Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:30, дипломная работа
Цель дипломной работы. Рассмотрение вопросов организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала в образовательном учреждении - ФГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж».
Задачами написания дипломной работы является рассмотрение следующих вопросов:
Определить правовое регулирование системы подготовки и переподготовки кадров;
Дать характеристику нормативно-правовых, теоретических и организационных аспектов повышения квалификации и переподготовки кадров;
Охарактеризовать основные направления совершенствования системы обучения и повышения квалификации персонала в условиях рыночной экономики России;
Исследовать систему повышения квалификации и переподготовки кадров в ФГОУ СПО «Саранском государственном промышленно-экономическом колледже»;
Предложить пути совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки кадров на исследуемом учебном учреждении.
Введение……………………………………………………………………..……….4
Нормативно-правовые и теоретические аспекты повышения
квалификации и переподготовки кадров………………………….……..….…......8
Теоретико-правовые основы повышения квалификации и
переподготовки кадров…………………………….........………………..….….8
Организационные аспекты повышения квалификации и
переподготовки кадров………………………………………………….…......14
Анализ нормативного обеспечения повышения квалификации
и переподготовки кадров……………………………………………….......….17
Исследование практики повышения квалификации и переподготовки
кадров на примере ФГОУ СПО «Саранского государственного
промышленно-экономического колледжа»………………………….…………....24
Нормативно-правовое обеспечение повышения квалификации
и переподготовки кадров………………………………...…………………….24
2.2 Анализ проведения повышения квалификации в ФГОУ
СПО «СГПЭК» за 2006 – 2010 учебные года …………………………….….34
2.3 Изменения в системе повышения квалификации и
переподготовки кадров в ФГОУ СПО «СГПЭК» в сравнении с
«Саранским машиностроительным техникумом»……………… ……….….42
Пути совершенствования системы повышения квалификации
и переподготовки кадров…………………………………………………….…….48
Заключение ……………………………………...…………………………….……52
Список использованных источников…………………………………….………..56
Приложение А……………………………………………………………….……...60
За время с момента открытия «Саранского машиностроительного техникума» и до сегодняшнего времени в производственном процессе произошли огромные преобразования. Например, если раньше деталь изготавливалась и проектировалась практически в ручную (то есть рабочий, который изготавливал деталь сам сидел за станком и управлял данным процессом), то сейчас на многих предприятиях данный процесс проходит практически без участия человека, то есть он полностью компьютеризирован (в компьютере задаются все данные по размерам и форме детали, количество деталей, и другие необходимые данные). Соответственно и специалисты, которые работают на данном производстве, должны иметь соответствующую квалификацию. Для того чтобы рабочие имели соответствующую квалификацию, их необходимо обучать. Поэтому и преподаватели как ФГОУ СПО «СГПЭК», так и преподаватели других учебных заведений, готовящих специалистов технического профиля, повышают свою квалификацию, чтобы дать студентам полную и достоверную информацию, наглядно показать сам процесс производства и конструирования.
Таким образом, проведя сравнительный анализ системы повышения квалификации ФГОУ СПО «СГПЭК» и «Саранского машиностроительного техникума», установлен уровень квалификации преподавателей в ФГОУ СПО «СГПЭК» стал значительно выше, чем в «Саранском машиностроительном техникуме», что связано с ростом научно технического прогресса, изменениями экономики страны, изменениями в подготовки специалистов (если в «СМТ» готовили только техников, то в ФГОУ СПО «СГПЭК» готовят также и экономистов и юристов).
Во
второй главе система повышения
квалификации и переподготовки кадров
была рассмотрена на примере ФГОУ
СПО «Саранского
Модернизация системы повышения квалификации педагогических работников предполагает следующее.
Образовательные программы переподготовки и повышения квалификации педагогических работников должны строиться по модульному принципу, гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, в свою очередь обусловленных образовательными потребностями учащихся. В ходе реализации таких программ должны использоваться современные информационные технологии.
Образовательные
программы повышения
Системы повышения квалификации педагогических работников может быть выстроен по:
-
индивидуальному
-
накопительной системе
В системе повышения квалификации педагогов должны сочетаться очные и дистанционные формы повышения квалификации, широко применяться дистанционные образовательные технологии посредством средств дистанционного обучения.
В целях повышения квалификации педагогических работников и увеличения гибкости в вопросах переподготовки кадров предлагается введение механизма так называемого «подушевого финансирования педагогических работников», т.е. это определенное количество денежных средств, выделяемых из областного бюджета Ульяновской области на одного человека, дающего право на оплату за счет бюджетных средств прохождения курса повышения квалификации в любом уполномоченном на это учреждении Российской Федерации [30,с. 371].
