Детская жестокость как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Задачи и цели нашей работы ответить на следующие вопросы: что же можно считать жестокостью, а что нет? И почему ребенок позволяет себе жестокое поведение? Кто виноват, что ребенок проявляет жестокость? Разбираться в этих вопросах необходимо рассматривая отдельно каждого ребенка, его жизнь, его воспитание, его семью, ситуацию, где проявляет ребенок жестокость.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные теоретические подходы и факторы влияющие на формирование жестокости детей и подростков

Глава 1.1. Беспризорность и безнадзорность, как причина формирования жестокости

Глава 1.2. Влияние семьи на формирование поведения ребенка

Глава 2. Особенности подросткового возраста и девиантного поведения детей и родителей

Глава 2.1 Жестокость и насилие на экране

Глава 2.1. Алкоголизм и наркомания детей и родителей как формы проявления девиантного поведения

Заключение

Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТСР.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО  «Уральская государственная медицинская  академия

Федерального  агентства по здравоохранению и  социальному развитию»

Кафедра социальной работы 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Теория социальной работы» 

по теме «Детская жестокость как социальная проблема»  
 
 
 
 
 
 

Исполнитель:

студентка гр. ЗСР-401

Мосина  Эльвира Айратовна

Научный руководитель:

Кузьмин Константин Викторович 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2010 

Содержание
Введение 

Глава 1. Основные теоретические подходы и факторы влияющие на формирование жестокости детей и подростков

Глава 1.1. Беспризорность и безнадзорность, как причина формирования жестокости

Глава 1.2. Влияние семьи на формирование поведения ребенка

Глава 2. Особенности подросткового возраста и девиантного поведения детей и родителей

Глава 2.1 Жестокость и насилие на экране

Глава 2.1. Алкоголизм и наркомания детей и родителей как формы проявления девиантного поведения

Заключение 

Список источников и литературы

3

6 

9

11

15 

18

20 

23

25

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Мы  выбрали тему «Детская жестокость как социальная проблема» поскольку считаем ее самой актуальной на данный момент. Начало жизни: семья, окружающие, дом, обучение и все что нас окружает в детстве и есть наша дальнейшая жизнь, то кем мы будем, то как мы станем жить. Именно в детском возрасте формируется характер, поведения, взгляды на жизнь. Мы считаем, именно детство является основой жизненного пути. Но не всегда это детство счастливое и беззаботное, в данной работе мы рассмотрим, от чего дети становятся жестокими и злыми. Как этому можно препятствовать и как помогать таким детям и их семьям.

      Более ярко и детально рассмотрена данная тема у авторов книг «Жестокость  в нашей жизни» Антонян Ю.М. и  «Агрессия наших детей» Паренс Г.. По мимо этого я использовала для анализа Абрамова С. «Возрастная психология», Демина В.С. «Детская беспризорность и безнадзорность» и др. Так же в данной работе использовались интернет-справочники и статьи.

        Объектом исследования являются  дети и подростки.

      Предметом исследования является детская жестокость, агрессия и проявление девиантного поведения.  

     Задачи  и цели нашей работы ответить на следующие вопросы: что же можно считать жестокостью, а что нет? И почему ребенок позволяет себе жестокое поведение? Кто виноват, что ребенок проявляет жестокость? Разбираться в этих вопросах необходимо рассматривая отдельно каждого ребенка, его жизнь, его воспитание, его семью, ситуацию, где проявляет ребенок жестокость.

     Задача  и цель социального работника, психологов и других специалистов помочь семьям, в которых дети проявляют жестокость, агрессию и насилие.

      В современном мире мы сталкиваемся с весьма печальной картиной:

  • Беспризорные, безнадзорные дети;
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания и курение увеличивается с каждым годом;
  • Детская проституция и порнография;
  • Неполные семьи;
  • Жестокость, проявляемая в семьях;
  • Жестокость, проявляемая по отношению к детям в обществе;
  • Жестокость одних детей, по отношению к другим детям.

      Немало  внимания хотелось бы уделить проблеме насилия на экране. В настоящее время в России один из самых высоких в мире уровней преступности. Ежегодное количество убийств в России на 100 тысяч человек – 20,5 чел (в США – 6,3; Чехия – 2,8; Польша – 2). С экранов телевизоров фактически исчезли «добрые» мультики, дети предпочитают смотреть красочные яркие с фрагментами взрывов, насилия и жестокости. (11)

     К сожалению, в современном мире слишком  много жестокости, она не только пропагандируется, но и открыта в  массовой информации. От этого больше всего страдают дети, поскольку их впечатления более яркие и, увидев жестокость, они находятся под впечатлением или положительным, или отрицательным, но и, то и, то существенно влияет на их дальнейшие жизненные  позиции, а самое главное на психику. 

