Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:30, дипломная работа
Цель дипломной работы. Рассмотрение вопросов организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала в образовательном учреждении - ФГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж».
Задачами написания дипломной работы является рассмотрение следующих вопросов:
Определить правовое регулирование системы подготовки и переподготовки кадров;
Дать характеристику нормативно-правовых, теоретических и организационных аспектов повышения квалификации и переподготовки кадров;
Охарактеризовать основные направления совершенствования системы обучения и повышения квалификации персонала в условиях рыночной экономики России;
Исследовать систему повышения квалификации и переподготовки кадров в ФГОУ СПО «Саранском государственном промышленно-экономическом колледже»;
Предложить пути совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки кадров на исследуемом учебном учреждении.
Введение……………………………………………………………………..……….4
Нормативно-правовые и теоретические аспекты повышения
квалификации и переподготовки кадров………………………….……..….…......8
Теоретико-правовые основы повышения квалификации и
переподготовки кадров…………………………….........………………..….….8
Организационные аспекты повышения квалификации и
переподготовки кадров………………………………………………….…......14
Анализ нормативного обеспечения повышения квалификации
и переподготовки кадров……………………………………………….......….17
Исследование практики повышения квалификации и переподготовки
кадров на примере ФГОУ СПО «Саранского государственного
промышленно-экономического колледжа»………………………….…………....24
Нормативно-правовое обеспечение повышения квалификации
и переподготовки кадров………………………………...…………………….24
2.2 Анализ проведения повышения квалификации в ФГОУ
СПО «СГПЭК» за 2006 – 2010 учебные года …………………………….….34
2.3 Изменения в системе повышения квалификации и
переподготовки кадров в ФГОУ СПО «СГПЭК» в сравнении с
«Саранским машиностроительным техникумом»……………… ……….….42
Пути совершенствования системы повышения квалификации
и переподготовки кадров…………………………………………………….…….48
Заключение ……………………………………...…………………………….……52
Список использованных источников…………………………………….………..56
Приложение А……………………………………………………………….……...60
Колледж
уделяет большое внимание совершенствованию
инновационных образовательных технологий
(развивающим, проблемного обучения, информационно-
Эффективной формой повышения квалификации являются заседания П(Ц)К (предметно-цикловые комиссии) , на которых регулярно рассматриваются вопросы педагогики, психологии, методики преподавания и научной организации производственного процесса, что оказывает неоценимую помощь в преподавании с совершенствованием их педагогического мастерства.
Важным
звеном в системе повышения
Программа повышения квалификации разрабатывается с учетом единой методической темы. Разработка комплексного обеспечения образовательного процесса на основе модульного компетентного подхода – условия успешного подхода на стандарты третьего поколения и в соответствии с положением о повышении квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения ФГОУ СПО «СГПЭК».
Данная программа описана в таблице, при анализе которой можно сделать вывод, что основной формой повышения квалификации педагогических работников и мастеров производственного обучения ФГОУ СПО «СГПЭК» является краткосрочные курсы. Кроме кратковременных курсов преподаватели и мастера производственного обучения направляются на стажировку на заводе, обучение, пленарные и секционные заседания. Основные места прохождения повышения квалификации – ГОУ ДПО (ПКС) «Мордовский республиканский институт образования» г. Саранска, сам ФГОУ СПО «СГПЭК», а также ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена г. Санкт-Петербург.
Перед началом каждого учебного года Федеральное агентство по образованию направляет в ФГОУ СПО «СГПЭК» Планы-графики повышения квалификации руководителей и педагогических работников учреждений высшего, среднего, начального профессионального и общего образования в Учебном центре Федерального института развития образования (ФИРО) на весь учебный год. К данным Планам-графикам прилагается сопроводительное письмо, в котором указывается место проведения занятий (г. Москва, учебный центр ФИРО), тематическая направленность занятий, сроки направления предложений и реквизитов направляемых.
Администрация ФГОУ СПО «СГПЭК» заключает договор о сотрудничестве в области повышении квалификации, а также договор на оказание услуг.
Договор о сотрудничестве в области повышения квалификации содержит:
Договор оказания услуг содержит:
Для прохождения курсов повышения квалификации подается заявка (приложение А) от имени директора ФГОУ СПО «СГПЭК» в место их прохождения. Заявка включает в себя реквизиты колледжа, а также реквизиты ученого заведения, в котором будут проходить курсы повышения квалификации. В заявке обязательно указывается фамилия имя и отчество лица, направляемого на повышение квалификации, его должность, краткое описание программы повышения квалификации и контактный телефон.
К данной заявке прилагается сопроводительное письмо либо на имя директора, либо ректора, либо проректора учебного заведения в котором будет проходить повышение квалификации с просьбой принять заявку на повышение квалификации на основании приказа о повышении квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального обучения, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию на соответствующий учебный год.