Главной целью перехода на новую систему повышения квалификации – это реализация образовательных программ повышения квалификации для педагогических работников не только на базе институтов повышения квалификации, но и на базе педагогических и классических университетов, других образовательных организаций, оказывающих качественные услуги непрерывного образования [30, с. 373].
Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного преподавания. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей.
Система моральной поддержки - это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года", "Воспитать человека", "Сердце отдаю детям" и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Такая практика будет расширяться на уровне субъектов Российской Федерации.
Система материальной поддержки - это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших преподавателей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать молодых преподавателей. Как показывает опыт региональных проектов, зарплата может и должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием педагогических советов, а комплекс современных финансово-экономических механизмов реально приводит к росту оплаты труда учителей. Работа по введению новых систем оплаты труда должна быть также завершена во всех субъектах Российской Федерации в течение ближайших трех лет.
Предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования. Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов.
В
системе педагогического
Отдельная задача - привлечение учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям - в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт.
Повышение квалификации преподавателей ФГОУ СПО «СГПЭК» можно проводить как:
Пути
совершенствования, предложенные в
данной главе можно применить на
практике в ФГОУ СПО «Саранском государственном
промышленно-экономическом колледже».
Это улучшит уровень квалификации преподавательского
состава, повысит мотивацию для прохождения
курсов повышения квалификации, соответственно
увеличится и количество преподавателей,
проходящих повышение квалификации.
Заключение
Залог успеха любого современного предприятия - постоянное совершенствование и развитие навыков персонала.
В подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих, руководителей, специалистов и служащих нуждается каждый персонал. Подготовка кадров заключается в обучении трудовым навыкам, нужным для качественного выполнения работы. Для эффективности непрерывного обучения нужно, чтобы работники были в нем заинтересованы [31, с. 127 ].
Проблемы подготовки, переподготовки и повышение квалификации рабочих кадров, способных конкурировать в условиях рыночных отношений, по ряду важных причин приобретает особую актуальность. Во-первых, сказываются неблагоприятные тенденции на рынке рабочей силы. Современное производство предъявляет все более жесткие требования к профессиональным качествам рабочих кадров. Идет сокращение численности рабочих мест. Во-вторых, обостряется конкуренция за рабочие места внутри трудовых коллективов. Идет объективный процесс отторжения рабочих кадров с низкими профессиональными качествами. В-третьих, профессиональное образование и квалификация в личностном плане не просто выступают характеристиками того или иного рабочего, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условиям его конкурентоспособности на рынке труда [34, с. 401].
Под
повышением квалификации понимается формальное
и неформальное обучение, необходимое
для того, чтобы штат учреждения или коллектив,
задействованный в некоторой программе,
был способен выполнять полный спектр
своих служебных обязанностей. Такая подготовка
является центральным компонентом развития
организации и может включать формальное
обучение, получение второго образования,
перенимание опыта коллег и другие виды
деятельности, ведущие к изменениям в
навыках и умениях, которые затем будут
использованы на практике [26, с. 133].
Обучение и повышение квалификации персонала в настоящее время должны носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой деятельности работника. Руководство предприятия должно рассматривать затраты на подготовку персонала как инвестиции в основной капитал, которые позволяют наиболее эффективно использовать новейшие технологии.
Повышение квалификации трудового коллектива предполагает его обучение выполнению новых задач и полноценному применению современных технологий, а также выработку профессиональной надежности и развитие имеющихся умений. [29, с. 249.].
Подготовка кадров заключается в обучении трудовым навыкам, нужным для качественного выполнения работы. Для эффективности непрерывного обучения нужно, чтобы работники были в нем заинтересованы. Администрации нужно создать климат, благоприятствующий обучению. В современных условиях руководству любой организации следует признать – существование экономически эффективной компании попросту невозможно без продуманной системы повышения квалификации кадров, причем это касается как рядовых работников, так и менеджеров высшего звена [25, с. 206 ].
Все теоретические понятия нашли свое отражение и подтверждение в нормативно-правовых документах, актах, кодексах. Основополагающей нормативно-правовым базой, являются: Федеральный закон «Об образовании», Трудовой кодекс Российской Федерации, Типовое положение «Об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», Положение «О порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов» и т. д. Помимо документов Российской Федерации система повышения квалификации и переподготовки кадров регулируется и международными актами - Конвенции Международной организации труда. Проведя исследования нормативно правовой основы системы повышения квалификации и переподготовки кадров, был выявлен главный недостаток этой системы – все нормативно правовые акты и документы были изданы в основном еще в советское время и с тех пор практически не совершенствуются.
Информация о работе Правовое обеспечение повышения квалификации и переподготовки кадров