, объект, предмет, рабочую гипотезу, задачи исследования, спланировать эксперимент?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).
4. В какой степени вы владеете такими методами педагогического исследования, как моделирование педагогических процессов, анкетирование, тестирование?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).
5. Как высоко вы оцениваете свои умения разработать самостоятельно анкету, тест?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).
6. В какой степени в процессе при обработке результатов педагогического эксперимента вы способны использовать методы математической статистики, компьютерную технику?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).
7. Учувствовали ли вы ранее в организации какого – либо педагогического эксперимента и какова была ваша активность, ответственность, степень участия?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).
8. Способны ли вы назвать основные методологические принципы педагогического исследования, а главное, в какой степени вы способны их применять?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).
9. Способны ли вы и в какой степени, обобщив результаты педагогического эксперимента, написать статью, выступить на научном семинаре, на научной конференции?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).
10. Как высоко вы оцениваете свои умения и способности вести научные дискуссии, отстаивать свою точку зрения по какому – либо спорному методологическому вопросу, педагогической проблеме?
(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).
По результатам ответов на вышепоставленные вопросы мы можем определить общий уровень методологической культуры учителя.
Суммарное
число баллов.
10 –
18
19 –
27
28 –
36
37 –
45
46 –
54
55 –
63
64 –
72
73 –
81
82 –
90
91 –
100
Тест № 3 «Барьеры педагогической деятельности».
Цель: выявить способности личности к саморазвитию. По пятибалльной шкале.
5 – если данное утверждение полностью соответствует действительности;