Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:30, дипломная работа
Цель дипломной работы. Рассмотрение вопросов организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала в образовательном учреждении - ФГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж».
Задачами написания дипломной работы является рассмотрение следующих вопросов:
Определить правовое регулирование системы подготовки и переподготовки кадров;
Дать характеристику нормативно-правовых, теоретических и организационных аспектов повышения квалификации и переподготовки кадров;
Охарактеризовать основные направления совершенствования системы обучения и повышения квалификации персонала в условиях рыночной экономики России;
Исследовать систему повышения квалификации и переподготовки кадров в ФГОУ СПО «Саранском государственном промышленно-экономическом колледже»;
Предложить пути совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки кадров на исследуемом учебном учреждении.
Введение……………………………………………………………………..……….4
Нормативно-правовые и теоретические аспекты повышения
квалификации и переподготовки кадров………………………….……..….…......8
Теоретико-правовые основы повышения квалификации и
переподготовки кадров…………………………….........………………..….….8
Организационные аспекты повышения квалификации и
переподготовки кадров………………………………………………….…......14
Анализ нормативного обеспечения повышения квалификации
и переподготовки кадров……………………………………………….......….17
Исследование практики повышения квалификации и переподготовки
кадров на примере ФГОУ СПО «Саранского государственного
промышленно-экономического колледжа»………………………….…………....24
Нормативно-правовое обеспечение повышения квалификации
и переподготовки кадров………………………………...…………………….24
2.2 Анализ проведения повышения квалификации в ФГОУ
СПО «СГПЭК» за 2006 – 2010 учебные года …………………………….….34
2.3 Изменения в системе повышения квалификации и
переподготовки кадров в ФГОУ СПО «СГПЭК» в сравнении с
«Саранским машиностроительным техникумом»……………… ……….….42
Пути совершенствования системы повышения квалификации
и переподготовки кадров…………………………………………………….…….48
Заключение ……………………………………...…………………………….……52
Список использованных источников…………………………………….………..56
Приложение А……………………………………………………………….……...60
Согласно статье 1 Положения об оплате труда работников Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «СГПЭК», пункту 1.5, введение в колледже (техникуме) новой системы оплаты труда не может рассматриваться как основание для отказа от предоставления льгот и гарантий, установленных трудовым законодательством РФ[22].
В соответствии с пунктом 1.7 статьи 1 Положения об оплате труда работников Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «СГПЭК», при переходе на новую систему оплаты труда все работники колледжа письменно предупреждаются об этом переходе до 1 октября 2008 года. С 1 декабря 2008 года со всеми работниками заключается новый Трудовой договор в соответствии с требованиями Трудового кодекса или дополнительное соглашение к действующему трудовому договору[22].
Положение вступает в действие с первого декабря 2008 года. По инициативе группы работников колледжа, директора колледжа по согласованию с советом колледжа положение (или его отдельные пункты) могут быть скорректированы.
В целях совершенствования оплаты труда в колледже директор колледжа организует аттестацию рабочих мест по условиям труда в порядке, установленном трудовым законодательством и не реже чем раз в год, организует работу по пересмотру и уточнению должностных инструкций работников.
К основному персоналу колледжа относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учебное заведение:
- преподаватель,
- воспитатель,
- методист,
-
педагог дополнительного
- педагог-психолог,
-
тренер – преподаватель. Фонд
оплаты труда работников
Система оплаты труда работников колледжа включает в себя размеры:
Колледж, в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования без ограничения их максимальными размерами. Это определено пунктом 1.9 статьи 1 Положения об оплате труда работников [22].
Рекомендуемые минимальные размеры окладов работников колледжа устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к ПКГ, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 5 мая 2008 г. №216н [10].
Таким образом, исходя из данного положения, уровень квалификации преподавателя не влияет на размер его заработной платы, что негативно отразилось на количестве преподавателей, проходивших повышение квалификации в 2009-2010 учебном году. Возможно, преподаватели посчитали что, если уровень квалификации не влияет на заработную плату, то и проходить курсы повышения квалификации не обязательно. К сожалению, это не так, потому что научно технический прогресс движется вперед, постоянно совершенствуются теоретические и технологические планы ведения уроков, семинаров, лабораторных работ, появляются различные нововведения в учебно-методическом материале и другие нововведения в преподавательской деятельности.
На столь низкий показатель прохождения повышения квалификации повлиял и пятилетний период необходимого повышения квалификации. Из рисунков 1 и 2 видно, что большая часть преподавательского состава проходила повышение квалификации в 2007-2008 учебном году, следовательно, можно сделать вывод, что следующий пик прохождения курсов повышения квалификации придется на 2011-2012 учебный год.
Таким образом, проведя исследование системы повышения квалификации и переподготовки кадров ФГОУ СПО «Саранского государственного промышленно-экономического колледжа» в период с 2006 по 2010 год было определено количество преподавателей, прошедших повышение квалификации за этот период (204 преподавателя) и количество преподавателей, прошедших повышение квалификации за каждый учебный год в этот период. Определились количественный и качественный преподавательские составы за каждый учебный год данного периода.
Для
полного анализа системы
26
июля 1974 года приказом Министерства
высшего и среднего
Базовое учебное заведение - образовательное учреждение, проводящее обучение по своим учебным планам и методикам и выдающее (при полном выполнении всех требований) документ об образовании (аттестат, сертификат, свидетельство, удостоверение, диплом).
