Правовое обеспечение повышения квалификации и переподготовки кадров

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:30, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы. Рассмотрение вопросов организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала в образовательном учреждении - ФГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж».
Задачами написания дипломной работы является рассмотрение следующих вопросов:
Определить правовое регулирование системы подготовки и переподготовки кадров;
Дать характеристику нормативно-правовых, теоретических и организационных аспектов повышения квалификации и переподготовки кадров;
Охарактеризовать основные направления совершенствования системы обучения и повышения квалификации персонала в условиях рыночной экономики России;
Исследовать систему повышения квалификации и переподготовки кадров в ФГОУ СПО «Саранском государственном промышленно-экономическом колледже»;
Предложить пути совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки кадров на исследуемом учебном учреждении.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……….4
Нормативно-правовые и теоретические аспекты повышения
квалификации и переподготовки кадров………………………….……..….…......8
Теоретико-правовые основы повышения квалификации и
переподготовки кадров…………………………….........………………..….….8
Организационные аспекты повышения квалификации и
переподготовки кадров………………………………………………….…......14
Анализ нормативного обеспечения повышения квалификации
и переподготовки кадров……………………………………………….......….17
Исследование практики повышения квалификации и переподготовки
кадров на примере ФГОУ СПО «Саранского государственного
промышленно-экономического колледжа»………………………….…………....24
Нормативно-правовое обеспечение повышения квалификации
и переподготовки кадров………………………………...…………………….24
2.2 Анализ проведения повышения квалификации в ФГОУ
СПО «СГПЭК» за 2006 – 2010 учебные года …………………………….….34
2.3 Изменения в системе повышения квалификации и
переподготовки кадров в ФГОУ СПО «СГПЭК» в сравнении с
«Саранским машиностроительным техникумом»……………… ……….….42
Пути совершенствования системы повышения квалификации
и переподготовки кадров…………………………………………………….…….48
Заключение ……………………………………...…………………………….……52
Список использованных источников…………………………………….………..56
Приложение А……………………………………………………………….……...60

Работа содержит 1 файл

Правовое обеспечение повышения квалификации и переподготовки кадров (2).docx

— 135.08 Кб (Скачать)

       Условия организации и проведения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в организации устанавливаются в коллективном договоре, соглашениях либо предусматриваются в заключаемых с ними трудовых договорах [6,ст. 57].

       Конкретные  формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, а также перечень профессий  и специальностей, по которым осуществляется профессиональное обучение на производстве, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

       При этом следует иметь в виду, что  обучение женщин и несовершеннолетних проводится только по профессиям и для тех производств и работ, на которых разрешается применение их труда.

       Федеральными  законами, иными нормативными актами на работодателя возлагается обязанность  повышать квалификацию работников, если высокий профессионализм является непременным требованием к осуществлению  трудовой деятельности по занимаемым ими должностям. Руководители соответствующих органов входит в обязанность определять конкретные сроки и формы повышения квалификации [17].

       Руководители  федеральных органов исполнительной власти обязаны также:

       - ежегодно на основании расчета  потребности в обучении кадров  разрабатывать мероприятия по повышению квалификации, обеспечивающие возможность поддерживать уровень их квалификации, достаточный для исполнения должностных полномочий;

       - в установленные сроки представлять  в Минтруд России предложения  по объемам и структуре государственного  заказа на повышение квалификации.

       Суждения  руководителей и специалистов по вопросам профессионального обучения во многом весьма разноречивы [29, с. 254].

       Одни  из них считают, что при спаде  производства, разрушения системы финансовых расчетов, массовых неплатежей, систематических  простоев и вынужденных отпусков, в которые отправляются работники бригадами, цехами, предприятиями в целом, ставить вопросы о профессиональном обучении и переподготовке кадров совершенно несвоевременно.

       Другие  руководители и специалисты, наоборот, убеждены, что расширение квалификации и переподготовки кадров должно стать реальным и эффективным способом, с помощью которого можно осуществить реконструкцию и модернизацию производства, внедрить прогрессивные технологии, освоить новые виды продукции и выйти из кризисной ситуации [26, с. 139].

       В основных направлениях подготовки кадров для рыночной экономики, одобренных Постановлением Совета Министров, выдвинуты  принципиально новые требования к руководителям и специалистам организации и содержанию их подготовки и переподготовки. В них отмечается, что целью Правительства РФ и  других органов государственного управления является формирование во взаимодействии с предпринимательскими структурами  и общественными объединениями кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи создания рыночной экономики, обновления социальной структуры общества [14].

       Непрерывность обучения работников обеспечивают следующие  его виды:

       1. систематическое самостоятельное  обучение работника (самообразование) по индивидуальному плану, утверждаемому его непосредственным руководителем и выполняемому под его контролем;

       2. участие не реже одного раза  в месяц в постоянно действующих  семинарах по производственным и экономическим вопросам как по месту работы, так и в других организациях;

       3. краткосрочное (по мере необходимости,  но не реже одного раза в  год) обучение по месту работы  или в образовательных учреждениях  (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;

       4. длительное периодическое обучение (не реже одного раза в 5 лет)  в образовательных учреждениях  (подразделениях) системы повышения  квалификации и переподготовки кадров;

       5. стажировка в передовых организациях, в ведущих научных организациях, в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в т.ч. за рубежом;

       6. обучение в целевой аспирантуре,  докторантуре по темам, интересующим данную организацию;

       7. переподготовка - получение новой  специальности в академиях, институтах повышения квалификации, межотраслевых региональных центрах повышения квалификации и переподготовки, учебных центрах службы занятости, а также в структурных подразделениях повышения квалификации и переподготовки образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования [30, с. 329].

       Обучение  осуществляется на основе договоров, заключаемых  образовательными учреждениями с федеральными органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности, государственной службой занятости населения, а также другими юридическими лицами.

       Профессиональная  переподготовка специалистов проводится с отрывом от работы, без отрыва, с частичным отрывом. Формы профессиональной переподготовки устанавливаются образовательным учреждением в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями

       К образовательным учреждениям повышения  квалификации относятся:

       - академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями  высшего профессионального образования);

       - институты повышения квалификации (институты усовершенствования) отраслевые, межотраслевые, региональные, организованные  в (при) образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

       - курсы (школы, центры) повышения  квалификации, учебные центры службы  занятости, в которых специалисты,  безработные граждане, незанятое  население и высвобождаемые работники  предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение, чтобы получить новые знания и практические навыки, необходимые для профессиональной деятельности[30, с. 334].

       Государственные образовательные учреждения повышения  квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

       а) удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное  обучение или участвовавших в  работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;

       б) свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов [24, с. 250].

       Повышение квалификации управленческих кадров осуществляется указом, в котором предусмотрено организовывать подготовку управленческих кадров высшего и среднего звена для организаций народного хозяйства Российской Федерации в российских образовательных учреждениях и за рубежом. На повышение квалификации (переподготовку) работники должны направляться на конкурсной основе (ежегодно - не менее 5000 специалистов в возрасте до 40 лет, имеющих высшее образование, а также стаж работы не менее одного года на управленческих должностях высшего и среднего звена в организациях народного хозяйства Российской Федерации) [8, ст. 1].

       Таким образом, были рассмотрены теоретико-правовые основы повышения квалификации и переподготовки кадров, методы обучения персонала, были определены образовательные учреждения повышения квалификации (академии, институты повышения квалификации, курсы), а так же показана значимость непрерывной системы обучения кадров.

    1. Организационные аспекты повышения квалификации и переподготовки кадров

       Обучение  – метод подготовки персонала, направленной на повышение эффективности работы организации.

       Обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров позволяют:

  • повысить эффективность и качество работы;
  • сократить потребность в контроле;
  • быстрее решить проблему кадров (обучение привлекает нужных людей);
  • сократить текучесть и затраты, вызванные проблемой кадров [34, с. 406].

       Современному  производству необходим уровень  образования не менее 10–13 лет. В  момент окончания молодым человеком  высшего учебного заведения оно уже будет отставать от реальных условий жизни на 5–6 лет, через 10–12 лет работы по специальности стартовые профессиональнее и управленческие знания устаревают на 50%, через 24 года – на 75%, к концу работы – на 90%. В западных странах каждая крупная компания имеет собственную систему обучения персонала. Особенно преуспела в этом Япония, где на эти цели расходуется в 3–4 раза больше средств, чем в США. Каждый рабочий и служащий в Стране восходящего солнца тратит на эти цели 4 часа рабочего и столько же нерабочего времени в неделю [34, с. 410].

       Система подготовки, переподготовки и повышение  квалификации работников на предприятии в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменение потребностей производства в рабочей силе, а с другой – предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами.

       Обучение  невозможно без знания принципов  обучения, т.е. основных положений, на которых  базируется успешно организованная теория образования и обучения и  успешно организованный учебно-производственный процесс [31, с. 167].

       Основные  принципы обучения (повышения квалификации и переподготовки) персонала:

       1. Обучение на уровне требований  передовой техники производства  – осуществляется глубоким знанием  научных основ производства; применение  в учебном процессе наиболее  современных машин и механизмов, передовых технологических процессов  и способов труда.

       2. Обучение на основе производительного  труда – осуществляется строгим  соблюдением программ производственного  обучения; выполнением производственных  общественно-полезных работ в  процессе обучения; сочетанием обучением  в учебных цехах, мастерских, на  участках с участием производства [31,с.  172].

       3. Наглядность обучения – осуществляется  Проведением экскурсий, показом  технологических, трудовых процессов  и их элементов, демонстрацией  кинофильмов, образцов моделей,  макетов, схем, чертежей и т.д.; постоянным пополнением учебных  кабинетов наглядными пособиями  и совершенствованием методов  их использования .

       4. Систематичность и последовательность  в обучении – осуществляется  строгим соблюдением системы  обучения по программе; постоянным  переходом от известного материала  к неизвестному, от простых работ  к сложным; правильным подбором  упражнений и учебно-производственных  программ и заданий.

       5. Доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных  особенностей обучаемых – осуществляется  Продуманной дозировкой учебного  материала; применение разнообразных  методов обучения в соответствии с характером учебного материала и оказанием своевременной помощи обучаемым; установлением для обучаемых норм времени в зависимости от периодов обучения.

       6. Прочность усвоения знаний и  навыков – осуществляется ярким,  доходчивым и запоминающимся  объяснением и показом; систематическим  повторением и постепенным усложнением  изучаемого материала, подачи  его в различных сочетаниях; максимальной  активностью и самостоятельностью  обучаемых в выполнении ими  заданий [31,с. 173].

       Можно выделить следующие  основные виды повышения квалификации и переподготовки персонала:

  1. краткосрочное (менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  2. тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  3. длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности [19, ст. 7].

Информация о работе Правовое обеспечение повышения квалификации и переподготовки кадров