Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. О проблемах детей-сирот в целом, и проблемах адаптации выпускников интернатных учреждений в частности, сегодня говорится много и на разных уровнях.
В силу своих индивидуальных особенностей выпускники детских домов, даже окончив профессиональное училище, не могут самостоятельно устроиться и удержаться на работе, теряют жилье, становясь жертвами махинаций, не могут создать полноценную семью. Так же предоставляемые выпускникам государственные права и льготы оказываются недостаточными, чтобы выпускники чувствовали себя эмоционально и психологически защищёнными. Поэтому необходимость их постинтернатного сопровождения стала насущной.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….…3
Глава 1. Теоретические аспекты постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………….…5
1.1 Сущность постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………………………….5
1.2 Характерные особенности выпускников детского дома………………….10
1.3 Условия постинтернатного сопровождения…………………………….…17
Выводы по 1 главе………………………………………………………..….…..22
Глава 2. Методические аспекты постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………….23
2.1 Выявление проблем детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………....23
2.2 Опыт работы по постинтернатному сопровождению детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………………….…..26
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы……………………

Работа содержит 1 файл

ты моя радость)))).doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Обеспечение эффективного постинтернатного сопровождения возможно при соблюдении следующих условий:

− создание развивающей среды и благоприятного психологического климата, что предполагает демократичный способ выработки решений и распределение ответственности; создание для ребенка возможности влиять на события жизни сообщества путем участия в принятии решений, управлять событиями на основе договоренности;[16;4 ]

− создание событийной общности детей и персонала, позволяющей  подготовить ребенка к выходу в социум, ориентация на принятие детьми ответственности за свою жизнь;[9;12]

− индивидуальный подход к ребенку; [9;12]

− межведомственное взаимодействие, обеспечивающее успешность воспитательно-образовательного процесса: административной, методической, педагогической, психологической, медицинской. [16;4]

Среда развития ребёнка – это комплекс  материально – технических, санитарно – гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в учреждениях интернатного типа.[15;398]

Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того они должны отвечать его духовным и социальным потребностям – познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми.

Материально – технические и санитарно – гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого учреждения интернатного типа.

Соответствие этих условий необходимым требованиям устанавливается в процессе лицензирования учреждения. Эти необходимые требования включают наличие помещений для пребывания детей в интернатом учреждении,  проведение режимных моментов, организации питания, осуществлению медицинских процедур  и реализации образовательного процесса. Вышесказанное  распишем подробней.

Здания, помещения, оборудование.

1. Месторасположение, планировка, размер и общее техническое обслужи­вание:

• наличие поблизости объектов обра­зования, отдыха, и т.п., а также воз­можность поддержания связей с мик­росоциумом и семьями детей;

• наличие собственного участка, на ко­тором располагается учреждение;

• соответствие размера учреждения и числа мест в нём индивидуальным потребностям детей;

• утверждённый порядок содержания учреждения, дворов, садов, вспомога­тельных сооружений, доступность дет­ских площадок для местных детей.

2.Жилые помещения:

• поддержание домашней обстановки в жилых помещениях учреждения;

• наличие площади и оборудования для игр и развлечений в соответствии с потребностями детей;

• наличие мест для уединения, хране­ния личных вещей, а также мебели и оборудования для приготовления уроков и любимых занятий;

• количество мест в спальне — не бо­лее двух для подростков и четырёх для маленьких детей;

• наличие чётких письменных правил для персонала, руководства и детей в отноше­нии доступа на личную площадь ребёнка.

3.Наличие надлежащим образом оборудованных ванных комнат, туале­тов, кухонь, бытовых помещений (коли­чество таких помещений должно соот­ветствовать числу мест в учреждении).

4.Обеспечение учреждения над­лежащими санитарно-гигиеническими условиями и условиями безопасности жизни детей и работы персонала:

• наличие письменно оформленных правил санитарии, гигиены и техники безопасности;

• обучение персонала по вопросам охраны труда в рамках программы вве­дения в должность, включая правила санитарии, гигиены и техники безопас­ности в учреждении;

• наличие системы отчётности об опас­ностях, несчастных случаях и травмах;

• наличие системы ознакомления де­тей с правилами поведения в чрезвы­чайных ситуациях;

• наличие ответственного в учрежде­нии по вопросам оказания первой по­мощи (содержание аптечек регулярно проверяется на соответствие действу­ющим нормам и правилам).

Питание и приготовление пи­щи в интернатом учреждении.

Наличие условий для обеспече­ния воспитанников качественным пи­танием в достаточном количестве с учётом их потребностей и пожела­ний.

Наличие условий для охра­ны здоровья воспитанников.

• обеспечение полезной и питатель­ной пищей в надлежащих количествах (с учётом потребностей и пожеланий детей);

• информирование персонала по во­просам охраны здоровья детей;

• обеспечение непрерывности лечения детей;

• ответственность персонала за еже­дневные мероприятия по охране здо­ровья детей и санитарному просве­щению;

• включение воспитанников в про­граммы санитарного просвещения;

• организация обязательной диспансе­ризации, плановых программ лечения, санитарно-курортного лечения воспи­танников;

• наличие письменного плана профи­лактических мероприятий, осмотров

у стоматолога, окулиста и отоларинго­лога, коррекционных программ в отношении физического, эмоционального и психического здоровья детей;

• организация необходимого лечения детей (у терапевта, стоматолога, оку­листа);

• соблюдение периодичности меди­цинских осмотров;

• проведение мониторинга состояния здоровья детей в учреждении и патронатной семье;

• проведение обучения персонала, в том числе патронатных воспитателей, по во­просам охраны здоровья детей и оказа­ния первой медицинской помощи;

• наличие чётких правил, направлен­ных на предотвращение формирова­ния у детей аддикций;

• организация помощи нарколога в случае формирования аддикций. [13;99]

Эргономические, эстетические и психолого-педагогические условия составляют основу организации собственно образовательного процесса.

Требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения состоят из трёх основных компонентов:

1. требования к содержанию и методам воспитания и обучения , реализуемым в интернатном учреждении;

2. требования к характеру взаимоотношений педагогов с детьми;

3. требований к среде развития ребёнка.

Индивидуальный подход – принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе в классе достигается педагогическое  взаимодействие с каждым ребёнком, основанное на знании его черт личности и условий жизни. В результате  систематического и регулярного изучения своих воспитанников с помощью диагностической карты педагог создаёт ясное представление о характере каждого учащегося, его интересах и способностях, влиянии на него семьи и ближнего окружения, получает возможность не только объяснить поступки ребёнка, отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственно педагогические задачи, направленные на нейтрализацию и преодоление негативных и развитие позитивных качеств личности ребёнка. [24;121]

Межведомственное взаимодействие – это взаимодействие всех ведомств, участвующих в постинтернатном сопровождении. Цель заинтересованные ведомств – оказать реальную помощь каждому ребёнку в становлении его как личности, как гражданина. Межведомственное взаимодействие  позволяет ускорить решение проблем выпускников интернатного учреждения и, в конечном счёте, повысить эффективность помощи им.[6; 66]

Таким образом, наиболее ёмкое по своему содержанию условие, это, безусловно, создание развивающей среды,  так как в неё входит ряд следующих условий: материально – технические, санаторно-гигиенические, эргономические и психолого-педагогические условия. Немаловажным условием является индивидуальный подход, благодаря которому достигается педагогическое взаимодействие с каждым ребёнком. Постинтернатным сопровождением занимается ряд различных  ведомств, и их взаимодействие, как условие, необходимо для построения качественной системы постинтернатного сопровождения.

 

 

 

 

Вывод по первой главе

 

Проанализировав теоретические аспекты постинтернатного сопровождения  мы пришли к выводу что, безусловно, вопрос постинтернатного сопровождения очень мало освещён в научной литературе.

Но сущность постинтернатного сопровождения нельзя недооценить, так как дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выходящие из детского дома, со специфическими личностными качествами, не могут адаптироваться в социуме. Проанализировав психологическую и педагогическую литературу были выявлены отличительные черты детей -сирот, такие как:  бедность конкретно – чувственного опыта, нет доверия к миру, агрессивная позиция по отношению к другим людям, неспособность самому справляться с душевными болями,  иждивенческая позиция,  низкая самооценка и.др. И постинтернатное сопровождение призвано сгладить, отнюдь не положительные личностные качества детей – сирот, для более успешной адаптации. А выявленные нами условия постинтернатного сопровождения помогут сделать этот процесс более эффективным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методологические аспекты постинтернатного сопровождения  детей – сирот,  и детей  оставшихся без

попечения  родителей

 

2.1 Выявление проблем детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей

 

Состояние воспитанников интернатных учреждений, стоящих на пороге выхода из детского дома, можно охарактеризовать как растерянность перед самостоятельной жизнью. Перед ними формально множество жизненных путей. В тоже время реализация этого выбора затруднена и ограничена. Выпускник находится, как правило, в состоянии психологического стресса. Это связано с увеличением психологической нагрузки. «Самостоятельность» - это слово одновременно и пугает и «желание свободы». Поэтому выпускники выходят из детского дома с чувством страха, неуверенности, одиночества. Для многих воспитанников детский дом был родным домом около десяти лет. Если в детском доме о нём заботились, его обеспечивали, то вне учреждения надо самому обеспечить условия для  нормальной жизни. Им предстоит практически заново выстроить и организовать собственное жизненное пространство.

Практически отсутствует какая бы то ни было преемственность жизни в детском доме и самостоятельной жизни выпускников. У детей из семьи такого разрыва нет. Они, как правило, осуществляют переход к самостоятельной жизни более планомерно и у них есть определённая преемственность жизненного пространства.

Таким образом, когда для детей – сирот начинается самостоятельная жизнь, перед ними стоят две первоочередные насущные задачи: перейти практически на самостоятельное жизнеобеспечение и обозначить границы своего нового пространства.

Большой проблемой для 90% выпускников является жилищная проблема. Как правило, дети, воспитывающиеся в детских домах, имеют закреплённое жилое помещение, там, где они раньше проживали со своими родственниками. За время проведённое ребёнком в детском доме родители, лишенные родительских прав, всё больше спиваются, деградируют как личности, и жить с ними в одной квартире просто невозможно. Одной из причин, усугубляющих неблагополучное положение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится сокращение доли государственного строительства. Не соблюдаются нормы жилищного законодательства, предусматривающие сохранение жилплощади за детьми, помещенными на воспитание в государственные детские учреждения, к родственникам, опекунам. К сожалению, нередко органы опеки и попечительства, администрации интернатных учреждений не принимают должных мер к закреплению жилой площади за данной категорией граждан. Это позволяет лицам, лишенным родительских прав, другим членам семьи, опекунам, жилищным органам распоряжаться ею вопреки правам и законным интересам несовершеннолетних. После выхода из детского дома подросток, у которого есть родители, часто возвращается в их квартиру и вновь погружается в асоциальную среду неблагополучной родительской семьи.

Более 50% выпускников считают, что у них не шансов найти приемлемые условия сосуществования с родителями и родственниками. В то же время отсутствие позитивного образца отношений «родитель – родитель» и «родитель – ребенок» приводит к смещению ценностных ориентаций: в системе жизненных ценностей выпускников детских домов, заботливые родители и родственные связи как самоценность фигурируют лишь у 14 %.

Психологические проблемы появляются и во время учёбы в профессиональных учебных заведениях. «Стыдно признаться, что детдомовец, боясь жалости  к себе» - вот мнение одного из выпускников. Это могли бы сказать многие. Часто воспитанники детских домов скрывают от своих сокурсников, что они воспитывались в детском доме. Сказать, что тебя предали самые близкие люди – страшно стыдно.

Им сложно бывает найти друзей из числа «домашних» сверстников. «Мы разные. Они мыслят по-другому. Мы слишком выкладываем всё о себе, а потом получаешь за это насмешки», так считают некоторые выпускники.

Выражение «грызть гранит науки» часто имеет почти конкретный смысл. Для многих тяжело даётся учёба. Сегодня только 6% выпускников детских домов поступают в высшие учебные заведения, 23 – 33%  - в учреждения среднего профессионального  образования, 60% - в учреждения начального профессионального образования. Радует, что сокращается доля выпускников, устраивающихся на работу без профессиональной подготовки.

Информация о работе Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей