Проект «Семья»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:14, творческая работа

Описание работы

Цели:
 развитие свободной, творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
 обеспечение непрерывного развития воспитанника как субъекта саморазвития в процессе его деятельности и обучения средствами комплексного взаимодействия семьи и педагогов;
 содействовать укреплению внутрисемейных связей, взаимоотношений в системе «детский сад – семья».

Работа содержит 1 файл

проект семья.doc

— 414.50 Кб (Скачать)


 

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» п. Пурпе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Семья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель – логопед: А.В. Карпова

п.Пурпе

                                      

                                         2009 год

 

 

 

 

        Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам д. И. Писарева, «...только в молодости человек может развернуть и воспитать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте; если что-то не развилось в молодости, то остается неразвитым на всю жизнь». Физическое, сенсорное, умственное, нравственное и эстетическое воспитание и развитие должно осуществляться в органическом единстве. Сенсорное и эмоциональное развитие, характерное для семейного воспитания, предопределяет умственное развитие ребенка. Развитие любознательности ведет к развитию мышления, а развитие мышления к умственному развитию. Вот почему необходимо педагогически организованное воздействие.
Любознательность, пытливость, желание узнавать — это те самые первые, самые необходимые черты характера, которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к школе, к будущей жизни в целом. Воспитание детей в семье и в ДОУ преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный - подход к воспитанию.
Специалисты по дефектологии считают, что одной из причин устойчивой неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства со стороны детского сада и семьи. Педагогическое сотрудничество родителей, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью: диалог, умение отстаивать собственную точку зрения и интересы ребенка поможет родителям преодолеть собственный авторитаризм, познать индивидуальные особенности своих детей, общие закономерности психического развития.

Родители и педагоги должны быть ознакомлены с задачами воспитания и развития детей вовремя и одновременно. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защит эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома, и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

 

 


Тема проекта: «Семья».

 

Тип проекта: индивидуальный,  познавательно-творческий.

 

Цели:

        развитие свободной, творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

                  обеспечение непрерывного развития воспитанника как субъекта саморазвития в процессе его деятельности и обучения средствами комплексного взаимодействия семьи и педагогов;

                  содействовать укреплению внутрисемейных связей, взаимоотношений в системе «детский сад – семья».

 

Задачи:

1.Создать единый проект для педагогов и родителей по реализации воспитательно-образовательных задач в рамках и при поддержке семьи.
2. Создать систему в работе по воспитанию детей в семье, структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей комплексный характер.
3. Взаимодействовать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка:
— выявить характер семейные взаимоотношений, авторитет родителей;
определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;
— целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;
— учитывать пожелания родителей, их предложения;
— познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.
4. Помочь родителям рассматривать процесс воспитания и развития ребенка как диалог со своим ребенком на основе знания психологических особенностей возраста, учитывая его интересы, способности. Внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах д/сада.
5. Обеспечить двойную защиту детей (со стороны родителей и педагогов), эмоциональный комфорт.
6. Привлечь внимание педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.

 

Участники проекта:

 дети;

 педагоги;

 родители;

 заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе;

 специалисты ДОУ.

 

Срок реализации проекта – долгосрочный (в течение учебного года)

 

Предмет исследования – внутрисемейные и общесемейные отношения.

 

Предполагаемый результат

       Укрепление отношений в рамках «Детский сад – дети – семья» путем совместной деятельности в реализации проекта.

       Расширение знаний о внутрисемейных связях и как результат – создание генеалогического древа.

 


Календарная модель реализации проекта «Семья»

 

 

Ме-сяц

 

 

Формы работы

Сентябрь - октябрь

I и II младшие группы. Изучение индивидуальных особенностей семьи, ее воспитательных возможностей. Анкетирование, беседы с родителями, детьми, посещение на дому, классификация семей по видам (по количеству детей, по степени благополучия).
Средняя группа. Предложить детям представить себе, что они воспитываются в среде животных: какими бы животными они изобразили маму и папу (по характеру: кошка — ласковая, лев — сильный и т.п.). Попросить изобразить это в рисунке.
Старшая, подготовительная к школе группы. Составление детьми рассказа «Наша семья». Рисование на тему: «Кто главный в моей семье». (Запись рассказа сделать на магнитофоне).
Для всего дошкольного учреждения. Консультация «Роль родителей в адаптации детей в детском саду».

