Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:14, курсовая работа
Актуальность исследования. О проблемах детей-сирот в целом, и проблемах адаптации выпускников интернатных учреждений в частности, сегодня говорится много и на разных уровнях.
В силу своих индивидуальных особенностей выпускники детских домов, даже окончив профессиональное училище, не могут самостоятельно устроиться и удержаться на работе, теряют жилье, становясь жертвами махинаций, не могут создать полноценную семью. Так же предоставляемые выпускникам государственные права и льготы оказываются недостаточными, чтобы выпускники чувствовали себя эмоционально и психологически защищёнными. Поэтому необходимость их постинтернатного сопровождения стала насущной.
Введение………………………………………………………………….…….…3
Глава 1. Теоретические аспекты постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………….…5
1.1 Сущность постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………………………….5
1.2 Характерные особенности выпускников детского дома………………….10
1.3 Условия постинтернатного сопровождения…………………………….…17
Выводы по 1 главе………………………………………………………..….…..22
Глава 2. Методические аспекты постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………….23
2.1 Выявление проблем детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………....23
2.2 Опыт работы по постинтернатному сопровождению детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………………….…..26
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы……………………
Обеспечение эффективного постинтернатного сопровождения возможно при соблюдении следующих условий:
− создание развивающей среды и благоприятного психологического климата, что предполагает демократичный способ выработки решений и распределение ответственности; создание для ребенка возможности влиять на события жизни сообщества путем участия в принятии решений, управлять событиями на основе договоренности;[16;4 ]
− создание событийной общности детей и персонала, позволяющей подготовить ребенка к выходу в социум, ориентация на принятие детьми ответственности за свою жизнь;[9;12]
− индивидуальный подход к ребенку; [9;12]
− межведомственное взаимодействие, обеспечивающее успешность воспитательно-образовательного процесса: административной, методической, педагогической, психологической, медицинской. [16;4]
Среда развития ребёнка – это комплекс материально – технических, санитарно – гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в учреждениях интернатного типа.[15;398]
Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того они должны отвечать его духовным и социальным потребностям – познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми.
Материально – технические и санитарно – гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого учреждения интернатного типа.
Соответствие этих условий необходимым требованиям устанавливается в процессе лицензирования учреждения. Эти необходимые требования включают наличие помещений для пребывания детей в интернатом учреждении, проведение режимных моментов, организации питания, осуществлению медицинских процедур и реализации образовательного процесса. Вышесказанное распишем подробней.
Здания, помещения, оборудование.
1. Месторасположение, планировка, размер и общее техническое обслуживание:
• наличие поблизости объектов образования, отдыха, и т.п., а также возможность поддержания связей с микросоциумом и семьями детей;
• наличие собственного участка, на котором располагается учреждение;
• соответствие размера учреждения и числа мест в нём индивидуальным потребностям детей;
• утверждённый порядок содержания учреждения, дворов, садов, вспомогательных сооружений, доступность детских площадок для местных детей.
2.Жилые помещения:
• поддержание домашней обстановки в жилых помещениях учреждения;
• наличие площади и оборудования для игр и развлечений в соответствии с потребностями детей;
• наличие мест для уединения, хранения личных вещей, а также мебели и оборудования для приготовления уроков и любимых занятий;
• количество мест в спальне — не более двух для подростков и четырёх для маленьких детей;
• наличие чётких письменных правил для персонала, руководства и детей в отношении доступа на личную площадь ребёнка.
3.Наличие надлежащим образом оборудованных ванных комнат, туалетов, кухонь, бытовых помещений (количество таких помещений должно соответствовать числу мест в учреждении).
4.Обеспечение учреждения надлежащими санитарно-гигиеническими условиями и условиями безопасности жизни детей и работы персонала:
• наличие письменно оформленных правил санитарии, гигиены и техники безопасности;
• обучение персонала по вопросам охраны труда в рамках программы введения в должность, включая правила санитарии, гигиены и техники безопасности в учреждении;
• наличие системы отчётности об опасностях, несчастных случаях и травмах;
• наличие системы ознакомления детей с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях;
• наличие ответственного в учреждении по вопросам оказания первой помощи (содержание аптечек регулярно проверяется на соответствие действующим нормам и правилам).
