Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:40, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности использования проектных задач в процессе изучения математики.
Задачи исследования:
Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;
Раскрыть сущность понятия «проектная деятельность», «проектные задачи» в психолого-педагогической литературе;
Изучить опыт учителей начальной школы по использованию проектных задач;
Составить комплекс проектных задач на уроках математики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы проектной деятельности младших школьников............................................................................................................6
Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения…… …………………………………………………………………….6
Использование «проектных задач» в начальной школе в процессе изучения математики……………………………………………………………14
Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности.…………………………………………………………………….22
Глава II. Организация проектной деятельности младших школьников на уроках математики…………………………………….………………………...27
2.1 Анализ опыта учителей начальной школы по использованию «проектных задач» на уроках математики…………...………………………………………27
2.2 Комплекс проектных задач по математики для учащихся начальной школы………………………………………………………………………….....32
Заключение……………………………………………………………………….47
Литература……………………
Если учащиеся быстро и правильно справились с заданием, в оставшееся время им можно предложить дополнительное творческое задание.
Третий день – город Величия
Комментарий к заданию 1.
Задание
на сравнение величин, более конкретно
– на сравнение длин. Самая короткая
дорожка может быть найдена визуально,
и это вполне подходящий способ действия.
Выбор на глаз самой длинной из
двух оставшихся дорожек может привести
к ошибке. Наиболее естественный на
данный момент способ состоит в использовании
посредника, в качестве которого может
выступать нитка, край листа бумаги
и т.п. Возможно, хотя и маловероятно,
что кто-то из учащихся умеет измерять
длину с помощью линейки. Эксперту
следует обязательно
Группе
выдается конверт с разноцветными
бумажными прямоугольниками-
В задании рассматривается еще одна величина – количество. Задание требует не только прямого подсчета, но и сравнения количества футболок, шорт и пар кроссовок. Кроссовки необходимо считать парами. Таких пар 4. Количество комплектов формы определяется наименьшим из чисел 6 (количество футболок), 5 (количество шорт) и 4 (количество пар кроссовок), то есть комплектов – 4. Весьма вероятно, что учащиеся могут не справиться самостоятельно с этим заданием. Тогда к его выполнению следует подключить консультанта. Важно, чтобы он не навязывал, а разъяснял и обосновывал свою точку зрения. Малышам нужно сказать, что такие задачи они будут учиться решать на уроках математики в 1-м классе.
В задании собраны вместе все вопросы, связанные с величинами (длиной, площадью, количеством), которые порознь рассматривались в заданиях 1–3.
Каждой группе дается 4 листа бумаги разного цвета. На красном листе нарисовано 3 длинных прямоугольника, на желтом – 4 прямоугольника покороче, на синем – 5 прямоугольников еще короче, на зеленом – 6 самых маленьких прямоугольников. Все прямоугольники одного цвета одинаковые. Каждый меньший прямоугольник целиком укладывается в большем. Представляется естественным распределить листы с прямоугольниками между членами группы. Если дети сами не догадаются сделать это, организатор-консультант должен предложить им такой ход.
После
вырезания своих
Убедиться, что прямоугольники одного цвета имеют одинаковую площадь, можно с помощью наложения, как это делалось в задании 2 при подборе ковров. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, их преодолевают с помощью остальных членов группы или консультанта.
Ответ
на третий вопрос, по существу, состоит
в переносе способа наложения, если
у фигур разная площадь (в дальнейшем
он будет развит путем добавления
возможности перекраивания
Вопрос,
связанный с подсчетом числа
комплектов, аналогичен заданию 3, хотя
здесь ситуация даже проще. Естественнее
всего воспользоваться уже
Для
выполнения последнего задания –
составления полосок и
Проектная задача «Танграм»
Комментарий к заданию 1.
На данном этапе учащиеся, работая индивидуально, чертят фигуры по заданным описаниям.
Комментарий к заданию 2.
Учащиеся осуществляют взаимоконтроль. Работа может быть организована по – разному( общее обсуждение каждого комплекта фигур всей группой, проверка по кругу и т.п). В любом случае следует обратить внимание на согласованность их действий, способы преодоления разногласий.
Комментарий к заданию 3.
Задание предполагает выполнение довольно сложной последовательности действий по инструкции.
Комментарий к заданию 4.
Целью задания является осуществление учащимися взаимоконтроля аналогично заданию 2.
Инструкция к заданию 5.
Комментарий к заданию 5.
В задании предлагается, действуя по инструкции, собрать фигуру и наклеить ее на лист бумаги относительно заданной базовой линии. Возможны два варианта работы: 1) каждая заготовка наклеивается сразу, как только найдено ее место; 2) сначала выкладывается вся фигура, а затем ее части приклеиваются к листу. При последующем обсуждении работы целесообразно рассмотреть и обсудить с учащимися преимущества и недостатки каждого из вариантов.
Инструкция к заданию 6.
Комментарий к заданию 6.
По сути это задание похоже на предыдущее, но имеется и ряд отличий. Во-первых, работа проводится индивидуально; во вторых, здесь инструкция менее детализированная, ее выполнение требует большей концентрации внимания; в-третьих, не задана базовая линия; в-четвертых, учащимся предлагается самим дополнить инструкцию.
Инструкция к заданию 7.
Комментарий к заданию 7.
Задание
3-го уровня дает ребятам возможность
побывать самим в роли авторов игры. Задание
выходит за рамки обязательной части проектной
задачи и может выполняться учащимися
по желанию в свободное время.