С каждым работником колледжа, которому необходимо пройти повышение квалификации заключается договор, содержащий предмет договора (сотрудничество между преподавателем, направляемым на повышение квалификации и колледжем); права и обязанности сторон; ответственность сторон, в случае не соблюдения договора; срок действия договора; юридические реквизиты и адреса.
Все вышеуказанные документы, постановления и федеральные законы необходимы для создания благоприятной среды колледжа в области повышения квалификации работников. Данные нормативно-правовая база позволяет работникам, повышающим квалификацию, быть уверенными в исполнении всех обязательств, как колледжа, так и учебного заведения, в котором проходит квалификация. Работник будет в полной мере осведомлен о всех своих правах и обязанностях, которые ему тоже необходимо неукоснительно соблюдать. Преподаватель, ознакомившись с некоторыми из вышеперечисленных документов будет поставлен в известность о месте прохождения повышения квалификации, сроках ее прохождения, форме и т.д.
Для того чтобы провести анализ системы повышения квалификации за определенный период, необходимо в первую очередь проанализировать количественный преподавательский состав. Данный анализ также позволяет выявить качественный состав преподавателей, то есть определить квалификационные разряды и категории, а также количество преподавателей, которые имеют определенную категорию или определенный разряд.
При проведении анализа количественного и качественного кадрового состава преподавателей колледжа все полученные данные отразились в изображенной ниже диаграмме 1.
Диаграмма
1 – Количественный и качественный состав
работников ФГОУ СПО «СГПЭК»
При анализе данной диаграммы можно сделать вывод, что численный состав преподавателей «Саранского государственного промышленно-экономического колледжа» на 2006-2007 учебный год составило 103 человека, из них 28 преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, 26 преподавателей имеют 1 квалификационную категорию, а 49 – другие квалификационные категории. На 2007-2008 учебный год количество работников составило 98 человека, из них 30 преподавателя с высшей квалификационной категорией, 28 – с 1 категорией и 40 – с другими категориями. В 2008-2009 году всего работников ФГОУ СПО «СГПЭК» было 95 человек, при этом 32 преподавателей высшей категории, 29 – 1 квалификационной категории, 34 – других квалификационных категорий. На 2009-2010 учебном году из 93 работников колледжа 34 преподавателей имели высшую квалификационную категорию, 29 преподавателей – 1 квалификационную категорию, и 30 преподавателей другие категории.
Таким образом, наблюдается стабильный рост преподавателей высшей категории с 30 до 37 человек, преподавателей первой квалификационной категории с 26 до 29 человек. Количественный состав преподавателей других квалификационных категорий в период с 2006 по 2010 года уменьшился: в период с 2006-2007 по 2007-2008 учебные года количество преподавателей уменьшилось на 9 человека, с 2007-2008 по 2008-2009 учебные года –на 6 человек, с 2008-2009 по 2009-2010 учебные года –на 4 человек.
Такое
изменение кадрового
Повышение числа преподавателей с высшей категорией зависит от того, сколько преподавателей имели и имеют 1 квалификационную категорию, так как переквалификация в высшую категорию возможна только из первой.
Все эти изменения непосредственно влияют на повышение квалификации преподавательского состава: чем ниже количественный состав и выше качественный состав преподавателей, тем меньшее количество преподавателей будут проходить курсы повышения квалификации; чем выше количественный и ниже качественный преподавательский состав, тем большее число преподавателей будут направлены на повышение квалификации.
Как
изменялась численность преподавателей,
прошедших повышение
Диаграмма
2 – Изменение количества преподавателей
прошедших повышение квалификации
Из данной диаграммы видно, что количество преподавателей ФГОУ СПО «СГПЭК» прошедших повышение квалификации за период с 2006 по 2010 учебный года составило: в 2006-2007 учебном году 51 человек; в 2007-2008 – 81 человек; 2008-2009 – 56 человек, а в 2009-2010 – 16 человек.
На данные изменения могли повлиять следующие факторы (рисунок 1):
Эти изменения могли быть связаны с движением качественного и количественного преподавательского состава колледжа, и с изменениями в законодательстве в области образования Российской Федерации в период с 2006 по 2010 года.
Немаловажным фактором резкого падения повышения квалификации в 2009-2010 учебном году стало изменение оплаты труда преподавателей согласно законодательству.
На
основании постановления
Положение определяет:
В пункте 1.3 статьи 1 Положения об оплате труда работников Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «СГПЭК» прописано что, заработная плата работников колледжа без учета премий и иных стимулирующих выплат устанавливаемая с данным положением не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений на 1 декабря 2008 г., при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации [22].
Месячная заработная плата работников колледжа, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, что сказано в пункте 1.4 первой статьи Положения об оплате труда [22].
Информация о работе Правовое обеспечение повышения квалификации и переподготовки кадров