Правовое обеспечение повышения квалификации и переподготовки кадров

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:30, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы. Рассмотрение вопросов организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала в образовательном учреждении - ФГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж».
Задачами написания дипломной работы является рассмотрение следующих вопросов:
Определить правовое регулирование системы подготовки и переподготовки кадров;
Дать характеристику нормативно-правовых, теоретических и организационных аспектов повышения квалификации и переподготовки кадров;
Охарактеризовать основные направления совершенствования системы обучения и повышения квалификации персонала в условиях рыночной экономики России;
Исследовать систему повышения квалификации и переподготовки кадров в ФГОУ СПО «Саранском государственном промышленно-экономическом колледже»;
Предложить пути совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки кадров на исследуемом учебном учреждении.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……….4
Нормативно-правовые и теоретические аспекты повышения
квалификации и переподготовки кадров………………………….……..….…......8
Теоретико-правовые основы повышения квалификации и
переподготовки кадров…………………………….........………………..….….8
Организационные аспекты повышения квалификации и
переподготовки кадров………………………………………………….…......14
Анализ нормативного обеспечения повышения квалификации
и переподготовки кадров……………………………………………….......….17
Исследование практики повышения квалификации и переподготовки
кадров на примере ФГОУ СПО «Саранского государственного
промышленно-экономического колледжа»………………………….…………....24
Нормативно-правовое обеспечение повышения квалификации
и переподготовки кадров………………………………...…………………….24
2.2 Анализ проведения повышения квалификации в ФГОУ
СПО «СГПЭК» за 2006 – 2010 учебные года …………………………….….34
2.3 Изменения в системе повышения квалификации и
переподготовки кадров в ФГОУ СПО «СГПЭК» в сравнении с
«Саранским машиностроительным техникумом»……………… ……….….42
Пути совершенствования системы повышения квалификации
и переподготовки кадров…………………………………………………….…….48
Заключение ……………………………………...…………………………….……52
Список использованных источников…………………………………….………..56
Приложение А……………………………………………………………….……...60

Работа содержит 1 файл

Правовое обеспечение повышения квалификации и переподготовки кадров (2).docx

— 135.08 Кб (Скачать)

       Колледж уделяет большое внимание совершенствованию  инновационных образовательных технологий (развивающим, проблемного обучения, информационно-коммуникационным, модульным технологиям и т.д.), переходу обучения на профессиональные и образовательные стандарты нового поколения. Поэтому в программу повышения квалификации включено повышение квалификации по направлениям: «Совершенствование образовательных технологий в профессиональной деятельности педагогических работников», «Личностно-ориентационный подход – одно из основных направлений гуманизации образовательного процесса», «Инновационные технологии в деятельности преподавателя-предметника». Также программой предусмотрена стажировка на предприятиях Республики Мордовии. Основные цели стажировки – проектирование подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения, ознакомление с новыми технологиями и современным оборудованием, выработка конкретных предложений по совершенствованию образовательного процесса.

       Эффективной формой повышения квалификации являются заседания П(Ц)К (предметно-цикловые комиссии) , на которых регулярно рассматриваются вопросы педагогики, психологии, методики преподавания и научной организации производственного процесса, что оказывает неоценимую помощь в преподавании с совершенствованием их педагогического мастерства.

       Важным  звеном в системе повышения квалификации является самообразование. Повышение педагогического и методического мастерства в значительной степени засвистит от того, насколько интенсивно и систематически преподаватели занимаются самообразованием. Педагогические работники ФГО СПО «СГПЭК» составляют индивидуальный план самообразования на год.

       Программа повышения квалификации разрабатывается с учетом единой методической темы. Разработка комплексного обеспечения образовательного процесса на основе модульного компетентного подхода – условия успешного подхода на стандарты третьего поколения и в соответствии с положением о повышении квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения ФГОУ СПО «СГПЭК».

       Данная  программа описана в таблице, при анализе которой можно сделать вывод, что основной формой повышения квалификации педагогических работников и мастеров производственного обучения ФГОУ СПО «СГПЭК» является краткосрочные курсы. Кроме кратковременных курсов преподаватели и мастера производственного обучения направляются на стажировку на заводе, обучение, пленарные и секционные заседания.  Основные места прохождения повышения квалификации – ГОУ ДПО (ПКС) «Мордовский республиканский институт образования» г. Саранска, сам ФГОУ СПО «СГПЭК», а также ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена г. Санкт-Петербург.  

