Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:40, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности использования проектных задач в процессе изучения математики.
Задачи исследования:
Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;
Раскрыть сущность понятия «проектная деятельность», «проектные задачи» в психолого-педагогической литературе;
Изучить опыт учителей начальной школы по использованию проектных задач;
Составить комплекс проектных задач на уроках математики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы проектной деятельности младших школьников............................................................................................................6
Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения…… …………………………………………………………………….6
Использование «проектных задач» в начальной школе в процессе изучения математики……………………………………………………………14
Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности.…………………………………………………………………….22
Глава II. Организация проектной деятельности младших школьников на уроках математики…………………………………….………………………...27
2.1 Анализ опыта учителей начальной школы по использованию «проектных задач» на уроках математики…………...………………………………………27
2.2 Комплекс проектных задач по математики для учащихся начальной школы………………………………………………………………………….....32
Заключение……………………………………………………………………….47
Литература……………………
Как формировать эту способность, готовность к проектной деятельности у младших школьников? Здесь мы будем иметь дело не только с деятельностным процессом, но и деятельностным содержанием образования [22; с.45].
Нами
предпринята попытка выделить систему
действий и операций, которые позволяют
осуществить проектную
Определяя первоочередность формирования проектных умений, заметим, что основным, центральным элементом проектной технологии является построение схемы применения необходимых действий. В простейшем случае это последовательное выполнение действий, решающих проектируемую проблему. Любое проектирование в своей основе содержит такие умственные действия, которые приводят к мысленному отбору и выстраиванию мероприятий, действий и операций в некую последовательность, позволяющую решить проектируемую проблему. В самом простом виде эти умственные действия мы можем видеть в планировании. Можно утверждать, что планирование и есть элементарное проектирование, если в итоге полученный план является планом решения некой проблемы. Именно поэтому обучение проектированию мы начинаем с умения планировать.
Вместе
с умением ставить цель умение
планировать поможет составлять
цепочку элементов
Нами
создана система для
Для самостоятельной работы учащимся от урока к уроку выделятся все более сложные и законченные действия и операции и даже этапы в полном цикле проектирования. Работа над заданиями происходит в групповой форме – создается необходимость проговаривать произвольные мыслительные действия и операции. В процессе обучения происходит интериоризация осваиваемых действий, а затем и осознанное их применение – экстериоризация. Групповая форма работы способствует и выработке навыков группового взаимодействия, коммуникативных умений [16; с.72].
Начинается обучение со 2 класса начальной школы. Курс называется «Проектная деятельность». Он рассчитан на три года. В школьном учебном плане по усмотрению администрации ему выделяется час. Занятия проводятся один раз в неделю со всем классом. Во 2 классе мы начинаем с формирования умения планировать. Уже к концу 2 класса и далее по курсу в заданиях постоянно ставится задача по планированию действий для разрешения простейших проблемных ситуаций. Самостоятельная активность школьников опирается на актуализацию знаний по всем предметам и их житейский опыт.
На уроках названного курса формируются:
Для усвоения деятельностного содержания образования – способов проектной деятельности – должна применяться рефлексия. Именно в системах рефлексивного мышления и рефлексивного сознания, представляющих собой совершенно особую форму мышления, деятельностные процессы превращаются в содержание[5; с.15]. Рефлексия одна из важнейших способностей, которая начинает складываться в младшем школьном возрасте [7; с.55]. В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман описали необходимые и достаточные условия начального образования, развивающего рефлексию [23; с.33].
Вспоминая интересные ситуации и задания курса, школьники рассказывают, что нравилось делать на уроках и что запомнилось, когда они огорчались и радовались, чему учились и чему еще необходимо учиться. «Для чего нужны уроки проектной деятельности?» Вот один из ответов на вопрос анкеты: «На них мы готовимся к взрослой жизни».
Результатом контрольных работ, проведенных год спустя, показали, что у учащихся, которые прошли такое обучение, сформированные в начальных классах проектные умения актуализируются [15; с.53-56].
Таким
образом, что именно в младшем школьном
возрасте закладывается ряд ценностных
установок, личностных качеств и отношений.
Если этот возраст рассматривается как
малозначимый, «проходной» для метода
проектов, то нарушается преемственность
между этапами развития учебно-познавательной
деятельности обучающихся и значительной
части школьников и не удается впоследствии
достичь желаемых результатов в проектной
деятельности. Поэтому необходимо начинать
вовлекать младших школьников в проектную
деятельность с первого класса.
Глава II. Организация проектной деятельности младших школьников на уроках математики
2.1 Анализ опыта учителей начальной школы по использованию «проектных задач» на уроках математики
Можно ли применять проектный метод в школе? Опыт учителей начальных классов убедительно показывает, что да. В данном параграфе мы проанализируем опыт учителей по использованию проектных заданий на уроках математики.
