Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:40, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности использования проектных задач в процессе изучения математики.
Задачи исследования:
Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;
Раскрыть сущность понятия «проектная деятельность», «проектные задачи» в психолого-педагогической литературе;
Изучить опыт учителей начальной школы по использованию проектных задач;
Составить комплекс проектных задач на уроках математики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы проектной деятельности младших школьников............................................................................................................6
Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения…… …………………………………………………………………….6
Использование «проектных задач» в начальной школе в процессе изучения математики……………………………………………………………14
Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности.…………………………………………………………………….22
Глава II. Организация проектной деятельности младших школьников на уроках математики…………………………………….………………………...27
2.1 Анализ опыта учителей начальной школы по использованию «проектных задач» на уроках математики…………...………………………………………27
2.2 Комплекс проектных задач по математики для учащихся начальной школы………………………………………………………………………….....32
Заключение……………………………………………………………………….47
Литература……………………
Анализ
проведения конкурса проектных
работ позволяет сделать
В
заключении хочется отметить, что
первый опыт масштабного проведения
значимость и удовлетворение, полученные
от совместной деятельности учителей,
учеников и их родителей, являются достойной
наградой за проделанный труд.
2.2 Комплекс проектных заданий по математики для учащихся начальных классов.
Впервые дети сталкиваются с проектной задачей уже в сентябре во время фазы запуска учебного года. Первая неделя изучения математики проводится с помощью проектных задач.
Дети в школу приходят со своим дошкольным опытом, в том числе и математическим, и с опытом взаимодействия с другими детьми. Как учителю можно этот опыт «объективировать»? Здесь может помочь проектная задача. С помощью проектной задачи учитель и помощники - эксперты ( ученики пятых классов) могут наблюдать стартовые возможности детей. Это позволит учителю уточнить, как начинать строить курс математики в 1 классе. К сожалению, в большинстве случаев учитель ориентируется лишь на учебник, программу, которые не привязаны к конкретному ребенку, классу и не учитывают индивидуальной (групповой) стартовой возможности готовности детей к тому или иному учебному предмету. С помощью проектной задачи эту проблему можно решить.
Приведем пример стартовой проектной задачи, которая решается на протяжении четырех уроков (один урок в день).
Проектная задача по математике
Название проектной задачи | Путешествие
на планету
Математикус |
Предмет | Математика |
Класс, время | 1 класс, сентябрь |
Тип задачи | Предметная, может использоваться в качестве основной части фазы запуска учебного года |
Цели и педагогические задачи | 1.Использование
детьми знаний о признаках
и свойствах предметов на 2.Создание условий для появление предмета «математика» 3.Введение таких педагогический средств, как карточки-помощники, «карта знаний» 4.Разновозрастное сотрудничество учащихся. |
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача | Математика:
Общеучебные умения:
|
Планируемый педагогический результат | Демонстрация
учащимися стартовых Ознакомление учащихся с перспективами в изучении содержание курса математики в 1 классе(«карта -движения» по планете «Математикус») Создание карточек – помощников Освоение первичных навыков совместной работы в малой группе |
Способ и формат оценивания результатов работы | Оценка индивидуальных
стартовых возможностей учащихся в
плане готовности к изучению курса
математики
Оценка стартовых коммуникативных возможностей отдельных учащихся и класса в целом (методом экспертного наблюдения) |
Замысел проектной задачи.
Учащиеся, поступая в 1-й класс, уже имеют некоторый математический опыт, который не имеет смысла игнорировать при организации обучения. В то же время этот опыт различен у разных учащихся. В связи с этим возникает необходимость перед началом систематического изучения курса математики выявить стартовые возможности. Это первая цель данной проектной задачи. Кроме того, мы считаем, что учащиеся не должны двигаться в предмете вслепую. Поэтому второй целью является создание хотя бы самых общих представлений о том, чем они будут заниматься на уроках математики в 1-м классе. Наконец, учителю важно увидеть степень готовности учащихся к совместной работе, возможные негативные моменты, чтобы с первых дней создать условия для содержательного взаимодействия учащихся.
На достижение этих целей и направлена данная проектная задача.
В основу задачи положена квазиреальная ситуация общения учащихся со сказочными персонажами – жителями планеты Математикус. Помогая инопланетянам в решении ряда задач, учащиеся демонстрируют уровень своей дошкольной готовности к изучению курса математики и одновременно знакомятся с важнейшими понятиями, изучаемые 1 классе, – с различными признаками объектов, их взаимным расположением, некоторыми величинами (длина, площадь, количество) и отношениями между ними (равно, больше, меньше).
Представляя
результаты своей работы, учащиеся
впервые создают «карточки-
На решение данной проектной задачи отводится 4 дня в фазе запуска учебного года (сентябрь месяц) в ходе курса «Введение в школьную жизнь». Учащиеся объединяются в группы по 4 человека. Каждую группу сопровождают два пятиклассника, один из которых является внешним экспертом, а другой – консультантом-организатором.
Цель (результат), которую должны достичь дети: помочь жителям планеты Математикус с помощью математики преодолеть ряд проблем, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.