       Перед началом каждого учебного года Федеральное  агентство по образованию направляет в ФГОУ СПО «СГПЭК» Планы-графики повышения квалификации руководителей и педагогических работников учреждений высшего, среднего, начального профессионального и общего образования в Учебном центре Федерального института развития образования (ФИРО) на весь учебный год. К данным Планам-графикам прилагается сопроводительное письмо, в котором указывается место проведения занятий (г. Москва, учебный центр ФИРО), тематическая направленность занятий, сроки направления предложений и реквизитов направляемых.

       Администрация ФГОУ СПО «СГПЭК» заключает договор о сотрудничестве в области повышении квалификации, а также договор на оказание услуг.

         Договор о сотрудничестве в области повышения квалификации содержит:

  • предмет;
  • права и обязанности сторон;
  • срок действия договора;
  • прочие условия;
  • юридические адреса.

       Договор оказания услуг содержит:

  • предмет;
  • цена договора и порядок расчета;
  • обеспечение исполнения государственного контракта (договора);
  • права и обязанности сторон;
  • порядок разрешения спора;
  • действие обстоятельств непреодолимой силы;
  • порядок изменения и расторжения государственного контракта (договора);
  • прочие условия;
  • местонахождение и банковские реквизиты сторон.

       Для прохождения курсов повышения квалификации подается заявка (приложение А) от имени директора ФГОУ СПО «СГПЭК»  в место их прохождения. Заявка включает в себя реквизиты колледжа, а также реквизиты ученого заведения, в котором будут проходить курсы повышения квалификации. В заявке обязательно указывается фамилия имя и отчество лица, направляемого на повышение квалификации, его должность, краткое описание программы повышения квалификации и контактный телефон.

       К данной заявке прилагается сопроводительное письмо либо на имя директора, либо ректора, либо проректора учебного заведения в котором будет проходить повышение квалификации с просьбой принять заявку на повышение квалификации на основании приказа о повышении квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений начального профессионального  и среднего профессионального обучения, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию на соответствующий учебный год.

         С каждым работником колледжа, которому необходимо пройти повышение квалификации заключается договор, содержащий предмет договора (сотрудничество между преподавателем, направляемым на повышение квалификации и колледжем); права и обязанности сторон; ответственность сторон, в случае не соблюдения договора; срок действия договора; юридические реквизиты и адреса.

       Все вышеуказанные документы, постановления  и федеральные законы необходимы для создания благоприятной среды  колледжа в области повышения квалификации работников. Данные нормативно-правовая база позволяет работникам, повышающим квалификацию, быть уверенными в исполнении всех обязательств, как колледжа, так и учебного заведения, в котором проходит квалификация. Работник будет в полной мере осведомлен о всех своих правах и обязанностях, которые ему тоже необходимо неукоснительно соблюдать. Преподаватель, ознакомившись с некоторыми из вышеперечисленных документов будет поставлен в известность о месте прохождения повышения квалификации, сроках ее прохождения, форме и т.д.

    1. Анализ проведения повышения квалификации в ФГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж» за 2006 – 2010 учебные года
 

       Для того чтобы провести анализ системы  повышения квалификации за определенный период, необходимо в первую очередь проанализировать количественный преподавательский состав. Данный анализ также позволяет выявить качественный состав преподавателей, то есть определить квалификационные разряды и категории, а также количество преподавателей, которые имеют определенную категорию или определенный разряд.

       При проведении анализа количественного и качественного кадрового состава преподавателей колледжа все полученные данные отразились в изображенной ниже диаграмме 1.

