Профессия педагога. Личность учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы показать более глубоко критерии, по которым оценивается личность, а значит и успешность его профессиональной деятельности, его духовное богатство, нравственный и эстетический облик.

Содержание

Введение.…………………………………………………………… 3стр.
1.Человек и личность.…………………………………….. 5стр.
1.1. Понятие личности.……………………………………………. . 5стр.
1.2. Личность учителя.……………………………………………… 6стр.
2. Профессиональное становление и развитие педагога…………………………………………………………… 8стр.
2.1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.……………………………………………. 8стр.
2.2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. ……………………………………………………………… 9стр.
2.3. Профессиональное самовоспитание учителя.……………….. 11стр.
3. Профессиональная деятельность и личность педагога………………………………………………………….. 14стр.
3.1. Сущность педагогической деятельности.……………………. 14стр.
3.2. Основные виды педагогической деятельности.………………15стр.
3.3. Структура педагогической деятельности.…………………… 17стр.
3.4. Учитель как субъект педагогической деятельности.…………18стр.
3.5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.…………………………………………………………………….20стр.
4. Профессионально – педагогическая культура
преподавателя…………………………………………………22стр.
4.1. Сущность профессионально – педагогической культуры.……………………………………………………………..22стр.
4.2. Технология педагогической деятельности как компонент профессионально – педагогической культуры.……………………25стр.
5. Педагог: профессия и личность…………………………..26стр.
5.1. Педагогическая профессия и её роль в современном обществе.…………………………………………………………………….26стр.
5.2. Профессиональные качества педагога.……………………….29стр.
5.3. Педагогическое мастерство.…………………………………...30стр.
5.4. Творчество в педагогической деятельности.…………………32стр.
2. Практическая часть. Тестирование преподавателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого.………………………………………………… .. .35стр.
Заключение.…………………………………………………47стр.
Список литературы.…………………………………………48стр.
Глоссарий.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Личность учителя. Профессия педагог..doc

— 293.00 Кб (Скачать)
ify">     Гуманный  педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

     Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

     5.2. Профессиональные  качества педагога.

     Профессиональная пригодность и профессиональная готовность

педагога. В педагогике требования к педагогу выражаются разными терминами: «профессиональная пригодность», «профессиональная готовность». Названные понятия имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах.

     Так, под профессиональной пригодностью понимается совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии.

     Кроме этого в педагогике утвердилось заимствованное из инженерной психологии понятие «профессиональная готовность» как более емкое и подвижное. Профессиональная готовность к педагогической деятельности кроме проф. пригодности включает в себя и уровень умений и навыков. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность (т.е. проф.пригодность), а с другой - научно-теоретическую и практическую подготовку педагога.

     Идеализированные  личностные профессиональные качества, составляющие понятие профессиональной готовности педагога, можно представить в виде профессиограммы. Профессиограмма - своего рода паспорт, включающий в себя совокупность личностных качеств педагогических и специальных знаний и умений, необходимых учителю [см. Приложение 10].

     5.3. Педагогическое мастерство.

     Сущность  понятия «педагогическое мастерство». Что же такое педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А.С.Макаренко.

     Педагогическое  мастерство, по его мнению, - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как это - лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.

     По  глубокому убеждению А.С.Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная. Педагогическое мастерство - это сплав личностных и профессиональных качеств.

     Учитель-мастер выгодно отличается от просто опытного учителя, прежде всего знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса.

     Практическая  готовность к педагогической деятельности. В процессе педагогической работы учитель осуществляет несколько видов

деятельности: конструктивную, организаторскую, коммуникативную [см. Приложение 11].

     Умения  общения в педагогическом процессе - это умения распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях; создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе; управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих эффективность взаимодействия.

     Педагогическая  техника представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности, как отдельных учащихся, так и коллектива в целом. Сюда входят умения выбрать правильный стиль и тон в общении, управлять их вниманием, темпом деятельности, навыки демонстрации своего отношения к поступкам учащихся.

          Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств - правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции.

     Кроме названных к умениям и навыкам  педагогической техники необходимо отнести следующие: умения управлять  своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий; регулировать свои психические состояния; вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.п.; мобилизовывать творческое самочувствие перед предстоящим общением и др.

     5.4. Творчество в педагогической деятельности.

     Педагогическое  творчество. В настоящее время  утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе  творческой, стало общепринятым. Творчество — это деятельность, порождающая  нечто новое на основе реорганизации  имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.

     Выделяют  несколько уровней инноваций:

     1) открытие, утверждающее идеи, способные  преобразовывать педагогическую  действительность;

     2) изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;

     3) педагогическое рационализаторство - усовершенствования, связанные с  модернизацией и адаптацией к  конкретным условиям уже используемых  методов и средств воспитания и обучения.

     Следовательно, творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов: возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею - гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Опыт творчества приобретается педагогом при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.

     В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

     Признаки  творческой личности. Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. Существуют различные перечни таких признаков. Одни авторы выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

     Другие  относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению и отбрасыванию несущественного.

     Третьи  авторы считают личность творческой, если в ее характеристике присутствует креативность, т. е. способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Также сущ. условия необходимые для осуществления творческ. деятельности [см. Приложение 12].

     Профессиональное  саморазвитие педагога. Утверждение К.        Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» (Дистервег А.)

     Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.

Профессиональное  саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

     Различают внешние и внутренние источники  активности саморазвития [см. Приложение 13].

     Оценка  эффективности и стадии саморазвития. Саморазвитие имеет как бы двойной  педагогический результат. С одной  стороны - это те изменения, которые  происходят в личностном развитии и  профессиональном росте, а с другой - овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия (Елканов С.Б.)

     - целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;

     - планирование: выбирать средства  и способы, действия и приемы  саморазвития;

     - самоконтроль: осуществлять сопоставление  хода и результатов саморазвития  с тем, что намечалось;

     - коррекция: вносить необходимые  поправки в результаты работы  над собой.

     Овладение такими действиями требует времени  и определенных умений. Поэтому исследователи  выделяют стадии профессионального  саморазвития [см. Приложение 14]. 
 
 
 
 

        2. Практическая часть.

    Тестирование  преподавателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

    Тест  № 1. «Ваш творческий потенциал».

    Чтобы узнать свой творческий потенциал, выберите один из вариантов ответов.

  1. Считаете ли  вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

    а) да;

    б) нет, он и так достаточно хорош;

    в) да, но только кое в чем.

  1. Думаете ли вы, что можете сами учувствовать в значительных изменениях окружающего мира:

    а) да, в большинстве случаев;

    б) нет;

    в) да, в некоторых случаях.

  1. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

    а) да;

    б) да при благоприятных обстоятельствах;

    в) лишь в некоторых степени.

  1. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что – то принципиально изменить:

    а)  да, наверняка;

    б) это  маловероятно;

    в) возможно.

  1. Когда вы решаете предпринять какое – то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

    а) да;

    б) часто  думаете, что не сумеете;

    в) да, часто.

    6.Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

Информация о работе Профессия педагога. Личность учителя