Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:40, курсовая работа
Цель исследования: изучить возможности использования проектных задач в процессе изучения математики.
Задачи исследования:
Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;
Раскрыть сущность понятия «проектная деятельность», «проектные задачи» в психолого-педагогической литературе;
Изучить опыт учителей начальной школы по использованию проектных задач;
Составить комплекс проектных задач на уроках математики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы проектной деятельности младших школьников............................................................................................................6
Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения…… …………………………………………………………………….6
Использование «проектных задач» в начальной школе в процессе изучения математики……………………………………………………………14
Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности.…………………………………………………………………….22
Глава II. Организация проектной деятельности младших школьников на уроках математики…………………………………….………………………...27
2.1 Анализ опыта учителей начальной школы по использованию «проектных задач» на уроках математики…………...………………………………………27
2.2 Комплекс проектных задач по математики для учащихся начальной школы………………………………………………………………………….....32
Заключение……………………………………………………………………….47
Литература……………………
Задание 4.
Снова объединитесь в группы и проверьте друг у друга правильность выполнения задания 3. На этот раз у всех должно получиться одно и то же разбиение квадрата на части и одинаковая раскраска частей.
Убедившись в правильности выполнения задания 3, разрежьте свои квадраты на части. Положите раскрашенные части квадрата в ваши маленькие конверты и подпишите их (на каждом конверте должно быть написано имя).
2-й этап (игра)
Теперь вы готовы начать игру. Как и в любой игре, вам необходимо пройти несколько уровней. Каждый последующий уровень отличается от предыдущего сложностью. На каждом уровне вы найдете инструкции. Следуйте их указаниям — и вы достигнете цели.
Итак, играем. Желаем удачи!
Задание 5 (1-й уровень). Соберите фигуру из частей (большой конверт № 1).
Вам предлагается группой из трех человек собрать фигуру из частей, находящихся в большом конверте, и наклеить ее на лист бумаги формата А4. На этом листе уже нарисована пунктиром базовая линия, относительно которой будут проводиться ваши построения. (Инструкцию см. Приложение)
Задание 6 (2-й уровень). Работая индивидуально со своим танграмом (конверт № 2), собери фигуру по заданной инструкции. (Инструкция см. Приложение)
Задание 7 (3-й уровень). Еще раз объединитесь в группы и придумайте свой вариант игры «Танграм». (Инструкция см. Приложение) [2; с.115-121]
Заключение
В процессе работы над темой исследования на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате составления комплекса задний, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется проектной деятельности на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.
Проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения. Но если в основной школе она решает и возрастные задачи, то в младшей становится служебной, вспомогательной. Она помогает разнообразить образовательный процесс, поддерживать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников. Работа учащихся в рамках учебного проекта должна быть в значительной степени самостоятельной.
Для осуществления познавательной деятельности учащихся используются проектные задачи. Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Появление
проектных задач в
Исходя
из опыта реализации проектных задач
учителями начальной школы, мы можем
утверждать, что систематическое
решение детьми проектных задач
с 1-4 класс позволяет создать
Проектная деятельность не однородна на разных этапах школьной жизни ребенка; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному.
Для
младших школьников проектная деятельность
мотивирована стремлением к
Список использованной литературы:
Приложение
Проектная задача «Путешествие на планету Математикус».
День первый – город Признакус
Комментарий к заданию 1.
Каждой группе выдаются:
1) карточка-помощник – лист бумаги формата A4, разделенный на 3 части. В первой части нарисованы (или наклеены) желтый круг и желтый треугольник, во второй – черный круг и красный круг;
2) конверт с набором фигур: синий круг, красный треугольник, желтый квадрат, синий прямоугольник, желтый овал, зеленый круг.
Примечание: все фигуры на листе и в конверте должны быть примерно одинаковых размеров.
Учащиеся должны разложить фигуры из конверта по кучкам (наклеить на соответствующую часть листа). В одну кучку должны попасть все желтые фигуры, в другую – все круги, в третью – красный треугольник и синий прямоугольник.
Комментарий к заданию 2.
Каждой группе выдаются:
1) заготовка карточки-помощника – лист бумаги формата A4, разделенный на 3 части, озаглавленные: «Коллекция Бима», «Коллекция Бома», «Общая коллекция»;
2) конверт с набором фигур, среди которых имеются несколько желтых, несколько квадратов, причем есть квадраты желтого цвета. Целесообразно также включить в набор фигуры, не подходящие ни к одной из трех коллекций. Интересно, отложат ли их дети в сторону или будут пытаться во что бы то ни стало включить в одну из коллекций (скорее всего, в третью).
Комментарий к заданию 3.
Задание
на поиск закономерностей, связанных
с формой и цветом.
