Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:27, доклад
Конец XX — начало XXI века ознаменовались существенными преобразованиями структурных и содержательных сторон системы образования в Республике Беларусь, что в большой степени обусловливается сменой образовательных парадигм. Переход от знаниевой к личностно ориентированной парадигме образования вызывает большой интерес к проблеме социализации как механизму становления личности. Акцентирование внимания на обеспечении условий для полноценной социализации детей с интеллектуальной недостаточностью в период школьного обучения является особенно важным.
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ
И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
(УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ)
О. Т, Навцевич,
аспирантка
Национального института
Конец XX — начало XXI века ознаменовались существенными преобразованиями структурных и содержательных сторон системы образования в Республике Беларусь, что в большой степени обусловливается сменой образовательных парадигм. Переход от знаниевой к личностно ориентированной парадигме образования вызывает большой интерес к проблеме социализации как механизму становления личности. Акцентирование внимания на обеспечении условий для полноценной социализации детей с интеллектуальной недостаточностью в период школьного обучения является особенно важным. Данное утверждение основывается на достаточно хорошо разработанном в специальной психологии положении о трудностях развития и формирования личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф и др.).
Большое значение для успешной социализации имеет полноценная социальная адаптация. Остановимся более подробно на сущностных характеристиках данных процессов и их соотношении. Понятия «социализация» и «социальная адаптация» взаимосвязаны и выражают взаимоотношения индивида и общества, но раскрывают разные стороны этого процесса. Если социализация представляет собой процесс социального становления человека, то адаптация — активного приспособления его к окружающему миру. Социальная адаптация рассматривается в качестве механизма социализации (Г. М. Андреева, В. Ю. Карвялис, И. А. Мирославова, А. А. Налчаджян, Б. Д. Парыгин, Л. М. Растова и др.).
Разработка проблемы социализации стала активно осуществляться в науке с 60-х гг. XX века и является одной из наиболее активно исследуемых в современной педагогике, психологии и социологии. Большой вклад в разработку понятия социализации внесли Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин, Б. Д. Парыгин, А. В. Руденко и др. Анализ литературы показывает, что за полувековой период взгляды на характеристики феномена социализации претерпели значительную эволюцию. В первых редакциях социализация представляется как достаточно пассивный и односторонний процесс приобщения и адаптации человека к социуму на основе усвоения им социальных норм и отношений. Так, например, Б. Д. Парыгин (1967) определял социализацию как «процесс вхождения в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которые вслед за своими предшественниками повторяет каждый индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития». Со временем в разработке проблемы социализации акцент сместился на определение ее механизмов, учет специфики, неповторимости индивидуальных черт социальной ситуации развития и понимание закономерностей становления личности. Например, И. С, Кон (1989) определяет социализацию как «совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества». Она включает не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности, В новейшем философском словаре социализация определяется как «процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм» (М. А, Можейко, 1998).
В большинстве определений отмечается, что социализация есть процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность приемлемым для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но прежде всего через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности, Социализация осуществляется в филогенезе и онтогенезе. Как в плане исторического развития человека, так и в онтогенезе личность есть не предпосылка, а результат социализации индивида, Процесс социализации каждого человека протекает под действием большого числа факторов, которые условно можно свести к трем группам: макрофакторы (общество, государство, планета, мир, космос), мезофакторы (этнокультурные условия и тип поселения, в которых живет человек) и микрофакторы (семья, детский сад, школа, внешкольные детские учреждения, религиозные организации, общество сверстников, средства массовой коммуникации и другие институты воспитания). Все они взаимосвязаны, в различной степени непосредственно или опосредованно влияют на каждого конкретного человека, сами динамично изменяются, меняется их удельный вес в социализации подрастающих поколений. Каждый человек выступает и объектом, и субъектом социализации. По мнению отечественного исследователя С.Д. Лаптенка (1994), «решающим фактором социализации личности являются реальные социокультурные условия — в семье, учебном коллективе, на производстве, в общественно-политических формированиях и культурно-просветительских учреждениях. При этом, как бы хорошо ни была налажена учебно-воспитательная работа в учебное время, основная тяжесть личностного самоутверждения приходится на организованные и стихийные формы жизнедеятельности детей и подростков вне учебной среды»,
Социализация — процесс двусторонний. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит, с другой — в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт.