Учитель начальных классов Трунова А.И проектной и исследовательской работой со своими учениками занимается уже несколько лет. На уроках в начальной школе трудно создать объёмный проект, поэтому Антонина Ивановна использует на своих уроках метод проектных задач. В своей статье Антонина Ивановна показывает эффективность использования проектных задач на уроках в начальной школе. Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Основная цель проектных задач – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Своей работой Трунова А.И доказала, что только в процессе деятельности происходит развитие личности. И деятельность эта должна быть направлена на "открытие" нового знания. Урок с применением проектных задач задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении задачи, учит способу проектирования через специально разработанные задания [25; с. 58].
Многолетний опыт и научно-экспериментальная работа начальной школы гимназии № 121 г.Уфы (директор – заслуженный учитель В.И.Слабов) наглядно доказывают, что большим подспорьем в работе учителя по организации творческой проектной деятельности младших школьников на уроке могут стать нестандартные задания-исследования числовых закономерностей, описанные О.Д. Горшковой [4; с.45].
Работая с числовыми закономерностями, ученики открывают для себя немало интересных связей, переживают ситуацию успеха, активно сопереживают одноклассникам в поиске нестандартного решения. Помимо этого у учащихся формируются навыки анализа полученной информации. Заметим, что подобные задания могут быть использованы учителем для развития активного, самостоятельного, творческого мышления младшего школьника на любом этапе урока. В качестве примера приводится задача-исследование ряда чисел:
Дан ряд чисел: 13, 17, 21
-Что можно сказать об этих числах? (двузначные, нечетные, увеличиваются на 4)
-
Продолжите ряд влево,
-Разделите их на 2 равные части посередине и запишите в две строчки.
Ученики выполняют запись:
1 5 9 13 17
21 25 29 33 37
-Что
интересного заметили? (В числах,
записанных в столбике
-Сложите числа каждого столбика (22,30,38,46,54)
-Что можно сказать о них (нечетные, увеличиваются на 8)
-Используя цифры из подчеркнутого ряда, составьте верные равенства
(17+9=25, 13+17-1=29 и т.д)
-Сложите цифры из подчеркнутого ряда, начиная с самого маленького и самого большого (1+37=38, 5+33=38, 9+29=38 и т.д )
-Найдите разность этих чисел (37-1=36, 33-5=28, 29-9=20 и т.д)
-Запишите
результат в строчку (36,28,20…
-Что
можно сказать об этих числах?
(Каждое следующее число
-Найдите
лишнее число. Чем оно
Результаты данного опыта свидетельствуют о том, что школьники достаточно быстро отказываются от руководства учителя и берут управление в свои руки, предлагая выполнить новые задания. Это позволяет учителю перейти от малоэффективной работы к индивидуальной творческой учебно-исследовательской деятельности [20; с.44-48].
В
2005-2006 учебном году Центр «Образование»
проводил конкурс проектных работ.
Это был первый опыт широкого внедрения
метода проектов в образовательную
среду школ, сотрудничающих с Центром.
В конкурсе проектных работ в
начальной школе принимали
Однако не все работы можно назвать проектами в истинном смысле данного понятия. Часть работ содержит лишь некоторые составляющие проекта, как то:
а) теоретический материал, подобранный по обозначенной теме, но не имеющий логического оформления, систематизации представленных наработок;
б) работы по теме, заданной учителем, не имеющей личной значимости для ученика, не предлагающей решения конкретно обозначенной ребенком проблемы;
в) работы, выполненные не самостоятельно или по теме, не знакомой ребенку, а следовательно, не дающей реального результата.
Исключение в дальнейшей работе обозначенных ошибок позволит значительно повысить качество выполняемых обучающимися работ.
Неотъемлемой частью проектной деятельности является презентация, поскольку она позволяет раскрыться ребенку, полноценно представить результат своего труда, обозначить наиболее важные моменты выбранной им темы.
Анализ презентационных выступлений, представленных участниками конкурса, позволил выделить следующие типичные ошибки:
а) содержание презентации дублирует содержание проектной работы, представленной учеником;
б) презентация является обширным и развернутом докладом, подготовленным на основе материалов работы, причем насыщенность содержания доклада превышает насыщенность содержания работы;
в) презентация составлена из бессистемно выбранных фрагментов проектной работы.
Конкурс проектов, являясь инновационной формой работы по развитию одаренности школьников, позволил значительно увеличить число учеников, принимающих участие в подобных мероприятиях, предоставив обучающимся дополнительную возможность самореализации, представляя себя в новом качестве активного участника образовательного процесса.