Наряду с этим создавались методические объединения преподавателей предметников ССУЗов Мордовской АССР. 8 из 16 методических объединений возглавляли преподаватели Машиностроительного техникума:
В это время (с конца 1960-х до начала 1980- годов) осуществляется всеобщее среднее образование с идеей комплексного развития и повышения качества работы всех звеньев в системе образования, так как становится очевидной неспособность средней школы справиться с требованиями научно-технической революции и подготовкой выпускников к жизни. Политехнизация общеобразовательной школы привела к необходимости привлечения в систему повышения квалификации высококвалифицированных научных кадров из вузов и лучших учителей, что расширило объем работы институтов усовершенствования учителей по массовой переподготовке кадров.
Помимо этого были переработаны и дополнены принципы государственной системы повышения квалификации и переподготовки учителей. Ими стали: государственный характер системы повышения квалификации; непрерывность процесса повышения квалификации на протяжении всего периода педагогической деятельности; взаимозависимость курсов, самообразования и коллективных форм методической работы; согласованность и преемственность функционирования различных уровней системы повышения квалификации; целостность содержания повышения квалификации; опережающий характер повышения квалификации с учетом перспектив развития школы; дифференцированность содержания повышения квалификации в зависимости от уровня подготовленности, стажа, условий работы и индивидуальных интересов учителей, руководителей школ; ориентация на использование активных методов повышения квалификации педагогических кадров, на всемерное развитие их творчества и инициативы.[27, с. 197]
Перед образовательной системой поставлены задачи оптимизации и интенсификации образовательного процесса. Это ориентировало систему повышения квалификации на решение проблем на технологическом уровне.
В системе повышения квалификации педагогических кадров были предприняты попытки ее модернизации. Институты усовершенствования учителей переименовывались в институты повышения квалификации педагогических кадров, при этом структурные изменения расширяли функции, но сохраняли традиционное функциональное назначение. Помимо институтов повышения квалификации в крупных городах стали появляться первые районные центры: научно-информационные, научно-методические и др., дополнившие систему учреждений дополнительного профессионального педагогического образования.
Анализ этапов становления и развития системы повышения квалификации учителей в СССР позволяет сделать такие выводы: работа с учителями в СССР была поставлена на научную и систематическую основу; повышения квалификации стало обязательным для всех учителей; основные изменения в системе повышения квалификации учителей в СССР были связаны с изменениями в школьном образовании; в СССР сформирована сеть институтов повышения квалификации.
По мере развития техникума, расширения педагогического состава, увеличения числа преподаваемых дисциплин, а так же развития экономики страны техникум стал повышать квалификацию и проводить переквалификацию педагогического состава.
Курсы повышения квалификации проводились как в Мордовии (Мордовский государственный университет учителей и Факультет Марксизма-Ленинизма при Мордовском государственном университете), так и за её пределами (Одесский государственный университет, Белорусский политехнический институт г. Минск, Зональный институт повышения квалификации и переподготовки кадров Министерства автомобильной промышленности СССР г. Ростов-на-Дону, Ленинградская лесотехническая академия, Авиационный институт им. Чкалова г. Горький, выставка на ВДНХ).
Преподавательский состав проходил стажировку на предприятиях Мордовии, а так же на предприятиях Москвы (Автомобильный завод имени Лихачева), Ленинграда, Горького и других городов.
Преподаватели направлялись на стажировку на ВДНХ (выставка достижений народного хозяйства). Опыт, полученный от прохождения данной стажировки благоприятно повлиял, как на уровень квалификации преподавателей, так и на развитие и статус техникума на территории Мордовии и за ее пределами. Преподаватели «Саранского машиностроительного техникума» одними из первых приобрели навыки по обустройству технологических кабинетов.
Цель создания таких кабинетов заключалась в улучшения качества преподавания, удобстве проведения уроков или лекций. В кабинетах были смонтированы и отлажены электронно-технические панели с кнопками и рычагами управления, которые управляли доской, экраном для демонстрации слайдов, шторами затемнения и другими средствами, необходимыми для наглядного восприятия и лучшего усвоения полученной информации. В некоторых кабинетах до сих пор сохранились такие панели.
В дальнейшем «Машиностроительный техникум» консультировал и помогал другим учебным заведениям в обустройстве технологических кабинетов.
Полученные знания и опыт от прохождения курсов повышения квалификации преподавателей «СМТ» носил более практический характер. Сейчас же, проходя данные курсы, преподаватели получают в основном теоретические знания.
Увеличения роста научно технического прогресса, усовершенствования образовательного процесса, развития экономики страны и региона способствовало ряду изменений в системе повышения квалификации преподавателей.
Например, характер повышения квалификации зависит от того, что до 1996 года «СМТ» готовил специалистов только технической направленности по следующим специальностям: «Литейное производство черных и цветных металлов», «Оборудование химических и нефтеперерабатывающих заводов» (данная специальность была только 1 год-1968), «Сварочное производство», «Технология машиностроения», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», «Кузнечнопрессовые машины», «Стандартизация и контроль качества». Только с 1995 года техникум начал готовить специалистов по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электронного оборудования», а с 1996 года техникум начал готовить специалистов экономического профиля по следующим специальностям «Экономика, бухгалтерский учет и контроль», «Менеджмент».
ФГОУ СПО «СГПЭК» же готовит специалистов широкого профиля (техников, экономистов, юристов) по следующим специальностям:
Информация о работе Правовое обеспечение повышения квалификации и переподготовки кадров