Живя среди людей, ребенок с интеллектуальной недостаточностью должен вести себя, по возможности, в соответствии с теми нормами и традициями, которые выработало общество, окружающее его в данный момент, Чтобы этого достичь, ребенку с интеллектуальной недостаточностью необходимо испытывать со стороны окружающих постоянное воздействие ряда, факторов, позволяющих ему нормально развиваться и достигать необходимого уровня в своем развитии. Социализация любого ребенка происходит в процессе его совместной деятельности и общения со взрослыми и сверстниками. Процесс социализации ребенка с легкой интеллектуальной недостаточностью протекает на ограниченной интеллектуальной основе, что требует специального коррекционно-педагогического подхода к обеспечению усвоения таким ребенком социального опыта. Главный акцент в социализации ребенка с интеллектуальной недостаточностью должен делаться не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определенной системы ценностей, сколько на создании определенных условий для его социализации.
Понятие «адаптация» относится к группе общенаучных понятий и используется во многих отраслях знаний. Впервые термин «адаптация» был введен немецким физиологом Аубертом в 1865 году и означал в биологическом аспекте «приспособление» живых организмов к окружающей среде. В дальнейшем этот термин стал употребляться в более широком смысле — как всякое приспособление живого организма к условиям существования. Так как адаптация является свойством любого живого организма, она присуща и человеку. Но человек представляет собой биосоциальную систему и является элементом социальной макросистемы. Социальная адаптация существенным образом отличается от адаптации биологической. Биологическая адаптация — универсальное свойство живой материи, которое проявляется в способности живых организмов приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям природной среды. Социальная адаптация заключается в том, что человек преобразует внешнюю среду, приспосабливая ее к своим биосоциальным и специфически социальным потребностям (И. А. Мирославова, 1974).
Адаптационный процесс — это такое свойство живого, которое содержит в себе полезные изменения, приобретенные организмом в онтогенезе. Адаптация включает в себя процесс приема и переработки информации, регуляции и управления. Свойство управления как процесса постоянного решения проблемных ситуаций, которые возникают перед организмом, обусловлено степенью организации живых систем, их возможностью устанавливать контакт со средой, перерабатывать определенное количество информации. Успешное решение проблемных ситуаций субъектом зависит от того, насколько аппарат управления контролирует всю деятельность субъекта и направляет ее к решению строго определенных задач. Вместе с усовершенствованием аппарата управления в субъекте возрастает его активность. Высшим проявлением приспособительного процесса является человеческое мышление. Оно характеризуется целесообразностью, предвидением будущих событий и явлений. Человеческое приспособление носит сознательный характер, для него существуют неограниченные возможности в динамике, в гибкости изменения целей. Управление — самый важный момент приспособительного процесса. Управленческая деятельность субъекта постоянно детерминируется все новым содержанием информации, постоянно возникающими перед ним проблемными ситуациями. Активность же приспособления проявляется в конкретных механизмах разрешения этих ситуаций. Мозг как орган опережающего отражения действительности имеет безграничные возможности. На основе условно-рефлекторной деятельности он способен создавать все новые и новые опережающие отражения, которые, в свою очередь, совершенствуют приспособительный процесс. Поэтому можно сказать, что основная физиологическая деятельность мозга состоит в предупреждении или «сигнализации» о будущих событиях внешнего мира, т.е. экстраполяции. Активность человеческого опережающего отражения характеризуется, прежде всего, сознательной постановкой определенных целей (П. К. Анохин, И. П. Павлов, Л. В. Крушинский, А, Н, Северцов и др.).
В философских, педагогических
и психологических
При рассмотрении проблемы адаптации человека выделяют три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, соответственно говорят о физиологической, психологической и социальной адаптации. Уровни адаптации взаимосвязаны между собой и оказывают друг на друга непосредственное влияние.