Питание и приготовление пищи в интернатом учреждении.
Наличие условий для обеспечения воспитанников качественным питанием в достаточном количестве с учётом их потребностей и пожеланий.
Наличие условий для охраны здоровья воспитанников.
• обеспечение полезной и питательной пищей в надлежащих количествах (с учётом потребностей и пожеланий детей);
• информирование персонала по вопросам охраны здоровья детей;
• обеспечение непрерывности лечения детей;
• ответственность персонала за ежедневные мероприятия по охране здоровья детей и санитарному просвещению;
• включение воспитанников в программы санитарного просвещения;
• организация обязательной диспансеризации, плановых программ лечения, санитарно-курортного лечения воспитанников;
• наличие письменного плана профилактических мероприятий, осмотров
у стоматолога, окулиста и отоларинголога, коррекционных программ в отношении физического, эмоционального и психического здоровья детей;
• организация необходимого лечения детей (у терапевта, стоматолога, окулиста);
• соблюдение периодичности медицинских осмотров;
• проведение мониторинга состояния здоровья детей в учреждении и патронатной семье;
• проведение обучения персонала, в том числе патронатных воспитателей, по вопросам охраны здоровья детей и оказания первой медицинской помощи;
• наличие чётких правил, направленных на предотвращение формирования у детей аддикций;
• организация помощи нарколога в случае формирования аддикций. [13;99]
Эргономические, эстетические и психолого-педагогические условия составляют основу организации собственно образовательного процесса.
Требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения состоят из трёх основных компонентов:
1. требования к содержанию и методам воспитания и обучения , реализуемым в интернатном учреждении;
2. требования к характеру взаимоотношений педагогов с детьми;
3. требований к среде развития ребёнка.
Индивидуальный подход – принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе в классе достигается педагогическое взаимодействие с каждым ребёнком, основанное на знании его черт личности и условий жизни. В результате систематического и регулярного изучения своих воспитанников с помощью диагностической карты педагог создаёт ясное представление о характере каждого учащегося, его интересах и способностях, влиянии на него семьи и ближнего окружения, получает возможность не только объяснить поступки ребёнка, отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственно педагогические задачи, направленные на нейтрализацию и преодоление негативных и развитие позитивных качеств личности ребёнка. [24;121]
Межведомственное взаимодействие – это взаимодействие всех ведомств, участвующих в постинтернатном сопровождении. Цель заинтересованные ведомств – оказать реальную помощь каждому ребёнку в становлении его как личности, как гражданина. Межведомственное взаимодействие позволяет ускорить решение проблем выпускников интернатного учреждения и, в конечном счёте, повысить эффективность помощи им.[6; 66]
Таким образом, наиболее ёмкое по своему содержанию условие, это, безусловно, создание развивающей среды, так как в неё входит ряд следующих условий: материально – технические, санаторно-гигиенические, эргономические и психолого-педагогические условия. Немаловажным условием является индивидуальный подход, благодаря которому достигается педагогическое взаимодействие с каждым ребёнком. Постинтернатным сопровождением занимается ряд различных ведомств, и их взаимодействие, как условие, необходимо для построения качественной системы постинтернатного сопровождения.
Вывод по первой главе
Проанализировав теоретические аспекты постинтернатного сопровождения мы пришли к выводу что, безусловно, вопрос постинтернатного сопровождения очень мало освещён в научной литературе.
Но сущность постинтернатного сопровождения нельзя недооценить, так как дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выходящие из детского дома, со специфическими личностными качествами, не могут адаптироваться в социуме. Проанализировав психологическую и педагогическую литературу были выявлены отличительные черты детей -сирот, такие как: бедность конкретно – чувственного опыта, нет доверия к миру, агрессивная позиция по отношению к другим людям, неспособность самому справляться с душевными болями, иждивенческая позиция, низкая самооценка и.др. И постинтернатное сопровождение призвано сгладить, отнюдь не положительные личностные качества детей – сирот, для более успешной адаптации. А выявленные нами условия постинтернатного сопровождения помогут сделать этот процесс более эффективным.
