Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:14, курсовая работа
Актуальность исследования. О проблемах детей-сирот в целом, и проблемах адаптации выпускников интернатных учреждений в частности, сегодня говорится много и на разных уровнях.
В силу своих индивидуальных особенностей выпускники детских домов, даже окончив профессиональное училище, не могут самостоятельно устроиться и удержаться на работе, теряют жилье, становясь жертвами махинаций, не могут создать полноценную семью. Так же предоставляемые выпускникам государственные права и льготы оказываются недостаточными, чтобы выпускники чувствовали себя эмоционально и психологически защищёнными. Поэтому необходимость их постинтернатного сопровождения стала насущной.
Введение………………………………………………………………….…….…3
Глава 1. Теоретические аспекты постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………….…5
1.1 Сущность постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………………………….5
1.2 Характерные особенности выпускников детского дома………………….10
1.3 Условия постинтернатного сопровождения…………………………….…17
Выводы по 1 главе………………………………………………………..….…..22
Глава 2. Методические аспекты постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………….23
2.1 Выявление проблем детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………....23
2.2 Опыт работы по постинтернатному сопровождению детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей……………………………….…..26
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы……………………
В первый год после выхода из детского дома выпускники нуждаются в поддержке. Более 50% считают необходимым, чтобы с ним был кто – то рядом, иначе они испытывают беспомощность. Они надеются на покровительство без опоры на собственные ресурсы.
Очень часто выпускники не умеют правильно пользоваться самостоятельностью, хотя находясь в детском доме, стремятся к ней. Под любым предлогом прогуливают учебные занятия, не умеют правильно распоряжаться своим бюджетом.
Ощущение сиротства сопровождает выпускников детских домов на протяжении всей жизни. От того, насколько благополучно или неблагополучно сложилась их жизнь, зависят частота воспоминаний о детстве и отождествление себя с референтной группой сирот. Все свои проблемы дети-сироты заслуженно или незаслуженно объясняют одиночеством, воспитанием в детском доме и предвзятым отношением к ним окружающих. Проблемы сироты не решаются не только до достижения им 23 лет, как это предусмотрено законом, а в течение всей жизни. [16;6]
2.2 Опыт работы по постинтернатному сопровождению детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей
С недавнего времени на проблему постинтернатного сопровождения детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей обращается много внимания. Разрабатывается множество программ и систематизируется опыт.
Автор Исрафилова Т.М., директор Бугульминского детского дома, предлагает программу по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников детских домов, название которой «От ростка – до древа жизни».
Целью программы является: создание наиболее эффективной системы постинтернатного сопровождения выпускников, направленной на защиту прав и интересов выпускников, самостоятельное жизненное обустройство, выработку способности выпускниками к самостоятельному принятию решений, овладению навыками их реализации и осознанию ответственности за принятое решение.
Для эффективного достижения цели система постинтернатного сопровождения выпускников состоит из двух ступеней:
I ступень – подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в стенах детского дома.
Цель: формирование социальной, правовой грамотности, психологической устойчивости и целенаправленной профессиональной ориентации для самостоятельной жизни в современном обществе.
В стенах детского дома ребята получают допрофессиональную подготовку в мастерских - в швейной и столярной; занимаются в кружках художественного рукоделия, а также в кружке вокала, в драматическом, и хореографическом кружках; участвуют в Спартакиаде, посещают тренажерный зал, занимаются в спортивных секциях города: акробатикой, тяжелой атлетикой, бадминтоном, футболом, армрестлингом.
Из числа старших воспитанников сформированы бригады, которые выполняют определенную работу через службу занятости и получают заработную плату. Таким образом, еще находясь в стенах детского дома, воспитанники приобретают и первый опыт производственных отношений, и опыт распределения средств на собственные нужды.
Защиту имущественных и личных прав воспитанников осуществляет социальный педагог.
Для обеспечения комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка в воспитательном процессе создана и успешно работает психолого-медико-
На основе комплексной диагностики на каждого ребенка заводится Дневник индивидуального развития, который ведется до конца пребывания ребенка в детском доме.
Социальная служба детского дома тесно сотрудничает со специалистами Службы сопровождения выпускников.
