Проектные задачи в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить возможности использования проектных задач в процессе изучения математики.
Задачи исследования:
Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;
Раскрыть сущность понятия «проектная деятельность», «проектные задачи» в психолого-педагогической литературе;
Изучить опыт учителей начальной школы по использованию проектных задач;
Составить комплекс проектных задач на уроках математики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы проектной деятельности младших школьников............................................................................................................6
Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения…… …………………………………………………………………….6
Использование «проектных задач» в начальной школе в процессе изучения математики……………………………………………………………14
Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности.…………………………………………………………………….22

Глава II. Организация проектной деятельности младших школьников на уроках математики…………………………………….………………………...27
2.1 Анализ опыта учителей начальной школы по использованию «проектных задач» на уроках математики…………...………………………………………27
2.2 Комплекс проектных задач по математики для учащихся начальной школы………………………………………………………………………….....32
Заключение……………………………………………………………………….47
Литература……………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!.docx

— 132.11 Кб (Скачать)

    Итак, проектная задача — это система  заданий (действий), направленных на поиск  лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».

    Фактически  проектная задача задает общий способ проектирования с целью получения  нового (до этого неизвестного) результата.

    Почему  задачи такого типа получили название «проектные»? [2; с.45-47]

    Проект  есть целенаправленное управляемое  изменение, фиксированное во времени [19; с.25].

    Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате получается. Производимый «продукт», по словам К.Н. Поливановой, не является самоцелью, его нужно рассматривать в более широком контексте. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.

    Отличие проектной задачи от проекта заключается  в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных

    Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?

  • Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.
  • Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания. 
  • Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в квазиреальную, модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования. 

    Таким образом, в ходе решения системы  проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели,    выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

    Итак, проектные задачи в начальной  школе есть шаг к проектной  деятельности в подростковой школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и Слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже я начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, и возможность проб по их использованию в модельных ситуациях. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри ее, управление собственным поведением в групповой работе.

    Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а и ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итог решения такой задачи должен рассматриваться и двух аспектах.

    Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема  или макет прибора, результат  анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью. Во-вторых, это нематериальный «продукт» — качественное изменение самого ребенка (группы детей).

    Как же устроена проектная задача, где  ее место в образовательном процессе, как могут оцениваться ее результаты? Без ответов на эти вопросы невозможно понять роль этого нового типа задач в начальной школе.

    Сформулируем  основные этапы любого проекта и  соответствующие действия, необходимые для его реализации:

  • Анализ ситуации (надо ли ее разрешать?). Переформулирование ее в проблему (в чем проблема?).
  • Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей (почему именно этих ценностей будем придерживаться?).
  • Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?).
  • Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели (куда придем в итоге?).
  • Поиск средств, возможных путей решения — перевод проблемы в задачу.
  • Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий) (что будем делать и каким будет результат?).
  • Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации).
  • Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?).
  • Представление окружающим полученного результата («продукта»).

    Исходя  из сказанного, становится понятным, какую  структуру должна иметь проектная  задача как прообраз «полноценного» проекта.

    Прежде   всего,   должна   быть   описана   проблемная ситуация,  но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задача   должна   быть сформулирована   самими   детьми   по результатам разбора проблемной ситуации. Таким образом, формулировка задачи скрыта в описании проблемной  ситуации.   Проблемная  ситуация должна быть такой,  чтобы  путей  ее  преодоления,   а следовательно,  и возможных  вариантов  конечного   «продукта»   было  несколько. 

    Далее, проектная задача должна содержать  в явном или относительно скрытом  виде набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой  детей. Количество заданий в проектной  задаче — это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы  задача была решена.

    А что значит задача решена? Это означает, что создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.

    В содержании проектной задачи нет  конкретных ориентиров на ранее изученные  темы или области знаний, к которым  относятся те или иные задания. Школьники  находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и тем более конечного результата.

    Проектная задача отличается большим объемом  и неоднородностью материала. Описание жизненной ситуации может быть представлено в виде единого текста пни отдельных  отрывков с множеством различных  данных, в том числе избыточных, не имеющих отношения к конкретной ситуации, зашумляющих ее. В то же время представленная в описательной части информация может быть неполной, недостаточной, что вынуждает детей самостоятельно обращаться к справочной информации, содержащейся в приложении к проектной задаче или во внешних источниках, а возможно, и к собственному жизненному опыту. Информация, необходимая для выполнения одного задания, может также додержаться в текстах других заданий или в их результатах.

