Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:30, дипломная работа
Цель дипломной работы. Рассмотрение вопросов организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала в образовательном учреждении - ФГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж».
Задачами написания дипломной работы является рассмотрение следующих вопросов:
Определить правовое регулирование системы подготовки и переподготовки кадров;
Дать характеристику нормативно-правовых, теоретических и организационных аспектов повышения квалификации и переподготовки кадров;
Охарактеризовать основные направления совершенствования системы обучения и повышения квалификации персонала в условиях рыночной экономики России;
Исследовать систему повышения квалификации и переподготовки кадров в ФГОУ СПО «Саранском государственном промышленно-экономическом колледже»;
Предложить пути совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки кадров на исследуемом учебном учреждении.
Введение……………………………………………………………………..……….4
Нормативно-правовые и теоретические аспекты повышения
квалификации и переподготовки кадров………………………….……..….…......8
Теоретико-правовые основы повышения квалификации и
переподготовки кадров…………………………….........………………..….….8
Организационные аспекты повышения квалификации и
переподготовки кадров………………………………………………….…......14
Анализ нормативного обеспечения повышения квалификации
и переподготовки кадров……………………………………………….......….17
Исследование практики повышения квалификации и переподготовки
кадров на примере ФГОУ СПО «Саранского государственного
промышленно-экономического колледжа»………………………….…………....24
Нормативно-правовое обеспечение повышения квалификации
и переподготовки кадров………………………………...…………………….24
2.2 Анализ проведения повышения квалификации в ФГОУ
СПО «СГПЭК» за 2006 – 2010 учебные года …………………………….….34
2.3 Изменения в системе повышения квалификации и
переподготовки кадров в ФГОУ СПО «СГПЭК» в сравнении с
«Саранским машиностроительным техникумом»……………… ……….….42
Пути совершенствования системы повышения квалификации
и переподготовки кадров…………………………………………………….…….48
Заключение ……………………………………...…………………………….……52
Список использованных источников…………………………………….………..56
Приложение А……………………………………………………………….……...60
Помимо вышеуказанных методов на предприятиях и в организациях возможно применение таких методов повышения квалификации и переподготовки кадров как: стажировка, прохождение семинаров, тренингов, деловых игр и т. д. Данные методы определяются самостоятельно администрацией организации (предприятия) в зависимости от его специализации и должности работника, направляемого на повышение квалификации или переподготовку.
Таким
образом, в данном пункте были рассмотрены
организационные аспекты повышения квалификации
и переподготовки кадров, были описаны
и исследованы методы и принципы повышения
квалификации и переподготовки кадров,
а также возможности, которые предоставляет
обучение, переподготовка и повышение
квалификации персонала.
1.3
Анализ нормативного
обеспечения повышения
квалификации и переподготовки
кадров
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям[6, раздел 9].
Политика, проводимая на предприятиях, обеспечивает постоянное совершенствование своей отрасли. Поэтому руководство предприятия уделяет большое внимание работе с кадрами, как в плане социального обеспечения, так и обучение, повышения квалификации и переподготовки кадров [33, с. 101].
В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет сам работодатель. Однако, если повышение квалификации работников является условием выполнения ими определенных видов деятельности, то в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, обучение работников является обязанностью работодателя.
Без
серьезных организационных
Статьей 198 Трудового кодекса РФ за работодателем закреплено право в дополнение к трудовому договору заключать ученические договора. В статье 199 Трудового кодекса РФ определены условия и содержание ученического договора. Так, одним из условий является обязанность работника отработать определенный срок в организации после окончании обучения, производимого за счет работодателя. Последствия отказа работника от отработки зависят от вида ученического договора. В Трудовым кодексом РФ предусмотрено два вида ученических договоров:
В условиях стремительно развивающейся рыночной экономики проблемы подбора квалифицированных кадров и обеспечения развития их профессионального потенциала актуальны для любого хозяйствующего субъекта. В этой связи правовое регулирование профессиональной подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации работников приобретает особое значение.