      Проблема детской жестокости имеет очень широкие масштабы, надо решать ее, действуя сразу по многим направлениям:

    • Самую большую роль в жизни человека играет семья. Для решения проблем семей можно посвятить далеко не один большой том книг. Притом каждая семья индивидуальная, следовательно, и работы у психологов социальных служб и т.п. намного больше, чем в другой сфере;
    • Ребенок начинает общаться со сверстниками и чем старше становиться ребенок, тем более активно это общение. Следовательно, желательно знать тех детей, с которыми общается ваш ребенок. Это не значит, что нужно следить и регулярно контролировать детей, от этого можно получить совершенно противоположный результат. Самый сложный период жизни детей – это подростковый возраст, когда больше всего необходимо внимание и понимание.

     Пожалуй, это самое главное, на что необходимо обращать внимание при воспитании ребенка, стараясь миновать жестокость и агрессию в его характере и поведении. (4) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Основные теоретические подходы и факторы влияющие на формирование жестокости детей и подростков.

     Что же такое жестокость? У этого понятия  есть много определений, самые точные из них, на наш взгляд, мы бы хотели привести ниже:

     Жестокость  – свойство личности, в прямом проявлении активности, направленное на причинение другим существам боли и страданий. При этом субъект испытывает удовольствие. (10)

     Жестокость  – способность причинять страдания. (12)

     Жестокость  – действия или слова направленные на другого человека, предмет или животное, которые нарушают физическую или психологическую целостность. (2)

     Жестокость бывает нескольких видов:

    • Ауто – направленная на себя (самоуничтожение);
    • Спонтанная – появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов;
    • Целевая – заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту (обидчику);
    • Косвенная – обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления жестокости;
    • Экспрессивная – проявляется невербальными средствами.

    У детей  жестокость делится на две формы:

      1. Социальная. Такие дети не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют жестокость для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции. Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Жестокость носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ними;
      2. Несоциальная. Дети обычно страдают каким-нибудь психическими расстройствами с негативными эмоциональными состояниями. Отрицательные эмоции и сопровождающие их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это чаще всего проявляется прямой вербальной и физической жестокостью. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно такими действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим. (5)

     Еще с древних времен ученые и философы пытаются объяснить причины, последствия, меры предотвращения проявления жестокости. Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет «злую природу», тогда как другой философ Мэн-цзы провозгласил идею о том, что все люди рождаются добрыми или нравственно нейтральными, а затем воздействие порочных факторов делает человека злым.

     У всех людей жестокость проявляется, если затронуть жизненно важные интересы, проявляться в виде самообороны, стремлении господствовать и править, и т.п. По своей оборонительной реакции  человек словно животное, но значительно раздражительней и агрессивней. (4)

     Причиной  жестокости служат следующие особенности людей:

    1. Проявление фантазии;
    2. Позволение собой манипулировать и уговаривать, убеждать;
    3. Ценностные ориентации (идеалы, родина, семья);
    4. Приводить нервную систему в возбуждение. Притом у человека гораздо сильней возбуждение от гнева, бешенства, жестокости, чем от любви и творчества.

     Итак, выделим главные аспекты проявления жестокости:

    • Жестокость представляет собой поведение, направленное на причинение вреда и ущерба другому живому существу;
    • Жестокость подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
    • Жертвы должны обладать мотивацией избежания подобного с собой обращения;
    • Проявление жестокости объясняют биологические и социальные факторы;
    • Проявление жестокости порой бывает вызвано борьбой за выживание и благополучие;
    • Обычно жестокие люди - психически нездоровые люди. (8)

    Глава 1.1. Беспризорность и безнадзорность, как причина формирования жестокости.

     Беспризорность  и безнадзорность – это еще  одно происхождение жестокости и агрессии у людей. Какие чувства мы испытываем, когда видим не умытых, плохо и не по сезону одетых, пьяных или одурманенных детей? Это чувство жалости, грусти, обиды, злобы, сожаления и отвращения в тот же момент. К сожалению, таких детей в наше время мы встречам все чаще и чаще. Многие даже равнодушно проходят мимо, не замечая, как проходит жизнь ребенка, в каких жестоких условиях, не задумываясь, что с ним будет дальше.

     Опасность беспризорности в том, что такая  среда способствует формированию личности, неприспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения. Будучи предоставленными, самим себе, выживая за счет средств, полученных, как правило, незаконным путем значительная часть молодого поколения совершает преступления и будет считать это нормой и в своей дальнейшей жизни. (3)

     В соответствии с Федеральным законом  от 24 июня 1999 г. № 120 – ФЗ «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», беспризорный и безнадзорный получили разные определения и понятия.

     Безнадзорный  – это несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует  вследствие неисполнения надлежащего  исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и/или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

     Беспризорный  – это безнадзорный, не имеющий  места жительства и/ или места пребывания. (13)

     Сегодня ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных.

Информация о работе Детская жестокость как социальная проблема