Вопросы, касающиеся социальной адаптации личности, изучаются в разных тематических научных направлениях. В настоящее время в науке не существует единых подходов к видам и формам социальной адаптации, А. П. Растигаев и Б. Д, Парыгин в зависимости от видов деятельности, общения и сфер распространения выделяют три вида социальной адаптации: производственную, бытовую и в ситуации досуга. Л. М. Растова выделяет профессиональную, общественно-политическую и социально-психологическую адаптацию, Н. А. Свиридов — только профессиональную и социально-психологическую, Н. В. Судаков — производственную и духовную.
Приведем несколько
примеров современных определений
социальной адаптации. Словарь-справочник
по педагогике определяет социальную
адаптацию как «активное
В современном словаре по психологии социальная адаптация рассматривается как «процесс психодинамического приспособления индивида к условиям социальной среды, обществам, микрообществам в социуме, это также и резуль тат самого процесса социоадаптации» (В. В. Юрчук, 1998). В Большой современной педагогической энциклопедии социальная адаптация определяется как «интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма, адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, организации досуга и отдыха, способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями и » (Е.С. Рапацевич, 2005). Новейший философский словарь, принимая во внимание общенаучный статус понятия «адаптация», предлагает в широком значении, инвариантном для конкретных научных дисциплин, рассматривать адаптацию как «особую форму отражения субъектами воздействий внешней и внутренней среды, заключающуюся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия. Такое равновесие обеспечивает гармоничное соотношение с ее внутренней и внешней средой и развитие данной системы» (А. А. Грицанов, 1998).
При изучении различных аспектов социальной адаптации отечественные исследователи большое внимание уделяют ее факторам. Подчеркнем, что адаптация рассматривается в науке и как процесс (развитие явления во времени), и как результат (следствие этого развития). О факторах — совокупности условий или обстоятельств адаптации — принято говорить, если адаптация рассматривается как процесс. Если же анализируются результаты этого процесса, то говорят о средствах проверки эффективности протекания адаптации — критериях и показателях.
В работах В. Ю. Карвялиса, И. А. Мирославовой, Б. Д. Парыгина отмечается, что любой вид социальной адаптации включает в себя как приобщенность к определенным видам деятельности (предметную адаптацию), так и приспособленность к социально-психологической атмосфере коллектива. Иначе говоря, каждый вид социальной адаптации включает две стороны: предметную и социально-психологическую. По мнению В. М. Маховой, социальная адаптация — это такой механизм социализации, который затрагивает все три сферы развития личности: деятельность, общение, самосознание.
Социальная адаптация является процессом и результатом «врастания» человека в социальную среду. Результат представляет собой меру адаптированности и понимается как отсутствие затруднений человека при интеграции
в социум. Таким образом, по отношению к ребенку с интеллектуальной недостаточностью, с одной стороны, социальная адаптация есть процесс его вживания в обстоятельства, освоения им среды обитания, с другой стороны, это состояние его равновесия с окружающим миром, утверждение в этом мире. Помощь в этом процессе, достижение этих следствий и составляют цель интегрированного обучения и воспитания. Гармонизация отношений ребенка с интеллектуальной недостаточностью и его окружения, смягчение противоречий между ними — главный результат социализации.
Наиболее разработанным аспектом отечественной системы коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью является дидактический, который до недавнего времени в русле знаниеориентированной парадигмы образования признавался главенствующим. Проблемы социализации и социальной адаптации школьников с интеллектуальной недостаточностью стали активно выдвигаться в олигофренопедагогике начиная со второй половины XX века и связаны с работами О. К. Агавеляна, Т. А. Власовой, Д. Е. Горелова, Г. М. Дульнева, А. И. Дьячкова, В. Ю. Карвялиса, А. И. Раку и др. Тем не менее, несмотря на большую работу ученых и практиков по повышению эффективности социализации и социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью, проблема социальной дезадаптации выпускников вспомогательных школ по сегодняшний день является актуальной.