Профессия педагога. Личность учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы показать более глубоко критерии, по которым оценивается личность, а значит и успешность его профессиональной деятельности, его духовное богатство, нравственный и эстетический облик.

Содержание

Введение.…………………………………………………………… 3стр.
1.Человек и личность.…………………………………….. 5стр.
1.1. Понятие личности.……………………………………………. . 5стр.
1.2. Личность учителя.……………………………………………… 6стр.
2. Профессиональное становление и развитие педагога…………………………………………………………… 8стр.
2.1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.……………………………………………. 8стр.
2.2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. ……………………………………………………………… 9стр.
2.3. Профессиональное самовоспитание учителя.……………….. 11стр.
3. Профессиональная деятельность и личность педагога………………………………………………………….. 14стр.
3.1. Сущность педагогической деятельности.……………………. 14стр.
3.2. Основные виды педагогической деятельности.………………15стр.
3.3. Структура педагогической деятельности.…………………… 17стр.
3.4. Учитель как субъект педагогической деятельности.…………18стр.
3.5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.…………………………………………………………………….20стр.
4. Профессионально – педагогическая культура
преподавателя…………………………………………………22стр.
4.1. Сущность профессионально – педагогической культуры.……………………………………………………………..22стр.
4.2. Технология педагогической деятельности как компонент профессионально – педагогической культуры.……………………25стр.
5. Педагог: профессия и личность…………………………..26стр.
5.1. Педагогическая профессия и её роль в современном обществе.…………………………………………………………………….26стр.
5.2. Профессиональные качества педагога.……………………….29стр.
5.3. Педагогическое мастерство.…………………………………...30стр.
5.4. Творчество в педагогической деятельности.…………………32стр.
2. Практическая часть. Тестирование преподавателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого.………………………………………………… .. .35стр.
Заключение.…………………………………………………47стр.
Список литературы.…………………………………………48стр.
Глоссарий.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Личность учителя. Профессия педагог..doc

— 293.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

ГОУ ВПО  ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 

Кафедра ПиМПО. 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по педагогике

на тему: «Профессия педагога. Личность учителя»  
 
 

                                                             Выполнила: студентка Мусина Л. Е.,                                     ФТЭСХ, 3 курса.

                                                                     Научный руководитель: Качура Н. Е. 

  
 
 
 
 

Тула - 2005г.

Содержание.

          Введение.……………………………………………………………  3стр.

     1.Человек и личность.……………………………………..  5стр.

     1.1. Понятие личности.……………………………………………. . 5стр.

     1.2. Личность учителя.……………………………………………… 6стр.

    2. Профессиональное становление и развитие педагога………………………………………………………… 8стр.

     2.1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.……………………………………………. 8стр.

     2.2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. ………………………………………………………………  9стр.

     2.3. Профессиональное самовоспитание учителя.……………….. 11стр.

    3. Профессиональная деятельность и личность педагога…………………………………………………………..  14стр.

     3.1. Сущность педагогической деятельности.……………………. 14стр.

     3.2. Основные виды педагогической деятельности.………………15стр.

    3.3. Структура педагогической деятельности.…………………… 17стр.

     3.4. Учитель как субъект педагогической деятельности.…………18стр.

     3.5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.…………………………………………………………………….20стр.

         4. Профессионально – педагогическая культура           

             преподавателя…………………………………………………22стр.

    4.1. Сущность профессионально – педагогической культуры.……………………………………………………………..22стр.

    4.2. Технология  педагогической деятельности как  компонент профессионально –  педагогической культуры.……………………25стр.

         5. Педагог: профессия и личность…………………………..26стр.

       5.1. Педагогическая профессия и её роль в современном                  обществе.…………………………………………………………………….26стр.

         5.2. Профессиональные качества педагога.……………………….29стр.

        5.3. Педагогическое мастерство.…………………………………...30стр.

         5.4. Творчество в педагогической деятельности.…………………32стр.

     2. Практическая часть. Тестирование преподавателей     ТГПУ им. Л. Н. Толстого.……………………………………………… ..  .35стр.

          

     Заключение.…………………………………………………47стр.

       Список литературы.…………………………………………48стр.

      Глоссарий.

      Приложение. 

  
 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      Тема  «Личность учителя» будет актуальной всегда, пока существуют учебные заведения.

      Человек устроен так, что формирование его  будущей жизни строится на прожитых впечатлениях и воспоминаниях.

     У Достоевского есть замечательная мысль  о том, что если в человеке живо хоть одно доброе воспоминание, то он им держится. Согласна со словами В. Распутина: «всякое воспоминание – как остановка, чтобы осмотреться, отдохнуть и выбрать, куда идти дальше». Поэтому очень важны воспоминания детства и юности. А детство и юность, как правило, это школа, университет, колледж или любое другое учебное заведение, где главной фигурой является Педагог. Учитель. От его личностных качеств, зависит какие «профильные» задатки будут заложены в детские души. В первую очередь личность педагога определяется состоянием образования. От уровня культуры учителя и его профессиональной подготовки, широты интересов и гражданской позиции  напрямую зависят результаты социально – экономического и духовного развития общества, облик вступающих в самостоятельную жизнь поколений молодежи.

     Если  оглянуться и вспомнить школу, то у каждого из нас найдется любимый  педагог. Когда дети увлечены учителем, они увлечены и его предметом, не боясь быть непонятым,  униженным и самое главное уверенным в себе и своих знаниях.

     У педагога, влюбленного в свое дело, не просто рок, а творческая лаборатория, где его ученики являются соучастниками  по творчеству.

     Экономика нашей страны не позволяет педагогу чувствовать себя востребованным и нужным обществу. Молодые педагоги в школе не задерживаются, а прошлое поколение « отживает» свою методику, вот и теряются личности. 