Важность проблемы профессиональной подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации работников признается международным сообществом. На международном уровне принят ряд актов, посвященных регулированию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации кадров [23, с. 534].
Так, Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» 1975 г. предусматривает, что каждый член организации принимает и развивает всесторонне скоординированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности, через государственные службы занятости [2, ст.1]. Каждый член МОТ разрабатывает и совершенствует открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее [2, ст. 2]. Кроме того, каждый член МОТ постепенно расширяет, приспосабливает и гармонизирует свои системы профессиональной подготовки, с тем чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех секторах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности [2, ст. 4]. Конвенция МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988 г. рассматривает профессиональную подготовку и профессиональную ориентацию в числе обязательных мер, направленных на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости [3, ст. 7].
Конвенция МОТ № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» 1983 г. возлагает на государства - члены МОТ обязанность по обеспечению инвалиду возможности получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе, способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции [4, ст.1]
Российское законодательство, регулирующее отношения в области профессиональной подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации работников, включает в себя Трудовой кодекс, иные федеральные законы и подзаконные нормативные акты, в том числе акты бывшего Союза ССР, действующие в части, не противоречащей Трудовому кодексу. Основополагающим нормативным актом является Трудовой кодекс, содержащий отдельный раздел, посвященный профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации.
Как уже было отмечено в данной дипломной работе и в соответствии со ст. 196 Трудового кодекса различные четыре формы профессионального обучения:
Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
Профессиональная
подготовка может быть получена в
образовательных учреждениях, а
также в образовательных
Непосредственно у работодателя профессиональная подготовка лиц, ищущих работу и не имеющих профессии, осуществляется на основе ученического договора.
Профессиональная переподготовка является одним из видов дополнительного профессионального образования; она проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и предполагает расширение их квалификации в целях адаптации к новым экономическим и социальным условиям, ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов. В качестве цели профессиональной переподготовки выступает получение специалистами дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности [20, ст. 7]. Профессиональную переподготовку проходят, в частности, высвобождаемые работники, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лица, изъявившие желание сменить профессию с учетом потребности производства.
Порядок и условия профессиональной переподготовки специалистов регулируются одноименным Положением, утвержденным Приказом Министерством образования России от 6 сентября 2000 г. № 2571 [21].
Основным Федеральным законом, регулирующим повышение квалификации и переподготовки кадров, является закон «Об образовании» [7].
Повышение
квалификации и переподготовка кадров
осуществляется в основном в качестве
послевузовского
Также повышение квалификации и переподготовка кадров осуществляется через дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги, реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов [7, ст. 26].
Таким
образом, изучив и проанализировав
нормативное обеспечение
В данной главе были рассмотрены основные теоретические понятия подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, образовательные учреждения, в которых проходят курсы повышения квалификации (академии, институты повышения квалификации, курсы) и документы, которые выдаются ими при окончании курсов, выявлена цель организации профессионального обучения персонала и значимость непрерывного обучения работников. Были определены методы, принципы повышения квалификации и переподготовки кадров и организационные аспекты данного процесса. При рассмотрении и анализе правовой основы были выявлены основные нормативно правовые документы и акты как Российской Федерации (ФЗ «Об образовании», Трудовой кодекс), так и международного значения (Конвенции международной организации труда).
Изучив
теоретические понятия подготовки, переподготовки
и повышения квалификации кадров перейдем
к практической части рассмотрения данного
вопроса.
Ярким примером дипломной работы на тему «Правовое обеспечение повышения квалификации и переподготовки кадров» будет являться ФГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж», в котором организована системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Основная нагрузка приходится на систему повышения квалификации преподавателей, так как переквалификация (переподготовка) преподавателей это очень трудоемкий и затратный процесс. Данная система отлажена и существует практически с момента создания колледжа.
Информация о работе Правовое обеспечение повышения квалификации и переподготовки кадров