Глава 2. Методологические аспекты постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без
попечения родителей
2.1 Выявление проблем детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей
Состояние воспитанников интернатных учреждений, стоящих на пороге выхода из детского дома, можно охарактеризовать как растерянность перед самостоятельной жизнью. Перед ними формально множество жизненных путей. В тоже время реализация этого выбора затруднена и ограничена. Выпускник находится, как правило, в состоянии психологического стресса. Это связано с увеличением психологической нагрузки. «Самостоятельность» - это слово одновременно и пугает и «желание свободы». Поэтому выпускники выходят из детского дома с чувством страха, неуверенности, одиночества. Для многих воспитанников детский дом был родным домом около десяти лет. Если в детском доме о нём заботились, его обеспечивали, то вне учреждения надо самому обеспечить условия для нормальной жизни. Им предстоит практически заново выстроить и организовать собственное жизненное пространство.
Практически отсутствует какая бы то ни было преемственность жизни в детском доме и самостоятельной жизни выпускников. У детей из семьи такого разрыва нет. Они, как правило, осуществляют переход к самостоятельной жизни более планомерно и у них есть определённая преемственность жизненного пространства.
Таким образом, когда для детей – сирот начинается самостоятельная жизнь, перед ними стоят две первоочередные насущные задачи: перейти практически на самостоятельное жизнеобеспечение и обозначить границы своего нового пространства.
Большой проблемой для 90% выпускников является жилищная проблема. Как правило, дети, воспитывающиеся в детских домах, имеют закреплённое жилое помещение, там, где они раньше проживали со своими родственниками. За время проведённое ребёнком в детском доме родители, лишенные родительских прав, всё больше спиваются, деградируют как личности, и жить с ними в одной квартире просто невозможно. Одной из причин, усугубляющих неблагополучное положение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится сокращение доли государственного строительства. Не соблюдаются нормы жилищного законодательства, предусматривающие сохранение жилплощади за детьми, помещенными на воспитание в государственные детские учреждения, к родственникам, опекунам. К сожалению, нередко органы опеки и попечительства, администрации интернатных учреждений не принимают должных мер к закреплению жилой площади за данной категорией граждан. Это позволяет лицам, лишенным родительских прав, другим членам семьи, опекунам, жилищным органам распоряжаться ею вопреки правам и законным интересам несовершеннолетних. После выхода из детского дома подросток, у которого есть родители, часто возвращается в их квартиру и вновь погружается в асоциальную среду неблагополучной родительской семьи.
Более 50% выпускников считают, что у них не шансов найти приемлемые условия сосуществования с родителями и родственниками. В то же время отсутствие позитивного образца отношений «родитель – родитель» и «родитель – ребенок» приводит к смещению ценностных ориентаций: в системе жизненных ценностей выпускников детских домов, заботливые родители и родственные связи как самоценность фигурируют лишь у 14 %.
Психологические проблемы появляются и во время учёбы в профессиональных учебных заведениях. «Стыдно признаться, что детдомовец, боясь жалости к себе» - вот мнение одного из выпускников. Это могли бы сказать многие. Часто воспитанники детских домов скрывают от своих сокурсников, что они воспитывались в детском доме. Сказать, что тебя предали самые близкие люди – страшно стыдно.
Им сложно бывает найти друзей из числа «домашних» сверстников. «Мы разные. Они мыслят по-другому. Мы слишком выкладываем всё о себе, а потом получаешь за это насмешки», так считают некоторые выпускники.
Выражение «грызть гранит науки» часто имеет почти конкретный смысл. Для многих тяжело даётся учёба. Сегодня только 6% выпускников детских домов поступают в высшие учебные заведения, 23 – 33% - в учреждения среднего профессионального образования, 60% - в учреждения начального профессионального образования. Радует, что сокращается доля выпускников, устраивающихся на работу без профессиональной подготовки.