Одним словом, педагогический коллектив помогает выпускнику детского дома перейти из упрощенного и специфического мира детского дома в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Поэтому деятельность специалистов Службы сопровождения направлена на помощь выпускникам в период перехода из мира в детском доме, в мир социума, создает среду общения, положительные ценностные представления, поможет сделать в жизни первые самостоятельные шаги, обеспечит их успешность и запас положительного опыта.
II ступень – сопровождение выпускника в постинтернатный период.
Цель: оказание помощи выпускникам детских домов в социальной адаптации, получении профессии и трудоустройстве, подготовке к семейной жизни.
Деятельность по достижению целей постинтернатного сопровождения подразделяется на два основных этапа: подготовительный и деятельный.
Задачей подготовительного этапа является сбор и систематизация информации о проблемах выпускников в постинтернатной жизни, определение методов решения данных проблем.
Подготовительный этап постинтернатного сопровождения выпускников начинается со сбора информации о выпускнике: учеба, работа, место жительства (фактическое и закрепленное).
Следующий шаг в работе – составление базы данных на выпускников детского дома.
В рамках подготовительного этапа составляется индивидуальный план сопровождения выпускника.
На основании полученной информации специалистами службы обозначаются возможные проблемы жизнеустройства выпускника и пути их решения, определяются степень их сложности. Сопровождение подразумевает оказание психолого-педагогической, социальной, юридической помощи, обследование условий проживания выпускника, мониторинг жизнеустройства, а также помощь молодым семьям с детьми из числа выпускников, привлечение к работе молодежного актива, организация совместного досуга и отдыха выпускников.
Задачей деятельного этапа является защита прав и интересов выпускников, разработка и осуществление предложений по социально-психологической коррекции опыта выпускников с целью подготовки их к позитивному жизненному выбору.
На каждого выпускника ведется «Маршрут сопровождения выпускника», где указываются даты, проделанная работа тем или иным специалистом службы и результаты работы.
Для оказания поддержки и помощи выпускникам к сотрудничеству привлекаются различные внешние структуры: здравоохранительные учреждения, коммунальные службы, правоохранительные органы, образовательные учреждения, социальные службы, органы исполнительной власти, культурные и спортивные учреждения, спонсорская помощь, волонтерское движение.
Для привлечения внешних структур специалистами службы организуются встречи с руководителями, направляются письма, ходатайства, осуществляются посещения, телефонные переговоры, организуются круглые столы с обозначением основных проблем и методов их решения в стенах интернатного учреждения, а также с выездом по месту нахождения привлекаемой организации.
Направления работы постинтернатного сопровождения
выпускника.
Выводы по второй главе
На основе проблем детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей строится всё постинтернатное сопровождение. К таким проблемам можно отнести: дети выпускаются из детского дома с чувством страха, неуверенности, жилищная проблема, сложности при поиске друзей и так же тяжело даётся учёба. Анализ опыта работы показал нам что, эффективными условиями постинтернатного сопровождения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются индивидуальный подход и координация всех служб. А такие условия как создание развивающей среды и с событийной общности детей и персонала являются неэффективными, так как они должны создаваться тогда, когда выпускник находится ещё в учреждении интернатного типа, то есть в допостинтернатный период.
Заключение
В заключении можно сказать, что постинтернатное сопровождение призвано для того чтобы смягчить переход ребёнка из условий детского дома в социум, чтоб все знания, умения, навыки которые он получил в детском доме смогли найти свою реализацию в жизни. Это значит, что вся работа с ребёнком которая ведётся в детском доме будет бессмысленна без постинтернатного сопровождения.
Итак, цель нашего исследования достигнута. Для достижения цели мы рассмотрели сущность постинтернатного сопровождения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителе. Так же затронули характеристику детей – сирот. Нашли в научной литературе условия постинтернатного сопровождения. Выявили проблемы детей – сирот в учреждении интернатного типа и проанализировали опыт работы Бугульминской службы постинтернатного сопровождения.
Хотя в наше время ведётся деятельность по постинтернатному сопровождению, но она находится лишь на этапе разработки. И в дальнейшем, с накоплением опыта и проведением научных исследований этот неотъемлемый компонент социальной педагогики встанет на новый качественный уровень.