Ноябрь

Занятие с родителями. Тема «Что Вы знаете о своем ребенке?» (со всеми типами семей). Знакомство родителей с ответами и рисунками детей.
Встреча с педиатром и психологом. Дать представление об особенностях развития ребенка в зависимости от возраста (память, мышление, внимание, поведение). Использовать фрагменты из книг К. Чуковского «От двух до пяти» и «Знаете ли Вы своего ребенка» Г. Филипчук. Помочь выявить индивидуальные особенности детей, ориентировать родителей на учет индивидуальности своего ребенка.
Предложить родителям задание на дом: составить перечень, в чем нуждаются их дети, по степени значимости: движения, игра с родителями, с друзьями, красивые вещи, лакомства, ласка, похвала.
Выявить причины неблагополучия семей. Индивидуальные беседы с родителями из неблагополучных семей (понимают ли они, что их семья нуждается в «лечении», какие видят пути выхода из создавшейся ситуации).
Индивидуальные беседы с членами формально благополучных семей. Цель: повернуть родителей лицом к ребенку, защитить детей от неоправданных наказаний, грубостей, несправедливости.
Консультация для родителей из полных, измененных семей: «Обязанности и права родителей по воспитанию детей».
Групповые родительские собрания: знакомство с режимом дня данной группы, правилами поведения детей в помещениях, во дворе, правами и обязанностями родителей, основными мероприятиями детского сада в учебном году.

Декабрь

Игры с детьми (работа со всеми типами семей).
Родителям предлагается понаблюдать за игровой деятельностью детей в детском саду.
Деловая игра с родителями «Покупка игрушки». Разбор педагогических ситуаций с родителями. Издание газеты о жизни детей дома и в детском саду с помощью родителей и детей.
Вечерний праздник (маскарад или бал).
Консультация: «Чем занять детей дома?».

«Домашняя мастерская». Рекомендации родителям с 2-3 детьми в семье, полных сложных семей по обучению младших детей старшими и взрослыми разнообразным приемам и элементам трудового процесса, использованию умений и сноровки бабушек и дедушек.

 

Январь

 

Тема «Как воспитать ребенка послушным».
Цель: дать родителям представление о формах и методах воспитания послушания.
Индивидуальные беседы с родителями всех типов семей. Обсуждение особенностей поведения, характера, привычек ребенка.
Анкетирование отцов из полных, измененных семей.
Анкетирование родителей полных простых и сложных семей.
Консультация для родителей всех типов семей: «Ругать можно, а хвалить нужно».
Анализ конфликтных ситуаций (со всеми типами семей). Ситуация «Я — это он» для представителей семей с одним, двумя, тремя детьми. Представьте себе, как поведет себя ребенок, если его оторвать от любимого занятия, не купить понравившееся лакомство.
Консультации для родителей неблагополучных и формально благополучных семей: «Права и обязанности родителей».

Детско-родительская гостиная «Поговорим о Ваших правах».
Круглый стол. Встреча с родителями всех типов семей: «Поговорим о хороших манерах».

Февраль

Если ребенка воспитывает одна мама.
Тематическая встреча: «Быть матерью не так просто, как обычно думают».
Выставка методической литературы.
Анализ конфликтных ситуаций. Советы воспитателя.
Консультация: «От скуки на все руки». Цель: как научить ребенка использовать свое свободное время.
«Поговорим за чашкой кофе». Знакомство с некоторыми главами из книги Б. Спока «Разговор с матерью» (можно взять другую книгу).
Советы педагога: «Растить мужчину».

Март

Обучение дошкольников дома (работа со всеми типами семей)
Цель: дать родителям представление об объеме знаний и навыков, которыми должны владеть их дети в том или ином возрасте, о методах их домашнего обучения.
День открытых дверей. Открытые занятия для родителей по различным возрастным группам детей.
Консультация: «Обучение увлечением».
Выставка рекомендуемых пособий для развития познавательных способностей детей.
Встреча с учителем школы родителей детей подготовительной к школе группы: «Ребенок идет в первый класс».
Памятка для родителей. «Психологическая готовность родителей к школе».

 

Апрель

 

Большая семья (работа с полными, сложными семьями)
Цель: помочь взрослым членам полных, сложных семей достичь единогласия в вопросах воспитания детей. Выставка: «Дома вместе с папой».
Тематическая встреча с отцами: «Роль отца в воспитании личности ребенка».
Консультация: «Вечный компромисс».
Размышления дедушки (бабушки). Обмен опытом.
Групповой праздник. Конкурс бабушек: «К бабушке на пироги».
Беседа с бабушками и дедушками: «Когда одной любви недостаточно».

Составление генеалогического древа семьи.

Май

Работа с различными типами семей
Дежурства родителей в детском саду. Помощь по уходу за детьми, участие в ремонте оборудования, игрушек, мебели.
Консультации, юридические справки:
а) для родителей полных, измененных семей: усыновление (удочерение), изменение фамилии;
б) для родителей неблагополучных семей: лишение родительских прав.
Досуг в семье. Обмен опытом.
Родительское собрание. Знакомство с планом работы детского сада в летний период. Задачи родителей.
«Как организовать отдых ребенка летом». Советы педагога. «Опасные ситуации в жизни детей. Первая помощь при несчастных случаях». Рекомендации врача.


Алгоритм взаимодействия с семьей

 

Аспекты взаимодействия с родителями в рамках проекта «Семья». Задачи. Пути реализации.

по виду

 

по количеству детей

по благополучию


1 блок - диагностический
Работа с педагогическим коллективом по организации взаимодействия с семьей

Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием — соблюдение педагогического такта и гибкости.

Рекомендуемые методы:

— Ближе познакомиться с родителями.

— Установить контакт с родителями с помощью верного тона разговора, конкретных, точных ответов.
— Выявить структуру семьи и ее психологический климат (сколько человек, возраст, образование, отношения между взрослыми в семье, профессии взрослых).

— Выявить формы семейных отношений:

а) гуманизм или жесткость,
б) ответственность или стихийность,
в) взаимопонимание или недоверие,
г) взаимопомощь или неуважение.

— Определить микроклимат в семье:

а) какой фон семейной жизни преобладает — положительный или отрицательный,

б) каковы причины семейных конфликтов,
в) причины отрицательных переживаний детей и родителей,
г) как разрешаются конфликты.
— Выявить положение матери и отца в семье:
а) степень участия в воспитательном процессе,
б) степень участия в организации семейной жизни (хозяйственно-бытовая деятельность, отдых),
в) наличие желания воспитывать ребенка.
— Определить педагогические возможности семьи:
а) наличие или отсутствие системы воспитания (осознание целей, задач и методов воспитания),
б) уровень педагогической культуры и потенциальные педагогические возможности родителей,
в) знание своего ребенка,
г) объективность в оценке его поведения,
д) характер влияния родителей на детей,
е) какие черты характера ребенка вызывают у родителей тревогу
ж) какие методы воспитания родители используют.
— Чем наполнена жизнь ребенка в семье:
а) наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевых играх
«Дочки-матери», «Семья» и т.д.,
б) изучение рассказов детей на тему: «Наша семья»,
в) изучение рисунков детей «Мой дом», «Моя семья» и т.д.,
г) опрос детей.
 

Какие сведения должен собрать педагог до начала работы с детьми
(в помощь начинающему воспитателю в работе с родителями)
1. Физическое состояние ребенка до поступления в ДОУ.
2. Своевременность психического развития, развития активной речи, двигательных реакций и других показателей.
3. Проявление положительных и отрицательных эмоций в различных ситуациях со взрослыми членами семьи и сверстниками.


Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями
Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на сегодня одна из самых сложных проблем. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены самим себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома — прогулка.
Поскольку организация индивидуальной работы с родителями вызывает наибольшие затруднения, важно установить с ними доверительный контакт, найти верный тон разговора. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
— никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка;
— отметьте сначала положительные факты его жизни;
— замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо;
— если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;
— желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы;
— надо вселять в родителей веру в своего ребенка;
— щадите самолюбие родителей;
— не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.
 

Социальный анамнез семьи
Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения.
Детский сад осуществляет социальный анамнез семей. Входе изучения семей выявляются следующие данные:
1. Возраст родителей:
а) до 25 лет (члены молодой семьи чаще ориентированы на решение своих личных проблем и продвижение в карьерном росте, в то время как воспитание ребенка подчас осуществляется стихийно);
б) старше 25 лет (у родителей в это время, как правило, уже сформирована потребность заниматься ребенком. Интересы и потребности малыша занимают доминантное положение в иерархии потребностей этой семьи).
2. Образование и профессия (позволяет определить социальный статус семьи и возможный уровень материального благополучия).
3. Состав семьи — полные, неполные семьи, простые, сложные, измененные (говорит об участии в воспитательном процессе бабушек, дедушек, отчимов, мачех, а также о наличии в семье других детей).
Все это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
Как определить положение ребенка в семье
(советы воспитателям)

Понаблюдайте:

1. Как ребенок встречает своих родителей.
2. Как происходит расставание детей с родителями.
3. Как разговаривают родители с детьми (тон, мимика).
4. Как родители реагируют на отрицательные факты поведения детей.

Информация о работе Проект «Семья»