 

       Диаграмма 1 – Количественный и качественный состав работников ФГОУ СПО «СГПЭК» 

       При анализе данной диаграммы можно  сделать вывод, что численный состав преподавателей «Саранского государственного промышленно-экономического колледжа» на 2006-2007 учебный год составило 103 человека, из них 28 преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, 26 преподавателей  имеют 1 квалификационную категорию, а 49 – другие квалификационные категории. На 2007-2008 учебный год количество работников составило 98 человека, из них 30 преподавателя с высшей квалификационной категорией, 28 – с 1 категорией и 40 – с другими категориями. В 2008-2009 году всего работников ФГОУ СПО «СГПЭК» было 95 человек, при этом 32 преподавателей высшей категории, 29 – 1 квалификационной категории, 34 – других квалификационных категорий. На 2009-2010 учебном году из 93 работников колледжа 34 преподавателей имели высшую квалификационную категорию, 29 преподавателей – 1 квалификационную категорию, и 30 преподавателей другие категории.

       Таким образом, наблюдается стабильный рост преподавателей высшей категории с 30 до 37 человек, преподавателей первой квалификационной категории с 26 до 29 человек. Количественный состав преподавателей других квалификационных категорий в период с 2006 по 2010 года уменьшился: в период с 2006-2007 по 2007-2008 учебные года количество преподавателей уменьшилось на 9 человека, с 2007-2008 по 2008-2009 учебные года –на 6 человек, с 2008-2009 по 2009-2010 учебные года –на 4 человек.

       Такое изменение кадрового количественного  состава связано с передвижением кадров. Это может быть увольнение, прием на работу новых преподавателей, уход преподавателя в другое учебное заведение, и некоторые другие факторы, влияющие на изменение численности преподавателей.

       Повышение числа преподавателей с высшей категорией зависит от того, сколько преподавателей имели и имеют 1 квалификационную категорию, так как переквалификация в высшую категорию возможна только из первой.

       Все эти изменения непосредственно  влияют на повышение квалификации преподавательского состава: чем ниже количественный состав и выше качественный состав преподавателей, тем меньшее количество преподавателей будут проходить курсы повышения квалификации; чем выше количественный и ниже качественный преподавательский состав, тем большее число преподавателей будут направлены на  повышение квалификации.

       Как изменялась численность преподавателей, прошедших повышение квалификации за каждый учебный год, в период с 2006 по 2010 года отражено в диаграмме 2. 

 

       Диаграмма  2 – Изменение количества преподавателей прошедших повышение квалификации 

       Из  данной диаграммы видно, что количество преподавателей  ФГОУ СПО «СГПЭК» прошедших повышение квалификации за период с 2006 по 2010 учебный года составило: в 2006-2007 учебном году 51 человек; в 2007-2008 – 81 человек; 2008-2009 – 56 человек, а в 2009-2010 – 16 человек.

       На  данные изменения могли повлиять следующие факторы (рисунок 1):

  • изменение численности преподавательского состава с 103 до 93 человек  за период с 2006 по 2010 год
  • изменение количественного состава преподавателей высшей категории с 28 до 34 человек, преподавателей 1 квалификационной категории с 26 до 29 человек, преподавателей других категорий с 49 до 30 человек. 

       Эти изменения могли быть связаны с движением качественного и количественного преподавательского состава колледжа, и с изменениями в законодательстве в области образования Российской Федерации в период с 2006 по 2010 года.

       Немаловажным  фактором резкого падения повышения  квалификации в 2009-2010 учебном году стало изменение оплаты труда преподавателей согласно законодательству.

       На  основании постановления Правительства  Российской Федерации от 05.08.2008 №583 «О введении новых систем оплаты труда  работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», а также нормативных правовых актов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, принятых в связи с введением новых систем оплаты труда было разработано Положение об оплате труда работников средних специальных учебных заведений Республики Мордовия [22, ст. 1].

       Положение определяет:

  • порядок формирования фонда оплаты труда работников колледжей (техникумов) за счет средств федерального бюджета, установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (далее – ПКГ) и квалификационным уровням;
  • порядок и размер выплат компенсационного и стимулирующего характера;
  • оплату труда работников колледжей, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени, или неполной рабочей недели.

       В пункте 1.3 статьи 1 Положения об оплате труда работников Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «СГПЭК» прописано что, заработная плата работников колледжа без учета премий и иных стимулирующих выплат устанавливаемая с данным положением не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений на 1 декабря 2008 г., при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации [22].

       Месячная  заработная плата работников колледжа, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, что сказано в пункте 1.4 первой статьи Положения об оплате труда [22].

Информация о работе Правовое обеспечение повышения квалификации и переподготовки кадров