    Результат решения задачи может быть представлен  в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, тик как  нет установки на жестко определенную форму отнята. При этом важен самостоятельный выбор учащимися наиболее подходящего, с их точки зрения, способа (способов) описания и представления результатов работы.

    Решение проектной задачи принципиально  требует коллективно-распределенной деятельности учащихся - работы в малых  группах (в отдельных случаях  в парах). При этом проявляются  умения (или неумения) планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль и т. п.

    Не  секрет, что после изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям.

    Педагогическая  цель подобных задач – увидеть  возможности, способности и готовность детей для следующего шага в обучении. Именно погружение детей в решение  проектной задачи на протяжении нескольких дней позволяет учителю, другим взрослым и старшеклассникам, наблюдающими за деятельностью детей, увидеть реальную картину в классе, связанную с  тем багажом знаний и умений младших  школьников, которым они в состоянии активно пользоваться [14; с.52].

    Следует также отметить, что регулярное использование  таких задач способствует повышению  познавательного интереса учащихся.

    Для того чтобы включение проектных  задач в образовательный процесс  давало эффекты, необходимы серьезные  изменения в подержании и организации  всего образовательного процесса.

    Таким образом, введение в начальную школу  проектных задач как прообраза проектной деятельности потребует и от учителя, и от администрации школы изменений всей образовательной среды школы, поиска эффективных технологий, которые позволят высвободить учебное время для решения системы проектных задач с целью достижения новых образовательных результатов [2; с.47-51].  
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Формирование готовности  младших школьников к проектной деятельности

    Проектная деятельность – актуальная современная  парадигма образования. Проектная  деятельность рассматривается  и  в связи с использованием метода проектов в образовательном процессе, и как деятельностное содержание, осваиваемое учащимися. Как показывает практика, в начальной школе предпринимаются попытки работать методом проектов. На сколько правомерно желание учителей делать учебные проекты с младшими школьниками? В какой степени имеются необходимые условия для работы методом проектов?

    Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации [17; с.23].  

    Подготовить только учителя к использованию  методов проектов недостаточно. Прежде чем учитель сможет использовать учебные проекты для организации  самостоятельного добывания знаний учащимися, для более эффективного их усвоения на предметных занятиях, проектные  умения и проектная деятельность должны быть сформированы у учащегося  хотя бы на уровне минимальной сложности. Работа учащихся в  рамках учебного проекта должна быть в  значительной степени самостоятельной.

    Что означает, что учащийся готов самостоятельно работать над проектом? Ученик готов  осуществлять проектную деятельность, если у него сформированы проектные  умения, т.е он умеет производить проектные действия и операции в последовательности, соответствующей технологии проектирования. Кроме того, у него сформировано представление о том, когда можно осуществлять проектную деятельность, и имеется практический опыт использования проектирования для решения проблем.

    Технология  проектирования требует умения анализировать  проблемную ситуацию. Проблемная ситуация определяет проблему и условия ее существования. Результатом такого анализа является проблема для последующего проектирования, из которой затем вытекает цель проектирования. В самом общем виде цель проектирования – найти способ решения проблемы заданной в ситуации. Цель проектирования обуславливает и ожидаемый результат, способ решения проблемы. Умение находить необходимые действия и выстраивать из них цепочку (систему) требуются для получения результата проектирования.

    Готовность  к  проектной деятельности есть некая  способность, которая проявляется, используется в момент необходимости  ее применить. Способности формируются  в деятельности и в ней же проявляются. Готовность к  проектной деятельности как способность также должна формироваться в деятельности. Деятельностный подход в образовательном процессе предполагает организацию мотивированной и целенаправленной деятельности учащегося, в ходе которой осваиваются способы действий, операций, способы деятельности [15; с.52-53].

    О деятельностном содержании образования впервые заговорил В.В.Давыдов. Под деятельным содержанием образования он понимал «способ деятельности» как усваиваемое понятие. Способ деятельности, все элементы которого последовательно выполнены ребенком, затем интериоризируется и вращивается внутрь сознания ребенка, составляя основу его способностей [6; с.53].  Проектная деятельность формируется как способность к формулированию и разрешению проблем.

Информация о работе Проектные задачи в начальной школе