Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 11:47, курсовая работа
Цель моей курсовой работы показать более глубоко критерии, по которым оценивается личность, а значит и успешность его профессиональной деятельности, его духовное богатство, нравственный и эстетический облик.
Введение.…………………………………………………………… 3стр.
1.Человек и личность.…………………………………….. 5стр.
1.1. Понятие личности.……………………………………………. . 5стр.
1.2. Личность учителя.……………………………………………… 6стр.
2. Профессиональное становление и развитие педагога…………………………………………………………… 8стр.
2.1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.……………………………………………. 8стр.
2.2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. ……………………………………………………………… 9стр.
2.3. Профессиональное самовоспитание учителя.……………….. 11стр.
3. Профессиональная деятельность и личность педагога………………………………………………………….. 14стр.
3.1. Сущность педагогической деятельности.……………………. 14стр.
3.2. Основные виды педагогической деятельности.………………15стр.
3.3. Структура педагогической деятельности.…………………… 17стр.
3.4. Учитель как субъект педагогической деятельности.…………18стр.
3.5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.…………………………………………………………………….20стр.
4. Профессионально – педагогическая культура
преподавателя…………………………………………………22стр.
4.1. Сущность профессионально – педагогической культуры.……………………………………………………………..22стр.
4.2. Технология педагогической деятельности как компонент профессионально – педагогической культуры.……………………25стр.
5. Педагог: профессия и личность…………………………..26стр.
5.1. Педагогическая профессия и её роль в современном обществе.…………………………………………………………………….26стр.
5.2. Профессиональные качества педагога.……………………….29стр.
5.3. Педагогическое мастерство.…………………………………...30стр.
5.4. Творчество в педагогической деятельности.…………………32стр.
2. Практическая часть. Тестирование преподавателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого.………………………………………………… .. .35стр.
Заключение.…………………………………………………47стр.
Список литературы.…………………………………………48стр.
Глоссарий.
Приложение.
Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.
5.2. Профессиональные качества педагога.
Профессиональная пригодность и профессиональная готовность
педагога. В педагогике требования к педагогу выражаются разными терминами: «профессиональная пригодность», «профессиональная готовность». Названные понятия имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах.
Так, под профессиональной пригодностью понимается совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии.
Кроме этого в педагогике утвердилось заимствованное из инженерной психологии понятие «профессиональная готовность» как более емкое и подвижное. Профессиональная готовность к педагогической деятельности кроме проф. пригодности включает в себя и уровень умений и навыков. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность (т.е. проф.пригодность), а с другой - научно-теоретическую и практическую подготовку педагога.
Идеализированные личностные профессиональные качества, составляющие понятие профессиональной готовности педагога, можно представить в виде профессиограммы. Профессиограмма - своего рода паспорт, включающий в себя совокупность личностных качеств педагогических и специальных знаний и умений, необходимых учителю [см. Приложение 10].
5.3. Педагогическое мастерство.
Сущность понятия «педагогическое мастерство». Что же такое педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А.С.Макаренко.
Педагогическое мастерство, по его мнению, - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как это - лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.
По
глубокому убеждению А.С.
Учитель-мастер выгодно отличается от просто опытного учителя, прежде всего знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса.
Практическая готовность к педагогической деятельности. В процессе педагогической работы учитель осуществляет несколько видов
деятельности: конструктивную, организаторскую, коммуникативную [см. Приложение 11].
Умения общения в педагогическом процессе - это умения распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях; создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе; управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих эффективность взаимодействия.
Педагогическая техника представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности, как отдельных учащихся, так и коллектива в целом. Сюда входят умения выбрать правильный стиль и тон в общении, управлять их вниманием, темпом деятельности, навыки демонстрации своего отношения к поступкам учащихся.
Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств - правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции.
Кроме названных к умениям и навыкам педагогической техники необходимо отнести следующие: умения управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий; регулировать свои психические состояния; вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.п.; мобилизовывать творческое самочувствие перед предстоящим общением и др.
5.4. Творчество в педагогической деятельности.
Педагогическое творчество. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.
Выделяют несколько уровней инноваций:
1)
открытие, утверждающее идеи, способные
преобразовывать
2) изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;
3)
педагогическое
Следовательно,
творческая педагогическая деятельность
складывается из следующих этапов: возникновение
замысла, его проработка и преобразование
в идею - гипотезу, поиск способа воплощения
замысла и идеи. Опыт творчества приобретается
педагогом при условии систематических
упражнений в решении специально подобранных
задач, отражающих педагогическую действительность,
и организации как учебной, так и реальной
профессионально-
В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.
Признаки творческой личности. Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. Существуют различные перечни таких признаков. Одни авторы выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.
Другие относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению и отбрасыванию несущественного.
Третьи авторы считают личность творческой, если в ее характеристике присутствует креативность, т. е. способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Также сущ. условия необходимые для осуществления творческ. деятельности [см. Приложение 12].
Профессиональное саморазвитие педагога. Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» (Дистервег А.)
Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.
Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.
Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития [см. Приложение 13].
Оценка эффективности и стадии саморазвития. Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны - это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой - овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия (Елканов С.Б.)
- целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;
- планирование: выбирать средства и способы, действия и приемы саморазвития;
-
самоконтроль: осуществлять сопоставление
хода и результатов
-
коррекция: вносить
Овладение
такими действиями требует времени
и определенных умений. Поэтому исследователи
выделяют стадии профессионального
саморазвития [см. Приложение 14].
2. Практическая часть.
Тестирование преподавателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
Тест № 1. «Ваш творческий потенциал».
Чтобы узнать свой творческий потенциал, выберите один из вариантов ответов.
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
а) да;
б) да
при благоприятных
в) лишь в некоторых степени.
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
6.Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете: