Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:14, творческая работа
Цели:
развитие свободной, творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
обеспечение непрерывного развития воспитанника как субъекта саморазвития в процессе его деятельности и обучения средствами комплексного взаимодействия семьи и педагогов;
содействовать укреплению внутрисемейных связей, взаимоотношений в системе «детский сад – семья».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» п. Пурпе
Проект «Семья»
Учитель – логопед: А.В. Карпова
п.Пурпе
Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам д. И. Писарева, «...только в молодости человек может развернуть и воспитать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте; если что-то не развилось в молодости, то остается неразвитым на всю жизнь». Физическое, сенсорное, умственное, нравственное и эстетическое воспитание и развитие должно осуществляться в органическом единстве. Сенсорное и эмоциональное развитие, характерное для семейного воспитания, предопределяет умственное развитие ребенка. Развитие любознательности ведет к развитию мышления, а развитие мышления к умственному развитию. Вот почему необходимо педагогически организованное воздействие.
Любознательность, пытливость, желание узнавать — это те самые первые, самые необходимые черты характера, которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к школе, к будущей жизни в целом. Воспитание детей в семье и в ДОУ преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный - подход к воспитанию.
Специалисты по дефектологии считают, что одной из причин устойчивой неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства со стороны детского сада и семьи. Педагогическое сотрудничество родителей, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью: диалог, умение отстаивать собственную точку зрения и интересы ребенка поможет родителям преодолеть собственный авторитаризм, познать индивидуальные особенности своих детей, общие закономерности психического развития.
Родители и педагоги должны быть ознакомлены с задачами воспитания и развития детей вовремя и одновременно. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защит эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома, и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.
Тема проекта: «Семья».
Тип проекта: индивидуальный, познавательно-творческий.
Цели:
развитие свободной, творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
обеспечение непрерывного развития воспитанника как субъекта саморазвития в процессе его деятельности и обучения средствами комплексного взаимодействия семьи и педагогов;
содействовать укреплению внутрисемейных связей, взаимоотношений в системе «детский сад – семья».
Задачи:
1.Создать единый проект для педагогов и родителей по реализации воспитательно-образовательных задач в рамках и при поддержке семьи.
2. Создать систему в работе по воспитанию детей в семье, структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей комплексный характер.
3. Взаимодействовать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка:
— выявить характер семейные взаимоотношений, авторитет родителей;
определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;
— целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;
— учитывать пожелания родителей, их предложения;
— познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.
4. Помочь родителям рассматривать процесс воспитания и развития ребенка как диалог со своим ребенком на основе знания психологических особенностей возраста, учитывая его интересы, способности. Внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах д/сада.
5. Обеспечить двойную защиту детей (со стороны родителей и педагогов), эмоциональный комфорт.
6. Привлечь внимание педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.
Участники проекта:
дети;
педагоги;
родители;
заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе;
специалисты ДОУ.
Срок реализации проекта – долгосрочный (в течение учебного года)
Предмет исследования – внутрисемейные и общесемейные отношения.
Предполагаемый результат
Укрепление отношений в рамках «Детский сад – дети – семья» путем совместной деятельности в реализации проекта.
Расширение знаний о внутрисемейных связях и как результат – создание генеалогического древа.
Календарная модель реализации проекта «Семья»
Ме-сяц
|
Формы работы |
Сентябрь - октябрь | I и II младшие группы. Изучение индивидуальных особенностей семьи, ее воспитательных возможностей. Анкетирование, беседы с родителями, детьми, посещение на дому, классификация семей по видам (по количеству детей, по степени благополучия). |
Ноябрь | Занятие с родителями. Тема «Что Вы знаете о своем ребенке?» (со всеми типами семей). Знакомство родителей с ответами и рисунками детей. |
Декабрь | Игры с детьми (работа со всеми типами семей). «Домашняя мастерская». Рекомендации родителям с 2-3 детьми в семье, полных сложных семей по обучению младших детей старшими и взрослыми разнообразным приемам и элементам трудового процесса, использованию умений и сноровки бабушек и дедушек. |
Январь
| Тема «Как воспитать ребенка послушным». Детско-родительская гостиная «Поговорим о Ваших правах». |
Февраль | Если ребенка воспитывает одна мама. |
Март | Обучение дошкольников дома (работа со всеми типами семей) |
Апрель
| Большая семья (работа с полными, сложными семьями) Составление генеалогического древа семьи. |
Май | Работа с различными типами семей |
Алгоритм взаимодействия с семьей
Аспекты взаимодействия с родителями в рамках проекта «Семья». Задачи. Пути реализации.
по виду
по количеству детей
по благополучию
1 блок - диагностический
Работа с педагогическим коллективом по организации взаимодействия с семьей
Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием — соблюдение педагогического такта и гибкости.
Рекомендуемые методы:
— Ближе познакомиться с родителями.
— Установить контакт с родителями с помощью верного тона разговора, конкретных, точных ответов.
— Выявить структуру семьи и ее психологический климат (сколько человек, возраст, образование, отношения между взрослыми в семье, профессии взрослых).
— Выявить формы семейных отношений:
а) гуманизм или жесткость,
б) ответственность или стихийность,
в) взаимопонимание или недоверие,
г) взаимопомощь или неуважение.
— Определить микроклимат в семье:
а) какой фон семейной жизни преобладает — положительный или отрицательный,
б) каковы причины семейных конфликтов,
в) причины отрицательных переживаний детей и родителей,
г) как разрешаются конфликты.
— Выявить положение матери и отца в семье:
а) степень участия в воспитательном процессе,
б) степень участия в организации семейной жизни (хозяйственно-бытовая деятельность, отдых),
в) наличие желания воспитывать ребенка.
— Определить педагогические возможности семьи:
а) наличие или отсутствие системы воспитания (осознание целей, задач и методов воспитания),
б) уровень педагогической культуры и потенциальные педагогические возможности родителей,
в) знание своего ребенка,
г) объективность в оценке его поведения,
д) характер влияния родителей на детей,
е) какие черты характера ребенка вызывают у родителей тревогу
ж) какие методы воспитания родители используют.
— Чем наполнена жизнь ребенка в семье:
а) наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевых играх
«Дочки-матери», «Семья» и т.д.,
б) изучение рассказов детей на тему: «Наша семья»,
в) изучение рисунков детей «Мой дом», «Моя семья» и т.д.,
г) опрос детей.
Какие сведения должен собрать педагог до начала работы с детьми
(в помощь начинающему воспитателю в работе с родителями)
1. Физическое состояние ребенка до поступления в ДОУ.
2. Своевременность психического развития, развития активной речи, двигательных реакций и других показателей.
3. Проявление положительных и отрицательных эмоций в различных ситуациях со взрослыми членами семьи и сверстниками.
Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями
Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на сегодня одна из самых сложных проблем. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены самим себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома — прогулка.
Поскольку организация индивидуальной работы с родителями вызывает наибольшие затруднения, важно установить с ними доверительный контакт, найти верный тон разговора. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
— никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка;
— отметьте сначала положительные факты его жизни;
— замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо;
— если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;
— желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы;
— надо вселять в родителей веру в своего ребенка;
— щадите самолюбие родителей;
— не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.
Социальный анамнез семьи
Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения.
Детский сад осуществляет социальный анамнез семей. Входе изучения семей выявляются следующие данные:
1. Возраст родителей:
а) до 25 лет (члены молодой семьи чаще ориентированы на решение своих личных проблем и продвижение в карьерном росте, в то время как воспитание ребенка подчас осуществляется стихийно);
б) старше 25 лет (у родителей в это время, как правило, уже сформирована потребность заниматься ребенком. Интересы и потребности малыша занимают доминантное положение в иерархии потребностей этой семьи).
2. Образование и профессия (позволяет определить социальный статус семьи и возможный уровень материального благополучия).
3. Состав семьи — полные, неполные семьи, простые, сложные, измененные (говорит об участии в воспитательном процессе бабушек, дедушек, отчимов, мачех, а также о наличии в семье других детей).
Все это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
Как определить положение ребенка в семье
(советы воспитателям)
Понаблюдайте:
1. Как ребенок встречает своих родителей.
2. Как происходит расставание детей с родителями.
3. Как разговаривают родители с детьми (тон, мимика).
4. Как родители реагируют на отрицательные факты поведения детей.