Список литературы
1.Ашихминина, Т.И., Межведомственное взаимодействие – важнейшее условие эффективной работы центра [текст]: \ Т.И. Ашихминина \\ Социальная педагогика 2010. - №5. – С.41 – 44.
2.Бвайер, Е.А., Павлов, И.Б., Жизнестойкость как необходимое качество выпускника детского дома [текст]: \ Е.А. Бвайер, И.Б. Павлов \\ Социальная педагогика 2010. - №5. – С.75 - 83.
3.Беличева, С. А., Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход [Текст]: / С. А. Беличева. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. – 112с.
4.Бобылева, И., Региональная система сопровождения выпускников интернатных учреждений [текст]: \ И. Бобылева \\ Социальная педагогика 2010. - №5. – С.5- 22.
5.Василькова, Ю.В., Работа социального педагога в приютах и интернатных учреждениях [текст]: / - М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 278с.
6.Вяткина. Е., Тюкалова, Н., Межведомственное взаимодействие в сопровождении детей – сирот [текст]: \ Е. Вяткина, Н. Тюкалова \\ Социальная педагогика в России 2009. - №5. – С.63 – 67.
7.Деятельность образовательного учреждения для детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей по повышению успешности вхождения воспитанников в самостоятельную жизнь [текст]: \ - М. : 2004. – 34с.
8.Дьячкова, Г. В., Информационно – методическая работа, как составная часть модели организации постинтернатного сопровождения выпускников [текст]: \ Г.В. Дьячкова \\ Социальная педагогика 2010. - №5. – С.51 - 56.
9.Мальцева, А. В., Социально – педагогическое сопровождение детей – сирот в детском медицинском учреждении [текст]: \ А. В. Мальцева \\ Ярославский педагогический вестник 2009. - №4. – С.11 -17.
10.Мардахаев, Л. В., Словарь по социальной педагогике [текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.- сост. Л. В. Мардахаев. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
11.Мардахаев, Л. В., Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации [текст]: \ Л. В. Мардахаев \\ педагогическое образование и наука 2010. - №6. – С.4-11.
12.Кравченко, А. И., Социальная работа [текст]: учеб. – М.: ТК Велби, из –во прспект,2008. 416с.
13.Овчинников, А., Система стандартов качества услуг для учреждений интернатного типа [текст]: \А. Овчинников \\ Социальная педагогика 2008. - №3. – С.93 – 101.
14.Олиференко, Л. Я., Социально - педагогическая поддержка детей группы риска [текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / - М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 256с.
15.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [текст]: учебник для студентов высш. и сред. пед. уч. зав. \ под редакцией С.А. Смирнова. – 4 изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512с.
16.Психолого-педагогическое сопровождение выпускников детских домов: вопросы социальной адаптации [текст]: \ под ред. И.А. Подольской \ - Калуга : ИП Кошелёв (издательство «ЭЙДОС»),2008. – 130 с.
17.Паневин, А.В., Жилищные проблемы детей – сирот, оставщихся без попечения родителей, и пути их решения [текст]: \ А.В. Паневин \\ Социальная педагогика 2010. - №5. – С.56 – 59.
18.Петрова, Е., Постинтернатное сопровождение выпускников детских домов [текст]: \ Е. Петрова \\ Социальная педагогика 2009. - №6. – С.45 - 54.
19.Поддержка и психологическое сопровождение выпускников детских домов [текст]: практическое пособие \ под редакцией Винокурова Д. А., -
Нижний Тагил, 2003. – 80с.
20.Поломарец, Н., Служба сопровождения и школа приёмных родителей [текст]: \ Н. Поломарец \\ Социальная педагогика в России 2009. - №6. – С.50 – 53.
21.Полушкина, Н.И., Центр поддержки выпускников как ключевое звено региональной системы сопровождения [текст]: \ Н.И. Полушкина \\ Социальная педагогика 2010. - №5. – С.38 – 41.
22.Ракитина, Н.Н., Служба сопровождения выпускников интернатных учреждений [текст]: \ Н.Н. Ракитина \\ Социальная педагогика 2010. - №5. – С.44 -51.
23.Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений Мурманской области [текст]: учебно-методическое пособие / под ред. Л.М. Боровиной, Т.Д. Тегалевой, Е.Н. Шовиной. – Мурманск, 2007. – 116 с.