Описание проектной задачи
Дорогие ребята! Маленькие и жизнерадостные космические создания с далекой планеты Математикус просят помочь им в решении некоторых сложных математических проблем. Чтобы вам было легче общаться с ними по межпланетной сети Космонет, запомните: жители Математикуса называют себя счетоводами.
День первый – город Признакус
Дорогие жители Земли!
Мы живем в городе Признакус. Мы любим собирать разные предметы и составлять из них коллекции, но часто не можем решить, в какую коллекцию нужно поместить тот или иной предмет. Без вашей помощи нам не обойтись! Помогите нам решить эту проблему!
Заранее благодарны, счетоводы города Признакус.
Задание 1. У одного счетовода набралось много разных фигур. Для будущей коллекции счетовод уже разложил часть фигур на две кучки и оставил на всякий случай место для третьей кучки. В третью кучку он решил складывать фигуры, которые не подходят ни к первой, ни ко второй кучке. Он показал это на рисунке. Помогите счетоводу разложить остальные фигуры в эти же кучки. Приклейте их на лист в подходящих местах. (Комментарий к заданию 1 см. Приложение)
Задание 2. Другие два счетовода – Бим и Бом – собирают фигуры только определенного вида и составляют из них коллекции. Бим собирает только желтые фигуры, Бом – только квадраты. Чтобы не ссориться, фигуры, подходящие для обоих счетоводов, они складывают в общую коллекцию. Помогите Биму и Бому собрать их коллекции. (Комментарий к заданию 2 см.Приложение)
Задание
3. В волшебном городе Признакус под
воздействием магического кристалла фигуры
могут изменяться. Помогите счетоводам
определить, какие фигуры на рисунках
пропущены. Нарисуйте их на своих местах.
(Комментарий к заданию 3 см. Приложение)
Задание 4. Счетоводы Тип и Топ тоже собирают коллекции фигур. Тип собирает все фигуры не зеленого цвета, а Топ – все фигуры, кроме квадратов. Помогите Типу и Топу отобрать фигуры для их коллекций.
Задание 5. Соберите в один большой конверт листы с коллекциями фигур, которые вы составили, выполняя задания 1, 2 и 3 (листы можно сложить пополам), чтобы отправить их по космической почте счетоводам. Эти листы помогут счетоводам в дальнейшем самостоятельно собирать свои коллекции. Поэтому их можно назвать карточками-помощниками. Изучая математику, вы будете делать много разных карточек-помощников и для самих себя, и для других. Жители города благодарят вас за помощь! (Комментарий к заданию 5 см.Приложение)
Завершая первый урок решения проектной задачи, учителю необходимо подчеркнуть в беседе с учащимися, что, выполняя задания, они занимались различением фигур по двум признакам: по цвету и форме; что сделать это не всегда просто, так как среди фигур (и других предметов) могут быть не различимые по цвету, но разные по форме и наоборот.
Нужно также помнить, что дети сконструировали инструмент, который поможет счетоводам, а возможно, и им самим, преодолевать трудности, – это карточки-помощники.
Четыре счетовода – Бим, Бом, Тип и Топ, которые живут в городе Признакус – поехали на экскурсию в город Относитикус. В этом городе местные счетоводы постоянно произносят слова справа и слева, а счетоводы из других городов не всегда правильно понимают смысл этих слов и из-за этого попадают впросак. Вам предстоит сначала самим как следует разобраться в смысле этих слов, а потом помочь счетоводам.
Задание
1. Приезжие счетоводы проголодались
и решили пообедать. В кафе они уселись
за круглый стол, причем каждый сел на
стул своего любимого цвета: Бим – на желтый,
Бом – на зеленый, Тип – на красный, Топ
– на синий. Оказалось, что Топ сидит слева
от Бима, а Тип – напротив Топа.
Раскрасьте стулья на рисунке.
Задание
2. В книге «Хорошие манеры» сказано:
«Ложка всегда должна лежать справа от
тарелки, а вилка – слева». Проверьте,
правильно ли лежат ложка и вилка около
тарелки Бима.
Помогите остальным счетоводам правильно
положить ложки и вилки около своих тарелок
(нарисуйте их на нужных местах).
Задание 3. Проверьте еще раз, правильно ли вы выполнили задание 1.
Если нужно, внесите исправления. Теперь ваша задача – растолковать счетоводам, как они сидят за столом по отношению к своим соседям. Для этого вставьте подходящее слово – справа или слева (впишите или вклейте) – в следующие предложения:
1.Бим сидит ….от Топа
2.Тип сидит ….от Бома
3.Бом сидит ….от Топа
4.Тор сидит ….от Бома
Задание 4. Сделайте для счетоводов карточку-помощника с помощью которой они всегда смогут вспомнить, что означают слова справа и слева. Для этого:
1.
Вырежьте из цветной бумаги
красный квадрат, зеленый круг
и синий треугольник.
2.
Наклейте на лист белой бумаги
вырезанные фигуры так, чтобы
квадрат находился справа от
круга, но слева от