Учащимся предлагается нарисовать (или
наклеить) подходящие фигуры на нужных
местах. На первом рисунке фигуры в среднем
ряду должны иметь такую же форму, как
соответствующие фигуры из нижнего ряда,
а цвет – как соответствующие фигуры из
верхнего ряда. На нижнем рисунке все фигуры
в среднем ряду серого цвета, а их форма
– такая же, как у соответствующих фигур
верхнего ряда.
Комментарий к заданию 4.
Задание продолжает классификацию предметов (геометрических фигур), но правила классификации сформулированы в усложненной форме – через отрицание. В каждую группу выдается набор фигур:
1) три
квадрата произвольного
2) два
зеленых треугольника разного
размера – это фигуры для коллекции Топа;
3) желтый круг – фигура, подходящая для
обеих коллекций;
4) зеленый квадрат – «лишняя» фигура.
С диагностической точки зрения интересно, прежде всего, как поступят учащиеся с желтым кругом. В идеале, они должны перенести на данную ситуацию опыт, полученный при выполнении задания 2, – самостоятельно создать третью коллекцию, общую для Типа и Топа. Неплохим решением будет также отдать желтый круг Топу, т.к. в его коллекции меньше фигур. Крайне желательно, чтобы эксперт-наблюдатель установил, на каком основании первоклассники приняли то или иное решение.
Как вариант, можно предложить парную работу над этим заданием: один из первоклассников исполняет роль Типа, а другой – Топа. В этом случае ситуация неоднозначного выбора превращается в реальную конфликтную ситуацию, возможные выходы из которой рассмотрены выше.
Комментарий к заданию 5.
Задание подводит итог первому дню работы учащихся над проектной задачей. Текст задания (естественно, он должен быть прочитан вслух учителем) дает другое толкование продукту, выполненному учащимися. Собранные ими коллекции фигур становятся «карточками-помощниками» для персонажей-счетоводов.
Сбор всех карточек возвращает детей ко всем ранее выполненным заданиям и их результатам.
Карточки-помощники
в дальнейшем станут рабочим инструментом
учащихся на протяжении всей начальной
школы на уроках математики и других
предметов. С педагогической точки
зрения составление учащимися
Комментарий к заданию 1.
Задание на взаимное расположение предметов. Здесь пока не акцентируется относительность понятий «слева», «справа» – это будет сделано в следующих заданиях. В то же время задание не так просто для первоклассников, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, дети должны удерживать одновременно две группы условий: любимые цвета счетоводов и их размещение за столом. Во-вторых, может показаться, что в задании не хватает данных – ничего не сказано о том, где сидит Бом. В действительности место, оставшееся после того, как найдены места остальных счетоводов, – это и есть место Бома (напротив Бима).
Комментарий к заданию 2.
Выполняя это задание, первоклассники должны увидеть, что говорить о расположении какого-либо предмета справа или слева можно только с позиции какого-либо наблюдателя – какого именно, нужно понять из рассматриваемой ситуации. В нашем случае необходимо встать в позицию сидящего на том или ином месте за столом. Перед переходом к следующему заданию должны быть сняты все неясности и сомнения – возможно, с помощью «консультанта»-пятиклассника. Это лучше всего сделать, поворачивая рисунок так, чтобы сомневающийся первоклассник оказался в позиции персонажа, сидящего на том или ином месте. Указывать, кто из счетоводов занимает какое место, при выполнении задания не нужно.
Комментарий к заданию 3.
Задание можно считать обратным по отношению к заданию 2. Если в предыдущем задании дети должны были разместить предметы по описанию расположения их мест, то здесь они сами составляют такое описание. При выполнении задания можно воспользоваться тем же способом: поворачивать рисунок (на этот раз – рисунок из задания 1) так, чтобы занять позицию соответствующего персонажа. То же самое можно проделать и мысленно.
В задании нужно описать четыре взаимных расположения персонажей (заготовки желательно дать на отдельных листах). Хорошо, если учащиеся догадаются распределить эту работу между членами группы (можно и подсказать им). После этого они должны обсудить результаты и прийти к единому мнению либо самостоятельно, либо с помощью консультанта или учителя.
Комментарий к заданию 4.
Итоговое задание второго дня – дети должны изготовить карточку-помощника, следуя инструкции.
Для повышения интереса, а также чтобы вспомнить материал предыдущего дня, учащимся предлагается: 1) вырезать из трех листов цветной (красной, зеленой и синей) бумаги, на каждом из которых заранее нарисованы круг, квадрат и треугольник, только заданные фигуры; 2) наклеив их на лист белой бумаги в требуемом расположении, получить заготовку карточки-помощника. Это еще не окончательный продукт. Чтобы закончить работу, нужно приклеить к заготовке полоску бумаги с напечатанным на ней предложением: «Квадрат находится справа от круга, но слева от треугольника». Если полоска приклеена неправильно (например, вверх ногами), карточка из помощника превратится в обманщика.