     Поэтому я и решила раскрыть данную тему.

     Цель моей курсовой работы показать более глубоко критерии, по которым оценивается личность, а значит и успешность его профессиональной деятельности, его духовное богатство, нравственный и эстетический облик.

     Объектом моей работы исследование  педагогической деятельности педагога.

     Предметом исследования является самосовершенствование личности педагога.

     Задачи: Выявить мотивы выбора педагогической профессии; определить сущность пед. деятельности, её виды и структуру; дать характеристику пед. культуре; обозначить роль педагогической профессии в современном обществе; охарактеризовать пед. деятельность преподавателей нашего ВУЗа…

       В своей курсовой работе я  использовала такие научные  методы как: тестирование, описание, анализ и наблюдение.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1. Человек и личность.

     1.1.Понятие личности.

     Личность – общеупотребительный и научный термин, обозначающий: человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивую систему социально – значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, продукт общественного развития и включение индивидов в систему социальных отношений посредством активной  предметной деятельности и общения.

     Личность  – это человек как носитель сознания; новорожденный человек  имеет только индивидуально – психологические особенности, у него ещё нет сознания, и он пока не личность. По словам известного психолога академика А. Н. Леонтьева, « человек, конечно, рождается индивидуумом, но он становится личностью…». Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания своей неповторимости  как субъекта деятельности и индивидуальности, осознания собственной ценности, но именно в качестве члена общества. Формирование личности предполагает не только внешнее воздействие факторов социальной среды и воспитания, но и самодеятельность, самоорганизацию, самовоспитание. Нет, пожалуй, более ошибочного понимания сущности личности, чем мнение, что личностью являются только «достойные так называться» люди.

     В действительности, всякий человек –  личность, носитель определенных нравственных, правовых и эстетических норм своего общества, класса, группы, со своей системой ценностных ориентаций, своим отношением к социально значимым ценностям  и идеалам. Личность может быть прогрессивной и отсталой, передовой  и реакционной, яркой и посредственной, здоровой и больной, короче говоря, самой разнообразной. Недаром говорится, что личность «неповторима», а самое главное, и незаменима [15, 556 с.].

     1.2. Личность учителя.

     Когда родители хотят оформить своего ребёнка в дошкольное                  образовательное учреждение или в первый класс или переводят его из одной школы в другую, они задают администрации один и тот же вопрос: «Кто набирает группу или класс, кто классный руководитель?». Проблема программы обучения или несоответствия программы обучения в прежней школе отходит на второй план. И получается, что одни группы в детском саду или классы в школе перегружены, а в другие еле-еле набирается необходимое количество детей.

     Почему  же так происходит? Ответ однозначен - личность воспитателя или педагога, причем именно «ЛИЧНОСТЬ».

     Проблема  личности педагога поднималась ещё древними философами Антисофеном (одним из учеников Сократа), Климентом Александрийским, Аль-Фараби и другими. Антисофей писал, что основное средство в процессе воспитания - это личный пример учителя. Аль-Фараби считал, что цель деятельности учителя - помочь учащемуся найти путь к достижению счастья. Учитель должен всё видеть и слышать, обладать проницательным умом, быть принципиальным, уметь выражать свои мысли, убеждать, не только владеть наукой, но и быть способным передавать знания и любовь к знаниям своим ученикам.

     Многие  известные люди также поднимали  вопрос о влиянии личности учителя  на учеников. Среди них - Я.А.Коменский. А.Г.Франке, Д.Дидро, Ф.И.Янкович де Мириево, Ф.А.В. Дистерверг, Н.А.Добролюбов, Н.И.Пирогов, Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушннский, К.Н. Вентцель, А.С.Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский и многие другие. Я.А.Коменский считал, что душой и сердцем воспитания является учитель, от него зависит будущее мира. От воспитания детей зависит исправление человеческих дел на Земле, развитие всего общества. Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане.

     Оценивая  назначение, роль учителей, Я.А.Коменский  пишет, что они поставлены на высоко почетном месте, им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть... Об этом всегда нужно помнить учителю и с достоинством и уважением относиться к своему делу, остерегаться слишком низко ценить себя. Из школы убегает тот, кто сам считает постыдным быть учителем и находит для себя другое, более денежное занятие. И не нужно удерживать его. Учитель, по утверждению мыслителя, сравним с садовником, акушером, пастухом, полководцем, и счастливы те школы, которые имеют таких учителей.

     К.Д.Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.

     Е.И.Пассов по праву возлагает на учителя, говоря о его мастерстве, роль «сценариста», «режиссера» и даже «актёра». Учитель-режиссёр должен максимально точно и полно реализовать сценарий - создать целостный результативный, привлекательный для учащихся урок. А для этого, прежде всего, надо уметь создавать атмосферу урока, тот психологический климат, который необходим для осуществления общения.

       «Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности - примером бодрости и трудолюбия, в поведении - скромности и благонравия, в речах - искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни», - писал Я.А. Коменский).

     Эта мысли и проблемы особенно актуальны в наши дни…[ 3, 73с.]. 
 
 

     2. Профессиональное становление и развитие педагога.

     2.1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивации

педагогической  деятельности.

     Проблема  мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации  поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.

     Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:

     интерес к учебному предмету - 27,2%;

     желание обучать данному предмету - 16,2%;

     стремление посвятить себя воспитанию детей - 19,2%;

          осознание педагогических способностей - 6 %;

     желание иметь высшее образование -13%;

    представление об общественной важности, престиже педагогической профессии - 12,2%;

Информация о работе Профессия педагога. Личность учителя