Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 11:47, курсовая работа
Цель моей курсовой работы показать более глубоко критерии, по которым оценивается личность, а значит и успешность его профессиональной деятельности, его духовное богатство, нравственный и эстетический облик.
Введение.…………………………………………………………… 3стр.
1.Человек и личность.…………………………………….. 5стр.
1.1. Понятие личности.……………………………………………. . 5стр.
1.2. Личность учителя.……………………………………………… 6стр.
2. Профессиональное становление и развитие педагога…………………………………………………………… 8стр.
2.1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.……………………………………………. 8стр.
2.2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. ……………………………………………………………… 9стр.
2.3. Профессиональное самовоспитание учителя.……………….. 11стр.
3. Профессиональная деятельность и личность педагога………………………………………………………….. 14стр.
3.1. Сущность педагогической деятельности.……………………. 14стр.
3.2. Основные виды педагогической деятельности.………………15стр.
3.3. Структура педагогической деятельности.…………………… 17стр.
3.4. Учитель как субъект педагогической деятельности.…………18стр.
3.5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.…………………………………………………………………….20стр.
4. Профессионально – педагогическая культура
преподавателя…………………………………………………22стр.
4.1. Сущность профессионально – педагогической культуры.……………………………………………………………..22стр.
4.2. Технология педагогической деятельности как компонент профессионально – педагогической культуры.……………………25стр.
5. Педагог: профессия и личность…………………………..26стр.
5.1. Педагогическая профессия и её роль в современном обществе.…………………………………………………………………….26стр.
5.2. Профессиональные качества педагога.……………………….29стр.
5.3. Педагогическое мастерство.…………………………………...30стр.
5.4. Творчество в педагогической деятельности.…………………32стр.
2. Практическая часть. Тестирование преподавателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого.………………………………………………… .. .35стр.
Заключение.…………………………………………………47стр.
Список литературы.…………………………………………48стр.
Глоссарий.
Приложение.
Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления основным признаком, которого является диалектичность. Она проявляется в способности и каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия [6, 90 – 117 с.]
4. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
4.1. Сущность профессионально-педагогической культуры.
В
последнее десятилетие в
Культура личности и культура социума — объекты, совместно развивающиеся, творящие, обогащающие друг друга. Культура есть и условие, и поле проявления, реализации индивидуальности и неповторимости человека. Уровень культуры личности зависит от культуры социума, который, в свою очередь, определяется культурой человеческих индивидов, составляющих его, в противном случае социум рискует превратиться в серую аморфную массу, лишенного каких-либо источников и стимулов развития. Культура социума порождает и некие общесистемные черты и качества, интересы и ценности, присущие всем индивидуальностям, входящим в него.
Культура представляет собой меру человеческого в человеке, является предпосылкой развертывания его творческой деятельности, превращая его в созидателя культурного процесса.
Культурологический подход позволяет провести анализ профессионально-педагогической культуры в системе общефилософскихских категорий общего, особенного, отдельного и единичного и построить логически субординированный ряд понятий: общая культура — профессиональная культура — педагогическая культура — профессионально-педагогическая культура. Рассмотрим более подробно составляющие элементы профессионально-педагогической культуры.
Профессия
как сложившееся социально-
Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению педагогических задач, т.е. развитым профессиональным мышлением и сознанием. Но развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно превращается в догму, поглощая другие проявления личности, нарушая ее целостность и всесторонность. В этом случае мы согласны с авторами, относящими профессиональную культуру к средству, сдерживающему узкий профессионализм. Отражая противоречивый, диалектический характер человеческой деятельности, профессиональная культура рассматривается нами как определенная степень овладении (профессиональной группой) приемами и способами решения специальных профессиональных задач.
Профессионально-
Различные подходы к исследованию сущности и содержания профессионально-педагогической культуры раскрывают ее со стороны статики и динамики, совокупности индивидуально-профессиональных качеств, раскрывают ее на пересечении нескольких смысловых координат.
Многообразие подходов к объяснению феномена педагогической культуры позволяет представить ее как интегральное качество личности педагога-профессионала, как условие и предпосылку эффективной педагогической деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности преподавателя и как цель профессионального самосовершенствования.
Модель профессионально-педагогической культуры, составляющими элементами которой являются аксиологический, технологический и личностно – творческий компоненты [см. Приложение 8].
Анализ
философской и психолого-
Профессионально-
следующий категориальный ряд: культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности преподавателя. Профессионально-педагогическая культура — это обобщающая характеристика разнообразных видов педагогической деятельности и педагогического общения, отражающая закономерности развития потребностей, интересов, ценностных ориентаций, способностей человека, избравшего профессию педагога, преподавателя.
4. 2. Технология педагогической деятельности как компонент профессионально-педагогической культуры.
Понятия «педагогическая культура» и «педагогическая деятельность» не тождественны, но взаимосвязаны. Педагогическая культура, являясь личностной характеристикой преподавателя, предстает как способ его профессиональной деятельности в единстве целей, средств и результатов. Многообразные виды педагогической деятельности образуют функциональную структуру культуры и имеют общую предметность, результат которой оформляется в виде решения специфических задач, т.е. реализации индивидуальных и коллективных возможностей. Этот процесс образует технологию педагогической деятельности как компонента, раскрывающего способ существования и функционирования профессионально-педагогической культуры преподавателя школы [см. Приложение 9].
5. ПЕДАГОГ: ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ.
5.1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе.
Становление педагогической профессии. Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
С
момента возникновения
По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области «чистого» воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция - обучающая. Воспитательная функция стала поручаться другим лицам. Так, в семьях привилегированных сословий для воспитания детей приглашали домашних воспитателей. В России это были, как правило, иностранцы-гувернеры и гувернантки. В государственных и частных образовательных учреждениях наряду с учителями были классные надзиратели, классные наставники, классные дамы и т. п.
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI-V вв. до н.э.). В одной из легенд об этом мыслителю приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» - обращается к нему ученик. «Обогати ее», - отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» - спрашивает ученик. «Обучи ее!» - восклицает учитель.
Великим педагогом России был К.Д.Ушинский. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» издавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и благо», а его дело «скромное по наружности - одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения» [13, 32 с.].
Сегодня в развитых странах учительство составляет наиболее многочисленную группу интеллигенции. Она более чем в два раза превышает число инженеров и врачей.
Что заставляет современного учителя сохранять привязанность к своей профессии? Американский психолог Р.Герсберг установил, что настоящими мотивами деятельности учителя являются разнообразие труда, самостоятельность, профессиональный рост, осознание важности дела и др.
Важным преимуществом учительского труда и является богатство социальных связей - с коллегами, учениками, родителями.
Воспитание
во имя счастья ребенка - таков
гуманистический смысл
Первоочередная задача учителя, отмечал В.А.Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» [10, 83 с.].
Задачи педагогической деятельности. Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, е подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно-развивающей среды и управлением разнообразными видами деятельности воспитанников с целью гармоничного их развития. Выражаясь образно, педагогический процесс - это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» (А.Дистервег).
В
структуре педагогического
Опыт показывает, что преподавание и воспитательная работа присутствуют в деятельности педагога любой специализации.
Профессиональная характеристика педагога. Итак, учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:
-
потребности и способности к
активной и разносторонней
-тактичности,
чувства эмпатии, терпеливости
и терпимости в отношениях
с детьми и взрослыми,
-
понимания своеобразия и
-
умения обеспечить
-
знания особенностей
-
способности к собственному